Значение ВАРЛААМА ПРИТЧИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

ВАРЛААМА ПРИТЧИ

? так называются самостоятельно обработанные рассказы, выбранные из истории Варлаама и Иоасафа (см. это сл.), которые впоследствии приписывались также другим лицам и писателям христианским. К таким рассказам принадлежит весьма популярная, перепечатываемая во многих хрестоматиях притча об инороге (иногда ? о верблюде), которая представляет человека, гонимого инорогом, попавшего в колодезь и держащегося за куст на стене колодца: над ним неистовствует инорог (смерть), около него зияют пасти аспидовых голов (физические слабости); внизу яростно изгибается страшный змей (ад); наконец, корни куста постоянно грызут две мыши (время ? день и ночь); таким образом, каждую минуту несчастный может свалиться вниз ? несмотря на это, он забывает о всем и ест выросшие около него ягоды (наслаждения жизни). Эта притча приведена и в "Исповеди" графа Л. Н. Толстого (см. "Последние произведения графа Л. Н. Толстого", критический этюд М. С. Громеки). Очень популярна также притча о трех друзьях: один человек, подпавший гневу царя, оставлен был двумя друзьями, которых он любил, и спасен третьим, которым он пренебрегал. Источником первой притчи служит эпизод арабской переделки Хитопадесы, известный под загл. Калила и Димна, повторенный в "Gesta Romanorum", переведенный на немецкий яз. Рюкертом и на литературный русский язык Жуковским; она часто встречается в русских рукописях XVII, XVI и даже XV в. Вторая притча тоже очень популярна в Западной Европе и на русской почве является уже в X V веке. Другие притчи не встречаются отдельно и только составляют эпизоды повести о Варлааме и Иоасафе.

Ср. статью А. Н. Веселовского: "О славянских редакциях одного аполога Варлаама и Иоасафа" ("Зап. Имп. Ак. Наук", т. XXXIV).

И. Лось.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.