Значение ГРИГОРИЙ ПАЛАМА в Православной энциклопедии Древо

Что такое ГРИГОРИЙ ПАЛАМА

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Григорий Палама (Παλαμα̃ζ) ( 1296 - 1359 ), митрополит Солунский , святитель .

Память 14 ноября , в неделю 2-й седмицы Великого Поста

Родился в 1296 г. в Константинополе [1] в богатой семье, 20 лет принял иночество в одной из афонских обителей. Его духовным наставником был преподобный Григорий Афонский . В 1336 году в скиту св. Саввы он занялся богословскими трудами, которых не оставлял до конца жизни.

Особенно известен спор его с Варлаамом Калабрийским и Акиндином о Фаворском свете ; Палама в этом споре отстаивал учение Церкви, что свет этот не есть творение, но свет присносушный (нетварный; см. также Исихазм ). По этому поводу в 1341 в Софийском Константинопольском храме под председательством патриарха созван был собор , на котором Палама обличил заблуждение Варлаама так, что последний решил удалиться в Италию .

В 1344 году Патриарх Иоанн XIV Калека , приверженец учения Варлаама , отлучил св. Григория от Церкви и заключил в темницу. В 1347 году, после смерти Иоанна XIV, св. Григорий был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского. В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок, и святителя в течение года продавали в различных городах. Лишь за три года до кончины св. Григорий вернулся в Солунь .

Мирно преставился Богу 14 ноября 1359 года.

Вскоре после смерти он был причислен к лику святых, ибо еще при жизни сподобился откровений и имел дар исцеления. Патриарх Константинопольский Филофей написал житие его и последование церковной службы в память его.

Полемика с Варлаамом

Афонские иноки были крайне взволнованы нападками Варлаама и обратились к одному из выдающихся византийских подвижников и ученых – Григорию Паламе с просьбой поговорить с Варлаамом и убедить его прекратить словесные и письменные на них нападки и не оскорблять святых мужей, почитающих божественный огонь.

Палама, имевший и раньше повод высказываться против богословско-философских воззрений Варлаама, теперь со всей силой своего ученого таланта и литературного уменья выступил против порицателя византийского монашества и его резких суждений о богоугодной исихии.

Он написал (в период 1338 - 1341 ) девять слов против Варлаама, разделив их на три триады. Варлаам ответил своему литературному противнику сочинением «Κατα ̀ μασαλιανω̃ν» («Против мессалиан»). В спор вмешались и другие лица: Палама нашел себе сочувствие у вселенского патриарха Филофея , царицы Анны и ее сына Иоанна Палеолога , у царедворца, а позднее императора, Иоанна Кантакузина и, конечно, в среде византийских, особенно афонских безмолвников, а Варлаам имел сторонников в лице богослова и философа Григория Акиндина и историка Никифора Григоры . Таким образом, составились две партии – варлаамитов и паламитов, – в спор разгорелся с большой силой.

Весь жгучий предмет спора сосредоточивался на вопросе о существе в энергии Божества (ή Θεία ουσία καὶ ὲνέργεια): есть ли энергия само существо Божие или же нет. К постановке этого вопроса пришли посредством другого: что такое был свет Господня Преображения на Фаворе – существо Божие или нет.

Основная мысль Варлаама заключалась в том, что божественное озарение есть наука и знание, которое дается в удел тем, кто чист сердцем и исполняет заповеди Божий. Таково именно было осияние учеников светом Господним во время пробуждения на горе Фаворе; оно имело целью сообщение высшего знания апостолам и не было по природе своей чем-либо невещественным или излиянием самого существа Божия, но только призраком, мысленным образом, созданным именно для этой цели.

Палама же и афонские монахи отстаивали то мнение, что воссиявший на Фаворе свет, по учению отцов Церкви, хотя и не есть самое существо Божие, но и не мысленный образ: это есть неразлучно присносущное Божественному существу проявление и осуществление, иначе – это есть естественное свойство и энергия (φυσικη ̀χάριζ καί ένέργεια) Божества.

Варлаам возражал на это: если осияние учеников на Фаворе было действием сообщения им Божественного существа, то надо заключить, что этот свет тождествен с существом Божиим и что существо Божие может сообщаться человеку и доступно человеческим чувствам.

Не существо, – отвечал Палама, – а энергия Божественная, благодать и слава, уделяемая от существа Божия святым. Притом энергия Божественная нераздельна от существа Божия, как неразделен Сын от Отца или Дух Святый , или как неотделим луч от солнца и теплота от огня; значит в таком учении нет мысли о двоебожии. И подобно тому, как существо солнца, т.е. диск его как неделимый выше лучей и сияния, посылаемого человеческим глазом, точно так же, согласно учению церкви, и божественное существо как неделимое и невидимое выше посылаемых ему сияний, энергий и благости, которую сообщает святым Пресвятая Троица .

Варлаам и его сторонники возражали против такого понимания взаимоотношений сущности Божества и Его энергии и в дальнейшей полемике пришли к пантеистическим воззрениям.

Учение Варлаама как еретическое вызвало осуждение Церкви. По поводу него созывались соборы в 1341 , 1347 , 1351 , 1352 и 1368 . На этих соборах учение Паламы и его сторонников было признано согласным с учением церкви, а Варлаам и его ученики анафематствованы.

Результаты соборных постановлений выразились в следующих статьях провозглашаемого в Неделю православия Синодика , вошедших в его состав в 1352 :

1) анафема тем, которые принимают воссиявший от Господа свет при Божественном Его преображении то за образ и тварь и призрак, то за самое существо Божие, и которые не исповедуют, что Божественный тот свет не есть ни существо Божие, ни тварь, но несозданная и физическая благодать и осияние и энергия, всегда происходящая из самого существа Божия.

2) Анафема тем, кто принимает, что Бог не имеет физической энергии, а одно только существо, и что нет никакого различия между существом Божиим и энергией, кто не хочет думать, что как соединение Божественного существа и энергии неслиянно, так и различие неизменно.

3) Анафема тем, кто принимает, что всякая физическая возможность и энергия Божества есть создание.

4) Анафема тем, которые говорят, что если допустить различие в существе и энергии Божества, то значит мыслить Бога существом сложным.

5) Анафема тем, кто думает, что одному только существу Божию свойственно имя Бога, а не энергии. б) Анафема тем, кто принимает, что существо Божие может быть приобщаемо (т.е. людям), и кто не хочет допустить, что приобщение свойственно благодати и энергии.

7) Вечная память святейшему митрополиту Солунскому Григорию Палама, который низверг еретиков Варлаама и Акиндина , дерзнувших назвать физическую и нераздельную энергию и возможность Божества, а равно и все физические свойства Святой Троицы созданными, а также привносить учение о платоновских идеях и эллинские мифы.

Литература

Ф.И. Успенский, Очерки по истории византийской образованности, СПб., 1892;

его же. Синодик в Неделю православия, Одесса, 1893;

епископ Порфирий Успенский, История Афона, ч. 3, отд. 2, СПб., 1892;

Г. Недетовский, Варлаамитская ересь, «Труды КДА», 1873, февраль;

П.А. Сырку, К истории исправления книг в Болгарии в 14 в., СПб., 1899.

Использованные материалы

Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.

http://www.days.ru/Life/life6543.htm

[1] на days.ru - "в Малой Азии"

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.