Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Ювеналий (Килин) , в схиме Иоанн ( 1875 - 1958 ), архиепископ Ижевский и Удмуртский .
В миру Килин Иван Кельсиевич, родился в крестьянской семье в селе Арзамасцево Сарапульского уезда Вятской губернии 19 апреля 1875 года. С раннего детства он имел тяготение к Церкви и монастырской жизни. Любовь отрока к Божественному прививала ему благочестивая мать, многократно рассказывавшая о своих паломничествах по святым местам Руси, как впоследствии вспоминал владыка Ювеналий. Многие в роду стали служителями Церкви - два сына старшей сестры-крестной матери будущего архиепископа окончили Пермскую духовную семинарию и один из них, Константин Юмин, в священном сане скончался в советской тюрьме. Вторая его сестра монахиня Аглаида, скончалась в женском монастыре, младший родной брат был священником, а двоюродная сестра - схимницей. Дальним его родственником был и священномученик Мефодий (Красноперов) .
Успешно окончив начальную земскую школу в Арзамасцеве, Иван поступил в Сарапульское уездное училище, которое закончил в 1889 году. Здесь на мальчика оказал благотворное влияние его первый старец-наставник - епископ Сарапульский Афанасий . В 1894 году, после скоропостижной кончины отца, много лет занимавшего должности члена Сарапульской Земской Управы и волостного писаря, молодой Иван, по благословению матери, предпринял паломническое путешествие в Верхотурскую обитель , где у мощей праведного Симеона созрело непоколебимое желание юноши стать монахом . Благое намерение Ивана с радостью одобрила мать, благословившая его на поступление в Николаевскую Белогорскую миссионерскую обитель , прозванную народом «Сибирским Афоном», копией Тихвинской иконы Божией Матери , полученной ею от прозорливого духовника Тихвинского монастыря. Освободившись от воинской повинности, в 1896 Иван был зачислен послушником в число монастырской братии.
Будучи келейником и ближайшим помощником любимого и почитаемого им настоятеля архимандрита Варлаама, он внес значительный вклад в возведение зданий и храмов обители и завершение постройки монастырского собора на Белой горе. 2 июля 1900 гола он был пострижен в монашество с именем Ювеналий, а 23 июля рукоположен епископом Пермским Петром во иеродиакона . 12 февраля 1902 года владыка Пермский Иоанн возвел его во иеромонахи . В эти годы, сопровождая отца Варлаама, ему удалось посетить многие святые места: Святую Землю и Святую Гору Афонскую в 1907 году, Киево-Печерскую и Троице-Сергиеву Лавры , Ново-Афонский и Валаамский монастыри , Оптину и Саровскую пустыни в 1903 году и многие другие. По свидетельству владыки Ювеналия, он был ободряем образцами строгой иноческой жизни, утешен присутствием на Саровских торжествах в дни открытия мощей преподобного Серафима , неоднократно сослужил с праведным Иоанном Кронштадтским и укреплялся в духовной жизни советами от него и от других подвижников из России и с Афона.
В 1903 году отец Ювеналий был назначен заведующим и строителем Белогорского подворья в городе Перми , где среди других крупных строений воздвиг и Златоустовскую церковь. В 1910 году был назначен экономом архиерейского дома в Перми. Услышав рассказы камчатского миссионера Нестора (Анисимова) он воодушевился желанием ехать на Камчатку , но в феврале 1912 года был вместо этого назначен первым игуменом и строителем мужской Фаворской Преображенской пустыни Осинского уезда. 19 июля 1912 года отец Ювеналий был возведен в сан игумена в Петроградской Благовещенской церкви Синодального подворья епископом Палладием . На новом служении отец Ювеналий прославился ревностным храмостроительством: в 1912 году был закончен Спасо-Преображенский собор, а в 1915 году были воздвигнуты Казанская домовая церковь и летний Кресто-Воздвиженский храм. В 1915 году он был назначен на должность благочинного всех монастырей Пермской епархии , а 24 июня 1916 года – возведен во архимандриты . С 1912 года отец Ювеналий слушал пастырско-миссионерские курсы под руководством А. Г. Кулешова , которые продолжались до 1917 года.
С началом гонений на Церковь в Пермском краю, когда множество священнослужителей приняли мученическую смерть и в одной Белогорской обители было расстреляно свыше 400 монашествующих, отец Ювеналий с несколькими монахами скрылся и с 3 июня 1919 года эвакуировался в Читу , затем временно занимал должность настоятеля Верхнеудинского мужского монастыря , а 1 марта 1920 года переехал в Харбин . С 1 апреля 1921 года он стал настоятелем Кладбищенского Успенского храма и смотрителем нового русского кладбища в Харбине.
В 1922 году, с благословения архиепископа Харбинского Мефодия , им был основан мужской монастырь на Крестовском острове , что в окрестностях Харбина и с 1 сентября он стал его первым настоятелем и строителем. Однако, в том же году архимандрит Ювеналий был командирован в Сербию , куда прибыл в январе 1923 года и был настоятелем мужского монастыря Витовница . Вернувшись в Харбин, с февраля 1924 года, архимандрит вновь был назначен строителем новой обители, перенесенной в Новый Модягоу в черте города Харбина. Здесь им были построены величественный трехпрестольный храм в честь Казанской иконы Божией Матери , типография, келлии для многолюдной монастырской братии и больница имени покойного харбинского врача В. А. Казем-Бек для братии и бедного населения. Вдобавок ко многочисленной литературе, обитель издавала духовно-нравственный журнал « Хлеб Небесный », главное периодическое издание Харбинской епархии , редактором которого в течение 10-ти лет являлся архимандрит Ювеналий.
В 1934 году в Сремских Карловцах , ходатайством епископа Пекинского Виктора , Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви постановил хиротонисать архимандрита Ювеналия во епископа Синьцзянского , второго викария Русской Духовной Миссии в Китае с местопребыванием в городе Урумчи в Восточном Туркестане , где русскими беженцами хранилась Табынская икона Божией Матери и были воздвигнуты несколько храмов. Русские жители Урумчи претерпели немало скорбей от большевиков, и поэтому Собор решил назначить им архипастыря для укрепления их церковной жизни. Получив определение Собора, архимандрит Ювеналий, готовясь к хиротонии, ежедневно совершал Божественную литургию в соборном храме обители, где, по просьбе богомольцев монастыря, было совершено его наречение 7 февраля 1935 года. Торжества возглавил архиепископ Харбинский и Маньчжурский Мелетий в сослужении архиепископа Камчатского и Петропавловского Нестора , епископов Хайларского Димитрия и Шанхайского святителя Иоанна , первого викария Китайской Миссии. 10 февраля те же архиереи совершили епископскую хиротонию отца Ювеналия в кафедральном Николаевском соборе Харбина [1] .
Из-за значительных затруднений для проезда новопоставленный епископ не смог отправиться к врученной ему Синьзянской пастве. В течение года Владыка продолжал настоятельствовать в Харбинской Казанской обители, в 1936 году заменял Начальника Миссии, епископа Виктора, находившегося в Белграде , а с 1937 по 1938 год - миссийского викария, святителя и чудотворца Иоанна, принимавшего участие в работе Архиерейского Собора в Сремских Карловцах . После его возвращения, Владыка Ювеналий был определен настоятелем Никольского храма-памятника в Шанхае , где помогал епископу Иоанну в делах Миссии. В 1940 году [2] , ходатайством самого владыки и постановлением Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви, он был вновь назначен настоятелем Казанско-Богородицкой обители с подчинением ему монашеской общины в Трехречье и присвоением ему титула епископа Цицикарского , второго викария Харбинской епархии . Здесь Владыка продолжал жить строго-аскетической жизнью, привлекая многих богомольцев своими проникновенными поучениями и любовью к уставным богослужениям.
В октябре 1945 года, вместе с большинство духовенства Харбинской епархии был принят в состав Московского Патриархата . С 1945 по 1947 год был вольнослушателем Богословского факультета при институте имени святого князя Владимира в Харбине. С 1946 года - епископ Шанхайский .
В январе 1947 года прибыл в СССР и до июня того года пребывал на покое в Псково-Печерском монастыре . 12 мая 1947 года был назначен епископом Челябинским и Златоустовским . С 3 июня 1948 года - архиепископ Иркутский и Читинский , с 21 февраля 1949 года - Омский и Тюменский . Будучи архиепископом Омским, Владыка совершил переложение святых мощей митрополита Тобольского Иоанна в новую раку.
С 31 июля 1952 года был назначен архиепископом Ижевским и Удмуртским . Как рассказывает бывший келейник владыки Ювеналия, протоиерей Николай Соловьев , перед смертью владыка просился уйти на покой по немощи. Патриарх упрашивал его остаться управлять кафедрой, даже предлагал митрополию, но архиепископ Ювеналий говорил, что служит не ради чинов и что монашество для него главнее. Предчувствуя кончину, Владыка просил архимандрита Петра (Семеновых) из Троице-Сергиевой Лавры, которого он знал по Харбину, постричь его в схиму , что он и сделал, дав ему при этом имя Иоанн в честь Иоанна Богослова . Владыка показывал место, где он хотел быть погребен - внутри собора слева, и желал чтобы после его похорон был построен придел в честь апостола Иоанна Богослова.
«В жизни Владыка был скромен , – как вспоминает отец Николай, – любил шутить, строг. Свою прозорливость скрывал, часто ночью в его келье горел свет, на праздники он давал келейникам по 25-50 рублей раздавать нищим (это по тем временам была немалая сумма). Владыка дружил со священником Кукшей, между ними был договор, что если из них кто-нибудь умрет, то оставшийся в живых будет молиться об усопшем» .
Сам отец Николай рассказывает следующий случай, свидетельствующий о прозорливости владыки Ювеналия. В молодости отец Николай хотел поступить в семинарию. Вместе с другими ребятами он поехал поступать в Москву . Владыка всем дал денег на билет только туда, а ему дал столько, чтобы хватило ему и туда и обратно. Перед этим увещевал подождать похоронить его, тот упрямился. В конце концов, все ребята поступили в семинарию, а он провалил экзамены и вернулся в Ижевск . Когда он шел к дому владыки, тот три раза посылал экономку Анастасию Александровну встречать Николая, она возражала, что Николай теперь приедет только на зимние каникулы. На 3-й раз вышла и за квартал от дома встретила его. Он и участвовал в похоронах владыки.
В конце 1958 года Владыка заболел. Перед смертью Владыка лежал в схиме, которую он принял 27 декабря 1958 года. 28 декабря , причастившись Святых Таин, Владыка обратился к своим близким и попросил их спеть прокимен: «Пойте, Богу нашему пойте, пойте Цареви нашему, пойте». На 3-й раз он сказал: «Вот наша новая земля, вот наш новый мир», и скончался.
Почитание
Архиепископ Ювеналий пользуется широким почитанием со стороны бывших харбинцев в Русской Зарубежной Церкви и духовенства и верующих в России . Многие стекаются к его гробнице в Ижевском кафедральном соборе и с верою обращаются к его молитвенному предстательству, чувствуя благодатную помощь. Несколько лет тому назад Архиепископ Ижевский и Удмуртский Николай совершил обретение его честных останков, при котором было обнаружено, что тление не коснулось его тела.
Награды
права настоятеля первоклассного монастыря - встреча с жезлом и крестом на блюде (за усердную службу, от Заграничного Синода 1929 )
крест на клобуке (февраль 1955 )
Труды
"Возвращение на Родину", ЖМП , 1947, № 5, 46, 47.
Литература
ЖМП , 1945, № 10, 5; 1948, № 9, 40; 1949, № 3, 6; 1950, № 9, 56; 1952, № 9, 3; 1955, № 3, 8; 1957, № 3, 7; 1958, № 11, 10; 1959, № 1, 13; 1959, № 2, 31-32.
Журнал Засед. Св. Син. , № 5 от 12 мая 1947; № 2 от 21 февраля 1949; № 5 от 31 декабря 1952; № 2 от 5 марта 1959, 1.
Русская Православная Церковь , 44.
Автобиография архиепископа Ювеналия (Килина) от 18 ноября 1958 года .
G. Seide, Geschichte der ROK im Ausland , passim, 412 f.
Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte 111, 142.
Irenikon , 11 (1934) 224 f; 12 (1935) 185.
Никон (Рклицкий), еп., Жизнеописание... , т. X, 31.
"... И даны будут жене два крыла": Сборник к 50-летию Сергея Фомина , Москва: Паломникъ, 2002, 78.
Дьяков, И. А., О пережитом в Маньчжурии за веру и Отечество , Сергиев Посад: Св.-Троицкая Сергиева лавра, 2001, 102.
Цыпин, Владислав, прот., История Русской Церкви: 1917-1997 , Москва: Валаамский монастырь, 1997, 769.
Историко-биографический справочник Архиереи Русской Православной Церкви Заграницей .
Русская Атлантида (Челябинск), 2002, № 8, 7.
Использованные материалы
http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_3251
Ган, Серафим, свящ., "Архиепископ Цицикарский Ювеналий (Килин)":
http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?si...wdoc
http://zarubezhje.narod.ru/tya/yu_003.htm
[1] Так по статье о. Серафима Гана, http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?si...doc. На http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_3251 указано 16 февраля, а по данным "ЖМП" 1959, № 2, 31 - 21 января.
[2] Так по статье о. Серафима Гана, http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?si...doc. На http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_3251 - с мая 1941 года.
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент