Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Ближние, Антониевы пещеры Киево-Печерской Лавры .
Протяженность Ближних пещер составляет около 400 метров. На территории Ближних пещер находится подземный храм Введения Пресвятой Богородицы, подземный храм прп. Антония Печерского, подземный храм прп. Варлаама, игумена Печерского.
В Ближних пещерах почивает 73 канонизированных святых (см. Собор преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер ).
Вход в Ближние пещеры до середины XVII в. осуществлялся через деревянные сени с решетчатыми дверями. Между 1638 и 1651 гг. над пещерным входом была построена церковь в честь Воздвижения Честнаго Креста. На ее месте в 1700 г. [1] на средства полтавского полковника Павла Герцика был воздвигнут каменный храм Воздвижения Животворящего Креста Господня, сохранившийся до наших дней.
Из Крестовоздвиженского храма прорублено три входа в Ближние пещеры: из притвора, бывшей трапезной (ныне храм Всех преподобных Печерских) и ризницы. Самый древний из них, вероятно, западный, ведущий из трапезной. Два других появились в следствие реконструкций XVII - XVIII вв. В 1749 г. к храму была пристроена галерея, в которой сделан еще один вход в пещеры (сегодня он преимущественно используется для паломников).
Ближние пещеры изначально состояли из трех основных коридоров, или улиц, связанных между собою переходами и имеющих боковые ответвления.
Главной является Пещерная улица, по обе стороны которой расположены келии. К ней примыкает церковь Введения Пресвятой Богородицы во храм - древнейшая в Ближних пещерах.
Улица, расположенная западнее, прорублена преподобным Марком Гробокопателем . Здесь он копал "гробы" (погребальные локулы ) и хоронил усопших монахов. Некоторые чудеса, происшедшие по его молитвам в этой пещере, описаны в " Патерике Печерском ".
Поворачивая налево, улица ведет к трапезной, где при преподобном Антонии братия собирались на совместную трапезу. В 1463 г. в день Светлого Христова Воскресения на приветствие священноинока Дионисия: "Христос Воскресе!" - веками нетленно почивающие святые отозвались радостным восклицанием: "Воистину Воскресе!". Произошло это чудо здесь, в древней трапезной.
Третий коридор ведет к церкви преподобного Антония Печерского , построенной в конце XVI или в начале XVII в., а боковое ответвление от нее - к крипте "убиенных Батыем".
В 1691 г. Киевский митрополит Варлаам (Ясинский) , бывший до этого года лаврским архимандритом, построил третью церковь в Ближних пещерах - в честь преподобного Варлаама , первого игумена Печерского . Храм был устроен в бывшей келии, но также не сохранил свой первоначальный вид. После пожара 1718 г. из поврежденного Успенского собора в пещерные церкви перенесли древние мраморные фрагменты иконостаса и портала. Павел Алеппский в своих записках приводит описание мраморных колонн древнего иконостаса Успенского собора. Согласно этому описанию, они были подобны темплонам византийских, болгарских, грузинских и других храмов IX - XII вв.
Во Введенском и Антониевом храмах установлены по две колонны, а в Варлаамовом - косяки западного портала. Два столба в церкви преподобного Антония поставлены как подпорки, верхом вниз. На столбах видны гнезда со следами чеканки от металлических частей на трех уровнях. Очевидно, это места крепления икон, которые стояли между колоннами, и барьера парапета. В Введенской церкви также размещены колонны, поставленные как подпорки в правильном положении. Интересно, что капители Софийского собора по диаметру тождественны либо близки верхнему диаметру колонн из церкви прп. Антония.
Все храмы Ближних пещер после реконструкции были расширены и перестроены. Медные позолоченные иконостасы Введенской и Варлаамовой церквей выполнил в 1814-1819 гг. киевский ювелир Федор Коробка, иконостас Антониевой церкви - Захарий и Юрий Брезгуновы. Царские врата иконостасов Введенской и Антониевой церкви утрачены. Рядом с храмами находятся келии, в которых жили подвижники. Все они были выкопаны в XII в., но на планах 1638 и 1661 гг. некоторые из них не указываются. Возможно, в тот период они были засыпаны или замурованы. Справа и слева от входа в пещерную келию делалось два земляных уступа, один из которых служил иноку ложем, а противоположный - столом. В стенах находились ниши для иконы, свечи или лучины.
В 1830 г. полы пещер были выложены чугунными плитами, изготовленными в Туле.
Во время археологических исследований 1977 - 1979 гг. за аркосолиями преподобных Нестора и Меркурия были исследованы ходы, заваленные вследствие землетрясения 1620 г. В частности, здесь обнаружены остатки еще одной, до сих пор неизвестной, древнерусской церкви и вырезанная на стене надпись с датой - 1150 г.
Гроб преподобного Антония
Захоронение основателя Печерской обители , прп. Антония , находится в перекрытом завалом ответвлении пещеры. В этом месте, называемом "гробом преподобного Антония", стоит гробница, на верхней крышке которой святой изображен иконописно. Прямо над гробницей икона преподобного Антония, рядом с ней на стене, справа и слева, изображения его сподвижников. Слева от "гроба" вход в келию, где многие годы провел в непрестанной молитве первоначальник русского монашества, напротив которой устроена церковь в его честь. Мощи преподобного Антония Промыслом Божиим и по сей день остаются сокрытыми (подробнее см. Антоний Печерский ).
См. также
Собор преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер .
Дальние пещеры
Использованные материалы
Пещеры Киево-Печерской Лавры. - К.: Киево-Печерская Успенская Лавра, 2006
Святыни Киево-Печерской Лавры - К.: Киево-Печерская Успенская Лавра, 2005
[1] По др. данным - в 1760 г.
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент