Значение ЧЕРДЫНСКИЙ ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо

Что такое ЧЕРДЫНСКИЙ ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Монастырь во имя святого апостола Иоанна Богослова в Чердыни (мужской).

История

Первый монастырь

Иоанно-Богословский мужской монастырь был основан святителем Ионой , епископом Пермским, "как пермичи крещение приняли" - то-есть в 1462 - 1463 годах в Чердынском крае, будущей Пермской губернии, близ того места, где впоследствии возник город Чердынь .

Со времени основания монастыря ему покровительствовали Великопермские князья, ими были пожертвованы монастырю немалые земельные угодия. После сведения Великопермских князей с княжения и высылки их из Перми Великой, Иоанно-Богословский монастырь не остался без высокого покровительства самого Государя всея Руси Иоанна IV Грозного . Монастырю были даны особые привилегии: по царской грамоте запрещено было наместникам судить монастырскую братию, притеснять монастырских крестьян. Последним подтвердил эти привилегии в 1623 году царь Михаил Федорович .

Первая подробная опись монастыря и его владений была сделана в 1623 году. Из нее известно, что в монастыре были: храм "Иоанна Богослова, каменный, верх Шатром" (это было первое каменное здание на Урале) и "на воротах же храм древян Вознесения Христова... да в монастыре 14 келий, а в них келарь да казначей да черный поп, да 19 старцев рядовых, да 4 кельи пустых, да за монастырем двор конюшенный, да двор служек." Монастырю тогда принадлежало: 6 деревень и двор в селе Кольчуг , кроме того, монастырю принадлежали обширные рыбные ловли.

Богословский монастырь был известен далеко за пределами Перми Великой. Вклады в монастырь в XVII - XVIII веках делали не только жители Чердыни , Соликамска , Усолья , но и Вятки , Великого Устюга , Верхотурья , Сольвычегодска . Княгиня Е. Дашкова пожертвовала в 1697 году в монастырь Казанскую икону Богородицы .

В конце 1620-х годов вкладчики монастыря жаловались Государю Михаилу Федоровичу на строителя (настоятеля) монастыря Трифона "живет не по монастырскому чину, и монастырскую всякую казну истощил ..." после чего последовал указ приписать монастырь к Троице-Сергиевой Лавре . В 1718 году в монастыре была построена новая каменная двухпрестольная церковь.

В 1764 году Екатериной II была проведена церковная реформа, в результате которой были закрыты многие монастыри и церкви. Не избежал этой участи и Иоанно-Богословский монастырь - в 1764 году он был оставлен на собственном содержании, в результате чего пришел в совершенный упадок и был закрыт в 1784 году. Монахи были переведены в другие монастыри, а вотчины отошли к Троице-Сергиевой Лавре.

По древнему синодику этого монастыря, при его закрытии числилось умершими 2000 схимников и монахов.

Первое возрождение - женская обитель

В 1910 году епископ Палладий Пермский и Соликамский получил от местных именитых людей и православного общества просьбу о восстановлении этой древней обители. Он с сочувствием отнесся к этому ходатайству и препроводил его в Санкт-Петербург в Святейший Синод . Оставался вопрос, где найти средства для покупки двух усадеб, ранее принадлежавших монастырю и прилегающих к закрытой церкви упраздненного монастыря, за истекшее время перешедших в частные руки. Одна жертвовательница, пароходовладелица Е. Н. Черных, дала обет, что она купит эту землю, но при условии, что настоятельницей вновь учреждаемого по местным потребностям женского монастыря, будет инокиня Ольга, будущая игумения Руфина . 12 ноября 1911 года владыка Палладий вручил посох нововозведенной в игумении монахине Руфине, и 13 ноября того же года игумения Руфина в сопровождении семи сестер выехала из Перми в Чердынь.

Восемь лет потрудилась мать игумения Руфина над восстановлением и устроением этой обители. В 1914 году грянула Первая мировая война и монастырь сделал свой вклад - помимо неустанных ежедневных молитв, обитель производила сбор вещей для отправки на фронт. Сверх того, обитель создала приют для сирот воинов, погибших на войне. К 1917 году в приюте находилось 75 детей.

С началом революционной сумты в 1917 году монастырь подвергся гонениям безбожников. Игумения Руфина была арестована большевиками, но город вскоре заняли белые части и она была освобождена. Но уже в 1919 году, с отходом белых частей, игумения в сопровождении четырех сестер покинула монастырь и вступила на путь беженства. Через несколько месяцев монахини добрались до Новониколаевска где их "путешествующая обитель" с помощью добрых людей приняла 150 детей в приют и ясли и получила разрешение на создание Марфо-Мариинской общины. Но это начинание не получилось и игумения Руфина, послушница Августа и еще одна послушница были вынуждены ехать на Дальний Восток. Заболевшие сестры остановились в Чите а игумения в феврале 1920 года прибыла во Владивосток , где ей пришлось исполнять самые тяжелые работы. Через некоторое время приехали из Читы выздоровевшие сестры, стали зарабатывать стиркой, а понемногу и более тонкими видами труда: стежкой одеял, рукоделиями. Нашлись благодетели и было создано монастырское подворье в честь Смоленской иконы Богородицы-Одигитрии. С помощью добрых людей матушка Руфина получила участок земли близ городского кладбища с правом пользоваться кладбищенской церковью Всех скорбящих Радости . Сестры привели в порядок могилы на кладбище, рукодельничали, помогали при совершении треб. В честь их молитвенных трудов, гора, на которой находится "Морское" кладбище, стала называться Монастырской. Обитель постепенно становилась на ноги, но через три года вновь пресеклось с падением анти-большевистских сил. В июне 1923 года монахини-странницы добрались до Харбина в Маньчжурии где в 1924 году основали монастырь в честь Тихвинской иконы Божией Матери , продолживший русскую монашескую традицию в зарубежье.

Второе возрождение - мужской монастырь

Чердынская Ионно-Богословская обитель была вновь возрождена в 2004 году как мужской монастырь.

Настоятели

И. Я. Кривощеков перечисляет таких настоятелей монастыря [1] :

Дионисий, архим., основатель монастыря

Варлаам (1580)

Антоний (1585)

Адриан (1600)

Иов (1607)

Антоний (1615)

Трифон (1625 - 1630)

Герасим (1630 - 1631)

Варсонофий (1637)

Никифор (1663)

Ефремий (1680)

Иов (1751) - крестил чердынских вогуличей в деревне Сыпучи на реке Вишере

Первое возрождение

Руфина (Кокорева) , игум. (1911 - 1919 (1924))

Второе возрождение

Герасим (Гаврилович) , игум, наместник (упом. 2004)

Использованные материалы

Страница официального сайта Пермской епархии:

http://www.eparhia.permonline.ru/monast/dmon/cherd.html

Ступина, Т. А., Амилахвари, Е. Т., «Жизненный путь схи-игумении Ариадны Сан-Францисской», Русскiй инокъ , 2005, № 37 (200) сентябрь:

http://www.russian-inok.org/page.php?page=way1&dir=way&month=0905

[1] Данные со страницы официального сайта Пермской епархии, http://www.eparhia.permonline.ru/monast/dmon/cherd.html

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.