Значение САРАНСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо

Что такое САРАНСКАЯ ЕПАРХИЯ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Саранская и Мордовская епархия Русской Православной Церкви .

Епархиальное управление: 430000, Россия , Республика Мордовия , г. Саранск , ул. Московская, 2.

Телефон: (8-8342) 47-11-47 Факс: (8342) 17-11-47

Официальный сайт: http://www.srn.ru

История

Начало Православия в Мордовии

Хотя первый, точно датированный храм, был возведен только в 1591 году в Пурдошевском Рождество-Богородичном монастыре , несомненно, что существовал православный приход в Темникове , основанном в 1536 году, и в русском селе Старый Город , существовавшем еще в XV веке.

Известен монах Матвей, основавший в XVI в. Щацкую Чернееву пустынь , который за свою миссионерскую деятельность получил прозвище «мордовский апостол». Монах Мамонт, основатель Мамонтовой пустыни , крестил многие сотни язычников и превратил некогда дремучие дебри в процветающий край. Монахи Пурдошевского монастыря реорганизовали три небольшие деревушки (две русские и одну мордовскую) в самое крупное и процветающее село Примокшанья — Пурдошки . Небольшая мордовская деревня Ардатова , принявшая христианство и русских единоверцев, стала городом.

С 1628 по 1710-е гг. в Православие чаще всего переходили татарские и мордовские мурзы, приобретавшие таким образом титулы русских князей и крупные имения с многочисленным крестьянством. В XVIII в. крестились уже целые деревни. В конце XVII в. распространение христианства среди мордвы приняло массовый характер. Свидетельство тому — значительное количество монахов, выходцев из мордвы. Среди первых насельников Саровской пустыни, судя по спискам 1731 г., не менее трети были мокшане Арзамасского и Темниковского уездов.

В эпоху владычества ордынцев мордовская земля входила в состав Сарской епархии , затем в Крутицкую , а с 1593 г. Понизовье, в том числе междуречье Суры и Мокши, вошли в состав Патриаршей , позднее Синодальной области.

За 40 лет до основания Саранска патриарх Иов благословил обывателей деревни Ивановской на возведение храма во имя св. ап. Иоанна Богослова (ныне кафедральный собор): так первосвятитель предопределил появление современной столицы Мордовии.

С отменой патриаршества мордовский край духовно окормлялся местоблюстителями Патриаршего престола. Впоследствии в разное время приходы Мордовских земель входили в состав Казанской , Пензенской , Владимирской , Воронежской , Тамбовской и Нижегородской епархий.

В составе Пензенской епархии

Новая страница церковной истории края была перевернута с созданием Пензенской епархии в 1799 г. В неё были включены все города современной Мордовии, кроме Темникова, который остался в Тамбовской епархии, и Ардатова, относившегося к Нижегородской епархии.

Всего за 300 лет на территории Мордовии появились 42 монастыря и около 650 храмов. В начале XX века на территории современной Мордовии насчитывалось около 5 тысяч священно- и церковно-служителей (вместе с семьями) и около полутора тысяч монахов и монахинь, не считая лиц, живших в монастырях на испытании.

Годы лихолетья

Если до революции на весь Саранский уезд существовала единственная тюрьма на 50 мест, наполовину пустовавшая, и за год в уезде осуждалось на заключение 1-2 человека, то в первые годы советской власти тюрьма уже была заполнена до отказа. Затем в Саранске были оборудованы под тюрьмы два барака и казарма. В 1920 году появилась загородная тюрьма, занявшая три келейных корпуса Чуфаровского монастыря. Следом были открыты тюрьма в Липках (близ Ромоданова), концентрационный лагерь на Казачьей горе близ Саранска, целая сеть лагерей в Темниковском, Краснослободском уездах, в лесах Потьмы. Храмы закрывались — тюрьмы открывались.

В XX в. Православие в Мордовии пережило самые тяжелые времена, сравнимые с эпохой римских гонений. Массовое преследование верующих и священнослужителей началось с 1924 г. До этого в 1918 - 1921 гг. советская власть несколько раз проводила реквизиции земельных владений (прежде всего монастырских) и храмовых ценностей - богослужебных сосудов и окладов из драгоценных металлов. Первыми были закрыты Кимляйский и Знаменский монастыри, в обоих случаях — в результате карательных экспедиций ЧК.

В 1924 г. за отказ признать обновленческих иерархов был закрыт Чуфаровский монастырь , в 1926 г. — Куриловский , в 1928 г. — Зиновский , Краснослободские Успенский и Спасо-Преображенский , Темниковский женский . Началось повсеместное закрытие приходских храмов. Церковный совет Саранской Иоанно-Богословской церкви 11 лет боролся за свой храм — и отстоял его чудом. Во многих селах крестьяне поднимали бунты в защиту храма, но переломить силу большевистской власти, не стеснявшейся в средствах давления и устрашения, не удалось. В 1930 г. снесли Спасский собор г. Саранска . Из икон Ардатовского Троицкого собора сделали школьные парты, образа монастырей шли на столярные изделия, колокола сбрасывались и отправлялись на переплавку. По самым скромным подсчетам, на территории Мордовии было уничтожено около 35 тыс. икон, 3500 колоколов, 65 тыс. богослужебных и церковных книг, а подсчитать утраты ризниц нельзя даже приблизительно.

Из 620 храмов, 20 молитвенных домов и 14 монастырей было полностью уничтожено не менее 480 храмов, все молитвенные дома и три монастыря. Из оставшихся 11 монастырей семь сохранили часть построек — Санаксарский, Пайгармский, Спасо-Преображенский, Успенский, Чуфаровский, Куриловский и Инсарский, от четырех остались фрагменты. 120 храмов дошли до наших дней в руинированном или в сильно перестроенном виде.

Основная волна закрытия храмов прокатилась в 1930 г., когда верующие были изгнаны из двух третей приходских церквей. В 1930-36 гг. были закрыты еще 75 церквей, в 1937-38 гг. — все остальные.

Республиканские власти рапортовали в Москву, что с православной церковью на территории Мордовии покончено. К началу Великой Отечественной войны на территории республики не осталось ни одного прихода.

Аресты по делам веры приобрели массовый характер. Многие монахи уходили в леса и жили в землянках. Последнего отшельника, скрывавшегося в Сайнинском лесу, люди похоронили в 1971 г.

В годы военного лихолетья власти разрешили открыть несколько церквей — в Андреевке Ардатовского р-на, Маколове Чамзинского р-на, Журавкине Зубово-Полянского р-на, Макаровке Саранского р-на, Спасском Рузаевского р-на и др. Крупнейшими центрами Православия вновь стали Саранск (Иоанно-Богословская церковь, вторая кафедра Пензенских архиерев) и Темников (Успенская церковь). Приход с. Новое Пшенево Ковылкинского р-на открыл молитвенный дом, вскоре сгоревший, но опять восстановленный. Сумели вернуть себе храм жители с. Колопино Краснослободского р-на, Паевки Рузаевского р-на, Атяшева Атяшевского р-на и некоторых других. Открылся молитвенный дом в Рузаевке.

Процесс духовного возрождения в республике был значительно ускорен перестройкой. Всего к 1991 г. в Мордовии было 46 приходов, 41 священник, и ни одного монастыря. В такой обстановке и произошло учреждение Саранской епархии.

Епархия сегодня

Создание Саранской и Мордовской епархии было утверждено решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II и Священного Синода Русской Православной Церкви 29 января 1991 года. Новый церковный округ был выделен из состава Пензенской епархии в границах Мордовской ССР.

17 февраля 1999 года, как религиозный орган перерегистрирован в Министерстве Юстиции Российской Федерации, свидетельство № 422.

Не смотря на многочисленные трудности, епархия с первых месяцев зажила полнокровной жизнью. С апреля 1991 г. стала выходить газета « Саранские епархиальные ведомости ». 7 мая 1991 года постановлением Совета Министров Мордовии Саранской епархии был передан Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь г. Темникова . Первые воспитанники Санаксарского монастыря возродили еще несколько обителей. К первому пятилетию существования епархии в Мордовии действовало уже около 120 приходов и 8 монастырей, в следующее пятилетие открылись еще пять монастырей.

Появились первые опыты храмоздательства.

Значительно вырос и клир. К 2000 г. в епархии уже числилось 325 священно- и церковнослужителей, из которых русских — 223 чел., мокши и эрзи — 83 чел.

В 1998 г. состоялся первый выпуск Саранского духовного училища , организованного на базе Иоанно-Предтеченской церкви. Многие воспитанники училища успешно продолжили свое образование в семинариях или уже приняли священный сан.

На 1 января 2005 года в Саранской епархии действуют 255 храмов, 17 домовых храмов и часовен, из них городских — 24, 13 монастырей, среди них: 8 мужских и 5 женских, 8 монастырских подворий, одно духовное училище, 4 административные здания Епархиального Управления в г. Саранске. Более 153 приходов имеют типовые храмы, остальные – молитвенные дома.

Количество обслуживаемых приходов — 230; вакантных приходов — 25.

Епархия делится на 22 благочиния, в которых подвизаются 339 священнослужителей: 258 приходских священников и диаконов и 81 монастырских.

Монастыри Саранской епархии

Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь г. Темников

Иоанно-Богословский мужской монастырь с. Макаровка Октябрьского района г. Саранска

Спасо-Преображенский мужской монастырь пос. Учхоз Краснослободского района

Свято-Троицкий мужской монастырь с. Чуфарово Ромодановского района

Казанская Ключевская пустынь — мужской монастырь пос. Тургенево Ардатовского района

Покровский мужской монастырь с. Дракино Торбеевского района

Александро-Невский мужской монастырь с. Кимляй Ковылкинского района

Мужской монастырь «Живоносный источник» с. Журавкино Ичалковского района

Параскево-Вознесенский женский монастырь с. Пайгарма Рузаевского района

Свято-Варсонофиевский женский монастырь с. Покрово–Селище Зубово-Полянского района

Свято-Тихвинский женский монастырь с. Курилово Ромодановского района

Свято-Ольгинский женский монастырь г. Инсар

Свято-Троицкий женский монастырь с. Старый Ковыляй Темниковского района

Архиереи

Пензенское викариатство

Серафим (Юшков) (28 августа 1924 - 25 июля 1925)

Кирилл (Соколов) (1926 - 7 сентября 1927)

Филипп (Перов) (5 февраля 1929 - сентябрь 1936)

Ефрем (Ефремов) (20 декабря 1936 - 1937)

Самостоятельная епархия

Варсонофий (Судаков) (с 8 февраля 1991)

Викарные епархии

Рузаевская

Использованные материалы

http://www.patriarhia.ru/db/text/31517.html

http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_391

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.