Значение ПЕТРОГРАДСКИЙ БОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ в Православной энциклопедии Древо

ПЕТРОГРАДСКИЙ БОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Петроградский богословский институт (недейств.)

24 августа 1918 года на основании декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, все духовные учебные заведения вынуждены были прекратить свое существование, была закрыта и Санкт-Петербургская духовная академия .

Государственная Комиссия по просвещению, вынеся решение о закрытии духовно-учебных заведений, вместе с тем признала возможным устройство церковной властью особых богословских курсов для подготовки священнослужителей, обусловив это изъятием общеобразовательных предметов из учебных программ этих курсов и недопущением в них лиц моложе 18 лет.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон (Белавин) и Священный Синод Указами от 19 сентября 1918 года за №23 и от 25 октября 1918 года за №29 предложили епархиальным архиереем открывать в своих епархиях пастырские училища, которые могли временно решить проблему подготовки кадров и сохранения традиций русского богословия. Такое училище на базе неполной средней школы было открыто 1 октября 1918 года в Петрограде. Помещалось оно в северо-западной башне Александро-Невской Лавры.

Более года продолжалась подготовка к возрождению высшей богословской школы. 9 апреля 1919 года митр. Вениамину (Казанскому) была представлена докладная записка о необходимости открытия Богословского института. Инициатива по созданию Богословского института, а именно: подача докладной записки Владыке Вениамину, разработка Положения о Богословском институте, а также о богословских курсах и кружках, как низшей ступени богословского образования, принадлежала бывшему преподавателю Петроградской духовной семинарии Ивану Павловичу Щербову .

16 апреля 1920 года прошло торжество открытия Богословского института. «Положение» об институте было утверждено Святейшим Патриархом Тихоном.

С учетом требований времени перед открытием Института составлялись новые учебные планы, учебный распорядок и даже новые дисциплины. Для того чтобы подготовить будущих студентов в Богословский институт, необходимо было организовать ещё и начальную пастырскую школу типа курсов, которая давала бы подготовку к поступлению в среднее духовное учебное заведение – Пастырское училище . Следовательно, строилась полноценная система богословского образования: курсы – училище – институт. В 1920-21 года в различных районах Петрограда была организована сеть районных богословских курсов, как система низшего богословского образования.

Институт содержался на средства приходов, неоднократно ему материально помогал и митрополит Вениамин. По этому поводу было немало согласований с приходскими советами петроградских храмов.

Организационная сторона вопроса решалась Комиссией духовно-учебных заведений Петроградской епархии, куда входили протоиерей В.А. Акимов (председатель) и члены: академик Б.А. Тураев, профессора Университета А.И. Введенский, Л.П. Карсавин, Ю.П. Новицкий, протоиерей Л.К. Богоявленский, протоиерей Н.С. Рудницкий, протоиерей Н.В. Чепурин, протоиерей Н.К. Чуков, профессор А.С. Николаев, Ф.К. Андреев, И.П. Щербов и В.Б. Шкловский.

Комиссией духовно-учебных заведений Петроградской епархии ввела в профессорский состав Института протоиерея Н.К. Чукова , тогда кандидата богословия, поручив ему преподавание христианской педагогики и дидактики Закона Божия. Совет Богословского института на своем втором заседании 6 февраля 1920 года избрал его на пост ректора Института. Это избрание знаменательно и свидетельствует о больном значении протоиерея Николая Чукова в деле создания новой богословской школы. В Петрограде было несколько протоиереев со степенями магистров богословия, да и в корпорации было не мало великих ученых.

Проректором Института стал один из главных вдохновителей его создания Иван Павлович Щербов .

Богословский институт отличался от предыдущих богословских школ. В нем значительное место было уделено воспитанию интереса и развитию навыков к церковно-практической деятельности. В Институте почти по всем предметам велись практические занятия, где студенты знакомились с первоисточниками науки, читали рефераты по тем или иным темам курса, обсуждали различные вопросы, которые выдвигало само время. В основу учебного плана была положена система образования бывших духовных академий, полностью введены преподававшиеся там богословские, философские и церковно-исторические дисциплины, но, кроме того, были введены и новые предметы, ранее не входившие в академический курс: история религий (ранее входившая как особый отдел в Основное богословие), религиозная метафизика, заменившая начальные основания философии, агиология, христианская мистика, знакомившая с природой, духом истинной мистики в отличии от нехристианской (буддийской, теософской) и неправославной (католической и протестантской), христианское обществоведение, которое должно было знакомить с христианским взглядом на социальные проблемы и явления, христианская педагогика, христианское искусство, история русского религиозного самосознания.

Осуществлению этого учебного плана благоприятствовал тот факт, что в состав Профессорско-преодавательской корпорации вошли многие бывшие профессора прежней духовной академии: Н.Н. Глубоковский, А.И. Бриллиант. Постепенно списки профессоров пополнялись новыми известными именами, профессорами Университета: Н.О. Лосский, С.С. Безобразов, А.П. Алявдин, М.Н. Соколов, М.Д. Приселков, С.В. Меликов-Толстой и Д.И. Абрамович. Привлечение ученых кадров – заслуга, в том числе и протоиерея Н.К. Чукова. Он уже успел войти с ними в контакт. После своего приезда из Петрозаводска в Петроград в 1918 году он в течение четырех лет работал в качестве научного сотрудника в Комиссии по исследованию естественных производительных сил России при Академии наук, а с апреля 1919 года по ноябрь 1920 года он служил священником в университетской церкви.

Институт не отделялся от культурных традиций. Студенты осваивали достижения мировой культуры. Так, 1 июня 1920 года Институт отмечал память одного из выдающихся деятелей русской культуры и исторической науки С.М. Соловьева по случаю столетия со дня его рождения. По приглашению Института в этом мероприятии приняли участие и светские ученые. Сам торжественный акт проводился в помещении Народного комиссариата просвещения.

14 октября 1920 года Богословский институт был включен в состав Объединенного Совета научных учреждений и высших учебных заведений Петрограда, а Комиссия по улучшению быта ученых (КУБУЧ) предоставила всему преподавательскому составу Института усиленный ученый паек, что в годы голода и продовольственных затруднений было крайне необходимо.

Значительно изменился и состав студентов. Это были уже достаточно взрослые люди, даже пожилые, но сознательно стремившиеся к уяснению истин православной веры и углублению своего христианского мировоззрения. Некоторые из них уже прошли светскую научную школу. Так, на I курс института в 1920 году в числе 100 человек слушателей поступило 32 с высшим образованием.

Богословский институт существовал три года и сделал выпуск из 23 человек, некоторые из которых (в т.ч. иеромонах Макарий (Звездов) и И.Д. Дмитрюков) представили кандидатские сочинения и были удостоены ученой степени кандидата богословия.

Работа Богословского института получила всецелое одобрение и поддержку духовенства города. Это, прежде всего, выразилось в материальном обеспечении учебного заведения, которое находилось исключительно в компетенции городских храмов. До 1 сентября 1920 года институт имел смету расходов в 544 тыс. рублей. Но в качестве добровольных пожертвований от православных приходов Петрограда он получил 2283 тыс. 722 рубля с копейками, т.е. в четыре раза больше, чем требовалось на текущие расходы. Для института была предоставлена библиотека бывшей духовной семинарии, издания археографической комиссии, издания бывшего книготорговца Тузова. Это создало необходимое для высшего учебного заведения библиотечное собрание.

В мае 1922 года возник обновленческий раскол . Его руководители повели борьбу с Богословским институтом, который всецело стоял на твердых канонических позициях и сохранял верность Святейшему Патриарху Тихону. В этой борьбе прошел целый год. В итоге возникла дилемма: изменить Православию или самораспуститься. В мае 1923 года Институт прекратил свое существование, чтобы не подпасть под власть раскольников. 16 марта 1924 года был открыт обновленческий Богословский Институт.

Вместе с православным Богословским институтом были вынуждены прекратить свое существования практически все районные богословские курсы, созданные в 1920 - 1921 годах. В 1924 году только во 2-м городском благочинии продолжали работу богословские курсы, в них принимали участие как преподаватели, так и учащиеся закрытого института. 29 сентября 1925 года на базе этих курсов было открыто новое православное высшее учебное заведение - Ленинградские высшие богословские курсы , просуществовавшие до 1927 года.

В 1929 году протоиерей Николай Чуков вновь возбуждает вопрос об открытии в Ленинграде Православного богословского института. Это начинание получило благословение заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) . Представленное «Положение» об Институте и учебный план были рассмотрены при участии самого протоиерея Николая в административном отделе ВЦИК в Москве. Эти документы там были утверждены, и разрешение было выдано. Но открыть Институт уже не получилось, в том числе из-за отсутствия помещения и библиотеки. Уже не было и прежнего профессорско-преподавательского состава, некоторые умерли (профессор И.Д. Андреев, Профессор А.А. Дмитриевский, профессор протоиерей А.В. Петровский), другие покинули Советский Союз, многие погибли в годы смуты, голода и репрессий.

Вопрос о возрождении духовного образования был поднят на знаменитой встрече 4 сентября 1943 года И.В. Сталина с митрополитами Сергием (Страгородским) , Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем) . Получив поддержку правительства в решении этого насущного для жизни Церкви вопроса, митрополит Сергий поручил подготовку «Положения» и проектов учебных программ архиепископу Саратовскому Григорию (Чукову).

Проект «Положения» был представлен Святейшему Патриарху Сергию 1 октября 1943 года и был одобрен Священным Синодом. По этому проекту в Москве было предложено открыть Богословский Институт, а по епархиям Богословско-пастырские курсы.

В ноябре 1945 года в Ленинграде были открыты Богословско-пастырские курсы. 14 октября 1946 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы, состоялось торжественное открытие Ленинградской духовной академии .

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.