Значение СМОЛЕНСКИЙ ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо

Что такое СМОЛЕНСКИЙ ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Смоленский Василий Григорьевич ( 1876 - после 1930 ), протоиерей .

Родился 23 февраля 1876 года в с. Амерево (Московская обл., Щелковский р.) в семье священника.

С 1890 по 1896 - обучался в Московской духовной семинарии . После окончания семинарии служил законоучителем и учителем церковно-приходской школы при Николаевской Берлюковской пустыни .

С 11 сентября 1896 года по 1 сентября 1908 года состоял бесплатно законоучителем в церковно-приходской школе грамоты при селе Чирикове Подольского уезда.

В 1900 году рукоположен в сан священника . 27 января 1900 года определен в священники к Николаевскому храму села Никольское-Колчево Подольского уезда (ныне Московская обл., Красно-Пахорский р.).

С 21 марта 1900 года служил законоучителем в Голохвастовской земской школе.

С 15 ноября по 15 декабря 1910 года был слушателем Московских миссионерских епархиальных курсов.

1 ноября 1911 года был утверждён в должности помощника благочинного 2-ого округа Подольского уезда.

30 сентября 1913 года был утверждён в должности члена Благочиннического совета 2-ого округа Подольского уезда на второе трёхлетие.

С 28 сентября 1914 года состоял председателем приходского попечительского совета.

18 октября 1916 года был утверждён в должности члена Благочиннического совета 9-ого округа Подольского уезда на трёхлетие.

С 30 марта 1918 по 25 декабря 1929 - священник Знаменской церкви своего родного села Амерева Московского уезда (Московская обл., Щелковский р.). Был лишен избирательных прав, как "служитель культа". Недвижимости не имел, кроме дома на церковной земле.

У о.Василия была жена Мария Николаевна и пятеро детей (данные на 1 мая 1931г.):

Серафим (род. 18 мая 1904), обучался в 1-м классе Перервинского духовного училища "на собственном содержании", затем инвалид, жил отдельно,

Владимир (род. 14 июля 1906), обучался в 1-м классе Перервинского духовного училища "на епархиальном содержании", счетовод на химзаводе,

Дмитрий (род. 9 сентября 1908), рабочий ф-ки "Буревестник" в Москве, состоял в колхозе с. Амерево,

Михаил (род. 5 ноября 1909), колхозник в с.Амерево,

Николай (род. 1 февраля 1913), конторщик с.Соболево Щелковской фабрики.

23 декабря 1929 г. о.Василий подал прошение его Преосвященству Иоанну, епископу Воскресенскому: "Ввиду весьма трудных семейных и вообще жизненных обстоятельств прошу... уволить меня за штат по слабости здоровья". 25 декабря 1929 г. согласно прошению, протоиерей о.Василий Смоленский был уволен за штат по болезни.

25 декабря 1929 - по болезни уволен за штат.

Приходской Совет Иоанно-Предтеченской церкви с.Фряново Щелковского района обратился с прошением к Владыке Иоанну, епископу Воскресенскому об определении к ним на место арестованного и сосланного в Северный край настоятеля о. Николая Кудрявцева - протоиерея Василия Смоленского.

В мае 1930 г. епископ Иоанн послал благочинному Щелковского района протоиерею села Маврино о.Василию Успенскому резолюцию: "Благословляю прот.Василия Смоленского временно исполнять должность настоятеля Иоанно-Предтеченской церкви с. Фряново (Московская о., Щелковский р.), о чем от 15 мая 1930 г. дается запись Вам для надлежащего распоряжения".

С 14 февраля 1930 г. о.Василий Смоленский служил и проживал в с. Фряново , жена его осталась проживать в с. Амерево. Из письма о. Василия: "Служу временно до возвращения Фряновского священника Николая Дмитриевича Кудрявцева , сосланного в северный край".

В Иоанно-Предтеченском храме трудилась и была ближайшей помощницей о.Василия монахиня Елисавета (Соболева) . Часто посещали храм и имели духовное общение с о.Василием проживавшие в тот момент в соседних селах монахини из закрытых к тому времени монастырей Александра и Евгения Ефимовы из д.Головино и монахиня Агриппина (Махонькова) , жившая в с.Еремино и трудившаяся в церкви с.Рязанцы.

5 августа 1930 г. на квартире протоиерея Василия Смоленского, уехавшего к жене в с. Амерево, был произведен обыск, но ничего найдено не было.

В декабре 1930 г. на Фряновскую церковь был наложен непосильный налог.

В апреле 1931г. власти решили закрыть церковь. Протоиерей Василий Смоленский и прихожане храма, в том числе монахини Е.Соболева, А.Ефимова, Е.Ефимова и А.Махонькова старались защитить храм от закрытия.

Протоиерей Василий Смоленский был арестован 22 мая 1931 г. Одновременно были арестованы монахини Александра и Евгения Ефимовы, Елисавета (Соболева) и Агриппина (Махонькова) . Все они проходили по одному делу. Дело было начато 22 мая 1931 г. и окончено 27 мая 1931 г.

Из материалов дела (показания свидетелей):

"На второй день Пасхи у меня в доме был поп Смоленский, который говорил: "Смотрите, большевики хотят закрыть нашу церковь. Обложили большим налогом, чтобы скорее ее закрыть, но это им не удастся" .

"...Поп Смоленский всячески старался запугивать своими антисоветскими проповедями во время богослужения.... 19 мая 1931г. он говорил: "Враги Церкви окружают нас, не дают свободно молиться. Душат налогами. На нашу церковь наложили непосильный налог. Пожертвуйте, граждане, кто сколько может, для того, чтобы не погубить нашу церковь". Благодаря его проповеди были собраны с молящихся средства для покрытия налога на церковь. Кроме этого, во время сбора денег народ плакал...".

Из "Характеристики", данной на о.Василия председателем с/с:

"...Проявил себя как а/с элемент, агитирующий против Соввласти, в этом использовал, преимущественно, монашек Соболеву, Махонькову, Волкову и двух монашек Ефимовых... Кроме этого, в 1931г. он подговорил церковного старосту чтобы последний поехал в Москву ходатайствовать об открытии церкви, что и было сделано, а также поп Смоленский использовал для этой цели монашек, которые также занимались хождением по дворам, агитируя граждан за открытие церкви. Вся а/с агитация проходила под углом и для срыва мероприятий Соввласти"

Из показаний "свидетелей":

"12.02.-с.г. во время молебна, монашка Соболева и поп Смоленский были у меня дома и... Смоленский говорил: "Конечно, у коммунистов ничего не выйдет, т.к. они очень жмут крестьян налогом" .

"В мае с.г. поп Смоленский мне говорил: "Ты, наверное, состоишь в ударной бригаде и строишь Пятилетку, но все это напрасно, т.к. скоро будет война, и все это будет разрушено. Коммунисты переживают сейчас большие затруднения и чтобы выкрутиться, хотят начать войну. Но Советской власти осталось существовать 5 лет, а потом все будет по-старому".

"21.05.-с.г. на праздник "Николы" поп Смоленский вместе с монашкой Соболевой был в д.Аксеново, где среди группы крестьян он говорил: "Колхоз для вас гибель, нужно из него уходить. Вы заблуждаетесь, опомнитесь, что вы делаете!".

"21 мая 1931г. на праздник Николая Чудотворца поп Смоленский и монашка Соболева направились по приходу в Аксеново, зачастую заходили к беднякам, колхозникам и подолгу сидели и поп Смоленский проводил агитацию против колхоза...".

27 мая 1931г. было составлено обвинительное заключение:

"... Установлено, что во Фряновском участке Щелковского района имеется а/с группировка монашек, руководимая попом пос.Фряново, которая ведет а/с агитацию среди окружающих деревень, а также и среди рабочих Интернациональной фабрики, следствием чего тормозится коллективизация, проведение различных кампаний на селе, а также среди отсталой части деревни возникает а/с настроенность.

Церковь пос.Фряново являлась сборищем окружающих деревень с одной стороны на почве моления. С другой стороны - священник церкви Смоленский В.Г., соприкасавшийся с приходившими монашками Ефимовой А.Я., Ефимовой Е.В., Соболевой Е.А. и Махоньковой А.Ф., будучи настроен антисоветски, также обрабатывал монашек, давая им установки вести а/с агитацию.

Активировало вышеуказанную группу церковников то обстоятельство, что в апреле с/г рабочие Интернациональной фабрики постановили закрыть эту церковь. После этого вышеуказанные монашки во главе с попом стали будировать крестьян окружающих деревень, дабы противостоять предполагаемому закрытию церкви. Для этого они использовали отдельные встречи с крестьянами, хождение по домам. Во время молебнов церковники повели активную а/с агитацию, касающуюся не только закрытия церкви, но и проводимых на селе общественно-политических кампаний, против каковых они также настраивали крестьян... Церковники также вели открыто а/с агитацию среди крестьян-единоличников и колхозников.

Во время Пасхальных хождений по домам поп Смоленский и монашки Соболева, Ефимовы, Махонькова вели а/с агитацию среди крестьян и рабочих, настраивая их против Соввласти.

Для более широкой а/с деятельности поп Смоленский давал установку монашкам вести в деревнях а/с деятельность по месту их жительства, что монашками и делалось.

Обвиняемые своих связей между собой не отрицают, ссылаясь на то, что связи их вызваны лишь совместным молением, но в антисоветской деятельности, направленной к срыву и противодействию мероприятиям Соввласти виновными себя не признали".

Из показаний о.Василия на допросе:

"...Мне хорошо знакомы монахини: Елизавета Соболева, Евгения и Александра из с.Головино, Аграфену Федоровну из д.Еремино - не знаю. Я с ними ничего [против Соввласти] не говорил. Также я не проводил с верующими а/с агитации. Себя виновным не признаю. Больше ничего показать не могу...".

В деле сохранились письма от сыновей о. Василия. Прошение из села Алешина, с просьбой приехать служить к ним в храм. Есть справки из сельсовета на приглашение священника. Сохранился паспорт о. Василия.

Дело было вынесено на заседание "тройки" при ПП ОГПУ по Московской обл., которая 10 июня 1931 г. приговорила всех проходивших по делу к 5 годам ссылки в Казахстан этапом.

На все запросы, посланные в различные инстанции Казахстана, пришли ответы, что сведений о Смоленском Василии Григорьевиче - нет. Домой из Казахстана он не вернулся.

Судьба неизвестна [1] . По сведениям родных сослан в Минусинск , погиб в лагерях.

7 марта 1990 года отец Василий Смоленский был реабилитирован.

Награды

6 мая 1909 года во внимание к примерно усердной службе и полезной духовно-просветительской деятельности пастора награждён набедренником ,

6 мая 1913 года награждён скуфьёй ,

имеет юбилейный крест и медаль в память 300-летия Царствования Дома Романовых.

Использованные материалы

Копии листов дела № 75493, взятые в ГА РФ г. Москва. Копии взяты в феврале 2008 года. Копии листов дела переданы в ПСТБУ и во Фряновскую церковь.

Щелковский горархив. Фонд памятников. Иоанно-Предтечевская церковь во Фрянове. Анкета настоятеля о. Василия Смоленского, март 1930 г.

Там же, фонд ЗАГС. Метрические книги Знаменской церкви с. Амерева.

Там же. Фонд 1920-х гг. Дела о лишении избирательных прав и восстановлении.

Сообщение правнука Владимиром Алексеевичем Смоленским, Москва.

Сведения из архива, переданные Надеждой Голубятниковой

ЦИАМ, Ф.1371. Оп.1.Д.40.Лл.75-75об.

http://www.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/no_dbpath/docum/oem/ans/...WeCQ

[1] ГАРФ, дело П-75493

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.