Значение СПАССКИЙ АНАТОЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо

Что такое СПАССКИЙ АНАТОЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Спасский Анатолий Алексеевич ( 1866 - 1916 ), профессор Московской Духовной Академии по кафедре Истории Древней церкви, ученик и преемник по кафедре знаменитого А.П.Лебедева , доктор церковной истории, Действительный статский советник.

Родился 10 марта 1866 года в с. Подкубенское Вологодской губернии в семье священника.

В 1886 году окончил Вологодскую Духовную семинарию , а в 1890 году - Московскую Духовную Академию . 19 июня 1890 года утвержден в степени кандидата богословия и оставлен профессорским стипендиатом при Академии.

19 июля 1891 года приказом Обер-Прокурора Св. Синода назначен на должность преподавателя в Подольскую Духовную Семинарию по кафедре философских наук.

17 августа 1893 года назначен Советом Московской Духовной Академии исполняющим обязанности доцента по кафедре новой гражданской истории.

14 января 1896 года переведен на кафедру общей церковной истории Академии .

30 января 1896 года утвержден в степени магистра богословия по представлению магистерской диссертации «Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского с кратким предварительным очерком его жизни» (Сергиев Посад, 1895).

16 марта 1896 года назначен Советом Московской Духовной Академии на должность доцента по кафедре общей церковной истории.

25 августа 1896 года по должности доцента утвержден Высочайшим приказом по гражданскому ведомству в чине Надворного Советника со старшинством с 16 марта 1896 года.

13 сентября 1896 года назначен Советом Московской духовной академии на должность лектора английского языка.

1 декабря 1897 года назначен экстраординарным профессором академии по кафедре общей церковной истории.

6 мая 1898 года награжден орденом св. Станислава 3 степени.

29 октября 1898 года Советом академии назначен редактором академического журнала " Богословский Вестник ".

5 мая 1901 года по должности экстраординарного профессора утвержден Высочайшим приказом по гражданскому ведомству в чине Коллежского Советника со старшинством с 1 декабря 1897 года.

6 мая 1902 года награжден орденом Св. Анны 3 степени.

15 июня 1902 года произведен за выслугу лет Высочайшим приказом по гражданскому ведомству в чин Статского Советника со старшинством с 1 декабря 1901 года.

6 мая 1902 года награжден орденом Св. Станислава 2 степени.

22 марта 1903 года уволен с должности редактора " Богословского Вестника ".

12 апреля 1907 года утвержден в ученой степени доктора церковной истории. Докторская диссертация "История догматических движений в эпоху вселенских соборов (в связи с философскими учениями того времени) т. I. Тринитарный вопрос. История учения о Св. Троице." (Сергиев Посад, 1906). С того же дня назначен ординарным профессором Академии .

6 мая 1909 года награжден орденом Св. Анны 2 степени.

26 октября 1910 года избран Советом Академии председателем библиотечной комиссии на пятилетний срок (до 15 сентября 1915 года).

6 мая 1912 года награжден орденом Св. Владимира 4 степени.

6 мая 1915 года произведен в чин Действительного Статского Советника.

31 октября 1915 года уволен по болезни на пенсию.

Женат на дочери священника – Екатерине Николаевне, урожденной Воскресенской. Их дети:

Алексей (1 мая 1896 г. - 4 сентября 1937 г. н. ст.);

Николай (17 июня 1898 г. - 8 марта 1971 г. н. ст.);

Сергей (3 декабря 1899 г. - январь 1965 г. н. ст.);

Людмила (31 мая 1903 г. - 15 февраля 1980 г. н. ст.).

8 августа 1916 года Анатолий Алексеевич Спасский скончался после тяжелой болезни и похоронен на академическом кладбище. К настоящему времени могилы не сохранилось.

Труды

Отношение пророков к обрядовому закону Моисея (Чтения в обществе любителей духовного просвещения, 1889, март);

Гус и Виклеф (Чтения в обществе любителей духовного просвещения, 1890, июль);

Св. Иустин мученик и синоптические Евангелия (Православное обозрение, 1889, июль - август);

Новейший византизм и его значение: Пробная лекция (Богословский вестник. 1894. Т. 2. № 4. С. 34-62);

http://www.bogoslov.ru/bv/text/163014/index.html

Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского с кратким предварительным очерком его жизни (Сергиев Посад, 1895, магистерская диссертация);

Английское издание "Церковной истории" Сократа [Рец. на:] Socrates ecclesiastical history… . 2-d ed. Oxford, 1893 (Богословский вестник. 1895. Т. 1. № 1. С. 153-165);

http://www.bogoslov.ru/bv/text/163539/index.html

Суждения современной протестантской церковно-исторической науки об Аполлинарии Лаодикийском и его значение в истории догматики (Сергиев Посад, 1896);

http://www.bogoslov.ru/bv/text/164226/index.html

Новое сообщение из Афин по старокатолическому вопросу (Богословский вестник. 1896. Т. 2. № 5. С. 317-321);

http://www.bogoslov.ru/bv/text/164431/index.html

Филоксен Иерапольский. (По поводу издания некоторых его сочинений) (Богословский вестник. 1896. Т. 4. № 10. С. 144-159);

http://www.bogoslov.ru/bv/text/164687/index.html

Памяти профессора И.Н.Корсунского (+ 10 декабря 1899) (Богословский вестник. 1900. Т. 1. № 1. С. 120-137);

http://www.bogoslov.ru/bv/text/166727/index.html

Сирохалдейские несториане и присоединение их к православной церкви (Богословский Вестник, 1898. Т. 2. № 5. С. 202-243);

http://www.bogoslov.ru/bv/text/165686/index.html

Кому принадлежат IV и V книги св. Василия Великого против Евномия Библиографическая справка. (Богословский Вестник, 1900, Т. 3. № 9. С. 79-106.);

http://www.bogoslov.ru/bv/text/167147/index.html

Из архива А.В.Горского. Эпизод из истории описания славянских рукописей Моск.Синод.б-ки (Богословский вестник. 1900. Т. 3. № 11. С. 475-515);

http://www.bogoslov.ru/bv/text/167262/index.html

Обзор журналов: Статьи по древней и общей церковной истории (Богословский вестник. 1901. Т. 2. № 7-8. С. 609-625, Т. 3. № 9. С. 178-203);

http://www.bogoslov.ru/bv/text/167706/index.html

О новом издании творений св. Афанасия Александрийскаго в русском переводе. (Богословский Вестник, 1901, Т.3, № 11. С. 567-581);

http://www.bogoslov.ru/bv/text/167871/index.html

Значение Византии в истории западноевропейской цивилизации [Рец.на:] Harrison Fr. Byzantine history in the early middle ages. London, 1900 (Богословский вестник. 1902. Т. 1. № 4. С. 808-836.);

http://www.bogoslov.ru/bv/text/168161/index.html

Вопрос о подлинности правил Сардикийского собора (343 г.) в современной западной литературе (Богословский вестник. 1902. Т. 2. № 6. С. 345-383);

http://www.bogoslov.ru/bv/text/168267/index.html

Из текущей журналистики. Вопрос о монашестве: Кто подменил тему? Литературные приемы редакции Душеп.чт. (Богословский вестник. 1903. Т. 1. № 1. С. 172-180);

http://www.bogoslov.ru/bv/text/168594/index.html

Первая лекция по кафедре общей церковной истории (в марте 1896 г. об архиеп. Филарете Гумилевском, прот. А.В.Горском и проф. А.П.Лебедеве, как преподавателях церковной истории) (Богословский вестник. 1903. Т. 1. № 2. С. 278-296);

http://www.bogoslov.ru/bv/text/168636/index.html

Преосв. Арсений, епископ Кирилловский, и его труды в области византинологии. (Византийский Временник, 1903, № 10);

Оценка ученой деятельности Арсения (Иващенко). (Византийский Временник, 1903);

Обращение императора Константина Великого в христианство. Актовая речь (Богословский вестник. 1904. Т. 3. № 12. С. 627-664, 1905. Т. 1. № 1. С. 60-96; № 2. Поправка (маленький листок));

http://www.bogoslov.ru/bv/text/169814/index.html

Памяти высокопреосв. Сергия (Спасского), архиеп. Владимирского, + 20 ноября 1904 г. (Богословский вестник. 1905. Т. 1. № 1. С. 216-224);

http://www.bogoslov.ru/bv/text/169895/index.html

Обращение императора Константина Великого в христианство (Сергиев Посад, 1905);

Из новых открытий в области древней церковной истории (Богословский вестник. 1905. Т. 3. № 11. С. 394-411);

http://www.bogoslov.ru/bv/text/170418/index.html

http://www.bogoslov.ru/bv/text/170372/index.html

История догматических движений в эпоху вселенских соборов. Т. I. Тринитарный вопрос" (ib., 1906);

К вопросу о начале нового периода во всеобщей истории. Вступит. лекция по кафедре новой гражд. истории в 1893 г. (Богословский вестник. 1905ю Т.3. №10. С.266-293; 1906. Т. 3. № 11. С. 503-528);

http://www.bogoslov.ru/bv/text/171113/index.html

Начальная стадия арианских движений и первый вселенский собор в Никее (Богословский вестник. 1906. Т. 3. № 12. С. 577-630);

http://www.bogoslov.ru/bv/text/171154/index.html

Вера в демонов в древней церкви и борьба с ними. (Богословский Вестник, 1907, т.2, №6, 357–391);

http://www.bogoslov.ru/bv/text/171511/index.html

Незаслуженный упрек. (По поводу заметки проф. А.П.Лебедева о кн.: История догматических движений в эпоху вселенских соборов. Т. 1. Серг. П., 1906 (Православный собеседник) (Богословский вестник. 1907. Т. 3. № 11. С. 623-626);

http://www.bogoslov.ru/bv/text/171753/index.html

Пахомий и Феодор, первые основатели киновитского подвижничества по греческим и коптским сказаниям. (Критические наброски) (Богословский Вестник, 1908, т.1, №1, 53–80, №2, 287–308);

http://www.bogoslov.ru/bv/text/171842/index.html

[Рец.на:] Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви / Под ред. А.Бриллиантова :

Ч. 1: Введение в церковную историю. СПб., 1907 (Богословский вестник. 1908. Т. 2. № 5. С. 116-140);

http://www.bogoslov.ru/bv/text/172080/index.html

Ч. 2: История Церкви до Константина Великого. СПб., 1910 (Богословский вестник. 1911. Т. 1. № 2. С. 380-386);

http://www.bogoslov.ru/bv/text/173775/index.html

Речи при погребении проф. А.П.Лебедева (Богословский вестник. 1908. Т. 2. № 7/8. С. 598-604);

http://www.bogoslov.ru/bv/text/172205/index.html

Профессор А.П. Лебедев. (Учено-литературная деятельность его, заслуженная в области церковно-исторической науки. Характеристика его личности как профессора и человека). (Сергиев Посад: Тип. Свято-Троиц. Сергиевой Лавры, 1908. — 98 с.);

http://www.bogoslov.ru/bv/text/172309/index.html

Общедоступные лекции по истории западноевропейского Средневековья (под псевдонимом А. Сотерский) (Богословский вест­ник, 1910, N 2-12)

Римская империя в эпоху падения (Т. 1. № 2. С. 249-269);

http://www.bogoslov.ru/bv/text/173111/index.html

Германцы, их быт и союзы (Т. 1. № 3. С. 347-380);

http://www.bogoslov.ru/bv/text/173153/index.html

Эпоха великого переселения народов и ее ближайшие результаты (Т. 1. № 4. С. 555-574, Т. 2. № 5. С. 78-98);

http://www.bogoslov.ru/bv/text/173211/index.html

История Франкского королевства (Т. 2. № 6. С. 237-263);

http://www.bogoslov.ru/bv/text/173325/index.html

Монархия Карла Великого и процесс ее распадения (Т. 2. № 7/8. С. 440-468);

http://www.bogoslov.ru/bv/text/173396/index.html

Процесс образования западно-европейских национальностей. Феодализм (Т. 3. № 9. С. 18-44, № 10. С. 203-245);

http://www.bogoslov.ru/bv/text/173447/index.html

http://www.bogoslov.ru/bv/text/173508/index.html

http://www.bogoslov.ru/bv/text/173567/index.html

Средневековые города и их значение в истории цивилизации Западной Европы (Т. 3. № 11. С. 431-445, № 12. С. 583-598);

http://www.bogoslov.ru/bv/text/173625/index.html

[Рец.на:] Функ Ф.К. История христианской церкви от времен апостольских до нашего времени / Пер., изм., дополн. и предисл. проф. П.В.Гидулянова (Богословский вестник. 1911. Т. 1. № 3. С. 616-619);

http://www.bogoslov.ru/bv/text/173847/index.html

Учение каппадокийцев о единстве Лиц Святой Троицы (Вера и разум. 1911. №13. С. 303—305);

Что написано пером, того не вырубишь и топором. Короткий ответ на два длинных обвинения (по поводу статей: Введенский А.И. Против очевидности и мимо запросов жизни; Никон [Рождественский], архим. Нужно читать, как написано (Душеполезное чтение);

http://www.bogoslov.ru/bv/text/168797/index.html

Лекции по древней церковной истории. (М., 1911);

Эллинизм и христианство. История литературно-религиозной полемики между эллинизмом и христианством в раннейший период христианской истории (150-254) (Сергиев Посад, 1913).

http://www.bogoslov.ru/bv/text/174214/index.html

Использованные материалы

http://www.rulex.ru/01181145.htm

http://www.sedmitza.ru/index.html?did=33620

http://www.snor.ru/?an=sc_293

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.