Значение АФОНСКИЙ ПАНТЕЛЕИМОНОВ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо

Что такое АФОНСКИЙ ПАНТЕЛЕИМОНОВ МОНАСТЫРЬ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь , один из древнейших монастырей на Святой Горе .

Основан русскими иноками в конце X – начале XI в.

Первый русский монастырь - Успенский

Первое сохранившееся письменное упоминание о нем как действующем монастыре относится к февралю 1016 года (под одним из актов, хранящихся в Великой Лавре, стоит подпись Герасима «монаха милостию Божией пресвитера и игумена обители Росов»).

Первоначально обитель Россов, посвященная Успению Пресвятой Богородицы, располагалась в дремучей дубраве на восточном склоне Святой Горы и носила название «Богородица» (другое название – Ксилургу , по-русски: Древоделя, что связано с основным занятием насельников обители).

Нагорный Руссик

В связи с увеличением численности насельников монастырь был переведен на новое место – в окруженную горами красивую лощину, где располагалась пришедшая к тому времени в упадок и находящаяся в полуразрушенном состоянии древняя славянская обитель Фессалоникийца с главным храмом во имя святого великомученика Пантелеимона.

Сохранился Акт Освященного собора Святой Горы Афон (Прота Иоанна и других игуменов), датированный 1169 годом, о передаче навечно игумену Ксилургу Лаврентию и его монахам монастыря святого великомученика Пантелеимона и о подтверждении их права собственности на Ксилургу. С тех пор обитель стала именоваться Нагорным Русиком.

На протяжении XIII - XIV веков Свято-Пантелеимонов монастырь (как и другие афонские обители) подвергается безжалостному разграблению со стороны крестоносцев и морских пиратов. Это положение Русского монастыря усугубляется еще и тем, что нарушаются связи обители с Русью, которая почти на два с половиной столетия попадает под монголо-татарское иго (1243-1480). Все эти обстоятельства приводят к тому, что число русских иноков уменьшается, монастырь нищает, клонится к упадку. С этого времени монастырь по составу насельников становится преимущественно сербским. Его ктиторами (покровителями) до 1489 были сербские правители из династий Неманичей, Хребеляновичей и Бранковичей, предоставивших монастырю большие пожертвования и вклады и тем самым обеспечившим его восстановление.

Значимость Руссика на Святой Горе растет. В третьем Типиконе (Уставе) Святой Горы, изданным в июне 1406 года, Свято-Пантелеимонов монастырь значится пятым в порядке иерархии среди афонских обителей. После захват турками в 1453 году Константинополя и падения Византийской империи Афон был включен в состав Османской империи (султанской Турции).

Несмотря на подтверждение султанскими указами прав и привилегий Свято-Пантелеимонова монастыря и его монахов, которыми они пользовались в Византийской империи, турецкие власти притесняли обитель. Они обложили ее большими налогами, конфисковывали монастырские земли, заставляя выкупать их по высоким ценам. Огромный ущерб наносили произвол и поборы турецких чиновников. Положение усугублялось набегами морских пиратов и пожарами.

Установление османского ига в Сербии (с 1489 года) поставило Свято-Пантелеимонов монастырь в крайне тяжелое положение. Основным источником его существования становятся пожертвования княжеств Валахии и Молдавии (XV-XVI в.), а с конца XV в. (после освобождения Руси от монголо-татарского ига) – московских великих князей, митрополитов, затем русских царей (с 1547) и патриархов (с 1589).

Пожертвования делали также московские придворные и духовенство. Помимо денежных пожалований монастырские посланники получали богатые вклады (иконы, церковные утварь и облачения, богослужебные книги). После 1497 года братия монастыря начинает пополняться за счет иноков, прибывающих из Руси.

С 1507 года ктитором Свято-Пантелеимонова монастыря становится Великий князь московский Василий III (годы правления 1505-1533). Покровительствует монастырю после смерти своего отца Василия III и русский царь Иоанн IV (годы правления 1533-1584), который называет Свято-Пантелеимонов монастырь своей «первой богомолией». В 1561 году братия Свято-Пантелеимонова монастыря насчитывала 170 человек, в т.ч. игумен, 15 священников, 7 диаконов. В монастыре было 15 храмов, житие – общежительное. В скиту Пресвятой Богородицы (Ксилургу) было 4 храма. С 1584 года щедрую помощь монастырю начинает оказывать сын Иоанна IV царь Феодор (годы правления 1584-1598).

В XVII в. после Смутного времени и с воцарением династии Романовых игумены и старцы Свято-Пантелеимонова монастыря неоднократно приезжали в Москву за пожертвованиями. Жалованными грамотами от царей Михаила Федоровича (годы правления 1613-1645), Алексея Михайловича (годы правления 1645-1676), Иоанна V и Петра I Алексеевичей (правили совместно в 1682-1696) подтверждались льготы монастырских посланцев и выдавалось царское жалование на исправление обители.

Однако к концу XVII века монастырь вновь переживает большие трудности и практически остается без материальной поддержки покровителей. Здания постепенно ветшали, численность братии уменьшалась. В 1705 году решением Константинопольского патриарха Гавриила III совершенно запустевший Свято-Пантелеимонов монастырь снова восстанавливался как русская обитель и передавался русским инокам во главе с архимандритом Варлаамом.

С начала XVIII века помощь монастырю оказывал первый российский император Петр I , который по просьбам неоднократно приезжавших в Москву игуменов Свято-Пантелеимонова монастыря выдавал из царской казны щедрые пожертвования, богослужебные книги, церковную утварь.

С 1744 года Указом Священного Синода устанавливается ежегодная выплата монастырю. Однако из-за осложнения русско-турецких отношений в результате происходивших в XVIII веке войн (1735-39, 1768-74, 1787-91) связи России с монастырем постоянно прерывались. Османские власти всячески препятствовали поездкам монастырских иноков за воспомоществованием в Россию и приезду в монастырь русских монахов.

Тяжелое положение монастыря продолжалось до середины XIX в. В этот период помощь поступала в основном от частных лиц, духовенства, купечества, посадских людей, служилого дворянства, украинских казаков, больше всего из Смоленской губернии и Левобережной Украины. Сложившаяся обстановка отрицательно сказалась на судьбе монастыря. Многие русские иноки были вынуждены покинуть клонившуюся к упадку обнищавшую и разрушавшуюся обитель, страдавшую от непомерных тягот турецких повинностей.

Не имея достаточных средств для восстановления обветшавшей обители и испытывая трудности из-за ее удаленности от моря, иноки около 1770 года решили переселиться на новое место – в принадлежавшую монастырю небольшую прибрежную келлию с храмом в честь Вознесения Господня, расположенную около монастырской арсаны (лодочной пристани). На этом месте монастырь находится и по сей день.

Прибрежный Руссик

К концу XVIII века прибрежная обитель Свято-Пантелеимонова монастыря почти совсем опустела, а оставленный Нагорный Руссик окончательно пришел в запустение и находился в таком состоянии до вплоть до 1868 года, пока не началось его возрождение как скита прибрежного Свято-Пантелеимонова монастыря. Положение русской обители было настолько тяжелым, что даже ставился вопрос о ее исключении из числа святогорских монастырей и продажи ее земли другим монастырям для уплаты числящихся за ней долгов.

Однако в августе 1803 года выходит грамота Константинопольского Патриарха Каллиника V о восстановлении общежития (киновии) в Свято-Пантелеимоновом монастыре. С этой целью выбирается на роль строителя обители опытный в духовной жизни старец – 85-летний ксенофонтский иеромонах Савва, который приезжает в Стамбул за помощью и денежным пособием. До конца 1806 Савва собирал в Стамбуле средства для восстановления монастыря, но пособия от патриархии он не получил из-за начавшейся русско-турецкой войны 1806-1812 годов. Пребывание старца Саввы в Стамбуле было ознаменовано многими чудесами от святого великомученика и целителя Пантелеимона. По просьбе тяжело больного великого драгомана Порты, валахского князя Скарлата Каллимаха, давшего обет в случае своего выздоровления стать ктитором Свято-Пантелеимонова монастыря, старец Савва отслужил молебен у постели умиравшего больного. Выздоровев после этого, князь, занявший вскоре место господаря Валахии, выполнил свое обещание. На его щедрые пожертвования и собранные Саввой средства начал с 1812 года строится собор в честь Святого Пантелеимона, жилые келлии и другие монастырские здания.

В 1814 году строительство собора было завершено, а в 1815 году он был освящен Константинопольским патриархом сщмч. Григорием V (+ 1821).

В 1821 году в Стамбуле по обвинению в тайных сношениях с Россией был казнен ктитор монастыря Скарлат Каллимах. 4 апреля 1821 года почил на 103 году жизни строитель Савва. После казни Каллимаха и кончины Саввы для монастыря наступило кризисное время. Из-за тяжелого положения (неоконченное строительство, отсутствие запасов продовольствия) монастырь вынужден был занимать деньги под высокие проценты. Не имея возможности их выплачивать он влез в новые долги, закладывал и продавал имущество и земли.

Преемником Саввы на посту настоятеля монастыря становится болгарин, иеромонах Герасим. Однако в связи с начавшейся в Греческой национально-освободительной революцией (1821-1829 гг.) в монастырь были введены турецкие войска, братия оказалась вынуждена покинуть монастырь, захватив наиболее ценные вещи и документы. Девять лет скитались иноки, не имея возможности вернуться в обитель, где хозяйничали турецкие войска, разграбившие его имущество и разрушившие монастырские помещения. В 1830 году греческие насельники, по совету старца Венедикта, приглашают русских иноков вернуться в монастырь. Пытаясь выйти из финансовых трудностей монастырь в годы турецкого владычества был вынужден влезать в долги, брать ссуды под грабительские проценты, закладывать и терять свои владения. Монастырь вновь пришел в бедственное положение.

В октябре 1840 года перешел в монастырь с несколькими братиями русский монах Иоанникий (Соломенцев) , ближайший ученик духовника всех русских афонцев иеросхимонаха Арсения, живший в пустынной келии пророка Илии около Ставроникитского монастыря. Здесь он принял схиму с именем Иеронима, был рукоположен в иеромонаха, и стал духовником братии после кончины иеросхимонаха Павла. Отца Иеронима называют «духовным возобновителем» Свято-Пантелеимонова монастыря. При нем происходил духовный и экономический подъем монастыря. Будучи духовником монастырской братии при игуменах Герасиме и Макарии, он при этом осуществлял руководство всеми работами по восстановлению монастыря. При нем были постороены новые храмы (в 1846 году – святителя Митрофана Воронежского, в 1851 году – Покрова Пресвятой Богородицы, в 1867 году – святого благоверного князя Александра Невского), больничный корпус (в 1863 году), братский Покровский корпус, корпус в восточной части монастыря и параклисы в них, помещения для хозяйственных служб и мастерских, была расширена и расписана трапезная, устроен иконостас в Покровском соборе, реставрировано здание библиотеки. По его инициативе были основаны иконописная школа, типография, литографическая и фотомастерские. За годы жизни отца Иеронима и игуменства отца Макария построены и восстановлены около 60 принадлежавших монастырю храмов, 19 келлий, 8 подворий.

К 1870 году на Старом Руссике построен корпус братских келий с тремя параклисами (в т.ч. с храмом св. Саввы Сербского). 3 июня 1871 заложен соборный храм во имя св. великомученика Пантелеимона (на месте старого храма начала XVII века, от которого к середине XIX века остался лишь фундамент). В 1870 году основан скит Кромица , а в 1882 году – скит Новая Фиваида . В этот же период приобретались, восстанавливались и заселялись обветшавшие греческие келии: Иоанно-Златоустовская, Троицкая, святителя Николая Чудотворца («Белозерка»), Георгиевская, Керассийская, апостола Андрея Первозванного и др. В 1850 году в монастыре находилось уже около 200 монахов, из них 30 человек были русские.

В 1876 году турки установили, что все афонские монахи являются подданными Оттоманской империи. Тем не менее русские насельники Свято-Пантелеимонова монастыря, уплачивая ежегодную подушную подать турецким властям, оставались российскими, а не турецкими подданными. Они находились в ведении посольства России в Турции и под покровительством российского императорского дома и правительства в лице посла России в Стамбуле и консула в Салониках.

В монастырь поступали пожертвования на только от государства, но и от частных лиц. В числе благотворителей обители были вятские купцы Г.Чернов и И.Стахеев, жительница Москвы А.А.Смирнова, вологодский купец Е.Шучев, петербургский купец С.М.Комаров, тульские купцы Сушкины и др. С середины XIX века связи монастыря с Россией становятся регулярными. Афон и монастырь начинают посещать и оказывать покровительство члены российского императорского дома великие князья: Константин Николаевич (в 1845 году), Алексей Александрович (в 1867 году), Константин Константинович (в 1881 году). Бывают на Афоне и русские дипломаты: послы России в Турции (В.П.Титов, граф Н.П.Игнатьев, А.И.Нелидов), российские консулы в Салониках, иерархи Московской патриархии, известные общественные и политические деятели, ученые, писатели, художники. За счет растущего притока монашествующих из России меняется соотношение между греческим и русским составом иноков в пользу насельников из России.

К концу XIX в. монастырь не только выплатил полностью весь долг, но и стал оказывать помощь церковной утварью, иконами, деньгами российским, сербским, греческим, болгарским храмам и монастырям, духовным учреждениям, учебным заведениям, благотворительным организациям в Болгарии, Стамбуле, России, русским духовным миссиям в Иерусалиме, Японии, на Алтае. Даже окрестное население Македонии получало от монастыря продовольственную помощь. По инициативе отца Иеронима помощь деньгами и продовольствием оказывалась всем неимущим афонским монахам-сиромахам (около тысячи человек). Находившиеся в Новой Фиваиде престарелые русские иноки получали от монастыря ежемесячное пособие продовольствием, одеждой и всем необходимым. 11 ноября 1873 года в Москве при Богоявленском монастыре на Никольской улице афонским иеромонахом Арсением (Мининым) была открыта Афонская часовня, устроенная по случаю прибытия святынь из Свято-Пантелеимонова монастыря (закрыта и снесена в 1929 году).

К концу XIX века в монастыре находилось более тысячи монахов. Из них русских иноков насчитывалось более восьмисот. Среди остальных насельников преобладали греки и южные славяне. С конца XIX века опасаясь распространения и усиления русского влияния на Афоне Константинопольский патриархат, турецкие власти, а после 1912 года и греческие стали проводить политику ограничения притока иноков из России. И тем не менее уже 1910 году в Свято-Пантелеимоновом монастыре вместе с Новой Фиваидой находилось свыше 1900 человек. Монастырю принадлежало 60 храмов (со скитскими, метохскими и на подворьях). Монастырь имел земельные владения (метохи) и вне Афона: Каламарийский метох близ Салоник (ныне в черте города), Сикийский метох на полуострове Сикия (ныне Ситония) и Кассандрийский метох на полуострове Кассандра. Все метохи были конфискованы греческим правительством в 1924 году. К началу XX века Свято-Пантелеимонов монастырь имел подворья в Москве, Санкт-Петербурге, Одессе, Таганроге, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Сухуми, Стамбуле, Салониках. Подворье в Стамбуле, отобранное в начале первой мировой войны турецкими властями, после окончания войны было возвращено полностью расхищенным. Пострадавшее от пожара в 1917 году подворье в Салониках продано в 1919 году за небольшую сумму. Все подворья в России после 1917 года были закрыты и объявлены государственной собственностью. Бывшее подворье в Одессе в 1995 году обращено в Одесский Ильинский монастырь Украинской Православной Церкви. Московское подворье монастыря находилось на Большой Полянке. Участок земли для подворья был приобретен для монастыря тульским купцом И.И.Сушкиным, братом схиархимандрита Макария. На этом участке в 1912 под руководством иеросхимонаха Аристоклия (Амвросиева) начато строительство комплекса зданий подворья. Были сооружены трехэтажные каменное здание с домовым храмом и здание для хозяйственных нужд. В 1922 году подворье было закрыто и передано под общежитие студентов Горной академии.

В 1910 году в монастыре было построено первое на Афоне отдельное двухэтажное здание для библиотеки и археологического музея. Трудами библиотекарей отца Азарии (Попцова) и особенно отца Матфея (Ольшанского) библиотека в конце XIX – начале XX в. превратилась в одно из крупнейших книжных собраний на Афоне, стала базой для проведения исследований, располагавшей научно-справочным аппаратом на передовом уровне того времени, получавшей книги от крупнейших европейских антикваров и издателей. По количеству собранных отцом Матфеем греческих рукописей библиотека заняла четвертое место среди афонских библиотек (их стало свыше 1300 единиц хранения, тогда как в середине XIX века их было всего несколько десятков). По числу славянских и русских рукописей XIII-XIX вв. русский монастырь занял третье место (после Хиландара и Зографа).

Использованные материалы

http://www.agionathos.ru/afon_mount/panteleimon.html

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.