Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Томос об автономии Японской Православной Церкви , подписан 10 апреля 1970 года. Им дарована автономия Русской Православной Церковью-Матерью Японской Православной Церкви-Дочери . Дарование автономии Японской Церкви сопровождалось дарованием автокефалии Американской Православной Церкви , в юрисдикции которой до этого момента находилось большинство православных Японии . Таким образом раскол в среде японских верующих на сторонников Московской Патриархии и Американской Митрополии длившийся с 1946 года был преодолен и все православные японцы составили новообразованную автономную Церковь.
Полный текст документа. Приводится по изданию: «Томос [об автономии Японской Православной Церкви]», ЖМП , 1970, № 5, с. 8-11.
Т О М О С
АЛЕКСИЯ, МИЛОСТИЮ БОЖИЕЮ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ
Мы, смиренный Алексий , милостию Божиею Патриарх Московский и всея Руси , купно со Священным Синодом , в единстве со всеми Преосвященными архиереями Русской Православной Церкви – Московского Патриархата , с которыми имели обмен мнениями через переписку,
руководствуясь стремлением иметь благословесный мир, богозаветную Христову любовь и братское сотрудничество в общем делании на ниве Божией со всей полнотой Японской Православной Церкви , во внимание к желанию и ходатайству Преосвященных архиереев, благоговейного клира и благочестивых мирян Японской Православной Церкви, во Христе Иисусе, Господе и Спасителе мира, наших братьев и чад возлюбленных, собравшихся 19 декабря 1969 года в г. Токио на Чрезвычайный Собор свой для обсуждения и решения о устройстве их церковной жизни на автономных началах
– определяем, благословляем и утверждаем силою Всесвятого и Вседействующего Духа через настоящий Томос , чтобы отныне Святая Православная Японская Церковь была Автономной, со всеми правами и обязанностями, присущими Автономной Церкви в Православном Церковном Предании, и, утверждая автономию Японской Православной Церкви, Мы желаем, чтобы она была таковой и управлялась согласно Божественным и свяшенным канонам и унаследованным от отцов обычаям Кафолической Православной Церкви. Мы единым сердцем и едиными устами молим Пастыреначальника Господа о ниспослании небесной помощи и Божественного благословления Святой Православной Японской Автономной Церкви.
Японская Православная Церковь, как Автономная Поместная Церковь, да будет независимой и свободной в делах своего внутреннего управления, а в вопросах хранения Божественных догматов веры и священных канонов – связанной через нашу Автокефальную Русскую Православную Церковь со всей Единой Святой, Соборной и Апостольской Церковью, и без соборного решения всей Православной Кафолической Полноты Святая Православная Автономная Японская Церковь да не изменяет у себя ничего, что касается догматов веры и святых канонов.
Что же касается взаимоотношений Японской Православной Автономной Церкви с Матерью-Церковью Русской – Московским Патриархатом, то они настоящим Томосом определяются в соответствии с соглашением, подписанным 28 ноября 1969 года в Токио представителями Японской Православной Церкви с представителями Русской Православной Церкви, следующим образом:
1. Предстоятель Японской Православной Автономной Церкви, именующийся Высокопреосвященным Архиепископом Токийским, Митрополитом всей Японии, избирается Поместным Собором Японской Автономной Церкви, состоящим из всех епископов, представителей клира и мирян, избранных на этот Собор в соответствии с нормами, существующими по Уставу Святой Православной Автономной Японской Церкви, и утверждается Предстоятелем Автокефальной Церкви-Матери, в рамках которой существует Японская Автономная Церковь, – Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.
Если избранный не имеет епископского сана, то его хиротония совершается или Святейшим Патриархом Московским и всея Руси или его представителем в Токио, естественно, в сослужении с другими епископами.
В случае, если избранный Предстоятелем Святой Православной Автономной Японской Церкви кандидат не вполне право содержит и исповедует православную веру или его жизнь и деятельность протоиворечат священным канонам, таковой в своем избрании может быть не утвержден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, и этот вопрос должен тогда снова вернуться на Собор Святой Православной Автономной Японской Церкви, который должен избрать Предстоятелем Святой Православной Автономной Японской Церкви другое лицо.
За всеми богослужениями в местах, полагающихся по Церковному Типикону , Предстоятель Святой Православной Автономной Японской Церкви – Архиепископ Токийский, Митрополит всей Японии, поминает Святейшего Патриарха Московского и всея Руси или его Местоблюстителя.
2. В Святой Православной Автономной Японской Церкви, в соответствии с решением ее Поместного Собора, существуют три епархии: 1) Священная Архиепископия Токийская , 2) Священная Епископия Киотоская и 3) Священная Епископия Сендайская . 3. Открытие новых епархий происходит по решениям Поместного Собора Святой Православной Автономной Японской Церкви. 4. Об открытии новых епархий, равно как и об избрании новых епископов, вместе с их биографическими сведениями, Высокопреосвященный Архиепископ Токийский, Митрополит всей Японии, информирует Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, Предстоятеля Автокефальной Церкви-Матери, в которую, как Автономная и, следовательно самоуправляющаяся, входит Святая Православная Автономная Японская Церковь. 5. В случае, если Высокопреосвященный Архиепископ Токийский, Митрополит всей Японии, будет обвинен в нарушении догматов православной веры или священных канонов, расследование его дела производится на Поместном Соборе Святой Православной Автономной Японской Церкви в присудствии представителя или представителей Предстоятеля Автокефальной Церкви-Матери – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, который затем и утверждает (или не утверждает) решение Поместного Собора по данному вопросу вместе со Священным Синодом, ибо первый епископ Святой Православной Автономной Японской Церкви в вопросах догматических и канонических подчинен суду Автокефальной Матери-Церкви после окончания разбирательства его дела на Соборе Святой Православной Автономной Японской Церкви с участием представителя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. 6. Верховное право апелляции принадлежит Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси, и к нему должны обращаться архиереи, клирики и миряне Святой Православной Автономной Японской Церкви, как к последней инстанции. 7. Священное Миро Святая Православная Автономная Японская Церковь должна получать от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. 8. Из Православной Автономной Японской Церкви на территории Японии в Токио исключается Патриаршее подворье – Представительство Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (храм на Магоме или другой храм, который явится преемником храма на Магоме), которое управляется лицом в священном сане, назначенным Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. К подворью приписывается домовой храм в поселке Чиба , при резиденции епископа, состоящего в юрисдикции Московского Патриархата, и часовня на кладбище русских воинов в г. Нагасаки . Настоятель и клир подворья назначаются Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Если это будет необходимо, Высокопреосвященный Архиепископ Токийский, Митрополит всей Японии, оказывает возможное содействие в презде в Японию клирикам Патриаршего подворья, назначенным Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. 9. Постановления Поместных Соборов Святой Православной Автономной Японской Церкви направляются для сведения Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси. 10. Святейший Патриарх Московский и всея Руси может обращаться с пастырскими посланиями к Святой Православной Автономной Японской Церкви. Итак, через настоящий Томос Мы провозглашаем и утверждаем Святую Православную Японскую Церковь Автономной и призываем все Православные Поместные Церкви-Сестры и всех благочестивых православных чад Единой, Святой, Кафолической и Апостольской Церкви признать её таковой и занести в диптихи, согласно обычаю. Содетельная и Вседержительная Живоначальная Троица, Отец, Сын и Святой Дух, да укрепляет всегда Святую Православную Автономную Японскую Церковь, да венчает её славою и честию и да благословляет её бытие и развитие многими плодами веры и любви во благо Святой Христовой Церкви и на спасение и радость благочестивой полноты её! Подписано в граде Москве 1970 года, апреля 10 дня.
ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ ЧЛЕНЫ СВЯЩЕННОГО СИНОДА:
Митрополит Крутицкий и Коломенский ПИМЕН Митрополит Ленинградский и Новгородский НИКОДИМ Митрополит Киевский и Галицкий, Экзарх Украины, ФИЛАРЕТ Митрополит Орловский и Брянский ПАЛЛАДИЙ Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский ИОСИФ Митрополит Ярославский и Ростовский ИОАНН Архиепископ Иркутский и Читинский ВЕНИАМИН Архиепископ Уфимский и Стерлитамакский ИОВ Архиепископ Нью-Йоркский и Алеутский, Экзарх Северной и Южной Америки, ИОНАФАН Епископ Кишиневский и Молдавский ВАРФОЛОМЕЙ Епископ Тульский и Белевский ЮВЕНАЛИЙ Епископ Черниговский и Нежинский ВЛАДИМИР Епископ Смоленский и Вяземский ГЕДЕОН Управляющий делами Московской Патриархии Митрополит Таллинский и Эстонский АЛЕКСИЙ
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент