Значение КИТАЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо

КИТАЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Китайская Православная Церковь , автономная Церковь в составе Московского Патриархата .

Насчитывает около 15 тысяч верующих:

Около 7 тыс. потомки трехреченских казаков компактно проживающих в районе г. Лабдарин на территории провинции Внутренняя монголия в т.н. Русском автономном уезде.

Около 3 тысяч этнических русских и китайцев от смешанных браков в Синзян-Уйгурском авт. округе (г. Урумчи и др.).

Несколько сот православных китайцев потомков албазинских казаков , плененных в конце XVII века после разгрома маньчжурами г. Албазина в Приамурье, проживают в основном в Пекине и дисперсно в других провинциях Китая .

Небольшое количество православных китайцев потомков обращенных в православие Русской Духовной миссией в XVIII - нач. XX вв.

Из за сложных исторических судеб и позиции современных китайских властей деятельность церкви практически парализована. Религиозное законодательство КНР не позволяет совершать неофициальные богослужения, можно только молиться в домах прихожан.

Действующих храмов нет (последний был закрыт в 1966 году), но есть несколько восстановленных и заново отстроенных (в конце XX века), силами прихожан (!), храмов.

Священства нет. Последний китайский священник протоиерей Александр Ду , до концца своих дней служивший на территории Китая, умер на 81-м году жизни 16 декабря 2003 года. В РПЦЗ остался 104 летний священник-китаец, проживающий за пределами КНР .

Архиеереев нет. Впредь до избрания Поместным Собором Китайской Автономной Православной Церкви своего Предстоятеля каноническое попечение о приходах на территории КНР осуществляется Патриархом Московским и всея Руси.

История Китайской Церкви

Христианство в Китае до XVII в.

Дошедшие до нас исторические источники свидетельствуют о том, что христианство исповедовали в I — II веках и позднее многие народы, населявшие Западный Китай. С началом гонений на христиан в Китайской Империи и с утверждением в Западном Китае ислама христианство , казалось, окончательно ушло из страны.

Впервые православные русские люди появляются в пределах нынешнего Китая в XIII столетии, когда по сожжении монголами Киева несколько десятков тысяч пленных было уведено в глубинные районы Азии . Но уже к середине следующего столетия они, не имея связи с родиной и духовной поддержки, совершенно ассимилируются и растворяются в местных племенах. Однако и сегодня еще можно найти в Китае старинные следы христианства, относящиеся к разным периодам истории страны.

Православие в Китае с XVII в. до 1917 г.

История Православия в Китае начинается с прибытием в острог Албазин старца Гермогена, который в 1671 году с согласия всех албазинцев заложил близ острога монастырь во имя Всемилостивого Спаса, его же стараниями была построена в крепости и церковь Воскресения Христова . В 1685 Албазин был взят и разорен китайцами. После окончательной потери Албазина в 1689 часть албазинцев поселилась в Пекине .

В 1713 году была учреждена Русская Духовная Миссия в Китае , задачами которой первоначально являлись, кроме пастырского окормления православных в Пекине, научная деятельность и осуществление дипломатических функций. После подписания Тяньцзиньского трактата в 1864 году, предоставившего иностранцам религиозные свободы, стала активно развиваться деятельность российских миссионеров.

В XVIII веке Русская Православная Церковь учредила в Китае епископскую кафедру. Мысль о необходимости послать с Миссией архиерея высказал митрополит Филофей, снова управлявший тогда сибирской епархией по кончине митрополита Иоанна (Максимовича) . Получив известие о кончине о. Илариона, он писал князю Гагарину: “Мы благодарим Бога, что расширяется христианская вера, имя Божие славится во языцех, и впредь есть надежда на прославление имени Божия среди китайцев... Аще ваше сиятельство приимеши по Бозе ревность, с преосвященным Стефаном (Яворским) посоветовав, доложите его Царскому Величеству и, избрав доброго и мудрого человека, туда в царство китайское пошлете не замедля. Аще хоть бы и чином архиерейским почтите, и клиру с ним человек 15 послати, понеже то они китайцы разумеют, что Его Царское Величество для укрепления вечного мира таких людей пришлет”.

Мысль святителя была с сочувствием воспринята членами Правительствующего Сената и Святейшего Синода . Первым православным епископом в Китае был назначен свт. Иннокентий (Кульчицкий) , однако прибыть в Китай он не смог.

Православие было не единственной христианской конфессией в Поднебесной. Тогда в столице Китайской империи находилось немало иезуитов , которые появились в Китае в начале XVI столетия, а вслед за ними в 1631 году прибыли доминиканцы и францисканцы из Италии , Франции , Португалии . Двадцати французским миссионерам Людовик XIV назначил пансион в 9200 ливров, папские эмиссары получали субсидии и от китайского богдыхана, за что, кроме других работ, с 1708 по 1718 г. составили географический атлас китайской империи. К 1723 году в Китае насчитывалось свыше 300 000 католических прозелитов, которые к XVIII веку перевели на китайский язык до 500 книг религиозно-нравственного содержания, в том числе Ветхий и Новый Завет . Представители различных католических конгрегаций добыли себе в Пекине участки земли и на них к 1721 году воздвигли четыре храма. Один из них, северный, находился даже в “ красном городе ”, возле дворца. Это место иезуиты получили от Канси в благодарность за излечение его от опасной лихорадки. Иезуит Вербье , находясь почти неотлучно при императоре во время его малолетства, истощал все свое красноречие для обращения Канси, который оказывал большое уважение к “религии Владыки неба”, не возбранял даже принимать ее своим подданным, но сам остался и умер в язычестве. Однако при таком выгодном положении в это время в среде католических миссионеров шли сильные раздоры из-за послаблений со стороны иезуитов китайским обычаям. Эти распри подрывали силу и значение католиков в Пекине. Незадолго до назначения о. Иннокентия (Кульчицкого) столицу Китая посетил папский легат Меццабарба с неудавшеюся миссиею по спорным вопросам. Вот в таких условиях Русская Православная Миссия продолжила свою проповедь.

К 1860 году в Китае насчитывалось не более 200 православных, как китайцев и маньчжуров, так и потомков русских « албазинцев ».

На вторую половину XIX столетия приходится первоначальный период распространения Православия в Китае за пределы столицы Империи. Русская Духовная Миссия в Пекине в 1864 году была освобождена от обязанностей исполнения дипломатических функций в связи с открытием Русского Посольства. Члены Миссии, ученые и богословы, приступили к трудам по переводам богослужебной литературы на китайский язык. Этот период деятельности Миссии славен также синологическими трудами ее членов, заложивших основу русского китаеведения. Начало XX века – краткий период расцвета Пекинской Миссии. За несколько десятилетий было сделано немало переводов Священного Писания на китайский язык, были переведены основные богослужебные тексты и некоторые труды святых отцов. В те годы Миссия издавала как ученые труды членов Пекинской Миссии, так и церковные книги. В Пекине был основан первый китайский монастырь. В Москве и Петербурге действовали Подворья Пекинской Миссии.

За время существования Русской Духовной Миссии в Китае было возведено тридцать семь храмов (в том числе, храмы в Пекине , Харбине , Тяньцзине , Шанхае , отличавшиеся самобытностью), создано более сорока проповеднических точек, пять больших епархий в Пекине , Тяньцзине , Урумчи , Шанхае , учреждена православная семинария, двадцать мужских и женских религиозных школ, распространялось религиозное учение, была открыта библиотека, основано издательство и выпускался на русском, английском и китайском языках журнал “ Китайский благовестник ” (“Чжунго фуынь бао”), проводилась благотворительная деятельность.

В результате т.н. " боксерского восстания " ( 1899 - 1901 ) из 1000 человек православной паствы Русская Духовная миссия потеряла 300 человек; некоторые из них отреклись от Православия, но другие, в числе 222, явились святыми исповедниками и мучениками за веру Христову.

В 1901 году было принято решение о возведении Начальника Российской Духовной Миссии в Китае архимандрита Иннокентия (Фигуровского) в сан епископа, в обязанности которого входило архипастырское окормление православной паствы, проживающей на всей территории Китая, Монголии , Синьцзяна и Тибета .

В 1902 году Святейший Синод принял решение о канонизации 222-х китайских мучеников , пострадавших от “ихэтуаней” .

Православие в Китае в период с 1917 по 80-е годы XX века

Сложным и вместе с тем плодотворным стал период после 1917 года. Изгнанничество русской полумиллионной эмиграции в Китае дало обильные плоды святости: чудотворцы нового времени — святитель Иона Ханькоуский и архиепископ Иоанн Шанхайский , благочестивые архипастыри, насельники Харбинских обителей, стяжавшие благодатные дары прозорливости, многие тайные подвижники благочестия, имена которых ведает один лишь Бог. Свое последнее пристанище и упокоение в Китае нашли убиенные в Алапаевске в 1918 г. родственники последнего императора Николая II . В Пекине до переезда в Иерусалим своими святыми мощами почивали преподобномученицы Елисавета Феодоровна и инокиня Варвара (Яковлева) .

Трагические революционные события в России и массовая эмиграция из России в Китай прервали миссионерскую деятельность Русской Православной Церкви в Китае. Духовенство Пекинской Миссии почти не занималось проповедью Православия среди китайцев, а сосредоточило все свои труды на пастырском попечении о русских беженцах.

С 1918 года Русская Духовная Миссия в Китае была оторвана от каких-либо связей с Родиной и впоследствии подчинена расколу Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей .

В 20-е – 40-е годы минувшего века Китай ближе познакомился с Православием – русские эмигранты построили на территории Китая более сотни храмов – в Пекине , Харбине , Синьцзян , Внутренней Монголии , Гонконге , Ханькоу , Тяньцзине – во всех городах, где жили русские, можно было видеть Православные храмы. Православие воспринималось, правда, как “русская вера” - знакомство Китая с Церковью было внешним. Богослужения на китайском языке совершались только в Пекине, да и то нечасто. Китайской паствой Русской Православной Церкви были в основном крестьяне. К 1949 году в Китае было построено до 106 православных храмов: как на Севере, так и на Юге страны, в крупнейших городах и в провинциях.

27 декабря 1945 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви вошли в состав Московского Патриархата дальневосточные епархии на территории Китая согласно просьбам о воссоединении с Матерью Церковью митрополита Харбинского Мелетия и Начальника Миссии архиепископа Пекинского Виктора с их викариями .

В июне 1946 года на территории Китая образован Восточно-Азиатский Экзархат Московского Патриархата , включавший в себя Харбинскую и Пекинскую епархии .

Китайская революция 1949 года и последовавшая за ней массовая эмиграция русских беженцев из Китая поставили перед Церковью вопрос о создании Китайской Автономной Православной Церкви. После «исхода» русских верующих из Китая в 1949 году в стране оставалось 10 000 православных христиан.

Новая коммунистическая власть усилила давление на Церковь – в Китае была провозглашена политика государственного атеизма . Русская Православная Церковь была вынуждена покинуть Китай, оставив свою единокровную дочь, Церковь Китайскую, перед лицом страшных событий “великой пролетарской культурной революции”, известной варварским бесчинством хунвэйбинов, разрушением храмов и кладбищ, осквернением мощей и сожжением икон. На несколько десятилетий Церковь в Китае как бы прекратила свое существование – храмы были разрушены, богослужения не совершались более 20 лет.

В 1954 году была закрыта Русская Духовная Миссия в Китае .

24 апреля 1956 года начальник Отдела культов при Госсовете КНР Хэ Ченсян дал свое согласие на назначение архимандрита Василия (Шуана) епископом Пекинским, который должен был также временно исполнять обязанности главы Китайской Православной Церкви. В Отделе культов было высказано мнение о желательности сохранения православного центра КНР в Пекине. Было обещано построить новый храм и жилые помещения для священнослужителей и православных. Отдел культов при Госсовете КНР был извещен о мнении Московской Патриархии по организации управления Православной Церкви в КНР.

23 ноября 1956 года Священный Синод РПЦ принял решение о даровании автономии Китайской Православной Церкви и хиротонии во епископа Пекинского архимандрита Василия (Шуана) , которая состоялась 30 мая 1957 года в Москве.

После смерти китайских граждан епископов Василия Пекинского (1962 г.) и Симеона Шанхайского (1965 г.) Китайская Православная Церковь лишилась архипастырского руководства.

« Культурная революция » 1966 - 1976 годов разрушила институционально молодую Китайскую Автономную Православную Церковь. Были закрыты все православные храмы, многие священники претерпели гонения, ссылки, некоторые были убиты.

Современное состояние православной жизни в Китае

Православие в Китае начало возрождаться с середины 80-х годов XX века. Первым открытым храмом стал Свято-Покровский храм в Харбине . Немногие оставшиеся в Харбине русские и православные китайцы получили разрешение молиться в нем в 1986 г. Настоятелем храма был назначен иерей Григорий Чжу , служивший в Харбине до своей смерти в 2000 году. Сегодня в Харбинском приходе около 120 прихожан, русских из них всего лишь 7 человек. Богослужение совершались по-славянски — китайские богослужебные книги, конфискованные в годы “ культурной революции ”, не возвращены до сих пор. За богослужением в Харбинском храме возносилось имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II .

В сентябре 1997 г. завершена реставрация Свято-Софийского храма , бывшего некогда украшением Харбина.

На территории Автономного Района Внутренняя Монголия , в Трехречье , проживает около 7 000 православных христиан, в основном русских потомков трехреченских казаков. Центром их церковной жизни является город Лабдарин . На одной из главных улиц этого города как бы в компенсацию за 18 разрушенных храмов Трехречья власти возвели новый храм в честь святителя Иннокентия Иркутского . Однако до сих пор храм этот не освящен, в нем не совершаются богослужения – по причине того, что священников нет.

В Урумчи в 1986 г. трехтысячная община русских, проживающих в Синьцзяне , добилась разрешения на строительство Свято-Никольского храма . Строительство было завершено к 1990 г. Богослужения в храме, однако, не возобновились — в Синьцзяне также нет священников. Храм так и остался неосвященным до сегодняшнего дня. По праздникам и в воскресные дни православные Синьцзяна сами собираются в храм для молитвы. Власти Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР объявили Рождество Христово нерабочим днем для православного населения. В дни Пасхи местные власти устраивают для православных праздничный банкет. В Синьцзяне православные храмы построены также в Кульдже (Инин) и Чугучаке.

В 1993 году состоялся визит в Китай делегации Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом , председателем Отдела внешних церковных сношений. С ответным визитом посетила Москву китайская делегация во главе с иереем Григорием Чжу .

Со времени дарования Автономии Китайской Православной Церкви имя Предстоятеля Матери-Церкви - Патриарха Московского и всея Руси неукоснительно возносится за богослужениями во всех приходах Китайской Автономной Православной Церкви.

Ныне покойный настоятель прихода в Харбине священник Григорий Чжу святое Миро и новый антиминс получил из Московской Патриархии в 1996 году.

В Пекине вокруг территории Посольства России — бывшей территории Русской Духовной Миссии — до сегодняшнего дня живет около 400 албазинцев . Все они сохранили веру, смогли тайно в годы “культурной революции крестить своих детей и внуков. В Пекине также проживал до своей кончины в 2003 году пожилой китайский священник — протоиерей Александр Ду . Несмотря на преклонный возраст он неоднократно обращался к городским властям Пекина с просьбой открыть для православных пекинцев храм, однако всегда получал отказ.

Около 30 православных китайцев живут в Шанхае . Так же как и в Пекине, власти не соглашаются до сего дня открыть в Шанхае Православный храм. Городские власти Шанхая объявили архитектурными памятниками и взяли под свою охрану два сохранившихся православных храма города — кафедральный собор в память иконы Божией Матери “Споручница грешных” и Свято-Николаевский храм, воздвигнутый в память об убиении Императора Николая II. Рядом с кафедральным собором сохранился архиерейский дом. В самом соборе открыта биржа, а в Свято-Николаевском храме — ресторан.

17 февраля 1997 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил в связи с исполняющимся в 1997 г. 40-летнм юбилеем дарования автономии Китайской Православной Церкви в более полной мере осуществлять попечение о пастве Китайской Автономной Православной Церкви. Принято было также решение о том, что впредь до избрания Поместным Собором Китайской Автономной Православной Церкви своего Предстоятеля каноническое попечение о приходах на территории КНР осуществляется Патриархом Московским и всея Руси.

Китайская Автономная Православная Церковь сегодня, пожалуй, единственная Православная Церковь в мире, испытывающая притеснения и давление со стороны властей. Не решены вопросы с рукоположением священнослужителей, зачастую не возвращены Церкви храмы, нет возможности издавать Священное Писание и богослужебные книги, получать церковное образование. Cитуация осложняется тем, что последний китайский священник протоиерей Александр Ду , умер 16 декабря 2003 г. Сегодня Русская Православная Церковь готова поддержать Китайскую Автономную Православную Церковь и способствовать решению ее проблем.

Предстоятели

Василий (Шуан) (30 мая 1957 - 3 января 1962) временно и. о., еп. Пекинский

Алексий (Ридигер) (17 февраля 1997 - 5 декабря 2008) патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев) (с 1 февраля 2009) патриарх Московский и всея Руси

Использованные материалы

История Православия в Китае

http://patriarchia.ru/db/text/329177.html

http://www.21v.ru/index2_39.html - статья из интернет-газеты "ОБЩИНА"

http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?si...=794

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.