- период японской истории с 593-го по 710 г., получивший название по местности Асука на южной окраине равнины Ямато (ныне префектура Нара). Началом периода считается год коронации императрицы Суйко, а окончанием - перенос столицы из Фудзивара(Кё) в Хэйдзё(Кё). К середине V в. в Асука переместилась царская резиденция, до этого почти 150 лет кочевавшая по соседней Осакской равнине. Среди ряда причин, побудивших царский дом вновь обосноваться близ места, где когда-то зародилась японская государственность, немаловажную роль сыграло растущее влияние на царей со стороны мощного рода Сога, владения которого распространялись на эту землю. Естественно, Сога были заинтересованы держать царей в пределах подконтрольной им территории, манипулируя ими в своих клановых интересах. Для укрепления своих позиций Сога использовали связи с корейскими иммигрантами, переселение которых на Японские острова в V–VI вв. заметно усилилось. То были люди, не только обладавшие навыками в различных ремеслах, но и являвшиеся носителями несравненно более высокой культуры. Среди них встречались и люди, умевшие читать и писать по–китайски. Неудивительно поэтому, что знатные японские роды стремились к контактам с ними, дабы использовать их знания и профессиональные навыки к своей выгоде. Сога в этом плане преуспели больше других. Они всячески поощряли корейцев селиться в своих владениях. Некоторые из них были приверженцами учения Будды, которое проникло в Корею еще в IV столетии. Так первые ростки буддизма взошли на японской почве. Но ростки, видимо, надолго остались бы ростками, если бы буддизм не получил поддержку на государственном уровне. Как повествует " Нихонги ", в 552 г. ко двору царей Ямато прибыло посольство из союзного им корейского царства Пэкче. Послы привезли сутры, изображения будд и послание от царя Пэкче, в котором всячески превозносилось учение Будды. Идея воспринять новую религию была горячо поддержана Сога, которые к тому времени захватили самые влиятельные посты при дворе. Но против этого выступили другие кланы, прежде всего Мононобэ, которым из поколения в поколение поручалось отправлять культ божеств-прародителей царей. Длившаяся несколько десятилетий борьба увенчалась в 80-х гг. VI в. победой Сога. Японское общество того времени по уровню развития еще не было готово воспринять ни проповеди, ни тем более буддийскую догматику и философию. Будда был воспринят японцами в первую очередь как синтоистское божество "ками", только на сей раз речь шла о "ками" чужеземном да к тому же, по утверждениям почитавших его, обладающем безграничным могуществом, следовательно, в большей мере пригодном на роль всеобщего покровителя и заступника. Царский дом и клан Сога, в руках которого цари подчас были послушными марионетками, не могла не привлечь присущая буддизму идея универсализма, что позволяло использовать новую религию как орудие борьбы с сепаратистскими устремлениями других кланов во имя укрепления центральной власти и объединения страны. Таким образом, на первых порах правители Ямато, обращаясь к учению Будды, руководствовались политическими мотивами. Впрочем, такой подход вполне укладывался в прочно утвердившееся к тому времени представление о единстве религиозного обряда и управления страной, что находило конкретное выражение в выполнении царем функций как верховного жреца, так и руководителя государства. Должно было пройти немало времени, должна была сложиться буддийская храмовая организация, должен был образоваться слой ученых монахов, которые бы начали систематическое изучение привезенных из-за моря сутр и разработку на этой базе собственных концепций спасения, должен был, наконец, существенно повыситься культурный уровень образованного слоя японского общества, чтобы буддизм раскрылся во всем своем богатстве и многообразии, чтобы все его аспекты стали достоянием японцев. Но до этого было еще далеко. А в описываемую эпоху главной для них была культовая сторона буддизма. Трудно, однако, преувеличить значение воздействия, которое этот аспект буддизма оказывал на японцев. Если буддийскую литургию еще как-то можно было сравнить с праздниками в честь местных богов, хотя в пышности обрядов национальная религия вряд ли могла состязаться с буддизмом, то появление на японской земле храмов с изображениями будд и бодхисаттв не могло не поразить воображения людей, не могло не оказать революционизирующего влияния на их эстетические представления. Приход буддизма вызвал громадный скачок в развитии архитектуры и изобразительного искусства Японии. Появляются храмы, построенные по образцу тех, которые уже столетиями возводились в Китае, с их изысканной архитектурой, богатым интерьером, с изображениями невиданных "ками". Японцы испытали сильнейший культурный шок, который, однако, послужил мощным импульсом развития своего зодчества, создания скульптуры, которая по прошествии относительно небольшого промежутка времени могла с полным правом именоваться национальной японской скульптурой. Первые буддийские храмы начали возводить в конце VI в. Строили их корейские мастера, следуя канонам храмовой архитектуры Пэкче, заимствованным, в свою очередь, из Китая. Сооружение первого храма во владениях Сога - Асука-дэра - было завершено в 596 г. Впоследствии храм дважды переносился: в конце VII в. в Фудзивара(кё), первую "постоянную" столицу царей Ямато, а затем в Хэйдзё(кё) (Нара). В 593 г. регентом при царице Суйко стал ее племянник, наследный принц Умаядо (574–622), более известный под именем Сётоку тайси (буквально - Принц Святые Добродетели). Такого влиятельного положения он смог добиться опять-таки при поддержке Сога. Но в отличие от многих других их ставленников, Сётоку Тайси не превратился в послушную марионетку влиятельного клана. В исторической памяти народа живет образ ревностного приверженца буддизма, активного пропагандиста нового учения, выдающегося государственного деятеля. Сётоку Тайси приписывают составление в 604 г. "Конституции из 17 статей" - документа, определившего государственное устройство раннефеодальной Японии. Хотя многие исследователи ставят под сомнение авторство Сётоку Тайси, его роль в политической жизни царства Ямато в конце VI - начале VII в. бесспорна. В поисках средств укрепления центральной власти Сётоку Тайси обращал взор к Китаю. Он видел их в сложившейся в Китае централизованной бюрократической системе и стремился пересадить ее на японскую почву. При нем в Китай в 607 г. было направлено первое официальное посольство. С тех пор такие посольства отправлялись ко двору китайского императора примерно через каждые 15 - 20 лет вплоть до 837 г. Главной их целью было не столько поддержание дипломатических отношений с могущественным заморским соседом, сколько приобретение новых знаний, в которых столь остро нуждалось молодое Японское государство. Поэтому в состав каждой миссии непременно включались ученые и просто подающие надежды грамотные молодые люди, в задачу которых входило изучать и усваивать все то, что могло быть полезно для государственного строительства, для приобщения Японии к высокой культуре Китая. Средством укрепления центральной власти было для Сётоку Тайси и распространение буддизма, который он рассматривал в рамках господствовавших в японской правящей элите представлений, то есть как политическую идеологию. Именно при Сётоку Тайси и благодаря его неустанному покровительству произошло заметное усиление позиций новой религии. Началось интенсивное строительство храмов. До Сётоку Тайси храмы сооружались отдельными кланами. Теперь этим занялось государство. К концу жизни принца в стране было уже 46 храмов. После смерти Сётоку Тайси Сога еще больше прибрали царский дом к рукам. Действовали они открыто, возводили на престол угодных им членов царской фамилии, а неугодных свергали, монополизировали матримониальные дела монархов, по собственному усмотрению присваивали титулы и ранги, обзаводились богатыми домами и тратили казенные средства на сооружение поражавших своими размерами и внутренним убранством усыпальниц. Засилье Сога вызывало растущее недовольство и самой царской семьи, и давних противников Сога из древних и влиятельных родов Мононобэ и Накатоми, из поколения в поколение выполнявших функции верховных служителей культа местных божеств при дворе. Против Сога зрел заговор, душой которого стал глава клана Накатоми - Каматари. В 645 г. заговорщики совершили переворот, отстранив Сога от власти. В положении царей, однако, мало что изменилось. Место Сога заняли члены клана Каматари, которому была присвоена фамилия Фудзивара. Долгие годы потомки Каматари играли решающую роль при дворе, не уступая Сога в искусстве манипулирования правителями страны. Каматари умер в 669 г. Его останки перенесли на гору Тономинэ на юго-востоке Асука. Устранение Сога отнюдь не означало ослабления позиций буддизма. И царский дом, и Фудзивара осознавали необходимость нового учения как опоры центральной власти. Буддизм все больше принимал характер государственной религии. Переворот 645 г. открыл период реформ, известных под названием реформ Тайка - Великих перемен, в результате осуществления которых царство Ямато превратилось в сильное централизованное государство. Моделью государственного устройства для правителей Ямато служил Китай, с которым в этот период поддерживались особенно интенсивные контакты. В конце VII - начале VIII в. в соответствии с китайскими образцами было разработано законодательство, детально регулировавшее различные аспекты жизни государства. Была создана жесткая система контроля центра: представители власти на местах обязаны были следовать указаниям, поступавшим из центра, и также регулярно отчитываться перед правительством о своей деятельности и о положении во вверенных им провинциях. Такая система потребовала организации большого чиновничьего аппарата. В процессе реформ из Китая был заимствован и титул тэнно, которым стали титуловаться цари Ямато. Так в даосских сказаниях именовались небесные владыки. Слово "тэнно" стало обязательным при упоминании имени правителя. На европейские языки его перевели как "император". Новая система государственного управления обусловила необходимость создания постоянного административного центра. "Кочующая" резиденция правителя этому требованию не отвечала. Реформы вызвали появление в истории Японии первого столичного города, построенного опять-таки по китайскому образцу. Первая "постоянная" столица была названа Фудзивара(кё). В 710 г. после отъезда императорского двора с его челядью и приближенными, массой чиновников и другого служилого люда Фудзивара(кё) опустела.
Значение слова АСУКА в Энциклопедии Япония от А до Я
Что такое АСУКА
Япония от А до Я, энциклопедия. 2012