Значение КАВАБАТА ЯСУНАРИ в Энциклопедии Япония от А до Я

КАВАБАТА ЯСУНАРИ

(1899–1972) - первый японский писатель, который в 1968 г. был удостоен Нобелевской премии. Трагические обстоятельства в семье - кончина родителей и близких родственников - повлияли на все его последующее творчество, поэтому тема смерти, сиротства, одиночества в произведениях писателя занимает большое место. Творческий путь Кавабата начинал как представитель группы неосенсуализма. Повесть "Танцовщица из Идзу", новеллы "Кристаллическая решетка", "Элегия" написаны методом "потока сознания" (влияние Пруста, Джойса), в них присутствуют явные черты неосенсуализма. Концепция ёдзё - "недосказанное чувство" - превалирует в довоенном творчестве писателя. "Рассказы величиной с ладонь" - образец традиционной краткой формы - Кавабата создавал на протяжении всей своей жизни. Первый цикл вышел в 1926 г. В этих коротких образцах художественного мастерства писатель сливается с вещью, ощущая ее кокоро (душу) и постигая суть вещи. Истина открывается в момент прозрения - как озарение (сатори) в дзэн. Рассказ "Птицы и звери" считается одним из самых удачных произведений раннего периода его творчества. Концепция "пустоты" или "небытия" в их буддийском понимании переплетается с элементами западного декаданса и нигилизма, что до сих пор является предметом споров критики - считать ли Кавабата писателем западной или японской ориентации. В романе "Снежная страна" выведен образ представителя японской интеллигенции, оторванного от социальной жизни страны; в нем поднимается проблема эгоизма в сопоставлении с эгоизмом в произведениях Нацумэ Сосэки и Акутагава Рюноскэ. Роман создавался писателем на протяжении десяти лет, начиная с 1937 г. Это произведение подводит итог первому периоду творческого пути Кавабата, когда в его творчестве еще было сильно влияние неосенсуализма и модернизма, а также ощущались явные экзистенциальные приемы. Кроме того, композиции романа присуще и чисто японское явление - построение сюжета путем нанизывания одна на другую новелл, в результате чего каждую главу можно рассматривать как отдельно взятое короткое произведение, своего рода хайку в прозе. Сюжет "Снежной страны" таков - праздный путешественник, дилетант-критик по имени Симамура, приезжает на север Японии, в Снежную страну, чтобы вновь встретиться со своей любовницей - гейшей Комако (она - воплощение реального мира). Но в поезде он замечает другую девушку - Ёко, которая в видении Кавабата олицетворяет нереальный мир, мир зеркального отражения. Главы-новеллы рисуют неторопливую и размеренную жизнь Симамуры и его взаимоотношения с двумя женщинами в этом удаленном от цивилизации уголке Японии, покрытом глубоким снегом. Роман также интересен тем, что в нем на примере героя Симамуры выведен социальный портрет части японской интеллигенции, которая в преддверии войны, отстранившись от социальных проблем, полностью сконцентрировалась на собственном внутреннем мире, на своих впечатлениях и переживаниях. Основные произведения писателя послевоенного времени - романы "Тысячекрылый журавлик" (1949) и "Стон горы" (1950-1952). В романе "Тысячекрылый журавлик" проблема интеллигенции находит свое дальнейшее развитие. Неуловимый образ японской женщины, восторг перед красотой традиционной керамики как части древней японской культуры становятся предметом описания в этом произведении. В романе "Стон горы" выведен лирический герой Синго, способный жить в гармонии с окружающим миром. Источник такой гармонии - умение черпать жизненные силы в окружающей человека природе. Концепция "недосказанного чувства" применительно к искусству и тема смерти являются лейтмотивом всего произведения. Роман "Старая столица" (1961) принес писателю мировую известность и способствовал получению Нобелевской премии. В произведении явно прозвучали ностальгические нотки по японской старине на фоне быстро меняющегося и капитализирующегося мира; тон романа лирический и несколько грустный. Кавабата Ясунари с сожалением пишет о том, что старые традиции в Японии сходят на нет, а на их место приходит дух коммерциализации. Не случайно местом действия романа писатель избирает Киото - древнюю столицу, где можно встретить заповедные уголки культуры и старины. В "Старой столице" мы вновь встречаем пару женщин (одна принадлежит миру реальному, а другая - ее зеркальное отражение); теперь это две сестры-близняшки - Тиэко и Наэко. Тиэко - подкидыш; она выросла в семье дизайнера японского кимоно, мастерская которого находится в старом квартале Киото, хранящем атмосферу старины. Однажды Тиэко, прогуливаясь в горах, встречает девушку, как две капли воды похожую на нее саму, которая оказывается ее сестрой по имени Наэко. Тиэко узнает, что вскоре после того, как она была подкинута в богатый дом, ее отец, дровосек, погиб, упав с дерева, а мать умерла через несколько лет. Конец романа несколько печален: Тиэко после встречи с сестрой расстается с ней навсегда. Расставание сестер символично - точно так же Япония расстается с миром своей старины. К числу декадентских произведений Ясунари Кавабата послевоенного периода относится роман "Озеро" (1954). Тема женской красоты (что присуще всем произведениям Кавабаты) перекликается с мотивами жестокого и отвратительного, темой смерти. Главный герой по имени Гимпэй, в прошлом учитель, уволен из школы за то, что состоял в связи с ученицей. Теперь он занимается тем, что шпионит за молодыми девушками, подглядывая за интимными подробностями их жизни. Цепь частых совпадений и следственных связей делает повествование занимательным и держит читателя в постоянном напряжении. Название романа "Озеро" воскрешает в памяти место, где некогда родился герой. Кавабата был знаком с работами Фрейда и поэтому слово "озеро" выбрал намеренно, поскольку именно чистая водная гладь взывает к образу не до конца реализованного материнства. Это произведение по проблематике тесно смыкается с двумя другими - "Спящие красавицы" и "Рука" (1963-1964), также являющимися декадентскими. Творческую манеру Ясунари Кавабата часто воспринимают в сопоставлении с Ёкомицу Риити, которого называют "солнечным писателем" в противоположность Кавабате, который считается "лунным". Это различие проявляется по-разному. Литература Ёкомицу - мужественна, произведения Кавабата - женственны. Кавабата изображал прекрасную, достойную любви Японию, у Ёкомицу красота жестка, первобытна и груба. Кавабата совершил самоубийство в 1972 г., отравившись газом на своей даче в Камакуре. На русском языке творчество Кавабата Ясунари представлено романами "Снежная страна", "Тысячекрылый журавлик", "Стон горы", "Старая столица", "Озеро", повестью "Спящие красавицы", рядом новелл и рассказов.

Япония от А до Я, энциклопедия.