Значение СЕРГИЙ (СТРАГОРОДСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо

СЕРГИЙ (СТРАГОРОДСКИЙ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Сергий (Страгородский) ( 1867 - 1944 ), Патриарх Московский и всея Руси .

В миру Страгородский Иван Николаевич.

Родился 11 января 1867 в Нижегородской губернии в гор. Арзамасе , в семье протоиерея, где получил глубокое религиозное воспитание.

Первоначальное образование получил в приходском, а затем в Арзамасском духовном училище .

В августе 1880 г. поступил в Нижегородскую духовную семинарию

В 1886 г. поступил в Спб духовную академию на историческое отделение.

30 января 1890 г. - пострижен в монашество с именем Сергия Валаамского, будучи студентом 4-го курса академии, а 21 апреля рукоположен во иеромонаха.

9 мая 1890 г. окончил духовную академию со степенью кандидата богословия

13 июня 1890 г. был назначен в Японию членом Православной духовной миссии .

В декабре 1891 г. - назначен судовым священником на корабль "Память Азова".

В 1893 г. вызван в Санкт-Петербург и назначен испол. должность доцента по кафедре Священного писания Ветхого Завета к С.-Петербургской духовной академии .

13 декабря 1893 г. назначен испол. должность инспектора Московской духовной академии .

21 сентября 1894 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Русской посольской церкви в Афинах .

В 1895 г. удостоен степени магистра богословия за диссертацию "Православное учение о спасении".

В 1897 г. вторично назначен в Японию помощником начальника Православной духовной миссии .

29 июля 1899 г. определен ректором Спб духовной семинарии .

6 октября 1899 г. назначен инспектором Спб духовной академии .

С 21 января 1901 г. - ректор той же духовной академии .

25 февраля 1901 г. хиротонисан во епископа Ямбургского , викария С.-Петербургской епархии. Чин хиротонии совершали: митрополит Петербургский Антоний, митрополит Киевский Феогност, митрополит Московский Владимир, архиепископ Холмский и Варшавский Иероним, епископ Кишиневский Иаков, епископ Борис, епископ Гдовский Вениамин, Нарвский Никон и епископ Сарапульский Владимир.

С 6 октября 1905 г. - архиепископ Финляндский и Выборгский .

В 1906 г. участвовал в сессии Святейшего Синода , председательствовал в Учебном Комитете, одновременно занимаясь исправлением текста богослужебных книг.

С этого же года состоял Почетным членом Спб духовной академии.

С 6 мая 1911 г. - член Святейшего Синода .

В марте 1912 г. назначен Председателем Предсоборного совещания при Синоде.

6 мая награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.

4 апреля 1913 г. назначен Председателем Миссионерского Совета при Святейшем Синоде. 14 января 1915 г. - cогласно просьбе, освобожден от должности Председателя Миссионерского Совета. [1]

В 1917 - 1918 гг. - участник Всероссийского Свящ. Собора в Москве

С 10 августа 1917 г. - архиепископ Владимирский и Шуйский .

28 ноября 1917 г. возведен в сан митрополита.

С 16 июня 1922 г. - 27 августа 1923 г. - был в обновленческом расколе , затем принес покаяние и был присоединен к Церкви.

С 18 марта 1924 г. - митрополит Нижегородский .

С 10 декабря 1925 г. - заместитель Патриаршего Местоблюстителя.

С ноября 1926 года епархией не управлял.

С 27 марта 1926 г. снова вступил в управление Русской Церковью, как Заместитель Патриаршего Местоблюстителя.

12 апреля 1932 г. постановлением за № 60/б награжден предношенем креста при богослужении.

27 апреля 1934 г. ему присвоен титул "Блаженнейший митрополит "Московской и Коломенский, с правом ношения двух панагий.

8 сентября 1943 г. собором русских иерархов был избран Патриархом Московским и всея Руси.

12 сентября 1943 г. состоялась его интронизация в Московском кафедральном Богоявленском соборе .

15 мая 1944 г. - в 6 ч. 50 м. скончался от кровоизлияния в мозг.

18 мая 1944 г. - Погребен в Николаевском приделе Московского Патриаршего Богоявленского собора .

Первые годы управления митрополита Сергия Русской Православной Церковью были годами больших разногласий между иерархами, бурных колебаний и расколов. Далеко не все признали митрополита Сергия законным главой Церкви с того самого момента, когда он принимал управление, а многие отделились от него в последующие годы, особенно после декларации , выпущенной им 16/29 июля 1927 года.

Его собственная ошибка, временное отпадение в обновленческий раскол , сыграла немалую роль в этих событиях, так как поколебала доверие к нему в сознании отдельных иерархов и рядового духовенства.

Вместе с тем, задача, стоявшая перед ним была велика и сложна.

Нужно было найти правильную основу взаимоотношений между Церковью и Советской властью и легализировать Церковь, да еще и довести до сознания всех пасомых, что подчинение атеистической власти не является изменой Богу, и что забота о благосостоянии Родины - обязанность каждого.

Григорианский раскол , возникший раньше всех расколов этого периода, имея легальный орган управления, зарегистрированный гражданской властью, опирался на это преимущество до того момента , когда зарегистрировал Временный Патриарший совет и тем выбил почву из-под ног григорианского ВВЦС. Затем возник ленинградский раскол иосифлянство , увлекшее небольшое число епископов, священников и мирян.

Отделение ярославской группы во главе с митрополитом Агафангелом было хотя и кратковременным, но тоже болезненным.

Прекратил общение с митрополитом Сергием уважаемый всеми митрополит Кирилл (Смирнов) , бывший ранее первым кандидатом на пост Патриаршего Местоблюстителя. Отходили и другие лица и группы, меньшие по количеству входивших туда иерархов (Викторианский раскол, Даниловская и Мечевская группировки и другие).

Наиболее умеренная часть оппозиционеров продолжала признавать митрополита Сергия законным главой Церкви, хотя и с большой горечью в душе, считая некоторые его действия и распоряжения неправильными.

Отколовшиеся в разной степени удалялись от митрополита Сергия и возглавляемой им Церкви, причем самые крайние из них доходили до того, что действия митрополита Сергия считали изменой православию, его самого чуть ли не предтечей антихриста, молитвенное общение с его сторонниками - грехом, а таинства совершаемые ими - безблагодатными.

Вполне понятно, что эти расколы, отходы и резкие обличительные письма, которые писали митрополиту Сергию недовольные им епископы тяжело действовали на его моральное состояние. Тяжесть эта усугублялась еще и тем, что среди отходивших были и хорошие пастыри, проявившие себя наиболее стойкими во время борьбы с обновленчеством, и уважаемые иерархи, из которых некоторые были лично близки и дороги митрополиту Сергию.

Из тех, которые остались верными ему, как законному главе Церкви, многие все-таки осуждали его поступки и выступления, но говорили, что это его личный грех, за который но сам будет держать ответ перед Господом. Ереси он никакой не проповедует, поэтому нельзя прерывать с ним молитвенного общения.

По отношению ко всем иерархам, отделившихся от общения с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий держался такого метода: Сначала он писал им, затем увещивал, просил отказаться от принятого ими неправильного пути. Указывал на большой церковный вред, причиненный расколами.

Если не действовали ни увещания, ни предупреждения , то созывалась сессия Синода и выносилось постановление о лишении виновных кафедр и запрещении их в священнослужении.

Многие из увещательных писем митрополита Сергия были проникнуты глубоким чувством, как например, его письмо к митрополиту Агафангелу , в котором увещающий пишет:

"Мы с Вами подошли уже к той черте, когда остается только одно: дать ответ на судище Христовом. Во имя этого нашего общего упования и во имя блага святой церкви прошу Вас и молю не разрывайте общения с нами, не переходите на сторону наших врагов".

Все разделения, расколы и смуты, посеянные лукавым с целью ослабить Церковь Христову, постепенно изжили себя по мере того, как возвращались, или умирали, или отоходили от активной деятельности их организаторы, и еще раз оправдались слова Спасителя о том, что врата адовы не одолеют Церкви.

В жизни и деятельности Патриарха Сергия нельзя не отметить один чрезвычайно важный момент: во время Великой Отечественной войны под его руководством все православное русское духовенство активно помогало обороне страны. Призывая к усиленной борьбе против захватчиков и к самоотверженному труду в тылу. Под его руководством духовенство укрепляло патриотический дух русского народа, поддерживало его моральное состояние и оказывало значительную материальную помощь фронту.

В середине 1930-х проездом из северных лагерей во Владимирскую ссылку в Москве находился архиепископ Филипп (Гумилевский) ; он зашел в канцелярию митрополита Сергия в Бауманском переулке, надеясь увидеть владыку, но тот был в отъезде. Тогда архиепископ Филипп оставил митрополиту Сергию письмо, в котором были такие строки: "Дорогой Владыко, когда я думаю о Вас, стоящем на ночных молитвах - я думаю о Вас, как о святом праведнике; когда же я размышляю о Вашей повседневной деятельности, то я думаю о Вас, как о святом мученике..." На следующий день митрополит Сергий прочитал письмо, растроганно прижал его к груди и сказал: "С таким письмом и на Страшный Суд предстать не страшно". Потом подал письмо отцу Сергию Лебедеву и сказал: "Подшей-ка, Сережа, в мое личное дело. Много будут судить обо мне, пусть хоть эти добрые слова прочтет кто-нибудь". Позднее отец Сергий, глубоко уважавший и любивший обоих - и автора письма, и адресата - рассказывал об этом своим близким.

Труды

"Православное учение о спасении" (Магистерская диссертация). Сергиев посад, 1895. 2-е изд. Казань, 1898.

"Вопрос о личном спасении". (Речь перед защитой магистерской диссертации). Москва, 1895.

"Вечная жизнь, как высшее благо". Москва, 1895.

"Христианство в Китае и Японии". "Русск. вестник" 1892, дек., 1893, февр.

"На Дальнем Востоке" (письма японского миссионера). "Богослов. Вестник", 1895-1896. 2-е издание: Арзамас, 1897.

"По Японии" (письма о миссионерском путешествии). "Богослов. Вестник" 1899, апр.-дек. (Переизд.: По Японии: (Записки миссионера).- М.: Крутицкое Патриаршее подворье: О-во любителей церковной истории, 1998.- 229 с.).

"Происхождение пастырского служения и его необходимость". "Богослов. Вестник" 1900, авг., с. 507.

"Разбор инославных учений об оправдании".

Учение средневекового инославного богословия. "Богослов. Вестник" 1895, апр., с. 1, авг., с. 141.

Современное учение инославного богословия. "Богослов. Вестник" 1895, июнь, с. 346.

"Речь на могиле покойного профессора Лопухина". "Церковный вестник" 1904, № 36, с. 1132-1134.

"Святи их во истину Твою" (Статья). "Церковный вестник" 1904, № 24 с. 740.

Речь при наречении его во епископа Ямбургского 22 февраля 1901 года "Приб. к "ЦВ" 1901, № 9, с. 312-313.

Речь епископу Киприану при его хиротонии 10 марта 19113 года. "Приб. к "ЦВ" 1913, № 12, с. 518-520.

"Послание к пастырям и пастве". 29 июля 1927 года. "Патр. Сергий и его духовное наследство". МП, 1947, с. 59-63.

"Предисловие к книге" Правда о религии в России". Изд. МП, 1942.

"Как православный христианин должен отнестись к предстоящему чествованию графа Толстого". "Приб. к "ЦВ" 1908, № 34 , с. 1619-1622. "Церковный вестник" 1908, № 35, с. 1081-1083. "Изв. Каз. Еп." 1908, № 32-33, с. 973-983.

"Что разделяет нас со старокатоликами?". 1902.

"К вопросу о том, что разделяет нас со старокатоликами". 1903.

Две речи: 1) при пострижении в монашество Елевферия (Богоявленского). "Церковный вестник" 1904, № 12, с. 356. 2) Дамиана (Воскресенского) "Церковный вестник" 1904, № 50 с. 1578.

"Закон Божий, написанный в сердце человека". СПб, 1904.

"Слова и речи (1901-1905). СПб, 1905.

"Речь, сказанная в Гельсингфорсом православном соборе вновь назначенному генерал-губернатору , генерал-лейтенанту Ф,А. Зейну (21 ноября 1909 г.). "Церковный вестник" 1910, № 1 с. 5-6.

"Письмо к митрополиту Агафангелу от 28 января/ 10февраля 1928 года".

"Письмо к митрополиту Агафангелу (апрель 1928 года. Архп. Иоанн (Снычев). "Церковные расколы XX столетия, с. 175.

"Письмо к митрополиту Кириллу от 5/18 сент.1929 г.".

"Письмо к митрополиту Кириллу от 2 января 1930 г.".

"О полномочиях Патриаршего Местоблюстителя и его заместителей" "ЖМП" 1931, № 1, с. 3-5.

"Письмо от 28 окт.1931 г. на имя Высокопр. Митрополита Евлогия, Управляющего русскими церквами в Западной Европе". "ЖМП" 1931, № 2, с. 2-3. № 3, с. 1.

"Отношение Церкви Христовой к отделившимся от нее обществам". "ЖМП" 1931, № 2, с. 5-7. № 3, с. 3-6. № 4, с. 3-7.

"Послание Преосвященным архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Православной Церкви". "ЖМП" 1931, № 5, с. 1-2.

Отзыв на тетрадь гражд. Д.Е. Ивановой под заглавием" Апология ежедневного и повседневного приобщения Св. Таин. Как заповеди Христа Спасителя". (Машинопись). "ЖМП" 1931, № 5, с. 3-5.

"Послание Патриарху Константинопольскому Фотию II" "ЖМП" 1931, № 6, с. 1-2.

"Послание Константинопольскому Патриарху Святейшему Фотию II архп. Константинопольскому (Нового Рима и Вселенскому Патриарху от 15 окт. 1931 года за № 7623." "ЖМП" 1932, № 7-8, с. 1-2.

"Ответ на приглашение к участию в Лондонской догматической комиссии и в предсоборном всеправославном собрании (Просинод) от 30 сент. 1931 г. за №7467". "ЖМП" 1932, № 7-8, с. 6-7.

"Письмо представителю Вселенского Патриарха в СССР Архимандриту Василию Диномуло от 12 апр. 1932 г., № 521". "ЖМП" 1932, № 9-10, с. 1-2.

"Почитание Божией Матери по разуму Святой Православной Церковью ". "ЖМП" 1932, № 11-12, с. 8-11.

"Послание Блаженнейшему Патриарху Сербскому (Варнаве) от 23 марта 1933года. № 311". "ЖМП" 1933, № 14-15, с. 1-4.

"Временному Экзарху Московской Патриархии в Америке, Управляющему Русской Северо-Американской Православной епархией, Преосвященному архп. Вениамину, боголюбивым клирикам и мирянам, устоявшим в вере и в послушании Святой Церкви." "ЖМП" 1933, № 1617, с. 1-3.

"Воскресенье Христово в отличие от Воскресения Лазаря". "ЖМП" 1933, № 16-17, с. 4-7.

"Значение апостольского преемства в инославии". "ЖМП" 19332, № 23/ 24, с. 23-24.

" Основное заблуждение католичества и протестанства" "Прав. Финляндский сборник" 1911, № 9, с. 3. "ЖМП" 1963, № 3, с. 50, п/ с. 13.

"Послание к пастырям и пасомым Христовой Церкви 22 июня 1941 года". "Русск. Православ. Церк. и Велик. Отечественная война", с. 3-5.

"Речь на молебне о победе русского воинства вечером 26 июня 1941 года в Богоявленском соборе в Москве". " Правда о религии в России ", МП. 1942 , с. 83-86.

"Поучение, сказанное за литургией в церкви Иоанна воина на Б. Якиманке в Москве 12 авг. 1941 года". " Правда о религии в России ", МП. 1942 , с. 95-97.

"Послание православным людям на временно оккупированной немцами территории (январь, 1942г.)". "Русск. Православ. Церк. и Велик. Отечественная война", с. 11-12.

"К православной пастве Украины от 5 февраля 1942 г.". "Русск. Православ. Церк. и Велик. Отечественная война", с. 13-17.

"Правда о религии в России ", МП. 1942 , с.129-135.

"Второе послание по делу епископа Поликарпа Сикорского"26 марта 1942 года. " Правда о религии в России ", МП. 1942 , с. 136.

"Русск. Православ. Церк. и Велик. Отечественная война", с. 18-21.

"Послание Московской пастве 1/14 окт. 1941 года". " Правда о религии в России ", МП. 1942 , с. 409-410.

"Пасхальное приветствие 2 апреля 1942 года".

"Правда о религии в России ", МП. 1942 , с. 449-451.

"Русск. Православ. Церк. и Велик. Отечественная война", с. 24-25.

"Послание возлюбленным о Христе чадам Святой Русской Православной Церкви 22 июня 1942 года".

"Русск. Православ. Церк. и Велик. Отечественная война", с. 29-31.

"Послание всем верным чадам нашей Святой Русской Православной Церкви в особенности обитающим в Литве, Латвии и Эстонии 22 сентября 1942 года". "Русск. Православ. Церк. и Велик. Отечественная война", с. 32-34.

"Рождественское послание Преосвященным архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Церкви" 25 декабря 1942 года. "Русск. Православ. Церк. и Велик. Отечественная война", с. 37-38.

"Рождественское послание Преосвященным архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Церкви в областях СССР, еще не освобожденных от немецкой оккупации 13 декабря 1942 года". "Русск. Православ. Церк. и Велик. Отечественная война", с. 39-40.

"Архипастырское послание к православной пастве Ростова на Дону и Ростовской епархии 20 марта 1943 года". "Русск. Православ. Церк. и Велик. Отечественная война", с. 43-45.

"Пасхальное послание 23 апреля 1943 года" "Русск. Православ. Церк. и Велик. Отечественная война", с. 46-47.

"Послание ко дню двухлетия войны 22июня 1943 года". "Русск. Православ. Церк. и Велик. Отечественная война", с. 48-50.

"Святительское обращение ко всем Христианам в Югославии, Чехословакии, Элладе и прочих странах", 23 апреля 1943 года. "Русск. Православ. Церк. и Велик. Отечественная война", с. 83-86.

"О деятельности Православной Церкви за два года Отечественной войны" (доклад на Соборе 8 сентября 1943 года). "ЖМП" 1943, № 1, с. 7-8.

"Послание к пастве". 12 сентября 1943 года.

"Речь его в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы в день интронизации, 12 сентября 1943 года". "ЖМП" 1943, № 2, с.8.

"Праздничное приветствие". "ЖМП" 1943, № 4, с. 3-4.

"Послание Преосвященным архипастырям, пастырям и всем верным чадам Святой Православной Церкви 7 ноября 1943 года" "ЖМП" 1943, № 3, с. 3-4.

"Рождественское послание Преосвященным архипастырям, пастырям и всем верным чадам Святой Русской Православной Церкви". "ЖМП" 1944, № 4, с. 5-6.

"Есть ли у Христа наместник в Церкви?" (статья) "ЖМП" 1944, № 2, с. 13-18.

"Пасхальное приветствие (1944 г.) "ЖМП" 1944, № 4, с. 3-4.

"Чин отпевания инославных". Журнал Засед. Св. Синода" № 12 от 9.VI.1949.

"Чин панихиды по инославным". "Журнал Засед. Св. Синода" № 12 от 9.VI.1949.

Die Wahrheit uber die Religion in Rubland. Zurich, 1941.

К вопросу о праве Константинопольского Патриарха на территорию Западной Европы. Из послания от 15. X. 1931... Патриарха Фотия II., в: Вест. Экзархата 5 (1950) 25-27.

Отношение Церкви Христовой к отделившимся от нее обществам. в: Вест. Экзархата 19 (1954) 106-126.

Le Christ a-t-il un Vicaire dans l`Eglise., in: Vest. Ekzarchata 20 (1954) 213-219, Paris 1960

Le culte de la Mere de Dieu dans l`Eglise orthodoxe, edba. 220-227.

L` Eglise du Christ et lesCommunatutes dissidentes(avec introduction et notesde V. Lossky), in: Vest. Ekzarchata 21 (1955) 9-32.

Die Beziehung der Kirche Christi zu denGemeinschaften? Die sich von ihr getrennt haben, in: Kyrios 1(1960/61) 159-186.

Die Bedeutung der apostolischen Sukzession bei den heterodoxen Glaubensgemeinschaften, in: StdO 1962, № 6, 26-34.

La signification de la succession apostolique dabs l`heterodoxie, in: Vest. Ekzarchata 42/43 (1963) 74-96.

Отношение православного человека к своей Церкви, в: "ЖМП" 1967, № 1, с. 63-69.

L`attitude d`un orthodoxe envers sonEglise et envers l`eterodoxie, in: Vest. Ekzarchata 62/64 (1968) 112- 121.

The Significance of Apostolic Successorsin the Non-Orthodox Faiths, in Diakonia 6 (1971) 147-162.

AL question du filioque, in: Istina 17(1972) 290-292.

Почитание Божией Матери по разуму Святой Православной Церкви в: "ЖМП" 1973, № 9, с. 57-61. Немец. StdO 1974, № 5, 56-64.

Воскресение Христово в отличие от воскресения Лазаря, в: "ЖМП" 1973, № 104, с. 61-66.

Эй, гряди, Господи Иисусе!, в: "ЖМП" 1973, № 12, с. 32-33.

Von der Verehrung der Gottesmutter in der Orthhodoxie, in: StdO 1973, № 5, 56-64. ("ЖМП" 1932, № 14/15, с. 1-4).

Resurrection du Christ et resurrection de Lazare. Paris o. J. 11 s.

Der Wiederkunft Christs entgegen, in: StdO 1978, № 1, 28-30.

Радость исполненного долга, "ЖМП" 1983, № 9, с. 72-73.

"Правдой и верой жив будет", "ЖМП" 1984, № 7, с. 44-45.

ЖМП. 1994. [№] 5 практически весь составлен из материалов, посвященных 50-летию со дня кончины Патриарха Сергия

Во имя любви к ближнему / В.О. (Церковь в Отечественной войне 1941-1945 гг.) ЖМП. 1994. [№] 5. С. 127-131.

Воскресение Христово в отличие от воскресения Лазаря ЖМП. 1994. [№] 5. С. 50-56.

9 января 1905 года ЖМП. 1994. [№] 5. С. 15.

Есть ли у Христа наместник в Церкви? ЖМП. 1994. [№] 5. С. 98-102.

Зачем Святой Руси дана вера православная? (Речь после молебна перед открытием годичного собрания Общества ревнителей веры и милосердия 22 октября 1901 г.) ЖМП. 1994. [№] 5. С. 9-11.

Значение апостольского преемства в инославии. ЖМП. 1994. [№] 5. С. 61-79.

К вопросу о веротерпимости. ЖМП. 1994. [№] 5. С. 19-22.

Накануне объявления полной веротерпимости (Поучение на молебне в день основания академии 17 февраля 1905 года) ЖМП. 1994. [№] 5. С. 16-18.

Отношение Церкви Христовой к отделившимся от нее обществам. ЖМП. 1994. [№] 5. С. 80-98.

Патриарший Местоблюститель смиренный Сергий, митрополит Московский и Коломенский пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви. Москва, 7/22 июня 1941 г. [Послание было разослано в первый день войны по всем приходам] ЖМП. 1994. [№] 5. С. 122-123.

Поучение за литургией в церкви Иоанна Воина на Большой Якиманке в Москве 12 августа 1941 года. ЖМП. 1994. [№] 5. С. 125-126.

Почитание Божией Матери по разуму Святой Православной Церкви. ЖМП. 1994. [№] 5. С. 56-61.

Речь на молебне о победе русского воинства вечером 26 июня 1941 года в Богоявленском соборе в Москве. ЖМП. 1994. [№] 5. С. 124-125.

Речь при наречении во епископа (22 февраля 1901 г.) [в сане архимандрита]. ЖМП. 1994. [№] 5. С. 8.

Юбилей Петербурга, 16 мая 1903 г. (Синодальный период) ЖМП. 1994. [№] 5. С. 11-14.

Составил акафисты:

В честь "Владимирской иконы Божией Матери".

В честь "Боголюбской иконы Божией Матери".

В честь "Умиления иконы Божией Матери".

В честь "Воскресения Христова".

"Святому духу".

"Живоносному древу Креста Господня".

"Преп. Сергию и Герману Валаамским чудотворцам".

"Преп. Сергию Радонежскому".

Литература

"Церк. Ведом." 1901, № 5, с. 29.

"Приб. к "ЦВ" 1901, № 9, с. 311-314.

"Церк. Ведом." 1903, № 27, с. 284. 1905, № 42, с. 471. 1908 № 24, с. 209. 1911, № 19-20, с. 106. 1911, № 21, с. 179. 1911, № 42, с. 327. 1912, № 18, с. 104. 1913, № 17, с. 176. 1915, № 3, с. 26. 1917, № 27, с. 178. 1917, № 30, с. 236. 1917, № 34, с. 286.

"Приб. к "ЦВ" 1918, № 7-8, с. 322.

"Церк. Ведом." 1918, № 19-20 с. 114.

"Приб. к "ЦВ" 1903, № 40, с. 1548.

"Мисс. Обозрен. 1901, март, с. 297.

"Симб. ЕВ" 1901, № 17.

"Душ. Собесед." 1897, вып. 2-й. с. 53, вып. 5-й. с. 150-154.

"Христ. Чтен." 1909, с. 22, 238, 390, 574, 725, 965.

Денисов. 744.

"Мисс. Календ. 1907, с. 138.

"Церковный Вестник." 1895, № 26 с. 823-824. 1904, № 9 с. 278. 1904, № 12 с. 356. 1904, № 24 с. 740. 1904, № 36 с. 1132-1134. 1904, № 42 с. 1325. 1904, № 50 с. 1578. 1908, № 1 с. 14. 1908, № 2 с. 53. 1908, № 31 с. 957. 1908, № 38 с. 1191.

"Русск. Паломн." 1905, № 14 с. 203-204. 1911, № 23 с. 366-367. 1912, № 17 с. 255. 1912, № 32 с. 495. 1915, № 36 с. 573.

"ЖМП" 1931, № 1, с. 1. 1931, № 2, с. 1-2; 1931, № 3, с. 1-3. 1931, № 4, с. 2-3. 1931, № 5, с. 2-4. 1932, № 7-8, с. 6-7. 1932, № 9-10, с.2-9. 1932, № 11-12, с. 1-8. 1933, № 13 с. 1-3. 1933, № 14-15, с. 2-6. 1933, № 16-17, с. 3-4. 1934, № 18-19, с. 1-6. 1934, № 20-21, с. 1-4. 1932, № 23/ 24, с. 1-3. 1943, № 1, с. 5-8; 16-18. 1943, № 2, с. 3-5; 8-30. 1943, № 3, с. 3-4; 9-11. 1943, № 4, с. 5-6; 9-11. 1944, № 1, с. 7-8. 1944, № 2, с. 10-11. 1944, № 3, с. 3, 9, 12, 23-26. 1944, № 4, с. 9. 1944, № 5, с. 3-5,10-13. 1944, № 6, с. 3-46. 1944, № 7, с. 19-25. 1944, № 8, с. 17-18. 1944, № 9, с. 16-20. 1944, № 12, с. 27-28. 1945, № 1, с. 42. 1945, № 4, с. 67-68. 1945, № 5, с. 75-76. 1947, № 4, с. 41-45. 1954, № 5, с. 13-17. 1957, № 12, с. 39-42. 1959, № 4, с. 64. 1959, № 5, с. 10. 1959, № 11, с. 13-51. 1960, № 2, с. 30-32. 1960, № 3, с. 15. 1960, № 7, с. 45-46. 1960, № 8, с. 21, 62-64. 1960, № 10, с. 52-55. 1960, № 11, с. 14-20. 1961, № 5, с. 41. 1961, № 6, с. 36. 1961, № 9, с. 18. 1964, № 5, с. 65-72. 1964, № 6, с. 11-12; 29-32. 1964, № 10, с. 43-56. 1964, № 11, с. 53-55.

"Правда о религии в России ", МП. 1942 , с. 7-14, 15-17, 49-58, 61-7 0, 8 3-86, 95-97, 129-135, 136-140, 409, 410, 449-451.

"Патриарх Сергий и его духовное наследство" МП, 1947.

Родзянко М.В. "Крушение Империи". Изд. "Прибой", 1927, с.26, 185.

"Вестник Свят. Синода Правосл. Русск. Церкви" 1926 № 7, с. 6 (обновл.).

"Вестник Свят. Синода Правосл. Русск. Церкви" 1927 № 3, (16) с. 21 (обновл.).

"Церк. Обновлен." 1924, № 21-22, с.89.

"Сибирск. Церк." 1922, № 2 с. 1.

"Прав. Собеседн." 1897, октябрь, с.383, 556. 1910, декабрь, с.6. 1814, февраль, с.4. 1814, июль-август, с. IV.

Елевферий, митр. " Соборность церкви. Божие и Кесарево". Париж, 1938, с. 49-207.

Елевферий, митр. "Неделя в Патриархии". Париж, 1933, с. 15-149.

"Памятная книж. Петроградской духовной академии на 1915-1916 уч/г." с. 7.

"Состав Свят. Правит. Всероссийск. Синода и Российск. Церковной. Иерархии на 1917, год" с. 36-37.

"Письмо епископа Бориса Уфимского от 24 февраля 1924 года" (материалы по обновленческому расколу, с. 78).

"Прав. Обозрение" 1884, февраль, с. 396. 1887, февраль, с. 420.

"Русск. Православ. Церк." с. 3-50, 73-86, 169, 194, 211-213.

"Урал. Церк. Вед. " (обновлен.) 1928, № 1, с. 12.

"Урал. Церк. Вед. " (обновлен.) 1928, № 4, с. 12.

"Истор. сведен. об Арзамасе" 1911, с. 195.

"НЭС" 1900 т. 29а , с. 650.

"НЭС" 1907 доп. т. II, с. 616.

"Изв. Каз. Еп." 1898, № 13-14, с. 596. 1903, № 16, с. 36 (отчет). 1911, № 27-28, с. 839. 1912, № 10, с. 344. 1912, № 41, с. 1242. 1913, № 1, с. 22. 1913, № 23-24, с. 721-722. 1913, № 39, с. 1174. 1913, № 43, с. 1308. 1913, № 44, с. 1303. 1913, № 45, с. 721- 722. 1914, № 7, с. 208. 1914, № 46, с. 807- 811.

Архим. Иоанн (Снычев) "Церковные расколы".

Архп. Александр. "Сергиевщина и Григорьевщина". "Вестник Свят. Синода Правосл. Русск. Церкви" 1927 с. 5-6.

Архп. Григорий (Яцковский)."О современном положении Русской Православной Церкви и Ее управлении", 23 ноября 1926 года. "Прав. Церк. Календ. На 1927 г." Изд. Е.Н. Львова.

Епископ Борис (Рукин). "О современном положении Русской Православной Патриаршей Церкви". Москва, Издание автора, 1927.

Люперсольский Н. Прот. "Митрополит Сергий (законный, канонический заместитель Патриаршего Местоблюстителя" Изд. Епарх. Сов., Вятка, 1928 г.

Булгаков, с. 1412, 1416.

БЭС т. II, стб. 2048.

ФМП 62, с. 25-26.

ФПС I, № 5 с. 1.

ФПС II, c. 1.

ФПС IV, с. 7.

ФПС V, № 175.

ФАМ I, № 233, с. 19.111

Кат-АМ (обн.) за № 313А.

Илиодор, с. 12, 107.

И. Лаговский, Борьба митрополита Сергия за Православную веру против безбожников (обличение клеветы) // Церковный Вест. Западно-Европ. Экзархата 1928 , 17, 21-28; 1928, 18, 14-15.

К. Шевич. Религиозное положение в России истекший год (1929-1930) // Церковный Вест. Западно-европ. Экзархата 1930 , 6/7, 22-29, 36-46.

Из переписки между Высокопреосвященством митрополитом Сергием и Высокопреосвящ. митрополитом Евлогием // Церковный Вест. Западно-европ.

Экзархата 1931, 3, 3-18.

И. Стратонов, Русская Церковная смута 1921 (1922 годов. (Берлин 1932 г)

П.Н. Великий святитель // "ЖМП" 1949, № 5, с. 43-46.

Е.Л., Епископы (исповедники и Патриарх Сергий, в: Церковный Вест. Западно-европ. Экзархата 1935 , 6/7, 10-25.

И.М. Андреев, Жизнь и деятельность светского Патриарха Сергия // Краткий обзор истории Русской Церкви от революции до наших дней. Джорданвил 1952. с. 72-77.

Patriarch Sergius und geistiges Eube. Berlin 1952, 148 s.

Десятилетие кончины Святейшего Патриарха Сергия, в: Vest. Ekzarchata 19 (1954) 98-105.

Le Hatriarche Serge (1867-1944). Note bibliographique. in: Vest. Ekzarchata 20 (1954) 2122-213.

W. Alexeev, Russian orthodox Bishopsin Soviet Union, 1941-1953 (New York 1954), s. 65-69, hier bes.65-97.

M. Spinka, The Church in Soviet Russia (New York 1956), 51-100.

Р. Яковлевич, Грехопадение в понимании Патриарха Сергия. // Прав. Мысль. 1958, 3, с. 152-153.

Р. Яковлевич, Православное понимание блаженства по трудам Патриарха Сергия // Прав. Мысль. 1959, 4, с. 189-198.

Г. Граббе, Правда о русской Церкви на Родине и за Рубежом. Джорданвилл, 1961. 75 с.

J. Jakovlevitch, Mon programme: le programme de l`Esprit- Saint (Notice sur la vie et l`ouevre theologique de l`ancien patriarche de Moscou, Serge Stragorodsky, puor le centenaire de sa naissance), in: Annuaire de l`Eglise orthodoxe Tchechoslovaquie, 1966, 97-106 (tchech.).

И. Глухов, Патриарх Сергий и его деятельность// "ЖМП" 1967, № 3, с. 59-70.

I. Sakarpatski, Dem groben Hierarchen, Patriarch Sergius, zum Gedachtnis, in: StdO 1967, № 5, 53-62.

Ioann (Razumov), Patriarch Sergius und das religiose Denken seimer Zeit, in: StdO 1967, № 10, 52-62.

Г. Троицкий, Патриарх Сергий и русский зарубежный церковный раскол, в: "ЖМП" 1968, № 5, с. 12-15; № 6, с. 18-27.

А. Чертков, Крах. Москва 1968, passim.

Питирим (Нечаев), Патриарх Сергий в истории восстановления патриаршества. // "ЖМП" 1969, № 5, с. 63-71.

Е.Л., Епископы исповедники (Сан Франциско) 1971, 7-9.

K. Chr. Felmy, Predigt im orthodoxen Rubland (Gottingen 1972), 208.

Владимир (Сабодан), Актовая речь ректора Московской духовной академии и семинарии (биография Патриарха Сергия). Доклад 1/14 октября 1973 года в Московской духовной академии. "ЖМП" 1973, № 11, с. 66-73.

В.А. Куроедов, Взаимоотношения Советского государства и Церкви. Вопросы истории, 1973. №. 9, с. 15-26, здесь 26с.

30-летие со дня кончины Святейшего Патриарха Сергия // "ЖМП" 1974, № 7, с. 5.

W. Fontschenkow, Der Beitrag der Russischen Orthodoxen Kirche zum des Sowjetvolkes im Groben Vaterlandischen Krieg (1941-1945), in: StdO 1970, № 11, 32-33.

Сергий // Большая Советская Энциклопедия, изд. 3, т. 23, с. 289.

Игнатий, Иером., Декларация 1927 года, в: Православная Русь 1977, № 13, с. 1-6.

Дамаскин (Седрик), Письмо епископа Дамаскина митрополиту Сергию, в: Православная Русь 1977, № 13, с. 7-12 (от 29. 3. 1929).

А. Краснов - Левитин, Лихие годы 1925-1941 (Париж 1977), 91-100.

Ruckblick auf sechs Jahr zehnte Patriarchatsgeschichte, in: StdO 1978, № 9, 17.

Памяти Святейшего Патриарха Сергия // "ЖМП" 1981, № 5, с. 24.

Johannes Chrysostomus OSB, Die umstrittene Deklaration des Metropoliten Sergij vom 29/ Juli 1927 und ihr Echo, in: Unser ganzes Leben Christus unserem Gott uber antworten. Studienzur ostkirchlichen Spiritualitat Fairy v. Lilienfeld zum 65. Gtburtstag, Gottingen 1982, s, s 434- 445.

Вл. Лосский, Личность и мысли Святейшего Патриарха Сергия // "ЖМП" 1984, № 11 с. 434-445.

К 40-летию со дня кончины Святейшего Патриарха Сергия (1944-1984) // "ЖМП" 1946, № 4, с. 25-26.

Н. Китев, Исповедники и мученики 30-х годов, "Vest. russ. chr. dv. (Вестник русского христианского движения) 150 (1987) 236-248. Nir 1988, 5, 10f.

Regel'son Tragedija Russkoj Cerkvi 1917 (1945. Paris 1977. 344, 365, 406, 408, 413, 535.(Лев Регельсон. Трагедия русской Церкви, Париж, 1977,)

Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte, I, passim; II, 65-67, passim, III, passim.

N. Struve, passim.

Н. Рклиcкий, Жизнеописания в 10 т. , IV, 76; VI, 220-308.

F. Heyer, Die orthodoxe Kirche, passim.

W.C. Fletcher, The Russian Orthodox Churh Undergrond, 1917-1970, s 43-78.

J.S. Curtis, The Russian Orthodox and the Soviet State, 1917 (1950, s 175-195.

I.M. Andreyev, Russia's Catacomb Saints, passim.

I.J. Ellis, The Russian Orthodox Churh 4, 345, 400.

A. Левитин (В. Шаров, Очерки по истории русской церковной смуты, в 3 томах, Кюзнах, 1978, т. 1, с. 166, 170,. 172; т. 2, 112, 170, 205, 266; т. 3, с. 27, 127, 285.

D.Pospielovsky, The Russian Orthodox Churh, Sergijs Beziehungen zum Okumenischen Patriariarchat, 64, 259, 262; mit der Auslandskirche, 106f, 122, 125-126, 133, 139-142, 265, 289-290; mit der Serbischen Kirche 263f.

P. Hauptmann, Die Katechismen der russisch-orthodoxen Kirche 156.

J.W. Cunningham, A vanquished Hore, passim/

В.Г. Овчинников. Православная Церковь в истории нашей страны // Вопросы истории 1988, 5, с. 11-121, здесь 119-120.

Митр. Евлогий, Путь моей жизни 109, 197, 307.

H. Bodewig, Die russische Patriarchatskirche 15f, 25, 126, 154, 163, 178, 187, 241.

Die Orthodoxe Kirche in Rubland, Dokumente ihrer Geschichte (860 (1980), hg. Von P. Hauptmann und G. Stricker (Gottingen 1988) : R. Rossler, Die Russische Orthodoxe Kirche im Sowjetstaat (seit 1937), hier: Dokumente №262, 264 (die "Deklaration"), 265, 270, 271, 275-283, 285, 286.

Митр. Питирим (Свят.) Русская Православная Церковь (= Церковь 19 столетия), Берлин 1988, с. 101-106.

R. Rossler, Zur "Deklaration" von Patriarch Sergij (1927), in: G2W 16 (1988) 12, 2.

Биографическая справка: Из словаря митрополита Мануила (Лемешевского) ЖМП. 1994. [№] 5. С. 7.

Иванов Н.П. Учение о спасении Патриарха Сергия. ЖМП. 1994. [№] 5. С. 22-36.

Кравецкий А.Г., Плетнева А.А. Патриарх Сергий как литургист. ЖМП. 1994. [№] 5. С. 37-49.

Мануил (Лемешевский), митрополит. Патриарх Сергий и обновленческий раскол. ЖМП. 1994. [№] 5. С. 103-106.

Никон (Белавенец). "Дедушка": субъективные заметки "сергианина" к 50-летию со дня кончины Святейшего Патриарха Сергия.ЖМП. 1994. [№] 5. С. 118-121.

Цыпин Владислав, прот. "Декларация" 1927 года. ЖМП. 1994. [№] 5. С. 107-118.

Использованные материалы

На сайте "Русское Православие"

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_1696

[1] В книге Патриарх Сергий и его духовное наследство" на с. 183 ошибочно указан год освобождения от должности Председателя Миссионерского Совета 1917-й, см "Церковные Ведом." 1915, № 3, с. 26.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.