Значение ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ АРХИЕПИСКОПИЯ РУССКИХ ЦЕРКВЕЙ в Православной энциклопедии Древо

Что такое ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ АРХИЕПИСКОПИЯ РУССКИХ ЦЕРКВЕЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Архиепископия Русских Православных Церквей в Западной Европе, Экзархат Константинопольского Патриархата

Адрес: 12, rue Daru, 75008 Paris, FRANCE.

Тел./факс: 33 (1) 46.22.38.91; e-mail: administration.diocesaine@exarchat.org

Сайт: http://www.exarchat.org/

История

Западноевропейский экзархат ведёт свою родословную от приходов сформированных беженцами из России в Западной Европе после революции 1917 года. Первый «управляющий русскими приходами в Западной Европе», эмигрировавший архиепископ Житомирский и Волынский Евлогий (Георгиевский) был назначен на эту должность 1 октября 1920 года указом Южно-Русского Высшего Церковного Управления , находившегося в то время в городе Симферополе , в стане генерала Деникина . Подтвердительный указ в январе 1921 года был издан этим же ВЦУ, уже из Константинополя .

Декретами 423 и 424 от 8 апреля 1921 года святитель Патриарх Тихон основал «Временную администрацию русских приходов в Западной Европе» и передал её управление архиепископу Евлогию с согласия святителя митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) (см. письмо от 21 июня 1921 года), который до этого возглавлял юрисдикцию религиозных организаций Русской Православной Церкви в Западной Европе . Указом от 30 января 1922 года свт. Тихон возвел архиепископа Евлогия в сан митрополита.

Указ патриаршей канцелярии за № 348 от 5 мая 1922 , написанный под сильнейшим нажимом безбожной власти, упразднял Высшее Церковное Управление Заграницей и передавал власть над всеми русскими беженцами митрополиту Евлогию, который, однако, не стал вступать в конфликт с прочими зарубежными русскими архипастырями. По его почину и по соборному решению зарубежных архиереев в согласии с указом патриарха совершается роспуск ВВЦУ, а затем организуется Архиерейский Синод Русской Православной Церкви заграницей в юрисдикции которого в 1923 году выделяется Западноевропейский митрополичий округ во главе с митрополитом Евлогием. Но уже в 1926 году митрополит Евлогий размежевался с Архиерейским Синодом и, в 1927 году, вошёл в подчинение Московскому Патриархату . Этим он отсёк группу приходов решивших сохранить верность Русской Зарубежной Церкви, во главе которых встал архиепископ Серафим (Лукьянов) . Однако, общение с угнетённой Церковью оказалось невозможным – митрополит Евлогий указом митрополита Сергия (Страгородского) от 10 июня 1930 года был отрешён от должности и вскоре запрещен в священнослужении, а временное управление русскими церквами Московского Патриархата в Западной Европе поручено архиепископу Владимиру (Тихоницкому) . При этом большинство приходов всё же остались под митрополитом Евлогием, по просьбе которого они, указом от 17 февраля 1931 года, были приняты Константинопольским Патриархом Фотием II как «Временный Экзархат Святого Апостольского и Патриаршего Трона Константинополя в Западной Европе». Этот переход совершился без отпускных грамот и в ряде писем митрополита Сергия (Страгородского) Патриарху Фотию был признан канонически неосновательным и незаконным. При этом, как Патриарх Фотий в письме митрополиту Сергию, так и митрополит Евлогий в обращениях к пастве и пастырям, подчеркивали временный характер создавшегося положения.

В конце Второй мировой войны , с 1944 года, восстанавливаются связи с митрополитом Евлогием, главой русских приходов в Константинопольской юрисдикции. В ответ на прошение митрополита и его викариев от 29 августа 1945 года определением Священного Синода Русской Церкви от 7 сентября 1945 года Западноевропейский Экзархат был принят в лоно Русской Церкви с сохранением границ. После уведомления об этом Константинопольского Патриарха Вениамина Патриархом Алексием I и митрополитом Евлогием возражений не последовало.

Однако по смерти митрополита Евлогия 8 августа 1946 года и назначения также вернувшегося в Московский Патриархат митрополита Серафима (Лукьянова) на должность Экзарха, собрание Экзархата в октябре 1946 года в силу ряда обстоятельств, обусловленных политическим положением в СССР , постановило обратиться к Константинопольскому Патриарху с ходатайством о продлении существования Экзархата под его юрисдикцией, которое было удовлетворено 6 марта 1947 года Патриархом Максимом V . Экзархат был возглавлен Владимиром (Тихоницким), также вышедшим из подчинения Русской Церкви. В то же время приходы оставшиеся верными Московскому Патриархату продолжили своё существование как Западноевропейский Экзархат Московского Патриархата .

Грамотой от 22 ноября 1965 года Патриарх Константинопольский Афинагор I упразднил Экзархат ввиду того что Русская Церковь, «избавившись от разделений и организовавшись внутренне, приобрела и внешнюю свободу» и нужда во временной организации отпала. Предложение Патриарха Афинагора о возвращении в лоно Матери-Церкви, однако, не было исполнено руководством Экзархата, совет которого 30 декабря 1965 года провозгласил бывший Экзархат «независимой и самостоятельной Архиепископией Православной Церкви Франции и Западной Европы», которая в феврале 1966 года была переименована в «Православную архиепископию Франции и Западной Европы и русских западноевропейских церквей рассеяния».

22 января 1971 года решением Патриарха Афинагора и Священного Синода Константинопольского Патриархата Экзархат был восстановлен в форме «Архиепископии русских православных приходов в Западной Европе» в составе Экзархата Константинопольского Патриархата в Западной Европе и подчинен митрополиту Еалльскому , чтобы, как говорилось в Синодальной грамоте, русские приходы в Западной Европе «не были совершенно лишены высшего церковного надзора и связи с административной системой Церкви». Правомочность этого действия не была признана Священноначалием Русской Православной Церкви.

19 июня 1999 года Патриарх Константинопольский Варфоломей издал «Патриарший и Синодальный Томос о восстановлении Патриаршего экзархата в Западной Европе», подчинив воссозданный экзархат Константинопольскому Патриаршему Престолу, с тем, что «организовывая церковную жизнь в Западной Европе, архиепископ - Патриарший экзарх согласуется с митрополитом Еалльским». Грамотой от 21 июня 1999 года Экзархату были даны права широкой автономии в областях административных, пастырских и материальных. Данное решение также было опротестовано Священноначалием Московского Патриархата.

В условиях свободы, обретенной Церковью в Отечестве, открылись новые возможности для ее общения с русской церковной диаспорой. С учетом результатов собеседований с представителями рассеяния, Патриарх Алексий II обратился 1 апреля 2003 года с посланием к архипастырям, окормляющим русское церковное рассеяние, а также ко всем православным приходам русской традиции в странах Западной Европы, призвав их к восстановлению церковного единства русской диаспоры путем создания самоуправляемого Митрополичьего округа как основания для грядущей многонациональной Поместной Православной Церкви в Западной Европе. В ответ на этот призыв, в заявлении Совета Архиепископии от 9 декабря 2004 года выражается готовность возглавляющего Экзархат архиепископа Гавриила (де Вильдера) «начать диалог о будущем Архиепископии и о ее связях с Московским Патриархатом», но признаются «неприемлемыми предложения, выдвигаемые Московской Патриархией» и сообщается что «отцы и учители в вере» Экзархата отвергали «всякую возможность возврата в Московский Патриархат».

На 2006 год приходы Архиепископии-Экзархата находятся главным образом во Франции , но также и в Бельгии , Голланции , Германии , Норвегии , Швеции , Италии и Испании . Bо Франции Архиепископия с около 40 приходами является наибольшей православной епархией. В её составе приходы русских эмигрантов, где службы идут на церковнославянском языке, сосуществуют с многонациональными приходами, наряду с чисто западными приходами, где службы ведутся на языках стран, в которых они находятся.

Кафедральным городом Архиепископии является Париж , а собором - Парижский Александро-Невский собор .

Изменение названия

Временный Экзархат Святого Апостольского и Патриаршего Трона Константинополя в Западной Европе 1931 - 1945 ; 1947 - 1965

Архиепископия русских православных приходов в Западной Европе 1971 - 1999

Архиепископия русских православных церквей в Западной Европе, Экзархат Вселенского Патриархата с 1999

Архипастыри

Евлогий (Георгиевский) 17.II. 1931 -7.IX. 1945

Владимир (Тихоницкий) 6.III. 1947 -18.XII. 1959

Георгий I (Тарасов) 12.VI. 1960 -22.III. 1981

Георгий II (Вагнер) 1.V. 1981 -6.IV. 1993

Сергий (Коновалов) 27.VI. 1993 -22.VI. 2003

Гавриил (де Вильдер) с 1.III. 2003

Статистика

2003

Около 60 приходов, 4 монастыря, около 70 священников и диаконов.

Состав

Епархии

Брюссельская

Великобританская и Ирландская

Ниццкая

Пражская

Монастыри

Монастырь в чест Покрова Пресвятой Богородицы в Бюсси-ан-От (женский)

Учебные заведения

Парижский Православный Богословский Институт прп. Сергия

См. также

Западноевропейский экзархат Московского Патриархата

Западноевропейская епархия РПЦЗ

Использованные материалы

Страницы с официального сайта Архиепископии:

http://www.exarchat.org/spip.php?article547

http://www.exarchat.org/spip.php?article548

Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 24 декабря 2004 г.:

http://sedmitza.ru/index.html?sid=376&did=19957

Страница портала «Русское Православие»:

http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?1_4763

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_1935

Страница проекта «Иерархия Церквей»:

http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-rusevrop.html

Солдатов, Г. М., «Предисловие», Солдатов, Г. М., ред., Совещание глав Русской Зарубежной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Варнавы. Сремские-Карловцы 1935 , Minneapolis, Minnesota, AARDM PRESS, 2004:

http://www.metanthonymemorial.org/ROCORSOBOR1935.html

Сафонов, Дмитрий, «Святитель Тихон и Русская Православная Церковь за границей в 1922-1925 гг. Неизвестные страницы истории. Часть 1»:

http://www.pravoslavie.ru/arhiv/060626160404#rel23

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.