Значение СЕРГИЙ I КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ в Православной энциклопедии Древо

СЕРГИЙ I КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Сергий I (+ 638 ), патриарх Константинопольский .

Происходил из монофизитской сирийской семьи, но, кажется, учителя его были православные .

В 610 году взошел на Цареградскую кафедру .

С 619 года и до самой смерти он был в дружеских отношениях с императором Ираклием , в отсутствие которого вместе с патрицием Вонозом управлял империей .

В 626 году благодаря энергии патриарха Сергия Царьград , осажденный аварами и славянами , был спасен. Патриарх Сергий в то время организовал ход с иконой Пресвятой Богородицы вокруг городских стен и опасность была отвращена. С этими собитиями связан благодарственный проимий знаменитого Акафиста ко Пресвятой Богородице , авторство которого иногда приписывают самому Сегию.

Будучи правой рукой императора во всех его начинаниях, патриарх Сергий всегда старался оставаться в тени и даже в церковных делах действовал именем императора. Так, о своем религиозном эдикте, " Енфесисе ", Ираклий уже по смерти Сергия писал папе Иоанну IV : " не я диктовал его, а патриарх Сергий составил его еще за пять лет до моего возвращения с Востока и упросил меня издать его с моим именем и подписью ."

Сергий остался в истории как еретик - монофелит , подпавший анафеме VI Вселенского Собора . Мысль о монофелитстве ("единоволии") как способе примирить монофизитов с Халкидонским Собором явилась у него еще в 610 - 617 годах. В 622 году император Ираклий, - т.е. его устами Сергий, - побеждает с помощью учения о единоволии предстоятеля армянских монофизитов- акефалов , Павла Одноглазого . Вопрос о двух волях был так труден, что Гонорий Римский и Кир Фазидский (потом Александрийский) , к которым обращался Сергий, не нашли в его формуле ничего еретического. Святой Максим Исповедник говорит, что Сергий оттолкнул его от себя своим " непостоянством " (το παλίμβολον) в догматическом вопросе. Это выражалось в том, что Сергий шел крайне осторожно, постоянно опрашивал авторитеты обеих сторон, которые хотел примирить, и не раз советовал императору бросить все дело, когда оно грозило привести вместо мира к новому раздору.

Оценки

Как догматист, Сергий впал в ошибку. При этом трудно говорить о его непокорстве голосу Вселенской Церкви. По оценке Б. Мелиоранского, чрезвычайная осторожность, "непостоянство" Сергия происходило от его чувства недостаточного знакомства со строем православной догматической мысли - можно думать, что если бы Сергий услышал соборный голос Церкви, он не отказал бы ему в повиновении. Однако, Сергий не дожил разгара деятельности Максима Исповедника и папы Римского Мартина [1] .

Труды

Подробнее о вопросе авторства и участия патриарха Сергия в составлении первого акафиста - Акафиста ко Пресвятой Богородице - см. в ст. акафист .

Веские косвенные данные привели авторитетнейших западных юристов-византологов начала XX века [2] к мысли, что Сергию также принадлежит первая редакция Номоканона .

Использованные материалы

Мелиоранский, Б., "Сергий, патриарх константинопольский," энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dict....htm

[1] Мелиоранский, Б., "Сергий, патриарх константинопольский," энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dict....htm

[2] Цахариэ фон-Лингенталь, Бинер, Геймбах, Мортрёлль.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.