Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Вселенские соборы - собрания высшего духовенства и представителей поместных христианских церквей, на которых разрабатывались и утверждались основы христианского вероучения, формировались канонические богослужебные правила, оценивались различные богословские концепции и осуждались ереси. Церковь , как Тело Христово, имеет единое соборное сознание, руководимое Духом Святым, получающее свое определенное выражение в решениях церковных соборов. Созыв соборов является древнешей практикой для разрешения возникших церковных вопросов (в Деян. 15, 6 и 37 правило свв. Апп.). Из-за возникновения вопросов общецерковного значения стали созываться Вселенские Соборы, которыми были точно сформулирован и утвержден ряд основных вероучительных истин, ставших, таким образом, частью Священного Предания. Статус собора устанавливается Церковью на основе характера решений собора и их соответствия церковному опыту, носителем которого является церковный народ.
В качестве "Вселенских" Православная Церковь признает семь Соборов:
I Вселенский собор - Никейский 325 г.
II Вселенский собор - Константинопольский 381 г.
III Вселенский собор - Ефесский 431 г.
IV Вселенский собор - Халкидонский 451 г.
V Вселенский собор - Константинопольский 2-й 553 г.
VI Вселенский собор - Константинопольский 3-й ( 680 - 681 ) гг.
VII Вселенский собор - Никейский 2-й. 787 г.
ПЕРВЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР
Состоялся в 325 г., в г. Никее , при императоре Константине Великом . Созван этот Собор был против лжеучения александрийского священника Ария , который отвергал Божество и предвечное рождение второго Лица Св. Троицы , Сына Божия, от Бога Отца; и учил, что Сын Божий есть только высшее творение. Соборе участвовало 318 епископов. Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил догмат о том, что Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом.
Чтобы все православные христиане могли точно знать истинное учение веры, оно было ясно и кратко изложено в первых семи членах Символа Веры .
На этом же Соборе было постановлено праздновать Пасху в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния, определено было также священникам быть женатыми, и установлены были многие другие правила.
Подробнее
ВТОРОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР
Второй Вселенский Собор был созван в 381 г., в Константинополе , при императоре Феодосии Великом . Созван этот Собор был против лжеучения бывшего арианского епископа константинопольского Македония , который отвергал Божество третьего Лица Св. Троицы, Духа Святого; он учил, что Дух Святый не есть Бог, и называл Его тварью или сотворенною силою и при том служебною Богу Отцу и Богу Сыну так как Ангелы . На Соборе присутствовало 150 епископов. Ересь Македония была осуждена и отвергнута. Собор утвердил догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном.
Собор также дополнил Никейский Символ пятью членами, в которых излагается учение: о Святом Духе, о Церкви, о таинствах, о воскресении мертвых и жизни будущего века. Таким образом составился Никео-цареградский Символ , который и служит руководством для Церкви на все времена.
Подробнее
ТРЕТИЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР
Третий Вселенский Собор был созван в 431 г., в г. Ефесе , при императоре Феодосии 2-м Младшем. Собор был созван против лжеучения константинопольского архиепископа Нестория , который нечестиво учил, будто Пресвятая Дева Мария родила простого человека Христа, с Которым, потом, Бог соединился нравственно, обитал в Нем, как в храме, подобно тому, как прежде обитал в Моисее и других пророках . Потому и Самого Господа Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву называл христородицею, а не Богородицею. На Соборе присутствовало 200 епископов. Собор осудил и отверг ересь Нестория и постановил признавать соединение в Иисусе Христе, со времени воплощения, двух естеств: Божеского и человеческого; и определил: исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком, а Пресвятую Деву Марию, - Богородицею.
Собор также утвердил Никео-цареградский Символ Веры и строго воспретил делать в нем какие бы то ни было изменения и дополнения.
Подробнее
ЧЕТВЕРТЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР
Четвертый Вселенский Собор был созван в 451 году, в г. Халкидоне , при императоре Маркиане. Собор был созван против лжеучения архимандрита одного константинопольского монастыря Евтихия, который отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе. Опровергая ересь, и защищая Божественное достоинство Иисуса Христа, он сам впал в крайность, и учил, что в Господе Иисусе Христе человеческое естество было совершенно поглощено Божеством, почему в Нем следует признавать только одно Божеское естество. Это лжеучение называется монофизитством , а последователи его называются монофизитами (одноестественниками). На Соборе присутствовало 650 епископов. Собор осудил и отверг лжеучение Евтихия и определил истинное учение Церкви, а именно, что Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек: по Божеству Он вечно рождается от Отца, по человечеству Он родился от Пресвятой Девы и во всем подобен нам, кроме греха. При воплощении (рождении от Девы Марии) Божество и человечество соединилось в Нем, как едином Лице, неслиянно и неизменно (против Евтихия), нераздельно и неразлучно (против Нестория).
Подробнее
ПЯТЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР
Пятый Вселенский Собор был созван в 553 году, в Константинополе, при императоре Юстиниане I . Собор был созван по поводу споров между последователями Нестория и Евтихия. Главным предметом споров были сочинения трех учителей сирийской церкви, пользовавшихся в свое время известностью, именно Феодора Мопсуетского , Феодорита Кирского и Ивы Едесского , в которых ясно выражались несторианские заблуждения, а на Четвертом Вселенском Соборе ничего не было упомянуто о этих трех сочинениях. Несториане в споре с евтихианами (монофизитами) ссылались на эти сочинения, а евтихиане находили в этом предлог отвергать самый 4-й Вселенский Собор и клеветать на Православную Вселенскую Церковь, что она будто бы уклонилась в несторианство. На Соборе присутствовало 165 епископов. Собор осудил все три сочинения и самого Феодора Мопсуетского, как не раскаявшегося, а относительно двух остальных осуждение ограничилось только их несторианскими сочинениями, сами же они были помилованы, т. к. отказались от своих ложных мнений и скончались в мире с Церковью. Собор снова повторил осуждение ереси Нестория и Евтихия.
Подробнее
ШЕСТОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР
Шестой Вселенский Собор был созван в 680 году, в Константинополе, при императоре Константине Погонате , и состоял из 170 епископов. Собор созван был против лжеучения еретиков - монофелитов , которые, хотя признавали в Иисусе Христе два естества, Божеское и человеческое, но одну Божественную волю. После 5-го Вселенского Собора волнения, производимые монофелитами продолжались и грозили Греческой Империи большою опасностью. Император Ираклий, желая примирения, решил склонить православных к уступке монофелитам и силою своей власти повелевал признавать в Иисусе Христе одну волю при двух естествах. Защитниками и изъяснителями истинного учения Церкви явились Софроний Иерусалимский и константинопольский монах Максим Исповедник . Шестой Вселенский Собор осудил и отверг ересь монофелитов, и определил признавать в Иисусе Христе два естества -Божеское и человеческое, - и по этим двум естествам - две воли, но так, что человеческая воля во Христе не противна, а покорна Его воле Божественной.
Через 11 лет Собор вновь открыл заседания в царских палатах называемых Трулльскими, для решения вопросов по преимуществу, относящихся к церковному благочинию. В этом отношении он как бы дополнил Пятый и Шестой Вселенские Соборы, потому и называется Пято-шестым. Собор утвердил правила, которыми Церковь должна управляться, а именно: 85 правил Св. Апостолов, правила 6-ти Вселенских и 7-ми поместных Соборов, и правила 13 Отцов Церкви. Эти правила впоследствии были дополнены правилами Седьмого Вселенского Собора и еще двух Поместных Соборов, и составили так называемый " Номоканон ", а по-русски " Кормчая Книга ", которая и является основанием церковного управления Православной Церкви.
На этом Соборе осуждены были некоторые нововведения Римской Церкви, не согласные с духом постановлений Церкви Вселенской, а именно: принуждение к безбрачию священников и диаконов, строгие посты в субботы Великого Поста , и изображение Христа в виде агнца (ягненка).
Подробнее
СЕДЬМОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР
Седьмой Вселенский Собор был созван в 787 году, в г. Никее, при императрице Ирине (вдове императора Льва Хазара), и состоял из 367 отцов. Собор был созван против иконоборческой ереси, возникшей за 60 лет до Собора, при греческом императоре Льве Исавре , который, желая обратить магометан в христианство, считал необходимым уничтожить почитание икон . Эта ересь продолжалась при сыне его Константине Копрониме и внуке Льве Хазаре . Собор осудил и отверг иконоборческую ересь и определил - поставлять и полагать в св. храмах, вместе с изображением Честного и Животворящего Креста Господня, и святые иконы, почитать и воздавать им поклонение, возводя ум и сердце к Господу Богу, Божией Матери и Святым, на них изображенным.
После 7-го Вселенского Собора, гонение на святые иконы снова было воздвигнуто последующими тремя императорами ( Лев Армянин , Михаил Бальба и Феофил) и еще около 25 лет волновало Церковь. Почитание св. икон было окончательно восстановлено и утверждено на Поместном Константинопольском Соборе в 842 году, при императрице Феодоре. На этом Соборе, в благодарность Господу Богу, даровавшему Церкви победу над иконоборцами и всеми еретиками, установлен праздник Торжества Православия, который положено праздновать в первое воскресенье Великого Поста и который празднуется и доселе во всей Вселенской Православной Церкви.
Подробнее
"Почти" Вселенские Соборы
Ряд соборов созывались как Вселенские Соборы, но по каким-то причинам не были признаны Православной Церковью как Вселенские. Чаще всего это происходило из-за того что их решения отказывался подписывать папа Римский . Тем не менее эти соборы пользуются высочайшим авторитетом в Православной Церкви и некоторые православные богословы считают что их надо включить в состав Вселенских Соборов.
Пято-шестой собор (Трулльский) 692 г.
IV Константинопольский собор 879 - 880 гг. [1]
V Константинопольский собор 1341 - 1351 гг.
Разбойничьи соборы
Разбойничьими соборами называются церковные соборы, которые Церковь отвергла как еретические, часто такие соборы проходили под внешним давлением или с нарушениями процедуры. Ниже приведены разбойничьи, соборы которые организовывались как вселенские:
Эфесский "разбойничий" собор 449 г.
Иконоборческий собор
Константинопольский разбойничий собор 869 - 870 гг.
Флорентинский собор 1431 - 1445 гг. - почитается католиками как Вселенский.
Подготовка к новому Вселенскому собору
С последней четверти XX века собирались Всеправославные предсоборные совещания с целью подготовки нового Вселенского Собора для решения насущных вопросов в жизни Православной Церкви. На данный момент были созваны совещания в 1976 , 1982 , 1986 и 2009 годах.
Принятие Вселенских Соборов инославными
" Ассирийская Церковь Востока " - признает только Первый и Второй Вселенские Соборы
Антихалкидониты - признают только Первый, Второй и Третий Вселенские Соборы
Протестанты
Многие традиционные деноминации в протестантизме, как англикане и лютеране признают все семь Вселенских Соборов, но не придают им того же вероучительного авторитета как православные или римо-католики.
Многие другие протестантские деноминации отвергают Вселенские соборы как идею вообще, на основании убеждения что только Библия является источником вероучения (принцип Sola scriptura)
Римо-католики - Признают все Семь Вселенских Соборов, а вдобавок считают Вселенскими соборами ряд соборов отвергнутых Православной Церковью или же проведенных после отпадения Римской Церкви от Православия. К последним относятся:
IV Константинопольский собор 869 - 870 гг. [2]
I Латеранский собор 1123 г.
II Латеранский собор 1139 г.
III Латеранский собор 1179 г.
IV Латеранский собор 1215 г.
I Лионский собор 1245 г.
II Лионский собор 1274 г.
XV (Вьеннский) собор 1311 - 1312 гг.
XVI (Констанцский) собор 1414 г.
XVII (Базельско-Флорентийский) собор 1431 - 1449 гг.
V Латеранский собор 1512 - 1517 гг.
XIX (Тридентский) собор 1512 - 1517 гг.
I Ватиканский собор 1869 - 1870 гг.
II Ватиканский собор 1962 - 1965 гг.
См. также
Церковные соборы
Литература
Слободской, Серафим, свящ., Закон Божий .
Давыденков, Олег, свящ., Катехизис , М.: Изд-во ПСТБИ, 2000.
Использованные материалы
http://www.zavet.ru/kalendar/zb/pxn7-001.htm
Карташев, А. В., "Вселенские Соборы":
http://www.lib.eparhia-saratov.ru/books/10k/kartashev/counci...html
[1] Католики называют IV Константинопольским собором и считают вселенским собор, проходивший на десять лет раньше в Константинополе и не признаный Православной Церковью. Собор 879-880 гг. вначале был полностью признан Римом (его делегация присутствовала на Соборе), но позде в XI столетии отказался призновать его и задним числом начал считать собор 869-870 гг. Вселенским.
[2] Не тот же самый что православный IV Константинопольский собор 879 - 880 гг.
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент