Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Сергий (Озеров) (ок. 1867 - не ранее 1937 ), архимандрит .
В миру Павел Озеров, родился примерно в 1867 году [1] . По воспоминаниям, его родными местами был северо-запад Европейской России, между Москвой и Санкт-Петербургом . Окончил Лисинское лесное училище, затем служил лесным кондуктором в Вологодской губернии [2] .
Особое влияние на него оказали труды святителя Игнатия (Брянчанинова) , которые могли быть прочитаны им еще в юности. Эти книги он любил в течение всей своей жизни. Уволившись с казенной службы, Павел Озеров 13 ноября 1893 года поступил в Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь , проходил послушание в скиту во имя Всех святых под руководством опытных старцев. Среди скитских насельников в то время были такие подвижники, как иеросхимонах Алексий и иеросхимонах Антипа (Валаамский) , которые никому не отказывали в приеме и добром совете [3] .
Указом Святейшего Синода от 10 апреля 1895 года послушники Валаамского монастыря Павел Озеров и Вукола Богданов были переведены в Шмаковский Свято-Троицкий Николаевский монастырь , куда они и прибыли в августе того же года года. В связи с этим послушник Павел принял монашество с именем Сергий.
Строитель Шмаковского монастыря
Отцу Сергию принадлежит основная роль в развитии Шмаковского монастыря - Дальневостоного "Нового Афона". Будучи в сане иеромонаха , он принял управление обителью 1 января 1897 года [4] . Как настоятель отец Сергий был также и первым послушником в обители, не только управлявшим братией, но и служившим ей. В период его настоятельства, который продлился до 1923 года, новооснованная малая обитель достигла такого расцвета, что перед революцией претендовала на статус Лавры .
Настоятельский и духовный опыт отец Сергий приобрел на практике. Когда обитель более-менее устроилась, в 1900 году он отправился в поездку в Европейскую часть России. Можно предполагать, что в то время он обращался за советом к валаамским старцам. Известно, что он имел встречу со святым праведным Иоанном Кронштадтским , получил от него в подарок икону священномученика Исидора Юрьевского [5] . Эта поездка духовно укрепила отца Сергия в настоятельских и монашеских трудах.
8 апреля 1903 года возведен в сан игумена . С 1908 года - председатель Уссурийского Пресвятой Богородицы братства. Он также являлся благочинным женской Южно-Уссурийской Богородице-Рождественской обители .
В течение многих лет монастырской жизни отец Сергий был делателем "умной молитвы". Как несомненное проявление молитвенной настроенности и благодатной наполненности внутренней жизни объяснимы присущие отцу Сергию душевная ясность, спокойствие, незлобливость, терпение, кротость и излучаемое в глазах веселие, словно отблеск Пасхальной радости. В молитвенной жизни отца Сергия благоговейное почитание Божией Матери соотносилось с Богородичными службами и празднованиями в честь икон Казанской , Иверской (обе - особо чтимые в Уссурийской Шмаковской обители), Владимирской , Боголюбской , Смоленской , Тихвинской . Показательно, какое большое значение придавал отец Сергий совершению Богослужения и участию в нем молящихся в храме.
Отец Сергий не выделялся ни внешними признаками высокого сана, ни видимым со стороны совершением молитвы. Но его вера и благочестие, подобно ровному дыханию, неприметно проявлялись во все его скромном облике. Дни церковного года обретали в его жизни двойное значение. Празднование святым соединялось с поминовением живых и умерших в дни их памяти. Его приверженность к русским святым, прославленным и еще не прославленным, но почитаемым народом, выражалась в любви к святым просветителям Сибири Иннокентию и Софронию Иркутским, святителям Иоанну Тобольскому , Иоасафу Белгородскому , Питириму Тамбовскому . Почитал он и святителя Иннокентия (Вениаминова) - просветителя Северной Америки и Дальнего Востока.
В годы своего настоятельства, почти 25 лет, отец Сергий воспитал многочисленное монашеское братство, сплоченное любовью к Церкви Христовой и друг к другу. Братскую любовь пронесли они до конца жизни.
Под руководством игумена Сергия в обители с самого начала ее деятельности главное внимание уделялось духовному развитию братии, испытанию ее совести через откровение помыслов и исповедь. В преддверии революционного 1917 года отец Сергий стяжал признание опытного духовного наставника. Так, во «Владивостокских епархиальных ведомостях» сохранились сведения о том, что в 1914 году группа почитателей отца Сергия подарила ему золотой наперсный крест от имени духовенства и паствы Владивостокской епархии. Среди многих обращенных к нему благодарственных слов читаем: « Наблюдается странное, но глубоко характерное и знаменательное явление: старинные благоустроенные обители обращаются к вам, в юную, не насчитывающую и двадцати лет своего существования обитель, за советом по тем или иным вопросам монастырского общежития. Здесь невольно исполняется слово Священного Писания, что истинная седина человека – не в числе лет, а в мудрости и житии нескверном. Поэтому вы, еще не имея телесной седины, уже являетесь старцем, в специальном значении этого слова, не только для вашей братии, не только для многочисленных ваших духовных почитателей и особенно духовных детей из среды духовенства и мирских людей здешнего края, но даже для иночествующих разных монастырей России и отчасти Европейской России » [6] .
В воспоминаниях игумена Андроника (Трубачева) и опрошенных им лиц также немало свидетельств о старческом даре отца Сергия. По словам монахини Антонии: " когда усовершенствовался он в духовной жизни и прославился своей мудростью, то те, кто в молодости руководили им в монашеской жизни, стали письменно спрашивать совета у своего ученика ".
Однако сам он скромно относился к своему дару, поэтому наставлял братию не от себя, а в согласии со святыми отцами. В обители действовала библиотека и привилась любовь к чтению книг святых отцов о монашестве. Сам отец Сергий переписывал в тетрадь отдельные «крупицы» опыта святых отцов – «Заветы инокам», которые монастырь стал издавать с 1909 года.
Когда монастырь впервые подвергся разорению красноармейцами в июле-августе 1918 года подавляющая часть братии покинула монастырь, опасаясь беззаконной расправы. После ухода красных в сентябре того же года возвратились игумен Сергий с братией и начали восстанавливать обитель. Однако, после окончательного утверждения в Приморье советской власти дни монастыря были сочтены. В октябре 1924 года обитель была объявлена закрытой под предлогом перевода туда сельскохозяйственного техникума. В таких условиях настоятель с большинством братии приняли решение покинуть обитель. В рассеянии братия обители продолжали общение с архимандритом Сергеим, ставшим для них истинным аввой.
В изгнании из обители
После ухода из закрытой Уссурийской обители архимандрит Сергий служил в Иркутском Вознесенском монaстыре до 1928 года, где сосредоточилась и часть братии. Однако, отца Сергия и его старейшего сподвижника - Германа - влекло на Валаам. Как свидетельствует отец Николай Сушко , оба намеревались вернуться туда. Надеясь на содействие митрополита Сергия (Страгородского) , архимандрит Сергий приезжал в Москву , но вернуться на Валаам не смог.
В 1928 году отец Сергий поселился в Ростове Великом и служил в приходском храме Ростовского Кремля. Там отца Сергия посетили его ближайшие сподвижники и ученики: игумены Герман и Пантелеимон, иеромонах Павел, иеродиакон Маврикий (впоследствии архимандрит, благочинный Троице-Сергиевой Лавры). По свидетельству лиц, близких архимандриту Сергию, митрополит Сергий (Страгородский) вызывал его в Москву для назначения на архиерейскую кафедру, но отец Сергий отклонил это предложение и назвал другого кандидата - бывшего духовника Уссурийских иноков игумена Пантелеимона , который и был наречен епископом Хабаровским в 1928 году. Но в начале 1930-х годов владыка Пантелеймон был арестован и отправлен в Мариинские лагеря, где и скончался в тюрьме. Отец Сергий очень скорбел о безвременной кончине своего друга, почитал владыку как священномученика , принявшего страдальческий крест вместо него.
В 1931 году отец Серий переселился в Юрьев-Польский . Он уже не служил, но жил напротив монастыря за собором, в небольшом домике на тихой улочке. Тесная комнатка напоминала монашескую келью. Отец Сергий жил в большой бедности, лишившись права на продовольственную карточку. Питался он скудно. Ему помогали посылки из Иркутска и других мест. Но и из этих источников он старался уделить нуждающимся - приезжим и приходящим, гостеприимно угощая их тем, что присылали, а чаще - свежим салатом с грядки, сухариками и чаем, заваренным мятой, радушно приготовленным Софией Александровной Шаровой , которая самоотверженно служила отцу Сергию во все годы гонений. Она последовала за ним из Владивостока и опекала уже больного в старости до самого ареста. Перед угощением и после него в доме отца Сергия всегда звучала неспешная молитва.
Отец Сергий любил братию Свято-Троицкой обители, оставаясь их духовным отцом, а также наставлял и сестер Рождество-Богородицкой обители , бедствующих в изгнании. По его благословению послушница Ольга Слепцова приняла в 1926 году монашеский постриг с именем Сергия.
Арестовали отца Сергия в Юрьеве-Польском в 1937 году.
Документы, литература
РГИА. Ф. 796. Оп. 174. Д. 1209., л. 156 об.–157.
Владивостокские епархиальные ведомости , 1914, № 2, 15.
"Чествование отца настоятеля Уссурийского Свято-Троицкого монастыря игумена Сергия духовенством и паствой Владивостокской епархии 8 июля 1914 года", Владивостокские епархиальные ведомости , 1 августа 1914, 165.
ЖМП , 1986, № 11, 31.
Андроник (Трубачев), игум., Воспоминания об архимандрите Сергии (Озерове) , Сергиев Посад, 1987, машинопись.
Валаамский патерик , Москва, 2001, 162, 170
Использованные материалы
Иннокентий (Ерохин), игум., "История Уссурийского Свято-Троицкого Николаевского мужского монастыря", ЖМП , 2006, № 2:
http://www.jmp.ru/jmp/06/02-06/08.htm
Алтухов, А., "Отцы Герман и Сергий - основатели и строители Шмаковского монастыря", старая версия официального сайта Владивостокской епархии:
http://ortodox.fegi.ru/ep2_1a5.htm
http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?3_5810
[1] Андроник (Трубачев), игум., Воспоминания об архимандрите Сергии (Озерове) , Сергиев Посад, 1987, машинопись, 14.
[2] РГИА. Ф. 796. Оп. 174. Д. 1209., л. 156 об.–157.
[3] Валаамский патерик , Москва, 2001, 162, 170.
[4] http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?3_5810 приводит версии даты - 25 ноября 1896 года или 2 января 1897 года.
[5] Андроник (Трубачев), игум., Воспоминания об архимандрите Сергии (Озерове) , Сергиев Посад, 1987, машинопись, 27.
[6] "Чествование отца настоятеля Уссурийского Свято-Троицкого монастыря игумена Сергия духовенством и паствой Владивостокской епархии 8 июля 1914 года", Владивостокские епархиальные ведомости , 1 августа 1914, 165.
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент