Значение СЕРГИЙ (ГУСЬКОВ) в Православной энциклопедии Древо

Что такое СЕРГИЙ (ГУСЬКОВ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Сергий (Гуськов) ( 1875 - 1930 ), иеромонах , преподобномученик (местночтимый святой Казанской епархии).

Память 14 января (в день памяти преподобных отец, в Синае и Раифе избиенных)

В миру Гуськов Павел Иванович, родился в 1875 году [1] в благочестивой крестьянской семье. Брат монахини Варвары (Гуськовой Веры) . Окончив сельскую школу, Павел помогал отцу по хозяйству и мечтал о монашестве.

1 мая 1898 года поступил в Раифскую пустынь послушником .

18 июня 1906 года принял постриг .

В 1909 году рукоположен в сан иеродиакона .

15 апреля 1910 года рукоположен в сан иеромонаха .

Указом Духовной Консистории от 12 февраля 1914 г. о.Сергий был утвержден в должности ризничего.

В сентябре 1918 г. по ходатайству братии временно исполняющим обязанности настоятеля был утвержден о.Сергий, которому пришлось руководить монастырской жизнью в тяжелейший для святой обители период. Службы проходили в разграбленных храмах, стены которых снаружи были изрыты шрапнелью, а изнутри осквернены дерзкими руками безбожников, уже в 1918 г. содравших серебряные оклады с икон. Монастырское хозяйство было разграблено почти полностью, и только ризница, благодаря о.Сергию, была сокрыта от кощунников и сохранена почти в целости. Даже после июля 1920 г., когда настоятелем пустыни стал архимандрит Феодосий (Лузгин) , о.Сергий несколько раз исполнял обязанности настоятеля (в период отъездов о.Феодосия)

После закрытия монастыря (в июне 1928 г.) крестьяне окрестных с Раифой сел организовали общину, куда вошло семеро из 30-ти бывших насельников монастыря. Приходской церковью стала Раифская церковь обители. О.Сергий поселился в д. Бело-Безводная . Несмотря на закрытие пустыни, влияние монашества в Раифе оставалось по-прежнему велико. К инокам приходили крестьяне со всей Татарии, из Чувашии и Марии. Большинство Раифских монахов не переставало совершать Таинства, исповедовать, крестить, отпевать и даже служить Литургию (иной раз в приходской церкви, иной раз - у себя дома).

В мае 1929 г. в ТатЦИКе прошли консультации с представителями НКВД и КазРИКа о судьбе Раифской пустыни и бывших ее насельников. Вскоре последовали первые аресты под предлогом того, что многие из монахов прятали от изъятия церковную утварь, которая принадлежит государству. Нашлись и те, кто указал на о.Сергия и его сестру, монахиню Варвару . В результате обысков ГПУ изъяло у о.Сергия церковные облачения, а у других насельников и крестьян кресты, церковные сосуды и облачения. О.Сергий был арестован и допрошен. Он свидетельствовал: "Чашу (для Св.Причастия) не отдал еще и потому, что по религиозным соображениям я ее отдать лично не могу".

20 декабря 1929 г. о.Сергий был неожиданно для него освобожден под подписку о невыезде. Это была продуманная властью акция с целью успокоить возмущение крестьян по причине ареста о.Сергия и заодно выяснить отношение к этому других Раифских монахов. Один сельский активист докладывал по поводу ареста о.Сергия:

"Когда он (о.Сергий) сидел, в церкви была распространена провокация, что Сергия в ГПУ били и потом расстреляли. Верующие распустили эти разговоры по деревне, и многие крестьяне возмущались жестокостью власти, до тех пор, пока Сергия не выпустили. Эта провокация - дело рук монахов"

Справиться с влиянием монашества на крестьян власти не смогли и решили организовать крупномасштабную акцию.

23 января 1930 г. в д. Бело-Безводной состоялись первые аресты: были арестованы все проживавшие в ней на поселении монахи и несколько церковников, всего 19 человек. Арестованный вместе с сестрой, монахиней Варварой , о.Сергий был препровожден в Казань и допрошен.

Выяснив, что монахи, даже лишенные возможности жить в родной обители, продолжают оказывать значительное влияние на крестьян, отвергавших всякую антирелигиозную пропаганду и не спешивших вступать в колхозы, власти решили выдвинуть против иноков сразу три обвинения: в агитации против мероприятий соввласти, в убийстве семи красноармейцев в 1918 году (хотя никто из Раифских монахов не принимал в этом участия и вины их не было никакой) и сокрытии монастырского имущества.

20 февраля 1930 года вместе с другими иноками был осужден тройкой при ПП ОГПУ Татарской АССР, приговорен к расстрелу.

Ни угрозы следователей, ни жестокое тюремное обращение не сломили о.Сергия. После расстрела пятерых мучеников (5 апреля) о.Сергия терзали еще несколько месяцев. Как ризничего закрытой обители, к тому же неоднократно исполнявшего обязанности настоятеля, его допрашивали с особым пристрастием, применяя для этого пытки, добиваясь от него "признания", где спрятана монастырская ризница, но так ничего и не узнали от него.

10 августа 1930 года был расстрелян.Рассказывали, что когда о.Сергия вывели из камеры для приведения приговора в исполнение, т.е. на расстрел, то, прежде крепкий, о.Сергий не мог самостоятельно двигаться и его волокли под руки два конвоира.

В 1996 г. был причислен к лику местночтимых святых Казанской епархии .

Литература

Новые преподобномученики Раифские. М., 1997. С.3-10,14,17-18,24.

Журавский А. Новомученики Казанские// Благая весть (Казань). 1994. N1. С.4.

Использованные материалы

http://www.pstbi.ccas.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxI...9X2n

[1] Или 1876 по Журавский А. Новомученики Казанские// Благая весть (Казань). 1994. N1. С.4.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.