Значение СЕРГИЙ (ТИХОМИРОВ) в Православной энциклопедии Древо

Что такое СЕРГИЙ (ТИХОМИРОВ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Сергий (Тихомиров) ( 1871 - 1945 ), митрополит Токийский .

В миру Тихомиров Георгий Алексеевич, родился 3 июня 1871 года в селе Гузи , Новгородского уезда, Новгородской губернии, в семье протоиерея Алексея Тихомирова (+ 1927 ), настоятеля сельской церкви, и матушки Александры (+ 1916 ). Георгий был вторым сыном в семье из семи детей – у него было три сестры (Мария (+ 1879 ), Татиана (+ 1884 ), Олимпиада) и три брата (иерей Александр (+ 1916 ), протоиерей Иоанн (+ 1930 ) [1] , Виктор).

В 1892 году Георгий выпустился из Новгородской духовной семинарии и поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию .

В 1895 году пострижен в монашество с именем Сергий и рукоположен во иеромонаха.

В 1896 году окончил академию и вскоре был назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной семинарии , а в 1899 году – возведён в сан архимандрита и определён быть её ректором.

В 1905 году удостоен степени магистра богословия и назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии. 6 ноября 1905 года в Александро-Невской Лавре состоялась его хиротония во епископа Ямбургского , викария Санкт-Петербургской епархии . Владыка скоро стал известен как талантливый проповедник и богослов, плодовитый духовный писатель и церковный историк.

После того как епископ (впоследствии – священномученик) Андроник (Никольский) был вынужден отказаться от поста помощника начальника Российской Духовной Миссии в Японии , святителя Николая (Касаткина) , Святейший Синод избрал епископа Сергия для этого служения. 21 марта 1908 года владыка был назначен епископом Киотским , викарием Токийской кафедры, и прибыл в Токио в июне 1908 года.

Владыка Сергий выразил перед святителем Николаем свою решимость отдать себя служению Миссии. Епископ имел способность к языкам – он уже владел греческим , латинским , древнееврейским , английским, французским и немецким, – и быстро освоил японский во время ознакомительных поездок по Японии.

Поездки епископа Сергия на Южный Сахалин , аннексированный Японией после поражения России в Русско-Японской войне 1904-1905 года, сыграли важную роль в возвращении православных храмов местным верующим. Японские войска конфисковали многие храмы и использовали их как административные или хозяйственные здания, но во время трех посещений Южного Сахалина между 1909 и 1911 годами владыка Сергий смог добиться возвращения храмов верующим и бесплатной аренды церковной земли. Сообщения владыки часто публиковались в русской церковной периодике тех лет.

В качестве представителя Японской Миссии епископ Сергий принял участие в Миссионерском Съезде Русской Православной Церкви который проходил в Иркутске с 5 по 18 августа 1910 года, после чего провел четыре месяца в поездках по России.

По преставлению святителя Николая, апостола Японии, 3 февраля 1912 года, епископ Сергий принял на себя руководство Миссией – с 19 мая 1912 он становится епископом Токийским и Японским . Его деятельность была напавлена в первую очередь на административную организацию Миссии и повышения богословской и философской эрудиции среди японских священноослужителей – по его инициативе в 1913 начинается публикация богословского журнала Сэйкёо Ситёо ( Направление Православной Мысли ).

После того как Японская Миссия потеряла финансовую поддержку из России в следствии революционных событий 1917 года, епископ Сергий неоднократно предпринимал поездки в Приморье (до поражения белых сил) и по местам расселения русской эмиграции на Дальнем Востоке для сбора средств на поддержание Миссии.

1 мая 1921 года, ко дню Святой Пасхи, возведен Московской Патриархией в сан архиепископа.

В сентябре 1922 года владыка Сергий принимал участе в архиерейском совещании прошедшем в Никольске-Уссурийском на котором было решено провести во Владивостоке 22 октября 1922 года Дальневосточный Поместный Церковный Собор , а на нем - создать Временное Высшее Церковное Управление Дальнего Востока . Однако, под ударами большевиков войска Приамурского Земского Правительства были разгромлены и Дальневосточный Собор не мог состояться. Владыка Сергий помог многим русским беженцам, включая духовенство, обезпечив им на время приют в Японии – так, епископ Владивостокский и Приморский Михаил (Богданов) жил при Токийском Воскресенском соборе с 1922 по 1923 годы; епископ Камчатский и Петропавловский Нестор (Анисимов) , близкий друг владыки Сергия нередко посещавший Японию, жил в г. Цуруга в 1920 - 1922 годах где основал Никольскую церковь ; 21 ноября 1922 года Павел (Введенский) был хиротонизан во епископа Никольско-Уссурийского в Токийском Воскресенском соборе. В ведение владыки Сергия также перешла Русская Духовная Миссия в Корее .

После того как Великое Кантосское землятрясение 1 сентября 1923 года и последовавшие за ним пожары сильно повредили Токийский Воскресенский собор и уничтожили большую часть зданий Миссийской штаб-квартиры в квартале Суругадай, Токио, владыка Сергий предпринял множество поездок по Японии и Дальнему Востоку усердно взывая к помощи и вдохновляя верующих на жертвенное служение церкви. Между 1925 и 1928 годом архиепископ издавал православный журнал Акэбоно ( Заря ) на свои собственные средства. В результате его трудов молодая Японская Церковь смогла восстановить Токийский собор уже в 1929 году.

Владыка Сергий был одним из немногих русских иерерхов зарубежом подписавших « Декларацию » заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) от 1927 года. В то время как остальные русские архипастыри на Дальнем Востоке вошли в юрисдикцию Русской Православной Церкви Зарубежом , владыка Сергий Японский на протяжении всей своей жизни оставался приверженцем Московской Патриархии.

2 апреля 1931 года, ко дню Святой Пасхи, возведен Московской Патриархией в сан митрополита.

Нарастающий милитаризм и национализм в Японии привел к усилению противо-Московских настроений среди некоторых кругов японской паствы и к притеснениям со стороны японского государства. Под давлением специальной полиции иностранцы вытеснялись с постов глав всех христианских деноминаций в Японии - такая участь постигла и Православную Церковь. 4 сентября 1940 года митрополит Сергий был вынужден уйти на покой, передав временное управление делами Церкви мирянину Арсению Ивасава , пользовавшемуся доверием военных кругов Японии. Митрополит был выселен из резиденции при Токийском соборе и поселился в маленькой квартире в пригороде Токио где продолжал совершать службы для горстки русских и японских верующих. Некоторые японцы и секретарь посльства Болгарии оказывали помощь иерарху в тяжелые годы военных лишений. В мае 1945 года его арестовали по подозрению в шпионаже в пользу СССР . Когда владыка был отпущен на свободу через 40 дней, его здоровье было окончательно подорвано. Вскоре, 10 августа 1945 года, он умер в своей однокомнатной квартире. Отпевание состоялось в разбомбленом Токио , в Токийском Воскресенском соборе , который оставался единственным сохранившимся зданием на всем квартале. Приснопамятный владыка покоится на кладбище Янака в Токио, рядом с могилой равноапостольного Николая Японского , своего великого предшественника и наставника.

Награды

набедренник ( 1897 ).

золотой наперсный крест (от Святейшего Синода; 1899 ).

орден св. Анны 2-й степени ( 1902 ).

орден св. равноап. князя Владимира 4-й степени ( 1905 ).

орден св. Саввы 1-й степени с лентой (от Короля Сербии Петра I Карагеоргиевича; 1908 ).

орден св. Анны 1-й степени с лентой (от страстотерпца Императора России Николая II; 1913 ).

бриллиантовый крест на клобук (от Московской Патриархии; 1928 ).

предношение креста за богослужением (от Московской Патриархии; 6 ноября 1935 ).

Труды

"Черты церковно-приходского и монастырского быта в писцовой книге Водской пятины 1500 г. (в связи с общими условиями жизни)". СПб, 1905, магистерская диссертация.

"Карты Водской пятины и ее погостов в 1500 году". СПб, 1905.

"Под впечатлением жизни". СПб, 1902.

"Свет во тьме".

"Святая Феврония".

"Сестра ФИВА".

"Вольный раб"

"Первые христиане"

Светлые дни в Сарове". "Изв. Каз. Еп." 1907, № 7, с. 212.

"Письма из Сарова 13-22 июля 1903 года". СПб, 1903.

"Анафема (смысл богослужения, совершаемого в соборных в первое воскресенье Великого поста)". СПб, 1902.

"Пасхальные думы". СПб, 197.

"Болезнь и кончина Высокопр. Николая, Архиепископа Японского. (Из бесед с японскими христианами). "Прав. Собеседн." 1912, май, с. 686-694.

"Двоенадесятница Святых Апостолов". Париж, 1935, с. 409. (яп. перевод: Токио, 1941; Токио, 1971.)

"О нравственности вообще". (Чтение). "Христ. Чтен." 1900, т. II (ccX), c. 887.

"Новгородские погосты, волости и села в XV столетии". "Христ. Чтен." 1907, т. декабрь, c. 689.

"Памяти Высокопр. Николая, архп. Японского (к годовщине кончины его. + 3 февр. 1912 года)". "Христ. Чтен." 1913, т. янв., c. 3.

"Месяц по Японии". Путевые заметки и впечатления. "Христ. Чтен." 1908, т. ноябр., c. 1470.

"Христ. Чтен." 1908, т. дека., c. 1573.

"Христ. Чтен." 1909, т. январь, c. 22.

"Христ. Чтен." 1909, т. февраль, c. 238.

"Христ. Чтен." 1909, т. март, c. 390.

"Христ. Чтен." 1909, т. апрель, c. 574.

"Христ. Чтен." 1909, т. май, c. 725.

"Христ. Чтен." 1909, т. июнь, c. 965.

"Миссионерские радости". "Христ. Чтен." 1911, т. февр, c. 197.

"Христ. Чтен." 1911, т. май-июнь, c.718.

"Освящение Воскресенскаго Кафедральнаго Собора в Тоокёо. С историческим предисловием". 1930, с. 32. (яп. перевод: Токио, 2002.)

Литература

По-русски :

"Церк. Ведом." 1905, № 46 с. 505.

"Церк. Ведом." 1908, № 14 с. 67.

"Церк. Ведом." 1912, № 26 с. 261.

"Приб. к "ЦВ" 1905, № 46, с. 1975.

"Приб. к "ЦВ" 1910, № 31, с. 1312.

Булгаков, с. 1412.

БЭС т. II, стб. 2048, 1402.

ЦЭС, с. 258.

"Мисс. Календ." 1907, с.138.

"Прав. Собеседн." 1912, май, с.686-694.

"Христ. Чтен." 1909, т. I, c. 14 (отчет).

"Состав Свят. Правит. Всероссийск. Синода и Российск. Церковной Иерархии на 1917 год" с. 326-327.

"Именной список ректоров и инспекторов духовных академий и семинарий на 1917 год", с. 177.

"Изв. Каз. Еп." 1912, № 16, с. 524.

"Русск. Православ. Церк." с. 163.

"НЭС " 1907, с. 3.

"ЖМП" 1931, № 5, с. 3.

"ЖМП" 1950, № 10, с. 29-34.

"ЖМП" 1951, № 7, с. 41-53.

"ЖМП" 1959, № 11, с. 39.

"ЖМП" 1960, № 7, с. 53, 54, 58.

"ЖМП" 1960, № 8, с. 58, 64-68.

"ЖМП" 1960, № 10, с. 16.

"Списки архиереев 1897-1944гг. Патриарха Алексия", с. 15.

ФПС д. № 18, с.1.

ФПС II, с.1.

ФПС IV, с. 7.

ФПС V, № 176.

Елевферий митр. "Неделя в Патриархии". Париж, 1933, с. 113.

"Экономическая работа митрополитов в Японии, Сергий". в: CtdO 1961, № 9-10, c. 62-65.

Церковный Вест. Западно-европ. Епархии 1930, 4, 28.

Церковный Вест. Западно-европ. Епархии 1930, 9, 5-8.

Патриарх Сергий и его духовное наследие. 260 с.

"Хлеб Небесный". Харбин, 1940, №7, с. 58.

"Жизнь и деятельность Митрополита Сергия (Тихомирова) в Японии". в: «Памяти святителя Николая апостола Японии, 1836-1912». СПб. 1996.

Фомин Сергей. "Божией Милостию Архиерей Русской Церкви. Три жизни митрополита Нестора Камчатского". М. 2002, 53, 62, 65, 403, 466-467, 471-472.

По-японски :

『府主教渡來廿五年記念誌』、東京:日本ハリストス正教會總務局、1933. ( Фусюкёо торай нидзюуго-нэн кинэн-си ( Памятная брошюра в честь 25-ти летия приезда Митрополита в Японию ), Токио: Нихон Харисутосу Сэйкёо-кай соомукёку, 1933.)

牛丸康夫、『日本正教史』、東京:日本正教会教団・府主教庁、1978, 111-135. (Усимару Ясуо, Нихон Сэйкёо-си ( История Японского Православия ), Токио: Нихон Сэйкёо-кай Кёодан – Фусюкёо-тёо, 1978, 111-135.)

牛丸康夫、『神のみ旨に生きた激動時代の僕たち』、東京:日本ハリストス正教会教団・府主教庁、1985, 16-33. (Усимару Ясуо, Ками но мимунэ ни икита гэкидоо дзидай но симобэ-тати ( Рабы Божьи по Воле Его пережившие времена бурные ), Токио: Нихон Харисутосу Сэйкёо-кай Кёодан – Фусюкёо-тёо, 1985, 16-33.)

長縄光男、「日本の府主教セルギイ・チホミロフ小伝」『ロシア 聖とカオス』、東京:彩流社、1995, 410-429. (Наганава Мицуо, «Нихон но фусюкёо Серугии Тихомирофу сёодэн», Росиа – Сей то Каосу («Краткое житие Митрополита Японского Сергия Тихомирова», Россия – Святость и Хаос ), Токио: Сайрюу-ся, 1995, 410-429.)

長縄光男、「日本の府主教セルギイ(チホミーロフ)の光栄―東京復活大聖堂復興における働きの跡―」長縄光男・沢田和彦編、『異郷に生きる―来日ロシア人の足跡』、横浜:成文社、 2001, 189-201. (Наганава Мицуо, «Нихон но фусюкёо Серугии (Тихомиирофу) но кооэй» («Слава Митрополита Японского Сергия (Тихомирова)»), Наганава Мицуо, Савада Кадзухико, изд. Икёо ни икиру – райнити росиа-дзин но асиато ( Чужая Сторона – Следы Русских Эмигрантов в Японии ), Иокогама: Сэйбунся, 2001, 189-201.)

長縄光男、「日本の府主教セルギイ(チホミーロフ)の悲哀」中村喜和・長縄光男・長與進編、『異郷に生きるⅡ―来日ロシア人の足跡』、横浜:成文社、2003, 149-159. (Наганава Мицуо, «Нихон но фусюкёо Серугии (Тихомиирофу) но хиай» («Скорби Митрополита Японского Сергия (Тихомирова)»), Накамура Ёсикадзу, Наганава Мицуо, Нагая Сусуму, изд. Икёо ни икиру II – райнити росиа-дзин но асиато ( Чужая Сторона II – Следы Русских Эмигрантов в Японии ), Иокогама: Сэйбунся, 2003, 149-159.)

По-английски :

Van Remortel, M. and Chang, Peter, eds., Saint Nikolai Kasatkin and the Orthodox Mission in Japan: A Collection of Writings by an International Group of Scholars about St. Nikolai, his Disciples, and the Mission ( Святой Николай Касаткин и Православная Миссия в Японии: Сборник Работ Интернациональной Группцы Ученых о Св. Николае, его Учениках, и Миссии ), Point Reyes Station, California: Divine Ascent Press, Monastery of St. John of Shanghai and San Francisco, 2003, 194-200.

По-немецки :

G. Seide, Geschichte der ROK im Ausland 424, passim, bes. 426.

Использованные материалы

Статья в портале «Русское Православие»:

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_4105

Статья в OrthodoxWiki:

http://www.orthodoxwiki.org/Sergius_%28Tikhomirov%29_of_Japan

Саблина, Элеонора, «Токийский кафедральный Воскресенский собор в истории Японской Православной Церкви», Журнал Московской Патриархии , 2000, № 6:

http://212.188.13.168/izdat/JMP/00/6-00/09.HTM

Попов, А. В., “ПРАВОСЛАВИЕ: РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ВО ВРЕМЕНА «РУССКОЙ СМУТЫ»”:

http://www.antibr.ru/studies/ao_rptsgv_k.html

[1] По другим данным: + 1932

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.