Значение АНДРЕЙ (УХТОМСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо

Что такое АНДРЕЙ (УХТОМСКИЙ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Андрей (Ухтомский) , ( 1872 - 1937 ), бывший епископ Уфимский и Мензелинский, старообрядческий архиепископ, основатель иерархии раскольников-" андреевцев ". Был большой ревнитель церковной старины, церковного устава, старинных церковных песнопений, благолепного служения, знал замечательно церковный устав. Духовный писатель. Сторонник выборности духовенства. Вёл аскетич. образ жизни, был прост и доступен. Пользовался широкой популярностью. Один из немногих иерархов церкви, кто в печати выступал против Г.Е. Распутина , предупреждая царя, что тот ввергнет Россию в беду. Брат академика АН СССР Алексея Алексеевича Ухтомского.

В миру князь Александр Алексеевич Ухтомский.

Родился 26 декабря 1872 г. в д. Вослома Рыбинского уезда Ярославской губ.

Происходил он из древнего княжеского рода Рюриковичей . Достоверно известно, что потомок Рюрика в двенадцатом колене князь Глеб Васильевич владел уделом на Бело-Озере, а в шестом его поколении князь Иван Иванович Каргопольский получил удел на реке Ухтоме, название которой и дало имя княжескому роду.

Отец будущего епископа Алексей Николаевич Ухтомский десять лет служил на флоте. По его желанию оба его сына — Александр и Алексей — учились в кадетском корпусе, который закончил он сам и его братья. После службы на флоте Алексей Николаевич служил в канцелярии Ярославского губернатора, но вскоре оттуда уволился и занимался хозяйством в своем родовом поместье в Восломе.

Мать Антонина Федоровна, будучи женщиной идеально доброй, никогда никого «ни словом, ни делом не обидела и, мало того, — ей приходилось иногда сглаживать и исправлять те резкости в отношении к людям, которые позволял себе отец», — вспоминал епископ Андрей. Накануне своей кончины значительную часть своего состояния завещала Церкви.

С любовью и признательностью князь Александр вспоминал свою няню, Манефу Павловну, бывшую крепостную, до конца дней жившую в доме Ухтомских: «С ее молитвенного шепота я и выучил свои первые молитвы... Я уже архиереем говорил неоднократно проповеди на темы, заимствованные из мудрых наставлений моей няни».

Окончив пять классов гимназии, князь Александр поступил в 1887 г. в Нижегородский имени гр. Аракчеева кадетский корпус, по окончании которого в 1891 г. принят в Московскую духовную академию . Решению поступать в Академию предшествовала случайная встреча с Иоанном Кронштадтским на волжском пароходе, когда мать Антонина Федоровна везла сыновей на каникулы в родовое поместье. После долгих бесед с Иоанном Кронштадтским на верхней палубе Александр и Алексей приняли одинаковое решение стать священниками.

Будучи студентом духовной академии, Александр часто встречался с отцом Иоанном, вел с ним переписку, а позже вспоминал о нем в своих проповедях и статьях. Учился Ухтомский, судя по всему, средне, но без задолженностей, занимая 33—35-е места в переводных списках курса.

Представив на последнем курсе итоговую работу под названием «О гневе Божием», Александр Ухтомский окончил Московскую Духовную Академию в 1895 году со степенью кандидата богословия. В этом же году 9 ноября назначен преподавателем Казанского духовного училища , пострижен в монашество 2 декабря, а 6 декабря рукоположен во иеромонаха .

В 1897 году - инспектор Александровской миссионерской семинарии , в 1899 году - наблюдатель Казанских миссионерских курсов в сане архимандрита .

4 октября 1907 г. хиротонисан во епископа Мамадышского , викария Казанской епархии и назначен заведующим Казанскими миссионерскими курсами. Хиротонию совершали: архиепископ Димитрий, Назарий, епископ Нижегородский; Митрофан, епископ Пензенский и др. Состоялась хиротония в Благовещенском кафедральном соборе г. Казани .

С 25 июля 1911 г. - епископ Сухумский .

С 22 декабря 1913 г. - епископ Уфимский и Мензелинский .

Епископ Андрей прибыл в Уфу в середине февраля 1914 года. Вскоре в местном епархиальном вестнике появилась новая рубрика «Письма к пастырям Уфимской епархии». Всего их было напечатано сорок одно, а затем письма вышли отдельными изданиями. Церковь того времени, как говорил в них епископ, не выполняла своих задач, не была способна на это в силу почти полного разложения своей организации от высших до низших звеньев и абсолютного отсутствия деятельности основной единицы церковной жизни — прихода. Если церковь еще была жива, считал епископ, то лишь благодаря отдельным личностям из числа священников и мирян, посвятивших свою жизнь религиозно-нравственному подвигу. В середине девятнадцатого века это славянофилы , в первую очередь Алексей Хомяков и Иван Аксаков , в начале двадцатого — Иоанн Кронштадтский . Среди современников епископ выделял также церковного историка и философа архиепископа Антония (Храповицкого) и архимандрита Кирилла (Васильева) , настоятеля Воскресенского монастыря Новгородской епархии.

В речи, произнесенной в Уфимском земском собрании в октябре 1915 года, епископ Андрей охарактеризовал положение как бедственное: «…и сверху, и снизу с одинаковой энергией изгонялись все наиболее энергичные, яркие духовные мыслители и деятели... И стали у нас пророчествовать лжепророки… хотя и нет книжников и фарисеев, но зато сидят молчальники, далекие от жизни и не понимающие жизни, а потому и не могущие быть руководителями ее» .

Чтобы еще более подчеркнуть трагичность положения, он обращается к примеру старообрядчества : «Почему… наши раскольники несравненно устойчивее и сильнее в культурном отношении? Именно потому, что раскольники живут приходскою самоопределяющейся общиною, а наша деревня влачит свое существование только по распоряжению начальства. Раскольническую общину объединяет любимый храм или часовня, а нашу православную деревню объединяла до последнего времени казенная винная лавка…»

Епископ требовал вмешательства духовенства в общественную жизнь. Он говорил, что священник обязан вносить духовное начало во все сферы жизни прихода, в состав которого должна входить школа, больница, богадельня, библиотека, ремесленное училище и другие учреждения. Именно священник является связующим звеном с внешним за пределами прихода миром и возглавляет приходские отделения общественных организаций государственного масштаба.

Но обладание подобной духовной властью требует полной самоотдачи и высоконравственной жизни. Значит, священник должен пользоваться абсолютным доверием прихожан, а поэтому, делает вывод епископ, люди имеют право выбора и смещения своего пастыря. Этому моменту епископ придавал особое значение и потому подробно разработал рекомендации акта избрания священников и ввел их повсеместно на территории Уфимской епархии с лета 1916 года.

В 1916 году в Уфе создается Восточно-русское культурно-просветительское общество , на заседании его избирают председателем общества. При обществе епископ основывает журнал « Заволжский Летописец », он выходил в Уфе с 1916 по 1918 год. О работе «Заволжского летописца» он позже так расскажет в своей «Исповеди»: «Этот журнал не изменял своего направления ни в 17-м году при республике Керенского, ни при большевиках в 18-м году, ни при Колчаке в 19-м году. Мы говорили только правду, и эту правду мы говорили нашим читателям всех направлений. Мало того, этот журнал и печатался в 18-м году в большевистской типографии» .

В воспоминаниях различных людей об этом периоде деятельности Ухтомского в Уфе — безграничное к нему доверие, уважении и любовь.

Февральскую революцию 1917 года епископ приветствовал, видя в ней возможность освобождения церкви от государственной опеки.

В марте 1917 года епископ отправляется из Уфы в Петроград , затем — в прифронтовую полосу рядом с Двинском и Ригой , служит и проповедует в войсках. Народные настроения производят на него удручающее впечатление. Он видит всеобщее озлобление, духовную опустошенность людей, признаки наступающей анархии.

Авторитет епископа Андрея среди церковных иерархов растет, и его назначают на пост митрополита Петроградского. Но, будучи сторонником выборности духовных лиц, уфимский епископ от высокого поста отказывается и остается в Уфе. Вскоре епископа Андрея включают в новый состав Святейшего Синода .

На московском Государственном Совещании епископ выступил с речью, в которой советовал создать беспартийное «министерство спасения отечества», пообещав, что оно получит благословение открывающегося в августе Всероссийского церковного Собора, а в сентябре 1917 года он высказался за прекращение любых контактов с государственными органами Российской Республики, считая, что ими ведется антицерковная политика. Вскоре он был выдвинут от Уфимской губернии кандидатом в члены Учредительного Собрания.

В 1918 году отлучил от Причастия грабителей чужих имений, написав послание следующего содержания: "Я не могу и не имею права, как епископ молчать и оставлять грабителей без церковного наказания. Всякий грабитель есть оскорбитель свято Церкви, и Церковь на два года отлучает его от святого своего общения, по свящ. канонам. Поэтому и я, как епископ Церкви Уфимский, по данной мне от Господа Иисуса Христа власти вязать и решить грехи человеческие, настоящим посланием своим определяю и объявляю: все воры и грабители, носящие христианское имя и участвовавшие в погроме г. Уфы, отлучаются от св. Причастия на два года; в случае искреннего раскаяния, по усмотрению духовника, отлучаются на один год. Только в случае смертельной болезни эта эпитимия может быть снята духовником. Пусть за эти два года все эти грешники, допустившие великий соблазн для всех и позор своему христианскому званию, усердно молятся Богу о прощении греха своего, да отвратить Господь от нас всех гнев свой, праведно на нас движимый" [1] .

1 июля 1918 года в Никольской железнодорожной церкви Уфы открывается первый в России церковный кооператив. Епископ Андрей выступает перед прихожанами: «В вашем приходе открылся первый кооператив, первый союз взаимопомощи: впервые церковная любовь проявляется в заботе об экономической жизни нуждающейся братии. Сегодня мы осуществляем великий завет святых церковных дьяконов, данный церковному обществу: «пещись о столах», то есть заботиться обо всех несчастных и бедных, никогда не покидать их, чтобы церковное общество разрослось в целое древо, в святую семью из всего народа вместе с духовенством» .

Был членом созданного осенью 1918 Сибирского Временного Высшего церковного управления , руководил духовенством 3-й армии А.В. Колчака .

"Уфимские единоверцы еще в 1919 г. в январе месяце избрали меня в единоверческого старообрядческого епископа Саткинского. С этого времени я уже состою Старообрядческим епископом, и когда Живая Церковь стала господствовать над народом Божиим, нарушая церковные каноны, то я немедленно, без колебаний от нее отрекся" , вспоминал еп. Андрей [2] .

После разгрома белых арестован в феврале 1920 г. в Новониколаевске . Осенью выступил с заявлением о лояльности к Советской власти и просьбой об освобождении, вскоре освобожден и уехал в Уфу . Неоднократно подвергался арестам и ссылке.

В 1921 году назначен епископом Томским , но в управление епархией не вступил.

Арестован в феврале 1922 г. "за произнесение проповеди, в которой призывал крестьян организовываться в крестьянские союзы" ; этапирован в Москву на Лубянку, где был выпущен на свободу для лечения. В том же году Московский ревтрибунал постановил прекратить дело "за недостатком улик".

В 1923 г. сослан в Среднюю Азию ( Ташкент , Педжикент , Ашхабад ).

Оказавшись во время ссылки в тюрьме, он тайно отправляет в 1924 году письмо Патриарху Тихону .

«Ваше Святейшество! ...Ваш арест в свое время наполнил сердца верующих тревожною скорбью в тягчайший период истории Русской Церкви, оставшейся без какого бы то ни было руководства. Год тому назад вы были освобождены. Вы сознались в своих ошибках против Соввласти. И верующие напряженно стали ждать от вас, главы церкви, активной деятельности по определенной программе и без повторения ошибок. «Живая церковь» разлагает совесть народную, возбуждая раздражение масс на религиозной почве. Сотни пастырей по явно ложным доносам, по явной клевете арестованы, остались верны своему долгу и томятся в ссылках и тюрьмах. Что же сделали вы, Ваше Святейшество, для оздоровления церковной жизни? Общий голос и епископов и мирян: за год не сделано ничего.

Вы окружаете себя архиереями, неизвестными даже для их собственной паствы; вы по-прежнему не знаете никакой программы устроения церковно-общественной жизни; и по-прежнему вся ваша деятельность выливается в торжественное богослужение. Но, Ваше Святейшество, те розы, которыми усыпают ваш путь московские богомольцы, не могут считаться признаком торжества православия и нисколько не успокаивают народной совести…

Святейший владыка, умоляю вас, скажите твердо, что нужно кому делать и благословите всех на устроение доброй народной жизни. Благословите жить радостно во славу Божию, а не только умирать неизвестно по чьему капризу...

Грешный епископ Андрей, Уфимский по избранию и Томский по распоряжению Вашего Святейшества.

7-я камера, Туркестан, ГПУ».

28 августа 1925 г. в молитвенном доме ашхабадской старообрядческой общины во имя Святителя Николая принял миропомазание от старообрядцев , перейдя таким образом в раскол, за что 13/26 апреля 1926 г. Патриаршим Местоблюстителем Петром (Полянским) , митрополитом Крутицким, запрещен в священнослужении.

"Классическим примером попытки друг друга перехитрить при переносе благодати священства из Православной Церкви в раскол является “чин”, устроенный в сентябре 1925 года в Ашхабаде епископом Андреем Ухтомским и убежавшим из Церкви архим. Климентом. По поручению старообрядцев, Климент приехал к еп. Андрею приглашать его перейти к ним. Еп. Андрей прекрасно знал, что старообрядцы примут его к себе только по второму чину, то есть с отречением от никонианства и чрез миропомазание, и все-таки согласился. Но, отрекаясь от никонианства, он воспользовался софизмом: исправления Никона послужили толчком для церковных реформ Петра 1, а на почве последних выросло новое направление в церковной жизни, породившее обновленцев. Следовательно отречься от обновленчества значит отречься от никонианства. Помазал себя и миром, но старался думать, что совершает не таинство миропомазания, а простое помазание в знак духовной радости по случаю совершившегося. Климент, которому предстояло получить от еп. Андрея хиротонию во архиерея, поспешил закрыть глаза на все эти маленькие неточности. Еп. Андрей стал старообрядческим архиереем, а Климент получил хиротонию. Однако старообрядцев такое qui pro quo не удовлетворило: они не признали ни Андрея своим, ни Климента архиереем" Патр. Сергий (Страгородский) [3] .

В конце 1926 года епископ Андрей возвращается в Уфу . Он поселился в рабочем квартале неподалеку от железнодорожных мастерских в доме под номером 64 на улице Самарской около Симеоновской церкви . «Было какое-то страшное паломничество, — вспоминает одна из жительниц Северной слободы, — весь город волновался, и к нему в течение многих дней выстраивались огромные очереди. И я пошла к нему... Потом он служил в Симеоновской церкви и служил так, что мы будто бы возносились в небо и не хотели опускаться!»

С 1922 года, после ареста Свят. Патриарха Тихона , по 1928 год и в последующие годы явно и тайно ставил целый ряд архиереев. Неизвестно с кем совершал он первую хиротонию и кого поставил первым. Из рукоположенных им архиереев остались верными Православной Церкви: Кирилл (Васильев) в схиме Макарий, Николай (Парфенов) "Горбатенький", Трофим (Яковчук) , Антоний (Миловидов) , Марк (Боголюбов) и Серафим (Афанасьев) .

Остальные, поставленные им, считаются отошедшими в так называемый Андреевский раскол : Аввакум (Боровков) , Вениамин (Фролов) , Иов, Иринарх, Питирим (Ладыгин) , Руфим (Троицкий) и другие, о которых сведениями на настоящее время не располагаем.

Осенью 1927 г. арестован в Москве и выслан в Казахстан , в Кзыл-Орду .

Вновь арестован 4 октября 1928 г. и препровожден в Ярославль , где в местном изоляторе отсидел в одиночной камере три года (до 7 октября 1931 г.).

После освобождения уехал в Москву, где находился в молитвенном общении со старообрядцами. Вновь арестован и сослан 1 апреля 1932 г. в Алма-Ату .

Расстрелян 4 сентября 1937 года в Ярославской тюрьме по решению "тройки" Управления НКВД Ярославской области.

Прославлен в лике св. Новомучеников и Исповедников Российских Архиерейским Собором РПЦЗ в 1981 г. Однако уже на Архиерейском Соборе РПЦЗ 1993 г. поднимался вопрос о “деканонизации” Андрея (Ухтомского) ввиду сомнительности его канонического положения после ухода к раскольникам.

Реабилитирован в 1989 году.

Труды

Речь, произнесенная 3 октября 1907 г. при наречении его во епископа. "Изв. Каз. еп." 1907, № 42, с. 1304-1309.

"О смысле жизни". Казань, 1902.

"Из православно-церковного учения забытые мысли". Казань, 1903.

Речь пред отпеванием Высокопреосв. Никанора, архиепископа Казанского. "Изв. Каз. еп." 1910, № 46-47, с. 1314-1316.

"Как понимать человекообразные представления Св. Писания о Боге". Казань, 1904.

"О любви Божией на Страшном Суде Христовом". Казань, 1904.

"О нормальном положении православия в православном Русском царстве". Казань, 1908.

"Мнения Уфимских земцев о церковных делах". Уфа, 1915.

"О сознательной уставности в богослужении". "Прих. Чтение" 1914, № 9, с. 292-294.

и разные другие статьи и заметки в церковно-общественной периодической печати.

Литература

"Церк. Вед." 1907, № 38, с. 345, 1911, № 41, с. 323, 1914, № 2, с. 5.

"Приб. к "ЦВ" 1907, № 49, с. 2194-2197, 1913, № 24, с. 1167, 1918, № 5, с. 211.

"Прав. Собес." 1907, декабрь, с. 865, 1910, март, с. 399, ноябрь, с. 1.

"Русск. Паломн." 1911, № 41, с. 655, 1914, № 7, с. 111.

"Мис. Кален." 1907, с. 128, 129.

"ЖМП" 1932, № 11-12, с. 4, 1935, № 23-24, с. 11.

"Церк. Вестн." 1908, № 1, стб. 21, № 25, стб. 758, № 31, стб. 951.

"Изв. Каз. еп." 1899, № 17, с. 737-740, 1903, № 17, с. 14, 1905, прил. к № 43 и 44, с. 12, № 44, с. 1319-1321, 1907, № 41, с. 1271-1273, № 47, с. 1493-1494, № 43, с. 1345-1347; 1353-1354, 1908,

отчет попеч.-ва за 1907, с. 5, № 5, с. 139, № 6, с. 193-196, № 12, с. 390, № 37, с. 1074, 1909, № 7, с. 216-217, № 11, с. 329-330, № 15, с. 423-425, № 41, с. 1175-1176, № 44, с. 1279-1280, № 47, с. 1366-1368, 1910, № 4, с. 137-139, № 40, с. 1115-1116, 1911, № 34, с. 967, № 36-37, с. 1029-1060, 1912, № 45, с. 1359, № 48, с. 1465, 1914, № 7, с. 212, № 19-20, с. 625-626.

"Красная Башкирия" от 16 октября 1926 г., № 237 (2157).

"Правда" от 10 августа 1922 г., № 178.

Булгаков, с. 1401, 1413.

БЭС т. I, стб. 167, 168, т. II, стб. 2135.

НЭС т. II, стб. 827.

ФПС I, № 23, с. 2.

"Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г.", с. 272-273.

Er wurde im Isolator von Jaroslavl' erschossen M. Pol'skij, Novye muceniki 11, 129.

M. Popovskij, Zizn' i zitie Vojno-Jaseneskogo, archiepiskopa i chirurga (Paris 1979) S. 133-135.

Использованные материалы

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_5670

http://www.hrono.ru/text/2004/sin04_04.html

[1] "ЦВ" за 1918 г., № 5, с. 211

[2] Исповедание веры еп. Андрея, http://www.katakomb.ru/2/arh_andrey.html

[3] Патр. Сергий (Страгородский). Значение апостольского преемства в инославии, http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=270

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.