Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Серафим (Самойлович) ( 1881 - 1937 ), архиепископ Угличский , священномученик .
Память 22 октября в день кончины, в Соборах новомучеников и исповедников Российских и Соловецких
В миру Симеон Николаевич Самойлович, родился 19 июля 1881 года в Полтавской губернии в семье псаломщика из Миргорода .
На Аляске
По окончании в 1902 году Полтавской духовной семинарии отправился на Аляску где 1 августа того же года был определен на должность учителя Уналашкинской миссионерской двухклассной школы. 1 июля 1905 года он был переведен учителем двухклассной миссионерской школы в Ситку .
25 сентября 1905 года епископ Аляскинский Иннокентий постриг его в монашество с именем Серафим. 2 октября того же года он был посвящен в иеродиакона с причислением к Ситкинскому архиерейскому дому. 25 марта 1906 года был рукоположен в сан иеромонаха . В этом же году 1 августа отец Серафим был назначен настоятелем Нугекского прихода и начальником Нугекской духовной миссии .
25 марта 1908 года иеромонах Серафим был определен преподавателем Священного Писания и Основного богословия в Ситкинской духовной семинарии .
Расстроенное здоровье побудило его подать прошение об освобождении от занимаемой должности для возвращения на Родину. Просьба была удовлетворена указом Святейшего Синода от 4 октября 1908 года (3 декабря 1908 г.), причем ему было сохранено право ношения наградного золотого наперсного креста.
Служение иеромонаха Серафима в Аляскинской епархии было непродолжительным, но плодотворным. Святитель Тихон высоко ценил ревностного миссионера за личное благочестие и за чуткое и умелое обращение с новопросвещенной светом Христовым паствой.
Миссионер, педагог и настоятель в России
Миссионерские труды отца Серафима продолжились во Владикавказе . С 25 мая по 25 августа 1909 года он состоял помощником епархиального миссионера Владикавказской епархии .
1 сентября отец Серафим был назначается духовником Александровской духовной семинарии в Ардоне с освобождением от должности помощника епархиального миссионера. С 16 октября по 5 декабря 1909 года он исполнял обязанности инспектора семинарии [1] .
13 апреля 1910 года отец Серафим был поставлен наместником Могилево-Братского монастыря .
В Ярославской епархии
23 июня 1910 года, по желанию святителя Тихона бывшего тогда на Ярославской кафедре , иеромонах Серафим был переведен наместником Ярославского Толгского монастыря . 11 мая 1912 года отец Серафим был возведен в сан игумена . В 1913 года им была устроена сельскохозяйственная пчеловодческая школа с приютом для сирот, в которой за счет монастыря и благотворителей обучалось до 25 учеников. Благодаря щедрому пожертвованию святителя Тихона в 5 тысяч рублей при отце Серафиме был расширен монастырский странноприимный дом. С началом войны 1914 года игумен Серафим учредил при Толгском монастыре лазарет для раненых. За время пребывания в Толгской обители отец Серафим написал серьёзный труд по истории монастыря, приуроченный к его 600-летию.
В 1915 году отец Серафим был назначен настоятелем Угличного Алексеевского монастыря и возведен в сан архимандрита . Он помогал владыке Агафангелу в управлении епархией.
В 1918 году во время жестокой расправы властей над несколькими сотнями ярославских граждан он проявлял твердость и мужество.
15 февраля 1920 года состоялась хиротония отца Серафима во епископа Угличского , викария Ярославской епархии.
Владыка входил в так называемый « Параллельный Синод », существовавший с молчаливого одобрения патриарха Тихона в Свято-Даниловом монастыре . Мыслился он как «постоянно действующее Предсоборное совещание» и главной целью его была подготовка тайного Поместного Собора и тайное поставление священнослужителей для избежания давления властей.
С июля 1922 года епископ Серафим некоторое время находился в Ярославской тюрьме. До назначения 15 января 1924 года временно управляющим Ярославской епархией временно управлял Харьковской епархией . 18 мая 1924 года вновь был арестован [2] .
В 1924 года патриарх Тихон произвел его во архиепископа .
В 1925 - 1926 годах в связи с пребыванием Преосвященнейшего Агафангела в Нарымской ссылке архиепископ Серафим вновь несколько месяцев руководил Ярославской епархией.
Первосвятительство
Сохранился документ от 9/22 марта 1926 года: " Ответы управляющего Ярославской епархией, архиепископа Угличского Серафима (Самойловича) на три вопроса Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) по поводу " григорианского раскола " и его деятелей [3] . В нем владыка Серафим говорил об отсутствии у архиепископа Григория (Яцковского) и его единомышленников канонических прав возглавить Церковь: " в итоге получается явный раскол ". Архиепископ Серафим признает послание митрополита Сергия к архиепископу Григорию вызывающим восхищение в силу основательного понимания и психологически тонкого истолкования резолюции Патриаршего Местоблюстителя Петра от 19 января/1 февраля 1926 года на докладе членов ВВЦС.
Конец 1926 года в архипастырстве Серафима был особо значим. Промыслом Божием он был поставлен во главе Русской Церкви . Произошло это в сложнейший и напряженный период борьбы за сохранение преемственности руководства высшей церковной властью. Патриарший Местоблюститель митрополит Петр (Полянский) 23 ноября/6 декабря 1925 года за четыре дня до своего ареста сделал завещательное распоряжение: в случае невозможности ему осуществлять первосвятительскую деятельность в исполнение должности Заместителя Патриаршего Местоблюстителя должен вступить один из трех иерархов: митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский) , митрополит Киевский Михаил (Ермаков) , архиепископ Ростовский Иосиф (Петровых) . Высокопреосвященнейший Михаил " совершенно отклонил от себя Наше поручение " [4] . В день ареста митрополита Петра 27 ноября/10 декабря 1925 года митрополит Сергий был на свободе и как первый кандидат принял на себя управление церковными делами. Но 25 ноября/8 декабря 1926 года он был арестован. В исполнение обязанностей Заместителя Патриаршего Местоблюстителя вступил митрополит Иосиф (Петровых), и в тот же день подписал Завещательное распоряжение, в котором передал первосвятительские права архиепископу Свердловскому Корнилию (Соболеву) или (в случае невозможности его приступить к своим обязанностям) архиепископу Астраханскому Фаддею (Успенскому) , или же архиепископу Серафиму (Самойловичу), если его предшественник в списке кандидатов встретит препятствие к принятию возложенных на него обязанностей.
Так владыка Серафим стал заместителем Патриаршего Местоблюстителя, о чем он известил чад Церкви в " Послании " от 16/29 декабря 1926 года из Углича : " Подчиняясь воле Божией и принимая на свои слабые рамена возлагаемый на меня тяжелый Крест, считаю долгом обратиться к собратиям - епископам, пастырям и православно-верующим, умоляя их хранить преданность и послушание Св. Православной Церкви, подчиняясь только законным представителям Патриаршей Православной Церкви ". [5]
Архиепископ Серафим просил собратьев епископов до минимума сократить переписку и сношения с главой Церкви и предоставлял все дела, кроме принципиальных и общецерковных (как, например, избрание и хиротония во епископа), решать окончательно на местах.
Архиепископ Серафим проявил себя стойким исповедником и мужественным хранителем интересов святой Церкви от посягательств гнавшей ее власти. Из воспоминаний бывшего иподиакона владыки Серафима Михаила Николаевича Ярославского (последующее время они отбывали заключение в одном лагере) известно, что архиепископ Серафим отверг попытки вмешательства властей в церковные дела и отклонил предложенный состав ими Синода [6] . В ответ на предожения Г.П.У. святитель предложил своих членов Синода, в их числе митрополита Кирилла (Смирнова) . « Ведь он же сидит », — отвечали ему чекисты. « А ведь он у вас сидит, освободите его », — сказал святитель. За такой ответ он был вскоре арестован.
В марте 1927 года архиепископ Серафим был вызван Е. А. Тучковым в Москву и заключен во Внутреннюю тюрьму ОГПУ. Через три дня освобожден и выслан в Углич .
Владыка Серафим управлял Церковью до 12 апреля 1927 года. С освобождением из заключения митрополита Сергия , он передал ему свои заместительские права.
Владыка Серафим и Декларация митрополита Сергия
Издание " Декларации митрополита Сергия " 16/29 июля 1927 года внесло в церковную жизнь разделения. Болезненное отношение оно вызвало и в Ярославской епархии. Митрополиты Агафангел (Преображенский) и Иосиф (Петровых) , архиепископы Серафим и Варлаам (Ряшенцев) , епископ Евгений (Кобранов) подписали обращение на имя митрополита Сергия . Указывая на превышение Заместителем Патриаршего Местоблюстителя канонических полномочий, иерархи выражали глубокое сожаление о избрании такого направления деятельности, при котором " начало духовное и Божественное в домостроительстве церковном всецело подчиняется началу мирскому и земному ." В заключении подписавшиеся архиереи выражают верность иерархическому подчинению Местоблюстителю Патриаршего Престола митрополиту Петру и объявляют о самостоятельном управлении Ярославской епархией.
В тот же день владыка Серафим направил митрополиту Сергию личное письмо. Сохранившийся текст является драгоценным документом, свидетельствующем о его высоких христианских добродетелях.
Принципиально расходясь во взглядах с Заместителем Местоблюстителя, он сохраняет глубокое почтение к старшему собрату: " Мне ли, юнейшему сравнительно с Вами, писать эти строки, мне ли поучать многоопытного и многоученого Святителя Церкви Российской, но голос моей совести понуждает снова и снова тревожить Ваше широкое и доброе сердце " [7] . Письмо дышит любовью и к адресату, и к тем, кого глубоко огорчила Декларация: " Дорогой Владыка, я представляю, как Вы должны страдать! Почему же Вы испытывая эти страдания сами не желаете облегчить их тем, которые в свое время доверились Вам. С какой радостью я передавал Вам свои права заместительства, веря, что Ваша мудрость и опытность будут, содействовать Вам в управлении " [8] .
Наконец, в письме выражалась принципиальность автора. Он говорит о том, что Декларация лишает страдальцев за веру духовно-нравственного оправдания.
Митрополит Сергий направил в Ярославль четыре дня спустя письмо на имя митрополита Агафангела, умоляя в нем " сохранить общение с нами, потерпев еще немного нашим немощам ." Хотя послание было адресовано правящему архиерею, косвенно оно, несомненно, было обращено и архиепископу Серафиму и другим подписавшим " Обращение ."
Из переписки митрополитов Агафангела и Сергия 1928 года видно, что архиепископ Серафим был удален властями из Ярославской епархии. Из свидетельств современников можно убедиться, что он был арестован 17 февраля 1928 года и выслан в Могилёв , находясь в заключении в 6 верстах от города в Буйничьском Свято-Духовом монастыре .
11 апреля 1928 года Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий и Временный при нем Патриарший Священный Синод в Постановлении № 76 объявили прещения непринявшим Декларацию архиереям. Четвертый пункт постановлял архиепископа Серафима: " уволить от управления Угличским викариатством " [9] . Постановление № 110, которое предположительно датируется 30 мая 1928 года усиливает меры в отношении владыки Серафима и бывшего Пермского архиепископа Варлаама (Ряшенцева) : " предать их каноническому суду православных архиереев, запретить им временно священнослужение в Ярославской и Московской епархиях и потребовать от них в месячный срок подать письменное отречение от поданного ими заявления 24 января (6 февраля) с.г. и выразить послушание Заместителю Патриаршего Местоблюстителя и Временному при нем Патриаршему Священному Синоду ."
Из Буйничского Свято-Духова монастыря владыка Серафим направил послание митрополиту Сергию, которое до нас не дошло, по мнению современников оно содержит увещание и повторяет высказанные ранее убеждения [10] .
Глубокоцерковный по духу человек архиепископ Серафим, по-видимому, болезненно тяготился возникшим разделением с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя. Есть сведения, что в мае 1928 года он примирился с митрополитом Сергием.
При этом, в своём январском 1929 года « Послании ко всей Церкви » святитель Серафим продолжал обличать политику митрополита Сергия в тяжком грехе « увлечения малодушных и немощных братий наших в ново обновленчество ». Вскоре после этого последовал его арест, но Послание широко разошлось по всей стране и было опубликовано в Белграде .
Исповедничество и мученичество в лагерях
В марте 1929 года владыка Серафим вновь был арестован в Могилёве и осужден на три года заключения в лагере. Начинается последний этап его жизни, исполненный страданий и гонений.
Отбывал заключение архиепископ Серафим в Соловецком лагере , где его посылали постоянно на тяжелые общие работы. Поднимая кирпичи на постройку двухэтажного здания, архиепископ Серафим упал с лесов и переломал себе ребра, которые неудачно срослись, что сделало его инвалидом. Осенью 1930 года он был отправлен на строительство Беломорканала.
Протопресвитер М. Польский приводит рассказ узника, отбывавшего с ним заключение:
" Тут я впервые увидел... работая лекпомом при приемке этапа, архиепископа Серафима - высокого согбенного старца, с уже остриженными под машинку №1 головой и лицом ... мы, лекпомы, старались помочь Владыке, страдавшем двухсторонним хроническим плевритом при декомпенсированном миокарде и общем артериосклерозе. Раз, в конце октября, в сырой ненастный день, проходя мимо землянки - дезокамеры, где производилась дезинфекция вещей при герметически закрытой двери, а заключенный-инвалид караулил снаружи камеру ..., я услышал, что зовут меня по имени. Подойдя, я увидел продрогшего архиепископа Серафима, - "На эти посты ставят на 2 часа по очереди нас, инвалидов; я стою с 12 дня и меня не сменяют (Было около 6-ти часов вечера) " [11] .
Тот же свидетель рассказывает, что в марте 1932 года владыку освободили и направили этапом в ссылку в область Коми-зырян к северу от Вятки .
" Он слабел телесно, но духом был тверд ... Больной - Владыка Серафим часто вспоминался мне в скитаниях по тюрьмам и ссылкам, когда лишенный физического общения с верующими, я мысленно в молитве поминал его; мне представлялось его кротко улыбающееся изможденное лицо и, склонив в молитве голову, я словно чувствовал на ней его исхудалую, огрубевшую, покрытую ссадинами архипастырскую руку " [12] .
В 1933 году архиепископ Серафим вновь был осужден на три года ссылки. Примерно в 1934 году им было написано ещё одно Послание, в котором митрополит Сергий (Страгородский) объявлялся запрещённым в священнослужении за свою антиканоническую деятельность, начиная с 1927 года. Для утверждения этого Послания в Архангельске состоялся «малый катакомбный собор», решения которого должны были стать основой для всех ссыльных епископов и духовенства. Существуют сведения, что Патриарший Заместитель митрополит Пётр (Полянский) писал из ссылки, что Российские Преосвященные должны сами наложить прещение на митрополита Сергия за его антиканонические деяния.
В мае 1934 года владыка Серафим снова был арестован в Архангельске по обвинению в создании новой « контрреволюционной организации сторонников истинно-православной церкви » и приговорён к пяти годам лагерей. Заключение отбывал в Сусловском отделении «Сиблага».
4 ноября [13] 1937 года священномученик Серафим был расстрелян в лагере.
Почитание
Архиепископ Серафим был прославлен на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года для общецерковного почитания.
Награды
золотой наперсный крест (из кабинета Его Императорского Величества).
набедренник (за усердие и ревность по службе, 25 марта 1908).
Использованные материалы
http://www.pravoslavie.ru/put/sv/seraphim_sam.htm
http://days.pravoslavie.ru/Life/life4899.htm
[1] РГИА, ф. 796, оп. 439, ед. хр. 787 (Послужной список. 30 января 1914 г.)
[2] РГИА, фонд 831, оп.1, д.272, илл. 13-14, 25, 89.
[3] Акты Святейшего Тихона, Святейшего Патриарха Московского и всея России , М., 1994, 448-449.
[4] Условная резолюция Патриаршего Местоблюстителя, митрополита Петра (Полянского) от 1 февраля 1926 г., Акты Святейшего Тихона... , 436
[5] Акты Святейшего Тихона... , 490.
[6] Воспоминания М. Н. Ярославского, Надежда. Душеполезное чтение , Базель, 1994, вып. 18, 164-181.
[7] Акты Святейшего Тихона ... , 571-72.
[8] Акты Святейшего Тихона ... , 571.
[9] Акты Святейшего Тихона ... , 608.
[10] Акты Святейшего Тихона ... , 614.
[11] Польский, М., протопр., Новомученики российские , 12, 13.
[12] Польский, М., протопр., Новомученики российские , 16.
[13] Согласно http://days.pravoslavie.ru/Life/life4899.htm. http://www.pravoslavie.ru/put/sv/seraphim_sam.htm указывает 9 ноября .
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент