Значение ЛУКА (ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ) в Православной энциклопедии Древо

Что такое ЛУКА (ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Лука (Войно-Ясенецкий) ( 1877 - 1961 ), исповедник , архиепископ Симферопольский и Крымский , святитель .

Память 29 мая и в Соборе Курских святых

Архиепископ Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился 27 апреля 1877 г. в Керчи , в семье аптекаря. Отец его был католиком, мать - православной. По законам Российской Империи дети в подобных семьях должны были воспитываться в православной вере. Он был третьим из пятерых детей.

Родители его вскоре переехали в Киев , где он в 1896 году одновременно окончил 2-ю Киевскую гимназию в Киевское Художественное Училище. У юноши проявилось художественное дарование, наметилось и направление, проникнутое религиозной идеей. Валентин ходил по церквам и в Киево-Печерскую Лавру , делал много зарисовок богомольцев, за которые получил премию на выставке в Училище. Он собирался поступить в Академию Художеств, но желание приносить непосредственную пользу народу заставило его изменить свои планы.

Валентин Феликсович проучился год на юридическом факультете, затем перешел на медицинский факультет Киевского университета.

Он учится блестяще. "На третьем курсе, - пишет он в "Мемуарах", - произошла интересная эволюция моих способностей: умение весьма тонко рисовать и любовь к форме перешли в любовь к анатомии..."

В 1903 г. он с отличием окончил университет. Невзирая на уговоры друзей заняться наукой, он объявил о своем желании всю жизнь быть "мужицким", земским врачом, помогать бедным людям.

В январе 1904 г. во время войны с Японией, направлен с госпиталем Красного Креста на Дальний Восток и работал в г. Чите заведующим хирургического отделения госпиталя. Здесь Валентин Феликсович познакомился с сестрой милосердия Анной Ланской, которую раненые называли "святой сестрой" и женился на ней.

С 1905 по 1917 гг. работал земским врачом в больницах Симбирской, Курской, Саратовской и Владимирской губернии и проходил практику в Московских клиниках. За это время он сделал множество операций на мозге, органах зрения, сердце, желудке, кишечнике, желчных путях, почках, позвоночнике, суставах и т.д. и внес много нового в технику операций. В 1908 году он приезжает в Москву и становится экстерном хирургической клиники профессора П. И. Дьяконова.

Во время первой мировой войны в нем пробудилось религиозное чувство, забытое было за множеством научной работы, и он начал постоянно ходить в церковь.

В 1916 г. защитил в Москве диссертацию на тему: "Регионарная анестезия", о которой его оппонент, известный хирург Мартынов сказал: "Мы привыкли к тому, что докторские диссертации обычно пишутся на заданную тему, с целью получения высших назначений по службе, и научная ценность их невелика. Но когда я читал Вашу книгу, то получил впечатление пения птицы, которая не может не петь, и высоко оценил ее". Получил степень доктора медицины. Варшавский университет удостоил его диссертацию крупной премии имени Хайницкого.

В 1917 г. получил по конкурсу место главного врача и хирурга Ташкентской больницы, преподает в медицинской школе, преобразованной затем в медицинский факультет.

В 1919 г. его жена скончалась от туберкулеза, оставив четверых детей: Михаила, Елену, Алексея и Валентина.

Валентин Войно-Ясенецкий был одним из инициаторов организации Ташкентского университета и с 1920 г. избран профессором топографической анатомии и оперативной хирургии этого университета. Хирургическое искусство, а с ним и известность проф. Войно-Ясенецкого все возрастали. В разного рода сложных операциях он изыскивал и первым применял методы, получившие затем повсеместное признание. Его бывшие ученики рассказывали чудеса об его изумительной хирургической технике. На его амбулаторные приемы больные шли непрерывным потоком.

Сам он все больше находил утешение в вере. Посещал местное православное религиозное общество, изучал богословие, ближе сошелся с духовенством, принимал участие в церковных делах. Как он сам рассказывал, однажды он выступил на епархиальном съезде "по одному очень важному вопросу с большой горячей речью". После съезда Ташкентский епископ Иннокентий (Пустынский) сказал ему: "Доктор, вам нужно быть священником". "У меня не было и мыслей о священстве, - вспоминал Владыка Лука, - но слова Преосвященного Иннокентия я принял как Божий призыв архиерейскими устами, и минуты не размышляя: "Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!"

Рукоположение

В 1921 г. в день Сретения Господня, проф. Войно-Ясенецкий был рукоположен во диакона , 12 февраля - во иерея и назначен младшим священником Ташкентского кафедрального собора, оставаясь и профессором университета. В священном сане Войно-Ясенецкий не перестает оперировать и читать лекции. В октябре 1922 года он активно участвует в первом научном съезде врачей Туркестана.

Волна обновленчества 1923 года доходит и до Ташкента . Епископ Иннокентий (Пустынский) покинул город, не передав никому кафедру. Тогда отец Валентин вместе с протоиереем Михаилом Андреевым приняли управление епархией, объединили всех оставшихся верными священников и церковных старост и устроили с разрешения ГПУ съезд.

В мае 1923 г. отец Валентин принял пострижение в монашество с именем Луки, в честь св. апостола и евангелиста Луки , который, как известно, был не только апостол, но и врач, и художник.

Епископ Ташкентский и Туркестанский

12 мая [1] 1923 года он хиротонисан тайно в г. Пенджекенте епископом Болховским Даниилом и епископом Суздальским Василием во епископа Ташкентского и Туркестанского . На хиротонии присутствовал ссыльный священник Валентин Свенцицкий .

Арест и ссылка

10 июня 1923 года епископ Лука был арестован как сторонник Патриарха Тихона . Ему предъявили нелепое обвинение: сношения с оренбургскими контрреволюционными казаками и связь с англичанами. В тюрьме ташкентского ГПУ Владыка Лука закончил свой, впоследствии ставший знаменитым, труд "Очерки гнойной хирургии" В августе его отправили в московское ГПУ.

В Москве Владыка получил разрешение жить на частной квартире. Служил с Патриархом Тихоном литургию в церкви Воскресения Христова в Кадашах . Святейший подтвердил право епископа Туркестанского Луки продолжать заниматься хирургией. В Москве Владыку снова арестовали и поместили в Бутырскую, а затем в Таганскую тюрьму, где Владыка перенес тяжелый грипп. К декабрю был сформирован восточно-сибирский этап, и епископ Лука вместе с протоиереем Михаилом Андреевым были отправлены в ссылку на Енисей. Путь лежал через Тюмень , Омск , Новониколаевск (нынешний Новосибирск ), Красноярск . Арестантов везли в столыпинских вагонах, а последнюю часть пути до Енисейска - 400 километров - в лютую январскую стужу им пришлось преодолеть на санях. В Енисейске все оставшиеся открытыми церкви принадлежали " живоцерковникам ", и епископ служил на квартире. Ему разрешили оперировать. В начале 1924 года, по свидетельству жительницы Енисейска, Владыка Лука пересадил почки теленка умирающему мужчине, после чего больному стало легче. Но официально первой подобной операцией считается проведенная доктором И. И. Вороным в 1934 году пересадка почки свиньи женщине, больной уремией.

Второй арест

В марте 1924 года епископа Луку арестовали и отправили под конвоем в Енисейскую область, в деревню Хая на реке Чуне. В июне он снова возвращается в Енисейск , но вскоре следует высылка в Туруханск , где Владыка служит, проповедует и оперирует В январе 1925 года его высылают в Плахино - глухое место на Енисее за Полярным Кругом, в апреле переводят снова в Туруханск .

Не забывал епископ Лука и своих пастырских обязанностей. Все многочисленные церкви г. Енисейска , где он жил, так же, как и церкви областного города Красноярска , были захвачены обновленцами . Епископ Лука с тремя сопровождавшими его священниками совершал литургию в своей квартире, в зале, и даже рукополагал там священников, за сотни верст приезжавших к православному архиерею.

По окончании ссылки Владыка возвращается в Ташкент, поселяется в домике на Учительской улице и служит в церкви Преподобного Сергия Радонежского.

Епископ Ташкентский и Туркестанский (повторно)

С 25 января 1925 г. по сентябрь 1927 г. епископ Лука снова епископ Ташкентский и Туркестанский .

Епископ Елецкий

С 5 октября по 11 ноября 1927 г. - епископ Елецкий , вик. Орловской епархии.

С ноября 1927 г. проживал в Красноярском крае, затем в городе Красноярске , где служил в местном храме и работал врачом в городской больнице.

Третий арест

6 мая 1930 году Владыку арестовывают по делу о смерти профессора медицинского факультета по кафедре физиологии Ивана Петровича Михайловского, застрелившегося в невменяемом состоянии. 15 мая 1931 года, после года тюремного заключения, был вынесен приговор (без суда): ссылка на три года в Архангельск .

В 1931 - 1933 годах Владыка Лука живет в Архангельске , ведет амбулаторный прием больных. Вера Михайловна Вальнева, у которой он жил, лечила больных самодельными мазями из почвы - катаплазмами. Владыку заинтересовал новый метод лечения, и он применил его в условиях больницы, куда устроил на работу Веру Михайловну. И в последующие годы проводил многочисленные исследования в этой области.

В ноябре 1933 года митрополит Сергий (Страгородский) предложил Преосвященному Луке занять свободную епископскую кафедру. Однако предложение Владыка не принял. Пробыв недолго в Крыму, Владыка возвратился в Архангельск , где принимал больных, но не оперировал.

Весной 1934 года Владыка Лука посещает Ташкент , затем переезжает в Андижан , оперирует, читает лекции. Здесь он заболевает лихорадкой папатачи, которая грозит потерей зрения, после неудачной операции он слепнет на один глаз. Он совершает церковные службы и руководит отделением ташкентского Института неотложной помощи.

В этом же году, наконец, удается издать "Очерки гнойной хирургии". "Пожалуй, нет другой такой книги, - писал кандидат медицинских наук В.А. Поляков, - которая была бы написана с таким литературным мастерством, с таким знанием хирургического дела, с такой любовью к страдавшему человеку".

Четвертый арест

13 декабря 1937 года - новый арест. В тюрьме Владыку допрашивают конвейером (13 суток без сна), с требованием подписать протоколы. Он объявляет голодовку (18 суток), протоколов не подписывает. Следует новая высылка в Сибирь. С 1937 года по 1941 Владыка жил в селе Большая Мурта Красноярской области.

Началась Великая Отечественная война . В сентябре 1941 года Владыка был доставлен в Красноярск для работы в местном эвакопункте - здравоохранительном учреждении из десятков госпиталей, предназначенных для лечения раненых.

Архиепископ Красноярский

Осенью 1942 г. он был возведен в сан архиепископа с назначением на Красноярскую кафедру .

8 сентября 1943 года он был участником Собора Русской Православной Церкви .

В конце 1943 года архиепископ Лука переезжает в г. Тамбов . Хотя зрение его начало заметно ухудшаться, но он ведет активную работу в эвакогоспиталях, выступает с докладами, читает лекции для врачей, учит их и словом и делом.

Тамбовский архиепископ

В январе 1944 г. его назначают архиепископом Тамбовским и Мичуринским . Он продолжает медицинскую работу: на его попечении 150 госпиталей.

Ко времени пребывания архп. Луки в Тамбове относится страничка воспоминаний о нем В.А. Полякова. Он пишет:

"В один из воскресных дней 1944 г. меня вызвали в Тамбов на совещание начальников и главных хирургов госпиталей Воронежского военного округа. В то время я был ведущим хирургом госпиталя на 700 коек, стоявшего в Котовске.

На совещание собралось много народа. Все расселись по своим местам и за столом президиума уже поднялся председательствующий чтобы объявить название доклада.

Но, вдруг, широко открылись обе двери, и в зал вошел человек огромного роста в очках. Его седые волосы ниспадали до плеч. Легкая, прозрачная, белая кружевная борода покоилась на груди. Губы под усами были крепко сжаты. Большие белые руки перебирали черные матовые четки.

Человек медленно вошел в зал и сел в первом ряду. Председательствующий обратился к нему с просьбой занять место в президиуме. Он поднялся прошел на подмостки и сел в предложенное ему кресло.

Это был профессор Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. [2] .

В конце 1943 года вышло второе издание "Очерки гнойной хирургии", переработанное и увеличенное почти вдвое, а в 1944 году - книга "Поздние резекции инфицированных огнестрельных ранений суставов".

Есть сведения, что он состоял членом Академии Медицинских Наук. Впрочем, в официальных биографиях, данных об этом не имеется.

Кроме трудов на медицинские темы, архп. Лука составил много проповедей и статей духовно-нравственного и патриотического содержания.

В 1945 - 1947 гг. он работал над большим богословским трудом - "Дух, душа и тело", - в котором разрабатывал вопрос о душе и духе человека, а также учение Св. Писания о сердце, как органе богопознания. Много времени уделял он и на укрепление приходской жизни. В 1945 году высказывал мысль о необходимости избрания патриарха по жребию.

В феврале 1945 г. за архипастырскую деятельность и патриотические заслуги архп. Лука был награжден правом ношения креста на клобуке и награждается медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.".

В феврале 1946 года архиепископ Тамбовский и Мичуринский Лука стал лауреатом Сталинской премии I степени за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах "Очерки гнойной хирургии" и "Поздние резекдии при инфицированных огнестрельных ранениях суставов".

В 1945-1947 годах им закончена работа над эссе "Дух, душа и тело", начатая в начале 20-х годов.

Архиепископ Симферопольский и Крымский

В мае 1946 года он назначен архиепископом Симферопольским и Крымским . В Симферополе он опубликовал три новые медицинские работы, но зрение его становилось все хуже. Левый глаз его уже давно не видел света, а в это время и на правом стала зреть катаракта, осложненная глаукомой.

В 1958 году архиепископ Лука совсем ослеп. Однако, как вспоминает протоиерей Евгений Воршевский, даже такой недуг не мешал Владыке совершать богослужения. Архиепископ Лука входил без посторонней помощи в храм, прикладывался к иконам, читал наизусть богослужебные молитвы и Евангелие, помазывал елеем, произносил проникновенные проповеди. Ослепший архипастырь также продолжал управлять Симферопольской епархией в течение трех лет и иногда принимать больных, поражая местных врачей безошибочными диагнозами. Практическую врачебную деятельность он оставил еще в 1946 году, но продолжал помогать больным советами. Епархией же управлял до самого конца с помощью доверенных лиц. В последние годы своей жизни он только слушал, что ему читают и диктовал свои работы и письма.

Скончался архиепископ Лука 11 июня 1961 года. Похоронен Владыка на городском кладбище Симферополя.

О характере архп. Луки давались самые разноречивые отзывы. Говорили о его спокойствии, скромности и доброте, и в то же время, о его высокомерии, неуравновешенности, заносчивости, болезненном самолюбии. Можно думать, что человек, проживший такую долгую и трудную жизнь, до предела насыщенную самыми разнородными впечатлениями, мог проявлять себя по-разному. Вполне возможно, что его громадный авторитет в области хирургии, привычка к безусловному повиновению окружающих, особенно во время операций, создала у него нетерпимость к чужим мнениям даже в тех случаях, когда его авторитет вовсе не являлся непререкаемым. Такая нетерпимость и властность могли быть и очень тяжелы для окружающих. Словом, это был человек, с неизбежными у всякого человека недостатками, но в то же время стойкий и глубоко верующий. Достаточно было посмотреть, как проникновенно, со слезами, совершал он литургию, чтобы убедиться в этом.

Занявшись богословскими науками уже в возрасте сорок с лишним лет, архп. Лука, естественно, не мог достигнуть в этой области такого совершенства, как в медицине; или какого достигли некоторые другие архиереи, всю жизнь посвятившие только богословию. Он допускает промахи, иногда довольно серьезные. В его основном богословском труде "Дух, душа и тело", встречаются мнения, оспариваемые многими сведущими читателями, а статья "О посылке Иоанном Крестителем учеников к Господу Иисусу Христу с вопросом, Он ли Мессия", - и вообще была запрещена и не печаталась. Зато проповеди его, которым архп. Лука придавал исключительное значение, считая их неотъемлемой частью богослужения, отличаются простотой, искренностью, непосредственностью и самобытностью.

В ноябре 1995 г. Указом Священного Синода Украинской Православной Церкви архиепископ Лука был причислен к лику местночтимых святых. А 20 марта 1996 г. в Симферополе мощи святителя Луки были перенесены с кладбища у Всехсвятской церкви крестным ходом в Свято-Троицкий собор . Отныне каждое утро, в 7 часов, в кафедральном Свято-Троицком соборе Симферополя совершается акафист Святителю у его раки.

2 июля 1997 г. в Симферополе , городе, где святитель жил в 1946-1961 гг. ему открыт памятник.

Множество случаев исцеления после молитвенного обращения к святителю Луке зафиксированы документально. В 2001 году из Греции привезли серебряную раку для его мощей – греки чтут крымского святителя, множество людей исцелилось там по молитвам к нему. В настоящее время на Украине, в России, Греции открыто много храмов во имя святителя Луки.

Труды

Основные медицинские труды

"Невроматозный элефантиаз лица, плексиформная неврома". "Хирургия", 1908.

"О способах анестезии, наиболее удобных в земской практике". "Врачебная газета", 1908.

"Случай ретроградного ущемления кишечной петли в паховой грыже". "Хирургия", 1908.

"Регионарная анестезия при операциях шеи, языка и верхней челюсти". "Труды Московского хирургического общества 1909.

"Регионарная анестезия". (Труды Тамбовского физиологического медицинского общества 1909 г.).

"Кровяная саркома ребра". "Хирургия", 1910.

"Об оперативном лечении переломов позвоночника". "Хирургия", 1910.

"Отчет о хирургической работе Романовской земской больницы за 1909-1910 гг.".

"О первом остром остеомиелите позвоночника". "Хирургия", 1911.

"Двустороннее повреждение блуждающего нерва". "Хирургия", 1911.

"Zweiter Fall von vorubergehender Erblindung nach Novocain Adrenalininjektion in Augenhohle", Zentrablatt fur Chirurgie 1911.

"Отчет о хирургической работе Переяславльской земской больницы". 1911.

"Litungsanasthesie des nervus ischiaticus", Zentralblatt fur Chirurgie 1912.

"Отчет о хирургической работе Переяславльской земской больницы". 1912-1913 гг.

"Регионарная анестезия седалищного и срединного нервов". (Труды XII съезда русских хирургов 1912 г.).

"Отчет о хирургической работе Переяславльской земской больницы". 1914.

"К казуистике оперативного лечения опухолей мозга". (Труды Киевского хирургического общества, 1914 г.).

"Регионарная анестезия кисти руки". (Врачебная газета, 1915).

"Регионарная анестезия". (Докторская диссертация), за которую присуждена премия Хайницкого. СПБ, 1915.

"Кариозные процессы в реберных хрящах и их оперативное лечение". "Вестник хирургии" за 1923 г.

"Uber das Unterbinden der Gefa?e bei Extirpation der Milz", Zeitschift fur Chirurgie 1923.

"Артротомии при гнойных воспалениях больших суставов". "Вестник хирургии" 1924.

"Топография паховых и наружных подвздошных лимфатических желез и техника оперативного удаления их." Туркмен. медицин. журнал т. I, № 2.

"Опасности способа Мамбург,а". Туркмен. медицин. журнал т. I, № 7.

"Лечение гнойных воспалений катаплазмами Вальневой". (Неизвестно где напечатана. Указана в списке трудов проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого в статье В.А. Полякова). "Хирургия", 1957, № 8, с. 127-135.

"Очерки гнойной хирургии". I-е издание, 1934.

"Наш опыт лечения огнестрельного остеомиелита в госпиталях глубокого тыла". 1943.

"Очерки гнойной хирургии". 2-е издание, 1943.

"Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов". Москва, 1944.

Разрез, без которого нельзя вылечить гнойный коксит". Госпитальное дело, 1944.

"О раневом сепсисе". (Сборник трудов Воронежского военного округа, 1945).

"О гематогенном остеомиелите". 1946-1947.

"О лечении хронических эмпием плевры после огнестрельных ранений". 1947.

"Патогенез и терапия мозолей". "Советская медицина" 1953, № I.

"Очерки гнойной хирургии". 3-е издание, 1956.

Всего трудов печатных и на машинописи по медицине насчитывается у архиепископа Луки около шестидесяти, в том числе доклады в ученых обществах и годовые отчеты по хирургической работе.

Публицистика и богословские труды, печатные и рукописные.

"Кровавый мрак фашизма". "ЖМП" 1943, № 4, с. 24, 25.

"Праведный суд народа". "ЖМП" 1944, № 2, с. 26-28.

"Память Святейшего Патриарха Сергия". "ЖМП" 1944, № 8, с. 17, 18.

"Бог помогает народам СССР в войне против фашистских агрессоров". "ЖМП" 1944, № 4, с. 21, 22.

"Слово на второй день Пасхи на литургии". "ЖПМ" 1945, № 6, с. 44-47.

"Возмездие совершилось". "ЖПМ" 1946, ? I, с. 28, 29.

"Слово в Великую Пятницу". "ЖМП" 1946, № 5, с. 22, 23.

"К миру призвал нас Господь". "ЖМП" 1947, № I, с. 61-64 ( с портр.).

"О духе, душе и теле". (120 страниц машинописи).

"О любви".

"О зле и страдании".

"Защитим мир служением добру". "ЖМП" 1950, № 5, с. 32, 33.

"Рассуждение о правде и лжи". "ЖМП" 1951, № 5, с. 8-11.

"О посылке Иоанном Крестителем своих учеников к Господу Иисусу Христу с вопросом, Он ли Мессия". (Запрещена и не печаталась).

"О искушении Господа диаволом в пустыни". "ЖМП" 1953, № 2, с. 37-41.

"О догмате искупления". (Это сочинение послано только в Московскую духовную академию).

"10 томов проповедей, в общей сложности около 4500 страниц машинописи. Прот. А. Ветелев, проф. гомилетики назвал их исключительным событием в современной церковно-богословской жизни" и "сокровищницей изъяснения Священного Писания".

"Психология евреев современников Господа Иисуса Христа".

"Позор".

"Размышление о притче о милосердном самарянине". Рукописный том Тамбовский проповедей. Три тома симферопольских проповедей. (Машинопись).

Slovo na Passii, in: ZMP 1971, 4, 40-41.

Slovo v den' Pjatidesjatnicy, in: ZMP 1971, 6, 49-50.

"Ne sudite, da ne sudimy budete", Predigt, in: ZMP 1982, 4, 40.

Slovo na paschal'noj vecere, in: ZMP 1977, 4, 27-28.

Das Reich Gottes ist inwending in euch, in: Std0 1971, 7, 36-38.

Wort zur Verklarung des Herrn, in: Std0 1971, 8, 43-44.

"Ich bin der Weinstock", Predigt, in: Std0 1971, 10, 23-25.

Memuary, in: Nadezda. Christianskoe ctenie, vyp. 3 (1979) 66-138.

O vospitanii detej, in: Nadezda vyp. 6 (1980) 261-270.

Sermon, in: Religion in Communist Lands 7 (1979) 2, 102-103.

Extracts from the Spirit, the Soul and the Body, ebda 104-105.

Duch, dusa i telo. Foyer Oriental Chretien, Brussel 1978, 183 S.

Slovo na vtoroj den' Svjatoj Paschi, in: ZMP 1984, 4, 29-31.

Литература

"ЖМП" 1943, ? I, с. 16-17.

-"- 1944, ? I, с. 11.

-"- 1945, № 3, с. 9.

-"- 1946, № 5, с. 15, 48-54.

-"- 1948, № 6, с. 5-9.

-"- 1957, № 7, с. 13.

-"- 1958, № 7, с. 19.

-"- 1959, № 2, с. 29.

ФПС I, ? 168,с. 7.

ФПС IV, с. 5.

ФПС V, ? 111.

ФАМ I, № 148, с. 12.

"В. Св. Син. Пр. Р.Ц." 1926, № 12-13, с. 22., 1927, № 3/16/, обн. с. 19, 20.

"Автобиография архиепископа Луки", 1947.

"Журнал Засед. Св. Синода" № I от I.IV.1952 г.

"Русск. Прав. Церк. в Великой Отечественной войне". с. 22-23, 35-36.

"Память В.Ф. Войно-Ясенецкого". Некролог. Мед. работ. № 49, от 20.VI.1961.

Кандидат медицинских наук и сотрудник Центрального института травматологии и ортопедии В.А. Поляков. "Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий" (к 80-летию со дня рождения). "Журнал "Хирургия" 1957, № 8, с. 127-135.

Проф. Ветелев А. "Архиепископ Лука". Некролог и фото. "ЖМП" 1961, № 8, с. 35-38.

"Большая Медицинская Энциклопедия". 2-е изд. 1959, т. 5, с. 988-989.

Списки архиереев 1897-1944 гг. Патриарха Алексия, с. 21.

Mark Popovskij, Zizn' i zitie Vojno-Jaseneckogo, archiepiskopa i Chirurga. Paris 1979 (YMCA-Press), 489 S.

M. Popovsky, Archbishop Luka, Surgeon and Scholar, in: Religion in Communist Lands 7 (1979) 2, 97-102.

E. Kimmer, Archiepiskop Luka Vojno-Jaseneckij. K 100-letiju so dnja rozdenija, in: ZMP 1977, 4, 55-63.

Georgij, Ig., Pamjati archiepiskopa Simferopol'skogo i Krymskogo Luki, in: ZMP 1982, 5, 11-13.

Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte III, 237-240.

N. Struve, 162-166.

A.E. Levitin-Krasnov, Die Glut deiner Hande 282.

Regel'son 531 (1923 Haft), 544 (1927 Haft). 187.

J. Lawrence, Dukh, dusha i telo (Rez.), in: Religion in Communist Lands 8 (1980) 4, 306-307.

Slovo v den' vos'midsesjatiletija Archiep. Luki, in: Vest. russ. chr. dv. 66/67 (1962) 40-45.

EB Michail (Cub), Predigten des Erzbischofs Luka, in: Std0 1972, 2, 56-63.

Erzbischof Lukas (Wojno-Jassenezki) zum 100. Geburtstag, in: Std0 1977, 10, 9-13.

D. Pospielovsky, The Russian Chrich 183, 200, 203, 206, 208-210, 216.

Журнал «Православный паломник» №3.2004г.

Использованные материалы

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_1828

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?1_3778

http://days.pravoslavie.ru/Life/life6701.htm

[1] по др. сведениям - 30 мая

[2] Журнал "Хирургия" 1957 г., № 8, с. 127

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.