Значение НОВГОРОДСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ в Православной энциклопедии Древо

Что такое НОВГОРОДСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Новгородская духовная семинария (недейств.)

Была cоздана в 1740 г. на базе духовного училища при архиерейском доме . Закрыта в 1918 г., и вскоре в ее стенах открылся сельскохозяйственный техникум, а затем педагогический институт, где велась активная борьба с "религиозными предрассудками".

Новгородская семинария была важнейшим центром духовного образования и просвещения северо-запада России в XVIII - начале XX вв. и одним из центров культурной жизни Великого Новгорода. Основой для открытия в Великом Новгороде духовной семинарии послужил указ императрицы Анны Иоанновны от 21 сентября 1738 г. Огромную роль в создании столь значительного духовного учебного заведения в Великом Новгороде сыграл архиепископ Амвросий (Юшкевич) , вступивший на новгородскую кафедру в 1740 г. Будучи просвещенным и образованным человеком, он ревностно принялся за дело устройства семинарии, которая была открыта 30 октября 1740 г., а первыми ее учениками стали 100 лучших учеников школы при архиерейском доме, которая еще некоторое время оставалась подготовительной для семинарии. Первоначально в семинарии было открыто только 4 класса: аналогии, инфимы, грамматики, синтаксимы. Но уже в 1741 г. появляется класс пиитики (поэтический), а в 1742 г. - риторики (ораторского искусства) и рисования. Принимали детей от 12 до 15 лет, обученных читать и писать. Поступление учеников осуществлялось в течение всего года.

Основой семинарского воспитания являлась суровая дисциплина. За нарушение установленных правил подвергали жестоким наказаниям, вплоть до плетей и заковывания в кандалы. Грубость нравов в поведении семинаристов достаточно объяснялась общим духом времени. Телесное наказание царило во всей своей силе, простиралось даже и на семинарских служителей; их и учеников секли лозами и плетьми и сковывали в ножные железа. Однако примеров плохого поведения было много. Обычным явлением было бегство из семинарии: в 1748 г. в бегах числилось 94 человека. И все же среди неприглядной школьной обстановки были истинные любители науки, стремившиеся получить в семинарии хорошие знания для дальнейшего служения Отечеству. Первый выпуск окончивших полный курс семинарии состоялся в 1754 г. 28 человек, среди них - Тихон Задонский , впоследствии святитель и угодник русской церкви; Стефан (Лаговский) , впоследствии архиепископ Рязанский, автор ряда известных богословских сочинений и др. В последней четверти XVIII века на жизнь семинарии повлияли идеи и реформы екатерининского времени. Указом от 26 февраля 1764 г. Екатерина II определяла необходимость преобразования семинарий и вследствие этого в сентябре 1775 г. указом архиепископа были учреждены "малые городовые семинарии" (они появились в Тихвине , Валдае , Старой Руссе , Боровичах ), но просуществовали только до 1784 г. Архаические нравы и традиции постепенно уступают место новым веяниям. Подвергалась порицанию старая система воспитания, основанная на страхе наказания. Расширялся курс наук, преподаваемых в духовных школах. В 1765 г. было велено семинариям выбирать для посылки в заграничные университеты более способных воспитанников для изучения высших наук и восточных языков. Из Новгородской семинарии было рекомендовано 3 человека.

Среди выпускников Новгородской семинарии ХIХ века много известных имен: М.И. Владиславлев - ректор Петербургского университета; Е.В.Барсов - известный филолог-фольклорист; революционер - народник М.В.Новорусский, а из церковных деятелей - архимандрит Антониева монастыря преосвященный Амвросий (Орнатский) - ученик, учитель и ректор Новгородской семинарии, автор многотомной "Истории российской иерархии". На протяжении XIX века в жизни Новгородской семинарии происходили перемены. Строгость и суровость бурсы XVIII - начала XIX веков уступила место нормальному отношению к ученикам. К 150-летию семинарии было построено новое большое здание с лицевым фасадом на Волхов. Во втором его этаже размещались просторные классы и двусветный актовый зал, в третьем - специальные помещения, в первом - столовая и помещения для педагогического и служащего персонала, а в подвале - кухня и хозяйственные склады. Функционировали также прежние здания библиотеки, больничного корпуса и бывшей столовой, построенные в XVIII веке. Семинарии принадлежала и великолепная монастырская роща, саженая еще в XVIII веке настоятелем Антониева монастыря архимандритом Андроником. Количество учеников в семинарии к началу XX века доходило до 500 человек. Ежегодные выпуски составили в среднем 50 человек. При семинарии была больница с аптекой, слесарная мастерская, образцовая начальная народная школа, в которой старшие семинаристы проходили педагогическую практику. Уже в начале XIX века Новгородская семинария оказалась втянутой в дело изучения и собирания местных церковных древностей, памятников старины. Инициатором этого был викарий Евгений (Болховитинов) , находившийся в Великом Новгороде с 1804 по 1808 г.г. Выпускником Новгородской семинарии был и отец Николай Богословский - создатель новгородского музея, собиратель и исследователь древностей.

В 90-е годы XIX века преподаватели Новгородской семинарии оказались и среди членов новгородского общества любителей древностей, созданного в 1894 г. ученым, краеведом, археологом В.С.Передольским: архимандрит Михаил - ректор семинарии, Н.А. Сперовский (еп. Дмитрий) и Ф.А.Малов - преподаватели семинарии. В 1913 г. в Великом Новгороде появляется церковно-археологическое общество, созданное архиепископом Арсением (Стадницким) , и среди его активных членов преподаватели семинарии А.В. Гедевский, В.Н.Фиников, А.П.Твердынский и др. Большое значение имело участие преподавателей семинарии в просветительской деятельности среди духовенства и местного общества: чтение публичных лекций, публикации материалов по истории, археологии местного края, составление историко-статистического описания епархии. Уже в 1913 г. были собраны данные об уникальной библиотеке Ф.Прокоповича, находившейся в составе фундаментальной библиотеки семинарии. Семинария была закрыта в 1918 г., и вскоре в ее стенах открылся сельскохозяйственный техникум, а затем педагогический институт, где велась активная борьба с "религиозными предрассудками". История старейшего духовного учебного заведения Великого Новгорода была надолго забыта. Обитель святого Антония была закрыта 3 марта 1920 года, и монастырские святыни превратились в пустые и безмолвные гробницы.

Ректоры

Дамаскин (Аскаронский) 1746 г. - 1748 г.

Парфений (Сопковский) 18.02.1756 г. - 1759 г.

Лаврентий (Баранович) 10.09.1762 г. - 1767 г.

Феофил (Раев) 13.07.1774 г. -

Вениамин (Багрянский) 1784 г. -

Варлаам (Шишацкий) 1785 г. - 1787 г. (?) [1]

Антоний (Знаменский) 26.05.1794 г. - 07.04.1795 г.

Амвросий (Келембет) 1796 г. -

Амвросий (Орнатский) 1808 г. -

Игнатий (Семенов) 07.1823 г. - 1828 г.

Илиодор (Чистяков) 12.12.1827 г. -

Анатолий (Мартыновский) 14.04.1832 г. -

Антоний (Павлинский) 17.09.1840 г. -

Евфимий (Беликов) 7.07.1852 г. - 1856 г.

Нектарий (Надеждин) 19.11.1856 г. - 1857 г.

Леонтий (Лебединский) 9.06.1857 г. - 1859 г.

Никандр (Покровский) 17.05.1859 г. - 1860 г.

Макарий (Миролюбов) 10.10.1860 г. - 1866 г.

Вениамин (Павлов) 03.08.1866 г. - 08.11.1870 г.

Тихон (Никаноров) , сщмч. 1890 г. - 1892 г.

Михаил (Темнорусов) 1892 г. - 1895 г.

Димитрий (Сперовский) 1897 г. - 1903 г.

Алексий (Симанский) I 22.12.1911 г. - 1913 г.

Тихон (Тихомиров) 22.06.1913 г. -

Инспекторы

Амвросий (Орнатский) 1802 г. - 1804 г.

Варлаам (Денисов) 20.03.1828 г. - 07.09.1829 г.

Елпидифор (Бенедиктов) 1.10.1829 г. - 1832 г.

Никодим (Казанцев) 14.04.1832 г. - 1833 г.

Феофан (Говоров) , св. 7.12.1842 г. - 1844 г.

Герман (Осецкий) 28.10.1853 г. - 1857 г.

Феогност (Лебедев) II 29.11.1857 г. - 1861 г.

Тихон (Троицкий-Донебин) 16.03.1863 г. - 1871 г.

Тихон (Никаноров) , сщмч. 25.04.1884 г. - 1890 г.

Филипп (Бекаревич) 1890 г. - 1893 г.

Петр (Зверев) 1909 г. - 1910 г.

Префекты

Парфений (Сопковский) 1750 г. - 1756 г.

Тихон (Соколов) , мон. (1754 - 1758)

Феофил (Раев) 29.09.1770 г. - 1774 г.

Вениамин (Багрянский) 1776 г. - 1782 г.

Преподаватели

Парфений (Сопковский) 1744 г. - 1750 г.

Тимофей (Соколов) (1754 - 1758)

Аполлос (Терешкевич) -

Амвросий (Орнатский) 1800 г. - 1802 г.

Исаакий (Положенский) , профессор 1857 г. - 1858 г.

Тихон (Троицкий-Донебин) 1861 г. - 1871 г.

Митрофан (Землянский) 1897 г. - 1903 г.

Тихон (Тихомиров) 1906 г. -

Дамаскин (Аскаронский) 1740 г. -

Феофил (Раев) 1762 г. -

Епифаний (Саввич-Канивецкий) 1805 г. - 1806 г.

Григорий (Медиоланский) 5.11.1848 г. - 1850 г.

Библиография

Смирнов В.. История Новгородской духовной семинарии.. Новгородские епархиальные ведомости.. Новгород. 1894 - 1899.

Светлов Г.И.. Краткий очерк истории Новгородской духовной семинарии: Вып. 1.. Петроград. 1917 . 408 с..

Использованные материалы

http://www.pages.nov.ru/Russian/History/hist4.html

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?rpc7_2186

http://www.novsu.ac.ru/pages/library/home/publ14.htm

[1] В его жизнеописании указано ректорство в те годы в Новгород-Северской духовной семинарии .

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.