Значение НОВГОРОДСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо

НОВГОРОДСКАЯ ЕПАРХИЯ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Новгородская и Старорусская епархия Русской Православной Церкви .

Епархиальное управление: Россия , 173000, Великий Новгород , ул. Славная, 12.

Телефоны: (8162) 63-54-13; факс: 63-33-42

История

Учреждена в 951 г. (Дурново. Иерархия..., с. 35); в 992 г. (Булгаков и др.); по Строеву: "... возводится к XI веку...". С 1165 г. - первая архиепископия в России ("Великоновгородская и Псковская"). С 26.01. 1589 г. - митрополия.

Новгородская епархия - одна из старейших русских епархий, насчитывающая уже более чем 1000 - летнюю историю. В 992 г. сюда пришел первый епископ Иоаким Корсунянин . Новгородскую епископию отличало не только необозримое пространство ее территории. Здесь воздвигались многочисленные храмы и основывались монастыри, прославились чудотворные иконы Божьей Матери: Знаменская , Тихвинская , а также икона Софии Премудрости Божией . Здесь почивают мощи целого сонма святых угодников.

Более ста входят в Собор Новгородских святых, многие из них имеют общерусское празднование. Древний новгородский пантеон превосходил пантеоны других русских земель. Ярчайший пример - из 30 владык, возглавлявших новгородскую кафедру до 1478 г., 17 причислено к лику святых; всего - 21 святитель. И в дальнейшем, когда новгородская земля потеряла свою независимость, многие новгородские архиереи своими деяниями вошли в историю. Среди них митрополит Макарий, архиепископ Феофан (Прокопович) , митрополит Евгений (Болховитинов) , митрополит Арсений (Стадницкий) и др. Пять новгородских святителей были избраны на патриарший престол: митрополит Никон , митрополит Питирим , митрополит Иоаким , митрополит Алексий (Симанский) и нынешний Патриарх Алексий II .

История новгородской епархии неотделима от истории самого Великого Новгорода , который к концу XI в. сформировался в один из могущественных центров Древней Руси. В начале она была в полной зависимости от Киевского митрополита , который и назначал епископов. Но уже с 1157 г. (до 1478 г.) новгородское вече само избирает себе владыку, митрополиту приходилось только посвятить избранного. Этим Великий Новгород отличался от других епархий. С 1165 г. новгородский владыка имеет сан архиепископа, что говорит о его высоком положении; все остальные епархии возглавлялись епископами (кстати, епископ Новгородский и Старорусский Лев в 1995 г. также возведен в сан архиепископа).

Новгородские владыки обладали канонической и государственной властью. По канонической власти владыка учил, посвящал в сан, правил духовенством и монастырями, ведал богоугодными заведениями, следил за нравственным состоянием не только духовенства, но и мирян. Суду владыки подлежали, например, ссоры в семье или споры по имуществу. Еще одной обязанностью, утвержденной грамотой Всеволода Мстиславича , являлось заведование всеми торговыми мерами и весами. Государственная сторона деятельности владыки выражалась в том, что он принимал участие во всех переговорах с русскими князьями и послами иностранных государств. Волнения и мятежи прекращались после вмешательства владыки. Начиналась война или заключался мир только по благословлению владыки, который имел и свой полк. Богатейшая казна новгородских владык, хранившаяся на хорах Софийского собора , использовалась во время войн, для заключения мирных договоров (контрибуции), для выкупа пленных и т.д. Шли ее средства и на общественные дела (строительство каменных стен кремля, моста и пр.), а также возводились храмы, оказывалась помощь во время бедствий. Основу богатства новгородской кафедры составляли различные пожертвования, главными из них были земельные. В XIV - XV вв. новгородский владыка становится крупнейшим землевладельцем. Вторым по значению церковным лицом в новгородской епархии был архимандрит Юрьева монастыря . Остальные монастыри управлялись игуменами. К концу XV в. существовало 55 мужских и женских монастырей. Общественно - религиозным центром новгородцев была церковь. Возле нее собиралось уличанское вече , выбирались должностные лица, решались различные вопросы. К 1478 г., когда Великий Новгород лишился самостоятельности и вошел в состав Москвы, в Великом Новгороде насчитывалось 82 храма, не считая церквей пригородных монастырей.

Эти перемены отразились и на епархии. Теперь московский митрополит ставит владык на Софийский престол, и едва ли не самая богатая епархия Руси лишается значительной доли своих богатств. В год покорения Великого Новгорода Иван III вывез в Москву богатейшую казну Софийского дома и отнял значительную часть земельных владений архиепископа и крупных монастырей. Но несмотря на потерю самостоятельности, новгородская кафедра сохранила свое особое положение. Новгородский владыка единственный среди других иерархов носил белый клобук. Да и доходы новгородской церкви превосходили доходы других епископов. По сведениям английского посла Д.Флетчера, доход новгородского владыки составлял до 10 - 12 тыс. руб ежегодно, главы же московской Церкви - около 3 тыс, других владык - до 2,5 тыс. руб. Москва старалась подорвать влияние новгородской Церкви, где 17 лет не ставился владыка ( 1509 - 1526 гг.). Пострадала новгородская епархия и от политики Ивана IV Грозного . Опричники здорово ограбили церкви и монастыри. Правда позднее Иван IV пытался как-то компенсировать потери: Софийскому собору возвращены две знаменитые иконы: образ Спасителя и св. Петра и Павла, отлит новый колокол на “колоколище во владычном дворе”, делаются крупные пожертвования. Подходящий к концу XVI век приносит изменения. В 1589 г. избирается Патриарх Московский и всея Руси, а новгородский владыка получает титул митрополита. Образовавшаяся патриаршая область (вместо московской метрополии) вносит свои коррективы в границы епархий. Из самой обширной новгородской епархии, четыре ее уезда -Валдайский, Боровичский, Крестецкий и Старорусский - при Патриархе Никоне приписаны к вотчинам его “особых” монастырей: Иверского и Воскресенского . В начале XVII в. новгородская церковь пережила еще одно страшное разорение. Шведы “разориша вся святые места, и монастыри и церкви, и вся сосуды златые и серебряные, и кузнь, и раки святых поимаша”.

Новгородские митрополиты продолжают традиции своих знаменитых предшественников. Они занимаются не только восстановлением храмов и монастырей, но и возводят новые. К 1702 г. в новгородской епархии насчитывалось 1017 церквей, а через 20 лет - 1282 церкви. При императрице Анне Иоанновне церкви стали закрывать в связи с приказом брать священнослужителей и их детей на военную службу. Екатерина II приказом о секуляризации церковных земель упразднила многие монастыри. К концу XIX века в новгородской епархии насчитывалось около 1000 церквей, из них - 700 приходских, 32 мужских и женских монастыря. В начале XX века было 24 мужских и 17 женских монастырей, 954 церкви, в том числе - 742 приходских. Революция 1917 года нарушила православные устои. Декрет об отделении Церкви от государства и школы повлек изменения в порядке церковных дел. Началось закрытие монастырей и церквей. В начале 1921 года по всей стране проводилась кампания изъятия церковных ценностей в помощь голодающим Поволжья. По инструкции ликвидации подлежали только те предметы, которые не имели историко - художественного значения. Древние храмы со всем убранством также должны были остаться неприкосновенными, но на практике, к сожалению, все было иначе. С 1924 года начинается вторая волна закрытия храмов, третья - падает на конец 30-х годов. Основная часть их была закрыта в 1937 - 38 гг. В то же время было уничтожено почти все духовенство епархии.

К началу Великой Отечественной войны в Великом Новгороде действовал один Михаило-Архангельский собор на Прусской улице. Богослужение в нем продолжалось и во время немецкой оккупации. С 1945 по 1962 год в Великом Новгороде был один действующий храм - Никольский собор , после закрытия которого в 1962 г. службы стали совершаться в церкви св. Филиппа Апостола .

В настоящее время богослужения в Великом Новгороде совершаются в восьми храмах, самый древний из которых - кафедральный Софийский собор , переданный Православной Церкви в 1991 году. В большинстве районов открылись старые храмы, в ряде - построены новые. Началось в новгородской епархии и возрождение монастырской жизни. На ее территории действует 4 монастыря, из которых 2 мужских ( Юрьев и Валдайский Иверский Богородицкий ) и 2 женских: Спасо-Преображенский Варлаамо-Хутынский и ставропигиальный Николо-Вяжищский .

Изменения названия

Новгородская с 992 г.

Великоновгородская и Псковская с 1166 г.

Великоновгородская и Великолуцкая с 26.01. 1589 г.

Новгородская и Санкт-Петербургская с 01.01. 1775 г.

Новгородская и Олонецкая с 16.10. 1799 г.

Новгородская, Санкт-Петербургская, Эстляндская и Выборгская с 19.12. 1800 г.

Новгородская, Санкт-Петербургская, Эстляндская и Финляндская с 04.12. 1803 г.

Новгородская и Олонецкая с 26.03. 1818 г.

Новгородская, Санкт-Петербургская, Эстляндская и Финляндская с 25.06. 1818 г.

Новгородская и Старорусская с 21.11. 1891 г.

Ленинградская и Новгородская с 1943 г. до 1957 г.

Новгородская и Старорусская c 1957 г.

Архиереи

Свт. Иоаким Корсунянин (992-1030)

Ефрем (1030-1035)

Свт. Лука Жидята (1036 - 15 октября 1060)

Стефан (1060-1068)

Феодор (1069-1078)

Герман (1078-1095)

Никита (1096 - 30 января 1108)

Иоанн (I) (1110-1130)

Прп. Нифонт (1130 - 1156)

Свт. Аркадий (1156 - 1163)

Свт. Иоанн I (II) (Илья) (1163 - 7 сентября 1186)

Свт. Григорий (1186 - 24 мая 1193)

Свт. Мартирий (10 декабря 1193 - 24 августа 1199)

Митрофан (1199-1211 и 1219- 3 июля 1223)

Свт. Антоний (1211-1219)

Арсений Чернец (1223-1225 и 1228)

Свт. Антоний (1225-1228)

Спиридон (1229-1249)

Далмат (1250 - 21 октября 1274)

Климент (1274 - 22 мая 1299)

Феоктист (1299-1308)

Давид (5 июня 1309 - 5 февраля 1325)

Свт. Моисей (1325-1331 и 1352-1359)

Свт. Василий Калика (25 августа 1331 - 3 июля 1352)

Алексий (1359 - апрель 1388)

Иоанн II (III) (7 мая 1388 - 20 января 1415)

Симеон (11 августя 1415 - 15 июня 1421)

Феодосий I (1 сентября 1421 - 30 августа 1423)

Евфимий I (Брадатый) (1423 - 1 ноября 1429)

Свт. Евфимий II (Вяжицкий) (13 ноября 1429 - 10 марта 1458)

Свт. Иона (май 1458 - 5 ноября 1470)

Прп. Феофил (1470 - июль 1482)

Сергий (4 сентября 1483 - 27 июня 1484)

Свт. Геннадий (12 декабря 1484 - 26 июня 1504)

Свт. Серапион I (15 января 1506 - май 1509)

1509-1526 - междуархиерейство

Макарий I (4 марта 1526 - 19 марта 1542)

Феодосий II (18 июня 1542 - 21 декабря 1550)

Серапион II (Курцев) (14 июня 1551 - 29 октября 1552)

Пимен (Черный) (20 ноября 1552 - 25 сентября 1571)

Леонид (6 декабря 1571 - 20 октября 1575)

Александр (12 сентября 1576 - 26 июня 1591)

Варлаам (20 февраля 1592 - 15 апреля 1601)

Исидор (6 февраля 1603 - 10 апреля 1619)

Макарий II (22 июля 1619 - 12 сентября 1626)

Киприан (Старорусенников) (20 октября 1626 - 17 декабря 1634)

Свт. Аффоний (8 марта 1635 - 7 января 1649)

Никон (11 марта 1649 - 25 июля 1652)

Макарий III (8 августа 1652 - 14 ноября 1662)

Питирим (6 августа 1664 - 7 июля 1672)

Иоаким (Савелов) (22 декабря 1672 - 26 июля 1674)

Корнилий (6 августа 1674 - 3 марта 1695)

Евфимий III (14 апреля 1695 - 6 декабря 1696)

Иов (6 июня 1697 - 3 февраля 1716)

1716-1721 - междуархиерейство

Феодосий III (Яновский) (31 декабря 1720 - 12 мая 1725)

Феофан (Прокопович) (25 июня 1725 - 8 сентября 1736)

1736-1740 - междуархиерейство

Амвросий (Юшкевич) (29 мая 1740 - 17 мая 1745)

Стефан (Калиновский) (18 августа 1745 - 16 сентября 1753)

1753-1757 - междуархиерейство

Димитрий (Сеченов) (22 октября 1757 - 14 декабря 1767)

1767-1775 - междуархиерейство

1 января 1775 - 16 октября 1799 объединена с Санкт-Петербургской епархией

Гавриил (Петров) (16 октября 1799 - 19 декабря 1800)

19 декабря 1800 - 26 марта 1818 - с С.-Петербургской

Амвросий (Подобедов) (26 марта - 6 апреля 1818)

26 июня 1818 - 1891 - не сливаясь с С.-Петербургской епархией находилась под управлением С.-Петербургских митрополитов

Феогност (Лебедев) (21 ноября 1892 - 13 августа 1900)

Гурий (Охотин) (13 октября 1900 - 17 октября 1910)

Арсений (Стадницкий) (5 ноября 1910 - 11 августа 1933)

Иосиф (Петровых) (1920-1925) - временно управляющий епархией

Алексий (Симанский) (11 августа - 5 октября 1933)

Венедикт (Плотников) (5 октября 1933 - август 1936)

Николай (Ярушевич) (1936-1940) управляющий епархией

1943 - 1956 - объединена с Ленинградской епархией

Сергий (Голубцов) (1959 - 23 октября 1967) (управляющий епархией с 1956)

1967 - 1990 - объединена с Ленинградской епархией

Лев (Церпицкий) (с 20 июля 1990)

Викарные епархии

Боровичская (недейств.)

Валдайская (недейств.)

Кирилловская (недейств.)

Старорусская (недейств.)

Тихвинская (затем викариатство Ленинградское, Санкт-Петербургское. ) (недейств.)

Монастыри

Деревяницкий Воскресенский монастырь

Варлаамо-Хутынский монастырь (мужской)

Леохновский Преображенский монастырь

Новгородский монастырь Антония Римлянина (мужской)

Монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы Арсениев Новгородский (мужской)

Монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы Перынский (женский)

Монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы Аркадиев

Валдайский Иверский монастырь

Монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы Антониев-Дымский (мужской)

Монастырь во имя св. вмч. Георгия Победоносца (Юрьев) (мужской)

Монастырь во имя свт. Николая Чудотворца Верендовский

Монастырь во имя свт. Николая Чудотворца Вяжищский (ставропигиальный) (женский)

Пустынь Отенская

Пустынь в честь Рождества Пресвятой Богородицы Антониева Черноозерская (мужской монастырь)

Учебные заведения

Новгородская духовная семинария

Новгородское духовное училище

Периодические издания

газета " Новгородские епархиальные ведомости "

журнал " София " (интернет-версия http://www.sophia.orthodoxy.ru )

Братства, сестричества, общины

Новгородское церковно-археологическое общество

Литература

Толстой М.В.. Святыни и древности Великого Новгорода.. Москва. 1862. [4],264 с., 5 л. ил..

Тихомиров П.И., прот.. Кафедра новгородских святителей со времени введения христианства в Новгороде (902) до кончины последнего митрополита Новгородского Иова в 1716.. Новгород. 1891 - 1897. 2 т..

Здравомыслов К.Я.. Иерархия Новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени: Краткие биографические очерки.. Новгород. 1897 . [2],255 с..

Использованные материалы

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?rpc3_543

http://www.pages.nov.ru/Russian/History/hist3.html

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.