Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации.
Киевская духовная академия , высшее учебное заведение Украинской Православной Церкви , первая высшая школа в Восточной Европе.
Адрес: Украина , 01015, Киев , ул. Январского восстания 25 (станция метро "Арсенальная"), Киево-Печерская Лавра
Телефоны: (+38044) 255-12-06 - канцелярия, 255-12-18 - заочный сектор
Официальный сайт: http://www.kdais.kiev.ua/
История
Возникает в виде Киевской коллегии (тогда еще в составе Речи Посполитой ) в первой половине XVII в.
Начало основания этого заведения можно отнести к 1615 г., когда при Киево-братском монастыре при поддержке дворянки Галины Гулевичевой - Лозкиной появилась школа, а затем в 1616 г. и всесословное церковное братство. В 1620 г. на средства гетмана Сагайдачного при нём началось строительство Богоявленского храма.
6 февраля 1633 г. Петр (Могила) присутствовал при коронации короля Владислава IV . Испросив себе позволение и в сане митрополита оставаться архимандритом Киево-Печерской Лавры , а также и Никольского монастыря блюстителем, Могила начал ходатайствовать о дозволении преобразовать Киево-братские Богоявленские школы в Православную Академию. Особенно неприятно это было католическому и униатскому духовенству: оно ясно видело, что заведением первоклассного училища готовится неизбежный подрыв всему тому, что воздвигали они столько лет и с такими неприятностями и трудами. Некоторые из значительнейших чинов сейма решительно отвергли просьбу Петра Могилы: но когда Владислав IV по неотступному его ходатайству изъявил твердую свою волю о преобразовании Киево-братского училища, тогда заспорили о переименовании его в академию. Могила уже не счел нужным гнаться за именем, когда самое дело было сделано, и получил желаемую привилегию на образование "коллегии", в которой введено было пространное преподавание философии и богословия.
Заботясь непрестанно о созданной им киевской коллегии, святитель Петр (Могила) дал ей приличное помещение в выстроенном на его иждивение каменном доме, назначил из своего имения и из волостей лаврских несколько деревень на ее содержание и вообще оказывал учащим и учащимся всякого рода вспоможение. Он приготовил своим воспитанникам руководство для упражнения в молитве и благочестивых размышлениях в книге, названной им "Анфологион, или Собрание цветов". Посвящая сию книгу "благонравным студеом (студентам) школ киевских", он писал юношам:
"Часто приходило мне на мысль, что в сем училище не только должны быть преподаваемы высшие науки,но и особенно должно быть посеваемо в сердцах ваших, юноши, благочестие. Посему я перевел некоторые духовные размышления и решился сам в настоящее цветущее весеннее время в виде отдыха от ежедневных трудов и хлопот собрать для вашего цветущего юношеского возраста благоухающие цветы благочестивых размышлений и умилительных молитв на лугах богодухновенных церковных учений и Святого Писания и в знак моего отцовского усердия принести их в дар всему вашему содружеству, т. е. Конгрегации школ киевских".
В 1701 г. грамотой Петра I коллегия получила статус высшего учебного заведения-Академии.
Всю 2-ю половину XVII в. и начало XVIII в., архимандритами Печерской Лавры были питомцы коллегии и бывшие её ректора. В их числе Иннокентий (Гизель) , Варлаам (Ясинский) , Иоасаф (Кроковский) и др. Особенно сильное влияние оказал на судьбу Академии её ректор, сподвижник Петра I - Феофан (Прокопович) .
В числе выпускников - немало выдающихся церковных, политических и общественных деятелей. Среди них свт. Димитрий Ростовский , свт. Иоасаф Белгородский , свт. Феодосий Черниговский , митр. Иоанн (Максимович) свт. Иннокентий Иркутский , прп. Паисий Величковский , философ Григорий Сковорода , историк, поэт, арх. Лазарь (Баранович) , митрополит Стефан (Яворский) - философ и поэт, основатель славяно-греко-латинской академии и, гетманы Юрий Хмельницкий, Пётр Дорошенко, Даниил Апостол, Иван Скоропадский, композитор Артемий Ведель многие другие знаменитости.
С 1721 по 1749 гг. в Печерской лавре насчитывается 76 монахов - академистов. В царствование Екатерины II появились проекты о преобразовании Академии в университет с богословским факультетом. В низшие и средние классы были введены светские дисциплины - история, математика, архитектура, живопись и др., но этого не произошло. Напротив - богословские науки взяли верх и с 1763 г. стали преподаваться нравственное богословие, основное богословие, патрология, церковная история. При Александре I необходимость новой реформы стала очевидной.
До 1817 г. Могилянская Академия давала очень разностороннее светско - религиозное образование, однако в 1819 г. она изменила свой статус и благодаря заботам митр. Киевского Евгения (Болховитинова) , отныне она стала называться Киевской Духовной Академией. Были определены три главных направления образования: богословское, лингвистическое и общеобразовательное.
В 1860 г. основан ежемесячный журнал " Труды Киевской духовной академии ". Кроме этого Академия выпускала переводы западных отцев Церкви в количестве свыше 30 томов. С 1872 в КДА существовал церковно-археологический музей имевший до 32 тыс. предметов, библиотека состоявшая из 90 тыс. томов, 819 рукописей, 760 периодических и 98 церковных изданий.
С 1874 г. ректоры Академии носили епископский сан и считались викариями Киевской епархии. В 1910 г. был утверждён новый устав Академии, согласно которому открылись ещё 5 новых кафедр: 2-я кафедра патрологии, истории славянских церквей и Румынской церкви, церковно-славянского языка, палеографии и истории Русской церкви.
В этом состоянии она просуществовала до 1918 года, когда и была закрыта большевиками как "рассадник мракобесия".
Духовная школа Киева была вновь открыта 13 сентября 1989 года как духовная семинария при протоиерее Петре Влодеке на территории Киево-Печерской Лавры . В июле 1992 года на основе семинарии была воссоздана академия. Ректором, при котором в 1996 году состоялся первый выпуск обновлённой академии, стал профессор-протоиерей Николай Забуга , занимавший этот пост до 2007 года. В настоящее время ректором Киевских духовных школ является епископ Бориспольский Антоний (Паканич) .
В старой академии праздники Богоявления и зачатия Пресвятой Богородицы считались особыми торжествами, а в обновлённой академии покровителем был избран преподобный Нестор Летописец , память которому совершается 9 ноября .
Ректоры
Варлаам (Ясинский) (1669 - ?)
Феофан (Прокопович) (1711 - 1718)
Амвросий (Дубневич) (1731 - 1737)
Сильвестр (Кулябка) (9 августа 1740 - 1745)
Георгий (Конисский) (30 августа 1752 - 1755)
Давид (Нащинский) (3 июля 1758 - 10 февраля 1760)
Кассиан (Ляхницкий) (17 мая 1775 - ?)
Феофилакт (Слонецкий) (1795 - 1803)
Моисей (Богданов-Платонов-Антипов) (1819 - 1824)
Кирилл (Куницкий) (26 ноября 1826 - ?)
Смарагд (Крыжановский) (23 августа 1828 - 27 августа 1830)
Иннокентий (Борисов) (27 августа 1830 - 10 октября 1839)
Иеремия (Соловьев) (6 ноября 1839 - 8 марта 1841)
Димитрий (Муретов) (24 апреля 1841 - 23 декабря 1850)
Антоний (Амфитеатров) (10 января 1851 - 1858)
Израиль (Лукин) (2 мая 1858 - 5 декабря 1859)
Иоанникий (Руднев) (7 декабря 1859 - 6 октября 1860)
Филарет (Филаретов) (6 октября 1860 - 1877)
Сильвестр (Малеванский) (11 апреля 1883 - 5 марта 1898)
Димитрий (Ковальницкий) (1898 - 1902)
Платон (Рождественский) (1902 - ?)
Феодосий (Олтаржевский) (19 декабря 1907 - 13 августа 1910)
Иннокентий (Ястребов) (6 октября 1910 - 1914)
1918 - 1992 - закрыта
Николай Забуга прот. (1992 - 31 мая 2007)
Антоний (Паканич) (с 31 мая 2007)
Использованные материалы
http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?7_1181
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент