Значение ТУЛЬСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ в Православной энциклопедии Древо

ТУЛЬСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Тульская духовная семинария , учебное заведение, готовящее священнослужителей Русской Православной Церкви .

Адрес: г. Тула , ул. Староникитская, 75. Тульская Духовная Семинария.

История

Тульская семинария получила свое начало вслед за учреждением Тульской епархии. В пункте 15 Высочайше утвержденного 16 октября 1799 года доклада Св. Синода от 27 сентября об образовании новых епархий и, между прочим, Тульской, было сказано, что сумма, положенная на (бывшую) Коломенскую семинарию, "переводится ныне же на Тульскую, какая и должна быть учреждена по переводе епархий". Перевод семинарии - то есть прибытие в Тулу бывшего епископа Коломенского со штатом - состоялся в начале февраля 1800 года. Перевезенное семинарское имущество временно было помещено в находящийся под присмотром полиции дом майора Игнатьева на Старой Павшинской улице, и при том "с великою теснотою". Не находя при своем доме готового места для семинарии и консистории и находя для означенных учреждений предложенный тульским губернатором праздный неотстроенный корпус губернаторского дома слишком строгим, Преосвященный Мефодий в том же феврале вошел с ходатайством перед Св. Синодом о разрешении построить для семинарии новый корпус при архиерейском доме. Для возмещения издержек по такой постройке Преосвященный вместе с тем просил разрешения продать загородный Коломенский архиерейский дом (Подлипки) и каменное подворье. Но Св. Синод, в указе от 7-го марта, предложил Преосвященному немедленно, по сношению с гражданским начальством, принять неотстроенный каменный корпус губернаторского дома в свое ведомство и свое попечение к "самонужнейшей отстройке" сего корпуса, помещения в нем по крайней мере семинарии, консистории и которых из штата архиерейского людей". На означенную самонужнейшую отстройку Св. Синод указал употребить остаточную по содержанию семинарии сумму, простиравшуюся до 548 руб. 34 коп. и половину денег, ежегодно ассигнуемых в количестве 3500 руб. для содержания семинарии и с этой целью "приостановить до некоторого времени, которое бы однако же не далее полугода продолжалось", завершение самой семинарии.

Однако отстройка собственного здания семинарии не окончилась к полугоду со времени указа от 7 марта 1800 года, и лишь в следующем 1801 году строители (префект семинарии, протоиерей Иоанн Покровский и соборный священник Уар Ненаромов ) донесли Преосвященному Мефодию, что корпус отстроен в том же марте и в нем уже помещена семинария.

Таким образом, только в марте 1801 года было в полном смысле закончено заведение Тульской семинарии. После этого она непрерывно существует 99 лет.

Революционные события 1917 года явились катастрофой для духовного образования в России. По богословским школам удар был нанесен уже на самом раннем этапе борьбы с Церковью декретом Совнаркома "Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви". "Преподавание религиозных вероучений, - говорилось в этом документе, - во всех государственных, общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается. Церковным и религиозным обществам запрещалось владеть собственностью, поэтому духовные школы, существовавшие на средства Святейшего Синода, практически теряли финансовую основу".

Помещения духовных учебных заведений были конфискованы. Не имея ни правовой, ни финансовой базы, лишившись помещений, Тульская Духовная семинария была закрыта в начале 1918 года.

Все ее здания и сооружения были переданы 17-й Тульской пехотной школе комсостава. Преподаватели бывшей семинарии оказались на улице. Судьба многих из них трагична.

На заседания Священного Синода РПЦ в октябре 2001 г. Тульское духовное училище было преобразовано в семинарию.

Сведения о дореволюционной семинарии

Учебная программа

Учебная программа семинарии со времени ее открытия до 1814 года включала все ступени обучения, начиная с чтения и письма и кончая богословским образованием, то есть обнимала собою то, что позднее стало проходиться в двух учебных заведениях: духовных училищах и семинариях. Самым низшим классом был класс письменный, с полугодичным курсом. В нем происходило обучение русскому и латинскому чистописанию с толкованием правил правописания, а также обучение чтению по книгам гражданской печати. За ним следовал класс информаторский, тоже с полугодичным курсом. Здесь преподавалась русская грамматика и начала латинской - до неправильных глаголов включительно; Священная История Ветхого и Нового Заветов, краткий катехизис, четыре первых арифметических действия, русское и латинское чистописание. Далее, низший грамматический класс с годичным курсом, во время которого преподавались первая часть латинской грамматики и краткий синтаксис, краткий катехизис и первая часть арифметики. Четвертый класс - высший грамматический, или синтаксический, в котором главным предметом преподавания был латинский синтаксис (хотя вместе с ним читался и синтаксис русский); латинская присодия, катехизис митроп. Платона, вторая часть арифметики и математическая география. Курс высшего грамматического класса продолжался год. Пятый класс (с 1802 года) - пиитический с годовым курсом. В пиитическом классе изучалась первая часть риторики (о периодах, тропах, фигурах, хриях и письмах), поэзия латинская и русская, география по ландкартам с историческими пояснениями. Далее следовали классы: риторический, философский и богословский - курсы которых продолжались не менее двух лет для каждого. В риторическом классе изучались риторика и всеобщая история. В философском классе преподавались история философии, логика, метафизика, нравственная философия, физика и история русская и естественная. Богословский класс включал преподавание "Христианской Богословии" митр. Платона на латинском языке (самим Преосвященным Платоном она написана на языке русском); чтение Св. Писания с объяснением трудных мест, правил св. Апостолов и соборных, книги о должностях пресвитеров и кормчей (показания, по толкованию отцов церкви, исполнения ветхозаветных преобразований в Новом Завете), а с 1805 года по преподаванию церковной истории как отдельной науки.

Для учеников первых шести классов, с информаторского до риторического включительно, оказавшихся неспособными продолжать учение, и для новопосвященных причетников существовал при семинарии класс уставный ( или русская школа, в которой, с целью приготовления тех и других к причетнической должности и в наставники сельских народных школ, преподавалось чтение по гражданским и церковным книгам, нотное пение, катехизис, священная история, русское чистописание, первая часть арифметики, церковный устав и зрячая пасхалия). Курс в русской школе не имел определенной продолжительности. Кроме перечисленных классов, носивших название ординарных, при семинарии существовали классы экстраординарные. Сюда относятся: а) класс греческого языка. Этот класс был обязательным для учеников и студентов четырех высших классов; б) класс еврейского языка, преподававшегося студентам философии и богословия; в) класс медицины, предназначавшийся для тех же студентов философии и богословия. Этот класс существовал лишь немного времени в 1808 году; г) класс пасхалический - для студентов богословия. д) наконец, класс новейших языков: французского и немецкого. Оба эти языка изучались учениками и студентами семинарии по желанию.

Учебное дело в семинарии велось, как значится в годовых отчетах, "по образу для училищ в империи Российской узаконенному и духовным училищам усвоенному". Подробности его регламентировались частными предписаниями и указаниями Тульских архипастырей. В 1805 году составлены были Преосв. Амвросием целые конспекты для каждого из учителей семинарии. В этих конспектах сделаны указания как относительно объема тех или других наук и учебных руководств, так и относительно приемов преподавания. Таковые конспекты и приняты были с помянутого 1805 года к постоянному руководству и исполнению.

После реформы 1814 года учебная, как и другие стороны семинарской жизни, получили новую постановку. Из смешанного дотоле учебного заведения выделились две отдельные духовные школы: семинария и низшие (уездное и приходское) училища. Семинария составилась из бывших богословского, философского, риторического и пиитического классов. Из них образованы были три отделения: высшее (богословское), среднее (философское) и низшее (риторическое, или словесное), с двухгодичным курсом каждое. Открытие семинарии по новому уставу последовало 14 октября 1814 года.

Учебный курс для новопреобразованной семинарии составился из следующих наук:

а) в высшем отделении: богословие, с подразделением на изъяснительное, созерцательное и нравственное; археология, чтение Св. Писания; церковная (всеобщая и русская) история и языки: греческий, еврейский, немецкий и французский. Последние три как в сем, так и в других кассах изучались по выбору учеников. Латинский язык не введен в курс семинарского преподавания, как отдельный предмет, в виду того, что он в описываемое время был классическим предметом, на котором велось преподавание большинства главных предметов семинарского учения;

б) в среднем отделении назначено преподавание философских наук (в состав которых входили: посредствующая философия, всеобщая философия, мирословие, духословие и психология, естественное богословие, философия деятельная, философская история), наук физико-математических (основания универсальной арифметики или алгебры, основания геометрии, приложение алгебры к геометрии и плоская тригонометрия; основания дифференциального и интегрального исчислений; основания механики, математическая география, пасхалия, основания умозрительной и опытной физики) и преподавание вышеупомянутых четырех языков;

в) для низшего отделения отведено преподавание словесности, всеобщей краткой российской истории и языков: греческого, немецкого и французского.

Учителя

Что касается учащего персонала, то он в описываемый период комплектовался таким образом. Учителями высших классов - до высшего грамматического включительно - всегда состояли лица, получившие полное семинарское образование, по большей части бывшие вместе и священнослужителями церквей г. Тулы . Некоторые из них закончили свое образование в Московской славяно-греко-латинской Академии . В низшем грамматическом классе допускались к учительству и студенты богословского класса, проходившие вместе с тем свой курс по означенному классу. В информаторском письменном классе обыкновенно учительствовали студенты богословии или философии, а в русскую школу определялись к учительству даже ученики риторического класса.

Учащиеся

В состав учеников семинарии, как значится в годичных отчетных ведомостях, входили дети священно- и церковнослужителей Тульской епархии , а иногда и иноепарихальных. Количество учеников в разное время было различное. Минимум его равнялся 420 человек, а максимум 1900. Самыми многолюдными классами были низшие, а малолюдными - высшие. Ученики последних, по большей части не дожидаясь окончания учения, выходили на священнослужительские места.

Административное управление

Вновь открытая в 1814 г. семинария находилась в полной, почти исключительной зависимости от епархиального начальства. В центральное управление духовного ведомства, Св. Синод, епархиальный Преосвященный ежегодно препровождал сведения о начальствующих, учащих и учащихся семинарии, а также о ходе учебного процесса по каждому предмету. Во главе семинарии обыкновенно стоял, как и теперь, ректор семинарии.

В 1814 году Тульская семинария наряду с другими вышла из епархиального ведомства, высшей административной инстанцией по отношению к ней стала учрежденная при Св. Синоде Комиссия Духовных училищ , которая к 1839 г. была упразднена. С 1867 года наступила новая эпоха в жизни семинарий: с мая того года Высочайше утверждены были новые уставы и штаты духовно-учебных заведений. По получению указа Св. Синода, Преосвященным Тульским Никандром было отдано распоряжение о созвании на 31 августа 1867 года съезда духовенства для избрания из его среды членов семинарского Правления. Ими стали прот. Тульской Спасо-Преображенской церкви Мефодий Троицкий , священник Тульской же Покровской церкви Александр Романов и священник села Хилкова Крапивенского уезда Афанасий Корсунский .

Устав 1867 года просуществовал менее 20 лет, в 1884 году утвержден был новый, согласно которому выборное начало было отменено, значение епархиального Преосвященного увеличено, состав правления уменьшен.

Нравственное воспитание и семинарский быт

Источниками для знакомства с общим ходом и приемами по части нравственно-воспитательной и бытом семинарии служат сведения о соблюдении тех или иных обычаев и сохранившиеся от того времени инструкции.

1. "Предписание, какое должно иметь смотрение за поведением семинаристов на квартирах", составленное Правлением семинарии к декабрю 1801 года и утвержденное Преосвященным Мефодием.

2. "Инструкция семинарскому правлению", составленная в 1803 году Преосвященным Амвросием.

Из благочестивых обычаев, кроме обязательного посещения богослужения, исполнения христианского долга исповеди и св. причастия, необходим еще следующий: воспитывающиеся в семинарии обязаны были заблаговременно, до начала литургии в воскресенье и праздничные дни, собираться в церковь для слушания катехизического учения, преподаваемого одним из наставников семинарии, назначенным на должность катехизатора Преосвященным. Преподавание и служение катихизического учения в таком месте и в такие времена должны были приготовить их к должному молитвенному настроению на предстоящую литургию.

Правление семинарии следило, прежде всего, за тем, чтобы и сами наставники стояли на высоте своего положения. Для этого, гласила инструкция, "ежедневно и в каждый класс присылается с комиссаром подписанный присутствующими Правления белый лист, на котором каждый учитель должен собственноручно расписаться, что он - в классе". Учителя следили и за учебой, и за посещаемостью учеников - "исправностью" их. Если кто-то из семинаристов заболевал, один из учителей отряжался на квартиру для освидетельствования больных. Учителя же должны были иметь журналы с обстоятельными замечаниями поведения и нравами учеников и их отличительных наклонностей.

После учителей следующим органом правления семинарии ( при наблюдении за поведением семинаристов на квартирах при благоустройстве жилья) были некоторые уполномоченные из их же числа. Сеньор и инспекторы, должность которых также определялась в "предписании". Сеньором назначался лучший из студентов богословия, которому и поручался надзор за всеми семинаристами. Ему в помощь избирались несколько студентов богословия и философии - инспекторы и в дополнение - ученики риторики, так, чтобы на каждого приходилось не более 15 квартир. Обходить эти квартиры инспектора должны были не реже трех раз в неделю, и узнавать о поведении каждого семинариста обстоятельно, о чем должны были доносить сеньору. Если же инспектор оказывался потатчиком, он сменялся "с приличествующим ему наказанием".

Квартирный же быт семинаристов определялся так: "Выходить из квартиры или очень рано или поздно, также и приходить в оную поздно не должен никто. А хотя бы кто выходил из квартиры и днем, должен сказаться товарищам, с ним квартирующим, куда и для чего идет. Не на своих квартирах, хотя бы и у своих товарищей, не ночевали бы. Если кто не ночует и одной ночи на квартире или не будет в классе хотя бы один раз, префект должен, если можно, на тот же день, а, по крайней мере, на другой день представить на благоусмотрение Его Преосвященства. С посторонними людьми напрасно время не проводили бы, и как сами к ним без нужны не ходили, так и к себе не принимали. В питейные дома или другие, им подобные, не ходили бы, хотя бы и для покупки другим. Ходить на зрелища как-то: на кулачные бои, на звериную травлю, на конское ристание и другие подобные отнюдь не должны". В видах предупреждения отговорок относительно незнания "Предписания" все пункты его должны были прочитываться в каждом классе каждомесячно. Как характерную бытовую черту того времени следует отметить запрещение некоторым из обучающихся в семинарии стричься. 8 апреля 1812 года, например, все студенты богословия и философии обязаны строжайшею подпискою в семинарском Правлении "на головах у себя волосов в подражание светским людям отнюдь не стричь, под опасением неизбежного строго оштрафования".

После преобразования семинарии в 1814 году нравственная часть была поручена преимущественному заведению инспектора семинарии. Этот инспекторский надзор ввиду его сложности при многочисленности учеников потребовал еще и особой должности - помогающий инспектору. До 1844 года она была бесплатной, а в 1844 - плата по 50 рублей в год каждому. Устав 1867 года внес свои изменения в постановку воспитательной части семинарии, учреждены были правила о поведении учеников, сохранявшиеся за немногими исключениями почти до 1899 года, т.е. до ее столетнего юбилея.

При семинарии с 1870 года существовала больница с постоянным врачом, с 1870 -го велось преподавание гимнастики, на семинарском дворе "устроились гимнастические фигуры для упражнения учеников". В целях эстетического воспитания с 1897 года было введено в семинарии преподавание музыки и живописи.

Помещение семинарии

В первом помещении, приспособленном из неоконченного губернаторского дома на Киевской улице, семинария существовала до 1821 года. Затем ее стали постепенно переводить в новое здание, выстроенное на бывшем владении купца Герасима Сушкина, находящемся меж Воронежскою улицею и Подьяческою слободою. В 1829 году в новом семинарском здании устроено было общежитие для казеннокоштных учеников семинарии. В 1836 году, с целью устройства общежития вообще для всех учеников, Правлением семинарии был куплен у Белгородского купца 3-й гильдии Слатина четырехэтажный каменный дом с четырьмя каменными флигелями Старо-Никитской церкви, однако устройству общежития здесь не удалось осуществиться, и тот дом по Высочайшему соизволению от 22 декабря 1859 года был продан под помещение тульских классов гимназии. А семинария, занимавшая своими пристройками 2 квартала, разместилась в том же сушкинском владении, где имелись и жилые помещения.

Итак, к 1899 году семинария имела:

1. 3-этажный классный кирпичный корпус, выходящий фасадом на Никитскую улицу.

2. Больничный деревянный корпус.

3. Кирпичное здание для образцовой школы с квартирами для законоучителя и учителя.

4. На северный окраине семинарского двора ректорский корпус, кирпичный, в котором также помещались библиотека, канцелярия Правления и архив. По западной окраине семинарского двора расположены были деревянные рубленые амбары и конюшни и кирпичное здание бани. Налево, по пути от классного корпуса к ректорскому, - дощатые помещения погребов для служащих в семинарии лиц, пользующихся казенными квартирами, и большой подвал, приспособленный из старой каменной больницы, для хранения годовых запасов провизии.

Ректоры семинарии

Архимандрит Галактион (Пономарев) - 1801 год.

Архимандрит Киприан (Никитин) - с 1807 по 1814 год.

Архимандрит Моисей (Сахаров) - с 1820 года по 1825 год.

Иеромонах Павел (Моркович) - 1825 год.

Архимандрит Агапит (Вознесенский) - с 1826 по 1829 год.

Архимандрит Стефан (Зелятров) - с 1829 по 1833 гг.

Архимандрит Варлаам (Успенский) - с 1833 по 1834 гг.

Архимандрит Никон (Щеглов) - с 1834 по 1843 гг.

Архимандрит Анастасий (Лавров) - с 1843 по 1850 гг.

Архимандрит Никандр (Покровский) - с 1850 по 1869 гг.

Архимандрит Андрей (Поспелов) - с 1859 по 1868 гг.

Протоиерей Романов Александр Иванович - с 1868 по 1895 гг.

Архимандрит Филарет (Никольский) - с 1895 по 1898 гг.

Архимандрит Феодосий (Феодосьев) - с 1898 г.

Архимандрит Алексий (Симанский) - с 1906 по 1911

Архимандрит Корнилий (Соболев) - ? по 1917

Павлушков Петр Иванович - с 1917 по 1918

Внешние ссылки

http://tula.eparhia.ru/seminar/ - официальная страничка

http://vgv.avo.ru/5/1/PAVLYSH1/1_1.HTM

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.