Значение МОСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ в Православной энциклопедии Древо

МОСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Московская Духовная Академия - первая высшая школа России и крупнейший центр развития православной науки и образования в Русской Православной Церкви .

Адрес: Россия , 141300, Московская обл., г. Сергиев Посад , Лавра, Академия.

Телефоны: (09654) 4-53-45 (регентская школа), (09654) 4-53-46 (приемная директора), (09654) 4-23-48 (иконописная школа)

Официальный сайт: http://www.mpda.ru/

E-mail: mail@mpda.ru

История

Московская Духовная Академия на протяжении своей трехсотлетней истории является крупнейшим центром богословского образования в Русской Православной Церкви. Основана Академия в 1685 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея России Иоакима . Ее возглавили два известных греческих богослова - братья Иоаким и Софроний Лихуды , прибывшие в Москву с рекомендательной грамотой от Восточных Патриархов [1] . Обладавшие энциклопедическими знаниями, доктора Коттонианской Академии в Падуе, проповедники и мыслители, они приложили все свои силы к организации первого на Руси высшего Духовного учебного заведения. Сразу же после их приезда, в 1685 году начались занятия в древнем московском Богоявленском монастыре . В этом же году было начато строительство нового здания для Академии в монастыре Всемилостивого Спаса, известного под названием " Заиконоспасского ", по месту его нахождения "за иконным рядом". Уже на следующий год в этот монастырь перемещаются братья Лихуды со своими учениками.

Славяно-греко-латинская Академия , находившаяся в Заиконоспасском монастыре и первоначально именовавшаяся греческими или Спасскими школами, унаследовала лучшие церковно-богословские традиции Православия. Уже первые ее выпускники внесли значительный вклад в отечественное духовное просвещение своими переводами и самостоятельными богословскими трудами.

Начало XVIII столетия - время петровских реформ - ознаменовало новый этап в жизни Академии: расширилась научно-богословская деятельность, возросло число наставников и учащихся, вводится преподавание латинского языка, увеличилась библиотека. Подъему Духовной школы содействовал выдающийся иерарх того времени митрополит Рязанский Стефан (Яворский) . К числу наиболее значительных событий в жизни Академии относится работа над новым изданием славянского перевода Священного Писания, начатая в 1712 году архимандритом Феофилактом (Лопатинским) , учениками братьев Лихудов - монахом Феологом и Феодором Поликарповым , и законченная в 1751 году иеромонахом Варлаамом (Лящевским) , удостоенным за этот труд должности ректора Академии.

Большого расцвета Московская Духовная Академия достигла при митрополите московском и Коломенском Платоне (Левшине) в последнюю четверть XVIII столетия. При митрополите Платоне закладываются основы русской церковно-исторической науки, в Академии начинается преподавание на русском языке, ограничивается влияние западноевропейской схоластики и латыни. Особое внимание уделяется изучению Церковного Устава (Типикона), вводится ряд новых предметов: церковная и гражданская история, история философии , физика, медицина, придавших академическому курсу полному и многосторонность. С отеческим участием митрополит Платон относился к жизни Московской Академии и навсегда остался в ее благодарной памяти.

К концу XVIII века Славяно-греко-латинская Академия пришла со значительными результатами. Ее выпускники - видные иерархи, клирики, блестящие проповедники и церковные писатели, историки, поэты, переводчики. Среди питомцев Духовной школы - литератор Антиох Кантемир, великий русский ученый-энциклопедист Михаил Ломоносов, математик Лаврентий Магницкий и многие другие выдающиеся деятели российского просвещения.

Ректор Академии, впоследствии митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил (Петров) , вице-президент Российской Академии наук, изданием " Добротолюбия " во многом способствовал подъему духовной жизни в русский монастырях конца XVIII -начала XIX века.

В результате предпринятой в начале XIX века реформой церковного образования раскрылись широкие горизонты. Изменилось и место нахождения Московской Духовной Академии. Решением Святейшего Синода , по ходатайству архиепископа Московского и Коломенского Августина (Виноградского) , Академия была переведена из Москвы, где принадлежавшие ей помещения значительно пострадали во время пожара 1812 года, в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру .

После преобразования Академии по новому учебному уставу ее открытие состоялось в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы - 1 октября 1814 года. Местопребывание Московской Духовной Академии в стенах обители, основанной преподобным Сергием Радонежским , издревле особо почитаемым в Русской Православной Церкви, способствовало духовному углублению и совершенствованию академической науки. Этому также содействовало водительство митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) . С 20-х по 60-е годы XIX века он всемерно способствовал развитию богословской мысли в Академии.

В этот период сложилась школа исследователей русской церковной истории во главе с ректором Академии архимандритом Филаретом (Гумилевским) и профессором протоиереем Александром Васильевичем Горским , благодаря самоотверженным трудам которого уникальные источники отечественной истории и культуры стали доступными во всех четырех Духовных Академиях Русской Православной Церкви, куда были переданы древние рукописи из основных монастырских хранилищ. Годы его ректорства ( 1862 - 1875 ) считаются золотым временем Московской Духовной Академии.

Наряду с историческим направлением в Московской Духовной Академии складывается направление христианской метафизики, онтологии и истории философии, чем Академия по праву заслужила наименование "школы верующего разума. Традиции этой школы были заложены выдающимся философом протоиереем Феодором Голубинским (1818-1854) и получили дальнейшее развитие в трудах профессора В. Д. Кудрявцева-Платонова (1828-1891), профессора А. И. Введенского (1861-1913) и профессора священника Павла Флоренского (1882-1937).

Во второй половине XIX - начале XX века в истории Академии известно много новых имен почти во всех областях богословского знания. Особенно значительные достижения были в области изучения Священного Писания и в развитии церковно-исторической науки. Приобрели широкую известность труды профессора М. Д. Муретова (1851-1917), профессора Г. А. Воскресенского (1849-1918), профессора В. О. Ключевского (1841-1911), профессора А. П. Лебедева (1845-1908), академика Е. Е. Голубинского (1834-1912).

Во всем многообразии научных интересов, методов, поисков отмечается единая традиция, сообщившая удивительную целостность и своеобразие Московской Духовной Академии. Верность этой традиции она хранит и поныне.

Московская Духовная Академия издает Богословский вестник и студенческий православный журнал «Встреча» .

Ректоры

Гедеон (Сломинский) (1758 - 1761)

Амвросий (Яковлев-Орлин) (1794 - 1795)

Евлампий (Введенский) (1795 - 1799)

Свт. Филарет (Амфитеатров) (1816 - 1819)

Кирилл (Богословский-Платонов) (1819 - 1824?)

Ружицкий Константин Иванович (август 1951 - 18 ноября 1964)

Филарет (Денисенко) (22 декабря 1964 - 14 мая 1966)

Филарет (Вахромеев) (14 мая 1966 - 18 апреля 1973)

Владимир (Сабодан) (18 апреля 1973 - 16 июля 1982)

Александр (Тимофеев) (16 июля 1982 - 12 августа 1992)

Филарет (Карагодин) (12 августа 1992 - 17 июля 1995)

Евгений (Решетников) (с 17 июля 1995)

См. также

Московская духовная семинария

Духовные учебные заведения Русской Православной Церкви

Использованные материалы

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?7_1180

http://www.jmp.ru/bib/Titles59.htm

Бовкало, А. А., список Белое духовенство , "К-Р":

http://www.petergen.com/bovkalo/biogr/belduchk.html

[1] (Многие справочные издания указывают год основания Академии - 1687 . Но все сходятся на том, что именно в 1685 году братья Лихуды начали свою деятельность по созданию Академии)

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.