Значение ВАСИЛИЙ (РАТМИРОВ) в Православной энциклопедии Древо

ВАСИЛИЙ (РАТМИРОВ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Василий (Ратмиров) (+ ок. 1970), б. архиепископ Минский и Белорусский .

В миру Василий Михайлович Ратмиров. Год рождения, образование, семейное положение, пострижение в монашество , прохождение служебного и духовного поприща неизвестны.

Хиротонисан во епископа в 1921 году неизвестно на какую кафедру.

В первые же годы появления обновленчества уклонился в обновленческий раскол, где был назначен деловодом и управделами обновленческого Синода . Там же он был возведен в сан митрополита Курского .

Встречается упоминание о некоем обновленческом архиепископе Василии (из дообновленческих ставленников), приезжавшем в конце 1920-х годов к заместителю патриаршего местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) каяться в отпадении от Церкви. Не пожелав сложить с себя обновленческие награды, что являлось одним из непременных условий при принесении покаяния, посетитель уехал ни с чем [1] . Не исключено что это сообщение относится к Василию (Ратмирову).

По частным сведениям бывших обновленческих архиереев, известно, что он в начале 1940-х годов по собственному заявлению снял с себя сан и был оставлен мирянином управделами "первоиерарха" Виталия (Введенского) .

В 1941 году он принес покаяние пред патриаршим местоблюстителем митрополитом Сергием и был принят в общение с Православною Церковью в сане епископа и назначен на Калининскую кафедру , хотя в журнале Московской Патриархии это не было отражено.

Митрополит Мануил (Лемешевский) предполагает что митрополит Сергий не знал о том, что епископ Василий снял с себя сан [2] , а тот утаил этот факт, указав на старую свою хиротонию. Свое личное дело еще будучи в обновленчестве управляющим делами при Виталии (Введенском), он изъял - на это указывают Сергий (Ларин) , отсутсвие сведений о нем в генеральном Каталоге русских православных архиереев 1927 года Л. Д. Аксенова, а также отсутствие данных о нем у составителя Каталога обновленческих архиереев архивариуса Яворского, работавшего по архивным данным обновленческого Синода в 1947 году в Московской Патриархии - Яворский включил всего лишь собственноручную подпись о том, что Василий снял сан по собственному заявлению. При этом под актами Собора русских архиереев 1943 года Василий подписался после архиепископа Рязанского Алексия (Сергеева) , хиротония которого была 20 мая 1935 года, и перед архиепископом Новосибирским, хиротония которого была в 1942 году. Архиереи на соборных актах подписываются по старшинству хиротоний, но в данном случае очевидно имелось в виду принятие епископа Василия в Церковь в 1941 году.

Сотрудничество с советской разведкой во время Второй мировой войны

Очевидно, вскорости возведен в сан архиепископа . Всю войну он поставлял дезинформацию в немецкую разведку [3] . Деятельность его группы внесла значимый вклад в дело победы над фашистской Германией . В абвер (разведка гитлеровской армии) была вброшена информация о том, что в Куйбышеве якобы действует антисоветская группа служителей культа, которая поддерживается руководством Русской Православной Церкви.

"А началась эта операция еще осенью 1941 года, когда калининский епископ Ратмиров в период краткосрочной оккупации города якобы перешел на сторону гитлеровцев. Тогда же с его помощью два молодых офицера НКГБ были внедрены в среду тех местных церковников, которые действительно сотрудничали с оккупантами" - рассказал почетный сотрудник органов госбезопасности, полковник Сергей Хумарьян.

После освобождения Калинина архиепископ переехал в Куйбышев и возглавил здесь религиозное подполье, а чекисты вместе с немцами ушли на запад и с рекомендациями владыки Василия под видом послушников направились в Псково-Печерский монастырь , настоятель которого тоже якобы работал на врага. Через монастырь в Германию поступала дезинформация о перегруппировке войск на фронте. Берлин был очень доволен работой группы и абсолютно уверен в достоверности поставляемой информации. В конечном итоге эта радиоигра сыграла большую роль при подготовке успешных операций Красной Армии в 1943 году. За активное участие в ней архиепископ уже после победы был награжден боевой медалью и именными золотыми часами от верховного главнокомандующего.

"Операция "Послушники" проводилась под прикрытием как бы существовавшего антисоветского религиозного подполья, поддерживаемого Русской Православной Церковью в Москве. По легенде возглавлял это подполье епископ Ратмиров. Он работал под контролем Зои Рыбкиной в Калинине, когда город находился в руках немцев. При содействии епископа Ратмирова и митрополита Московского Сергия нам удалось внедрить двух молодых офицеров НКВД в круг церковников, сотрудничавших с немцами на оккупированной территории..." - из воспоминаний П. Судоплатова, сотрудника НКВД, одного из руководителей "СМЕРШа". [4]

Свидетельство о работе группы в Калинине "18 августа 1941 года группу направили в прифронтовой Калинин. Службу они начали в Покровской церкви, но 14 октября вражеская авиация ее разбомбила, и епископ со своими помощниками перешли в городской собор. Вскоре немцы заняли Калинин. Владыка послал Михася к бургомистру, попросил взять его и помощников на довольствие, магазины в городе опустели. Бургомистр обещал, но тут же епископа вызывали к начальнику гестапо. Через переводчицу, православную немку Линду, владыка объяснил местному фюреру, что он епископ, при советской власти был посажен в тюрьму и отбывал наказание на Севере, в Коми. Начальник гестапо выразил надежду, что русский священник, обиженный комиссарами, окажет содействие немецкому командованию, в частности поможет выявить укрытые продовольственные склады. Епископ уклонился от прямого ответа, объяснив, что его главной заботой является духовная жизнь паствы. Молва о владыке Василии, столь ревностно пекущемся о своих прихожанах, быстро распространилась по всему городу. Жители потянулись к собору. Разведгруппа успешно выполняла свое оперативное задание. Васько и Михась налаживали связи с населением, выявляли пособников оккупантов, собирали материалы о численности и расположении немецких штабов и баз, вели учет прибывающих пополнений. Собранные сведения немедленно передавались в Центр через радистку-шифровальщицу Аню Баженову (Марту). Город был в руках немцев два месяца, а когда фронт стал стремительно приближаться, разведгруппа получила указание Центра уходить из города с немецкой армией. После освобождения города к нашему командованию посыпались заявления о "подозрительном" поведении епископа… Смерш (военная контрразведка) готов был арестовать группу, но Москва приказала взять ее под охрану. В дело вмешался заместитель начальника местного управления Крашенинников, только он знал о спецзадании группы". Результаты работы разведгруппы были убедительны. Разведчики сообщили о выявленных ими более 30 агентов гестапо, поименно и с адресами, а также места тайных складов оружия" - Зоя Воскресенская. "Под псевдонимом Ирина". М., "Современник", 1997, сс. 65-70. [5]

Послевоенная деятельность

Под актами Собора 1943 подписался как архиепископ Калининский и Смоленский.

С сентября 1944 года - архиепископ Минский и Белорусский .

На епархии пребывал до 1947 года. По опубликованной в свое время официальной версии 13 января того года "... ввиду серьезного заболевания уволен на покой согласно прошению..." [6] . Однако, в своем исследовании о Минских архиереях священник Николай Коржич считает что это не так. По его словам

"общеизвестно, что Василий Ратмиров, попросту говоря, бросил епархию и скрылся внеопределенном направлении, на чем и окончилось его "святительское" поприще. А так как еще будучи в обновленчестве управляющим делами при "Первоиерархе" Виталии Введенском, он предусмотрительно "Изъял свое личное дело (архиеп. Сергий Ларин и др.), то обнаружить его не представлялось возможным, даже если бы это кому-либо и понадобилось. По другим данным скрылся 31.07/13.08. 1947 г."

Священник Николай в общем оценивает Василия (Ратмирова) как "типичного обновленца" [7] .

Скончался около 1970 года.

Иван Иванович Михеев вспоминал: "С владыкой Василием мы несколько раз встречались под Москвой, в Кунцево, где у него была дача. В 50-е годы он ушел на покой. Русская Церковь достойно оценила его вклад в дело победы над нацистской Германией, он был возведен в сан архиепископа, получил церковные награды. К сожалению, владыка Василий достаточно рано ушел из жизни, в 60-е годы жизнь его оборвалась. Сказались старые болезни и переживания. К сожалению, сегодня о нем знают очень мало людей. Грустно, что Церковь, ее духовенство и иерархи также забыли о своем предшественнике, который не словом, а делом доказал свой патриотизм и верность Родине в годы войны. Мне же он запомнился как человек исключительного благородства и верности своем долгу" [8]

Награды

право ношения креста на клобуке (апрель 1945 ).

От советской разведки Василий Михайлович получил в знак благодарности золотые часы

Литература

Елевферий (Богоявленский), митр., Неделя в Патриархии , Париж, 1933.

ЖМП 1943, № 1, 13, 15, 17; 1944, № 10, 7; 1945, № 3, 9; 1947, № 1, 15.

ФАОС, № 13 д.

ФИС I, № 35.

Кат-АМ, № 73.

Кат-АВ, № 62, 32.

ФИС III, 2.

Дополн. к Кат-ЕС.

Журнал Засед. Св. Син. , № 1 от 13 января 1947 года.

Struve, 153: "verschwunden".

ММЛ "РПИ", 173

Коржич, Николай, иерей (науч. рук. Федор Кривонос, иерей), Православные архиереи Минской епархии 1793-1917 гг. , Минская духовная академия, 2003 (кандидатское сочинение).

Использованные материалы

http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_1027

http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_927

"Архиепископ Калининский Василий в годы войны героически помогал советской контрразведке", Российская газета / Интерфакс :

http://rusk.ru/svod.php?date=2005-04-30

http://religion.ng.ru/history/2005-05-18/6_poslushniki.html

http://religion.ng.ru/people/2007-03-07/7_miheev.html ; эта же статья по адресу http://jesuschrist.ru/news/2007/3/7/12484

[1] Елевферий (Богоявленский), митр., _Неделя в Патриархии_, Париж, 1933, приводится в Коржич, Николай, иерей (науч. рук. Федор Кривонос, иерей), _Православные архиереи Минской епархии 1793-1917 гг._, Минская духовная академия, 2003 (кандидатское сочинение), цит. по http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_1027

[2] Так как воссоединение в Церковью в священном сане лица, ранее отрекшегося от священного сана, нарушает 62 апостольское правило. См. http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_927

[3] По данным сводки "Архиепископ Калининский Василий в годы войны героически помогал советской контрразведке", _Российская газета / Интерфакс_, http://rusk.ru/svod.php?date=2005-04-30

[4] Операция "Послушники". Советская разведка и Русская Церковь в годы войны - цитата по http://religion.ng.ru/history/2005-05-18/6_poslushniki.html

[5] Операция "Послушники". Советская разведка и Русская Церковь в годы войны - цитата по http://religion.ng.ru/history/2005-05-18/6_poslushniki.html

[6] ММЛ "РПИ", 173, приводится в Коржич, Николай, иерей (науч. рук. Федор Кривонос, иерей), _Православные архиереи Минской епархии 1793-1917 гг._, Минская духовная академия, 2003 (кандидатское сочинение), цит. по http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_1027

[7] Коржич, Николай, иерей (науч. рук. Федор Кривонос, иерей), _Православные архиереи Минской епархии 1793-1917 гг._, Минская духовная академия, 2003 (кандидатское сочинение), цит. по http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_1027

[8] Тайное становится явным. В годы войны разведчик и епископ оказались в одном строю - цитата по http://religion.ng.ru/people/2007-03-07/7_miheev.html

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.