Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Никодим (Казанцев) ( 1803 - 1874 ), епископ б. Енисейский и Красноярский .
В миру Казанцев Никита Иванович, родился 5 сентября 1803 г. в с. Комлеве Знаменском, Рузского уезда, Московской губернии в семье причетника.
Преосвящ. Никодим родился и вырос в простой бедной семье. Вся детская жизнь его протекала в крайней нужде. Родители его были люди робкие, забитые ("униженные и умаленные"), они не могли защитить своего сына от насмешек товарищей. Поэтому он старался никогда не жаловаться им ни на кого. Он горячо любил своих родителей, и эта любовь красной нитью прошла через всю его жизнь. Уже будучи архиереем, он не стеснялся ни своего происхождения, ни своих бедных родителей, но при всякой возможности посещал их в деревне и каждый раз низко кланялся им до земли, несмотря на свой сан.
Вместе с любовью к родителям святитель имел большую любовь ко всем беднякам. Все знавшие святителя отмечали необыкновенную доброту его души, как выдающуюся черту характера преосвященного. Как только он получал деньги, то тут же оделял толпы нищих и бедняков. Деньги у него никогда не задерживались. Даже когда одолжить деньги на дорогу из Енисейского попечительства. За его доброе сердце он был любим бедняками, о чем сам писал: "Сверху меня не любят, а с нижними я всегда хорош. Тут меня любят". Действительно, преосвящ. Никодим умел входить в положение вдов и сирот. Однажды по делу об опеке над имуществом умершего священника он писал консистории резолюцию, рекомендуя не слишком сурово и повелительно обращаться со вдовами и сиротами при случаях опеки над имуществом их.
В 1818 г. поступил в Вифанскую семинарию .
В 1826 г. по окончании семинарии поступил в Московскую духовную академию .
Уже в студенческие годы он записал в своем дневнике: "Я лучше хочу быть милосердным до слабости, нежели правосудным до жестокости! Господи! Кажется, я мыслю хорошо. Утверди убо мысль сию во мне, если она Твоя, но исторгни ее с корнем, если чья-нибудь чужая! Нет! Я верю она Твоя! Хвалится милость на суде".
31 марта 1829 г. пострижен в монашество , 5 июля рукоположен во иеродиакона , а 1 июля 1830 г. - во иеромонаха .
6 августа того же года окончил курс академии со званием магистра.
13 августа 1830 г. назначен инспектором Тульской семинарии и профессором богословия и еврейского языка.
14 апреля 1832 г. перемещен в Новгородскую семинарию инспектором и преподавателем философии.
24 октября 1833 г. возвращен в Тульскую семинарию инспектором.
С 11 февраля 1835 г. - ректор Вятской семинарии и с 19 марта - настоятель Вятского Успенского Трифонова монастыря , 17 апреля возведен в сан архимандрита .
В период ректорства в Вятской семинарии происходило преобразование учебной программы в духовных учебных заведениях. Ректорам семинарий было предложено представить свои проекты преобразования. Проект ректора Вятской семинарии архим. Никодима привлек внимание обер-прокурора Протасова , и он (Никодим) был вызван в Петербург. Ему было поручено составить новый устав, что он и выполнил. Но этот устав не нашел применения в жизни.
С 20 июня 1841 г. - ректор Херсонской семинарии и настоятель Одесского Успенского монастыря .
С 25 июля 1845 г. - ректор Курской семинарии и настоятель Рыльского Николаевского монастыря.
С 3 апреля 1850 г. - ректор Ярославской семинарии и настоятель Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря .
14 февраля 1854 г. хиротонисан во епископа Чебоксарского , викария Казанской епархии.
С 18 сентября 1861 г. - епископ Енисейский .
За время своего служения на Енисейской кафедре он дважды объехал всю эту неизмеримую епархию и знал ее лучше всякого другого места, даже лучше Московской епархии, где родился. Из 175 приходов, кажется, не осталось и 20-ти, где бы он не служил, а побывал во всех.
6 апреля 1870 г. уволен на покой в Перервинский монастырь .
Скончался 11 июня 1874 г., переехав из монастыря в г. Димитров к сестре. Погребен в г. Димитрове, в соборе.
Горячая молитва к Богу была великим утешением для преосвящ. Никодима во всю его жизнь. Вот что писал он уже преклонным старцем (в 1871 г.), обуреваемый недугами, расслаблявшими и тело и дух, о значении для него, в его положении, молитвы: "стану на молитву, помолюсь. Проходит томление духа, возсиявает милосердие Божие: согреваюсь душею и делаюсь способен на всякое дело, мне пристойное".
Преосвящ. Никодим с молодых лет начал ежедневно неопустительно читать Библию по порядку. Он не прекращал чтения ее даже в дороге во время своих многочисленных дальних путешествий. Этим чтением, как писал преосвященный, "я удалял скуку, отгонял уныние и наполнял душу высокими и святыми чувствованиями. Мне, болезненному грешнику, сие нужно, нужно!". Поводом же к такому постоянному чтению Св. Писания послужил виденный однажды святителем, тогда еще воспитанником семинарии, сон.
"Я спал, - описывает преосвящ. Никодим, - ночь была месячная. Вижу: растворяется дверь, входит старец с длинной седой бородой, в белой длинной рубашке, - старец лепообразный. Подойдя ко мне он меня толкнул слегка в бок. Я проснулся. - Ты спишь, сказал он, и беспечен. А какие страшные происшествия на земле! Люди в возбуждении мятутся, пороки умножились до безмерности, вопль их слышится на небесах. Скоро зашумят сильнее; прольются реки крови. Ты много увидишь сам и будешь не зрителем только; но тебе надобно будет действовать и спасать. Ныне война на церковь, и - она будет жестока! А ты спишь и беспечен! - Я ужаснулся от сих речей, смиренно их выслушивая. Потом спросил меня старец: что у тебя за книги на окне? - я ему их пересчитал. - Подай мне Библию, сказал он. Я подал. Старец разогнул книгу и дал мне читать. Прочел с полглавы. Чудные глаголы! Какая выспренняя необъятная премудрость! Мне казалось, что я поднялся над землею и над всем человеческим столько, что мне казалось земля за маленький шар, а люди, как пылинки. Я смеялся над делами человеческими: их заботы, крушения, замыслы, начинания, дела казались меньше детской игры, сущими пустяками... Я был в блаженном утешении... - Старец потребовал от меня Библию обратно. Мне жаль было ее отдать, однако не смел противиться. Я старался заметить лист, на котором написаны прочитанные мною глаголы Божии. Помнится, будто 8-я и 9-я главы Притчей и Екклезиаста. Однако совершенно не припомню. Видение кончилось. - Книги точно лежали на окне передо мною и между ними Библия. Пробуждение было сладкое. Душа трепетала какою-то небесною радостью ... Такое видение впечатлело в душе моей благоговение к Св. Писанию, которое, по милости Божией, и доселе остается со мной".
Большое влияние на жизнь и деятельность еп. Никодима оказал Московский святитель митр. Филарет (Дроздов) . Свои воспоминания о взаимоотношениях с московским святителем и свое отношение к нему еп. Никодим отразил в составленном им труде "О Филарете, митрополите Московском, моя память". Он выражает к московскому святителю свою любовь и благодарность за его участливое внимание к своей судьбе. Даже случаи гнева митр. Филарета на еп. Никодима он объясняет отеческой жалостью его к себе.
Всю свою жизнь преосвящ. Никодим провел, так сказать, сознательно. Ни один шаг его жизни, ни одна его мысль не осталась неосмысленною, необдуманною с разных сторон, неоцененною по достоинству, искренне. Чтобы постоянно следить за собою, он вел записки. Кроме записок богатство его библиотеки составляли до 70 рукописных книг, что характеризовало его как начитанного, усидчивого умственного человека. Всю свою библиотеку преосвященный завещал Красноярскому кафедральному собору.
Труды
О Филарете, митр. Моск. моя память (Чтен. общ. ист. и древн. Рос., 1877).
Письма преосвящ. Никодима, еп. Енисейского и Красноярского к проф. Платонову И. В., Серг. Посад.
Повесть о блаж. Василии Магазейском и о начале Турханского монастыря. Иркутск, 1864.
Подробное жизнеописание (Богослов. вестн., 1910, I, II, III, XI, XII).
Записки Никодима Казанцева, еп. Красноярского с предисл. архим. Григория, 1877, II.
Письма к родственнику, священнику московскому (Чтен. в общ. любит. дух. просвещ., 1882, июнь-июль, с. 159-182 отд. 3).
Рукописное наследие хранится в Государственном архиве Красноярского края (ГАКК, Ф. 561:
(Дневниковые записи и воспоминания, насчитывают 23 тома (Д. 148-171; годы 1829-1873);
Святители Православной Церкви Всероссийской, исчисленные по старшинству посвящения" (Д. 118) (содержит обширные и краткие биографии 94 иерархов по следующим разделам (в классификации епископа Никодима): а) "Управляющие" архиереи - 64 персоналии; б) "Архиереи, уволенные от управления Епархиями" - 7 персоналий; в) "Греческие Архиереи", находящиеся в России и на покое - 2 персоналии; г) "Возводимые в архиерейский сан после моего посвящения" - 21 персоналия. Начало этому труду было положено 20 августа 1854 года в Казани, вскоре после принятия епископского сана. Последние записи Д. 118 датируются 1859 годом, незадолго до перемещения преосвященного Никодима на Енисейскую кафедру); "Российская духовная иерархия. Определение меня на службу в связи с движениями в Российской иерархии" (Д. 119); "О движении в Российской иерархии" (Д. 120);
"О Святейшем Синоде" (включено в Д. 136 и 137); "Мои взгляды на нынешних архиереев" (включено в Д. 137); "О митрополите Московском Филарете" (включено в Д. 63).
"Патриарх Никон" (включено в Д. 63); "Варлаам Денисов - архиепископ Черниговский" (включено в Д. 136).
"О Восточном вопросе" - выписки из газет, журналов и официальных документов о Крымской войне" (Д. 184), где преосвященный Никодим дает характеристику известному церковному ученому и дипломату епископу Порфирию (Успенскому; + 1885).
Переписка, включающая черновики писем Никодима многим архиереям и подлинные их письма енисейскому владыке. Среди последних особенно выделяются письма святителя Иннокентия (Попова-Вениаминова; + 1863), архиепископа Камчатского, Курильского и Алеутского, впоследствии митрополита Московского; Смарагда (Крыжановского; + 1863), архиепископа Рязанского; Илиодора (Чистякова; + 1861), архиепископа Курского и других не менее известных иерархов XIX века. К сожалению, из этой переписки утрачены подлинные письма святителя Филарета Московского и сохранились лишь небольшие фрагменты писем святителя Филарета (Амфитеатрова; + 1857), митрополита Киевского (Д. 9, 10, 21, 39-42, 45, 47, 63, 110).
Проповеди (Д. 68-95; годы 1828-1867). В них можно встретить слова на погребение архиереев, совершенных самим епископом Никодимом (либо в сослужении с другими иерархами), например, Д. 77 "Проповедь, произнесенная при погребении архиепископа Каменец-Подольского Кирилла" (Богословского-Платонова; + 1841).
Официальные документы - черновики рапортов, отношений, представлений и других документов, поданных Никодимом на имя преосвященных архиереев в период ректорства, викариатства, во время пребывания на Енисейской кафедре и на покое). (см.: http://missia.orthodoxy.ru/nikodim.htm )
Литература
Богословский Г., свящ. Краткий историч. очерк Казан. еп. с прилож. биограф. сведений о Казан. архиереях. Казань, 1893, с. 138, 139.
Смирнов С. История Моск. дух. акад., с. 425.
Титлинов Б. В. Духовная школа в России в XIX стол., т. II.
Никифор, иером. Истор. очерк Николо-Перервинского м-ря. М., 1886, с. 56, 57.
Пимен, архим. Биограф. очерк. М., 1881, с. 334.
Савва, архиеп. Хроника моей жизни. Свято-Троицк. Серг. Лавра, 1901, т. III, с. 34, пр. 3; 1902, т. IV, с. 306, пр. 4, с. 570, 819, 821, 823; 1904, т. V, с. 607, 610, 751, 756.
Булгаков, с. 1400, 1401.
Толстой Ю., № 337.
Денисов, с. 434.
Строев П., с. 291, 341, 491, 803, 1019.
Юбилейный сборник, с. 16, 327, 563, 620, 622.
Р. Пр. Нкр., т. I, с. 612.
Енисейск. еп. вед., 1888-1891 (неоконч. биогр. преосвящ. Никодима).
Изв. Казан. еп., 1874, № 13, с. 369-371, 1887, № 5, с. 110, 111.
Странник, 1872, январь, с. 12.
Истор. вестн., 1906, январь, с. 325, 326.
Приб. к Ц. В., 1888, № 50, с. 1421-1425, 1889, № 20, с. 550-554, 611-614, 1538, 1896, № 7, с. 256 (Из письма Павлову).
Рус. архив, 1893, кн. 3-я, с. 44 (М. Д. А. в 1826-1830 гг.), 1903, кн. 1-я, № 2, с. 230-252; № 3, с. 387-424; № 4, с. 593-607; кн. 2-я, № 5, с. 128; № 7, с. 462, 466, 471, 472.
БЭЛ, т. V, с. 434; т. VII, с. 724.
БЭС, т. I, с. 862; т. II, с. 1649.
РБС, т. XI, с. 342.
ЭС, т. XXI (кн. 41), с. 100.
Н. Д., с. 50, 78.
Использованные материалы
http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_3846
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент