Значение ИОАНН ТОБОЛЬСКИЙ в Православной энциклопедии Древо

ИОАНН ТОБОЛЬСКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Иоанн (Максимович) ( 1651 - 1715 ), митрополит Тобольский и всея Сибири , духовный писатель.

Память 10 июня с Собором Сибирских святых .

В миру Максимович Иван Максимович, родился в декабре 1651 г. в г. Нежине , происходил из знатного дворянского рода, от благочестивых и преданных Церкви родителей.

В 1668 г. он закончил Киевскую духовную академию , и как наиболее способный и умный питомец, был оставлен при ней наставником; находился в этом звании около 8 лет (с 1668 по 1676 гг.).

Затем священноархимандрит Киево-Печерской Лавры Иннокентий (Гизель) принял его под свое духовное попечение и приобщил к сонму иноков . Вскоре же архиеп. Черниговский Лазарь (Баранович) посвятил его в сан иеромонаха .

Обладая проповедническим талантом, иеромонах Иоанн был избран на почетную должность лаврского проповедника, а затем полюбившая его братия избрала на ответственную должность эконома Лавры.

В 1677 г. (по другим источникам с 1684 г.) иеромонах Иоанн был назначен управляющим Свенским монастырем близ города Брянска, куда временно, в связи с нападением турок, была переведена братия Печерской Лавры.

После этого почти в течение двадцати лет он проходил настоятельские должности в разных монастырях южной России, всюду приобретая любовь и уважением руководимых им иноков.

Свт. Феодосий Черниговский незадолго до своей кончины, зная строгую подвижническую жизнь и высокое христианское образование иеромонаха Иоанна и желая видеть в нем себе преемника, вызвал его в Чернигов и в 1695 г. назначил управляющим Черниговским Елецким (Успенским) монастырем с возведением его в сан архимандрита .

10 января 1697 г. после кончины епископа Феодосия архим. Иоанн был хиротонисан в Москве патр. Адрианом во епископа Черниговского с возведением в сан архиепископа .

С благоговейным трепетом и смирением вступил преосвящ. Иоанн на архиерейскую кафедру. Строго согласуя свою жизнь с учением и заповедями Христа Спасителя, он и паству свою призывал к покорности и послушанию воле Божией, являя собой достойный пример подражания. Он всегда собирал около себя всех сирых и обездоленных и раздавал нуждавшимся все свое достояние.

Вступив на место отошедшего в небесные обители святителя Феодосия, архиеп. Иоанн находился с ним в духовной связи и близости. Святитель Феодосий всегда изливал свою любовь и благоволение на своего преемника. Известно чудесное исцеление архиеп. Иоанна от тяжкой болезни молитвами святителя Феодосия. Когда тяжкий недуг грозил надолго лишить архиеп. Иоанна общения с паствою, он от великой скорби обратился к молитве за помощью к своему предшественнику святителю Феодосию. И святитель внял его зову. Явившись во сне преосвящ. Иоанну, он возвестил ему милость Господа, дарующего ему исцеление. Уже на следующее утро после явления свят. Феодосия Иоанн, к удивлению всех окружающих его, встал с одра болезни и смог служить божественную литургию.

Будучи сам замечательным по своему времени богословом и писателем, архиеп. Иоанн заботился о распространении духовного просвещения во всей своей епархии. Под его руководством в городе Чернигове был основан коллегиум (будущая духовная семинария ), по образцу которого впоследствии стали открываться по всем епархиям духовные семинарии.

Тогда же Святитель открыл типографию, в которой он и его преемники издали много сочинений духовно-нравственного содержания.

Известна связь святителя Иоанна со Святой Горой Афон . Он принимал особенно горячее участие в судьбе русских насельников Святой Горы, оказывая им существенную материальную помощь в те тяжелые годы. Сохранилась его архиерейская грамота в Русском Пантелеимоновом монастыре, свидетельствующая об его отношении к святогорцам.

Святитель был оклеветан и едва не пострадал во время открытия в 1708 году измены Мазепы Петру I . Мазепа, злясь на тех, кто не поступал по его надеждам и желая возбудить ропот против Петра, если бы он наказал невинных, обвиняемых ложно - послал казака менской сотни Пархоменка объявить, что он послан Мазепой с письмами к архиепископу Максимовичу, к глуховскому сотнику Туранскому, к князю Четвертинскому и к глуховскому атаману Карпеке, и что письмо к архиепископу передано через служителя его, а прочим лично. Казак, пойманный, объявил то же самое, даже в присутствии обвиняемых лиц, но Петр допытался правды, и невинность была подтверждена.

В начале 1711 г. с целью просвещения народов Сибири архиеп. Иоанн в Москве был возведен в сан митрополита Тобольского и всея Сибири . Он с покорностью покинул родной край, где прожил 58 лет и отправился для служения в город Тобольск , куда прибыл 14 августа 1712 г.

Здесь он вложил много труда, жертвовал свои личные средства, чтобы улучшить обучение будущих церковно-служителей в славяно-латинской школе.

В 1714 г. в Чернигове была издан основной труд свт. Иоанна "Илиотропион, или сообразование человеческой воли с божественной волей" , являющийся переводом с латинского сочинения немецкого католического монаха Иеремии Дрекселя .

В период своего служения в г. Тобольске митр. Иоанн вел тихую и скромную жизнь, подвизаясь в пламенной молитве к Богу, тайно обходил дома нуждавшихся, творя благостыню.

Перед своей кончиной 10 июля он отслужил последнюю божественную литургию, устроил в своих покоях трапезу для духовенства и бедных жителей, причем сам прислуживал им за столом.

11 июля 1715 г. митр. Иоанн скончался, находясь в молитвенном положении на коленях перед иконой Божией Матери.

Погребение его происходило не сразу, а через продолжительное время, но, несмотря на знойное лето, тело его оставалось нетленным.

Первоначально мощи святителя находились в Успенском соборе , в приделе Антония и Феодосия Киево-Печерских. Через двадцать шесть лет, после перестроек, могила его оказалась под открытым небом, что очень беспокоило почитателей его памяти, да и сам владыка Иоанн выказывал недовольство, являясь Тобольским архиереям. Тогда над его могилой был сооружен придельный храм во имя ангела святителя — Иоанна Златоуста.

В 1826 году архиепископ Тобольский Евгений (Казанцев) писал: «Митрополиту Иоанну (Максимовичу) здесь такая велика вера, что многие носятся чудеса, и что даже самый сей придел построен в честь его будто бы исцелившимся от него». Этим же письмом архиепископ Евгений просил разрешения перенести гроб святителя «в виду плохого состояния придела». Спустившись с духовенством в склеп, архиепископ обнаружил останки святителя покоившимися в совершенно целом гробу; клобук и мантия также оказались нетронутыми временем.

Со дня успения святителя чудеса, истекавшие от его святых мощей, не прекращали радовать всех с верой притекавших, и до настоящего времени не прекращаются. Соборным тобольским духовенством записано много случаев благодатной помощи святителя Иоанна. Это побудило произвести освидетельствование его останков.

21 января 1916 г. во блаженной памяти почивший митр. Тобольский и всея Сибири Иоанн был причтен к лику святых, и его мощи были оставлены в гробнице для поклонения.

Тропарь Иоанну, митр. Тобольскому

Наставниче благочестия, / сиротствующих питателю, / скорбящих утешителю, недугующих врачу безмездный, / душею страждущих скорый помощниче, / теплый молитвенниче о всех ко Господу, / святителю отче Иоанне, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Труды

Нравоучительное зерцало. Чернигов, 1703 и 1707.

Алфавит святых (стихотворение). Чернигов, 1705.

Богородице Дево. Ижига наречена от Троицы Пресватыя пред веки сложена Иоанном Максимовичем, архиеп. Черниговским. Чернигов, 1707.

Толкование на 50 псалом.

Феатрон или позор нравоучительный с изложением обязанностей начальников. Чернигов, 1708.

Размышление о молитве "Отче наш" (стихи). Чернигов, 1709.

Осьм Евангельских блаженств (стихи). Чернигов, 1709.

Царский путь креста Господня, возводящий в живот вечный: Пер. с лат. Чернигов, 1709; 2-е изд. М., 1880. CVIII,273 с.; В русском переводе. 5-е изд. Св. Троицкая Сергиева Лавра, 1904.

Богомыслие, "в пользу правоверных, трудолюбием Иоанна, архиеп. Черниговского". Чернигов, 1710.

Илиотропион, или сообразование человеческой воли с божественной волей. / Пер. с лат. соч. Дрекселлия. Чернигов, 1714; Переложено с церковно-славянского на русский И. Максимовичем. Киев, 1908.

Духовные мысли и рассуждения о спасительном пути, и о великодушном ношении креста и о том, что за терпеливое и неропотное ношение оного человек себе получает от Бога. М., 1782, 1847.

Божественный Промысел. Сергиев Посад, 1916.

Литература

Поселянин Е. Рус. церковь и рус. подв. XVIII в. СПб, 1905, ч. II, с. 166-181.

Сулоцкий Жизнь Иоанна Максимовича.

Восторгов, прот. Тобольские торжества. М., 1916.

Новоявленный угодник Божий Святитель Иоанн (Максимович), митр. Тобольский и всея Сибири (1715-1915 гг.). Пг., 1916.

Попов М.С., свящ. Св. Дим. Ростовский и его труды. СПб, 1910, с. 17, 110, 113, 114.

Ефимов А., свящ. Чернигов. Елецкий м-рь. Чернигов, 1903, с. 75, 76, 99, 100, 102, 103, 106, 107.

Добровольский П. Черниговский Елецк. Успенский м-рь. Чернигов, с. 56, 58, 59.

Скворцов Г.А. Патриарх Адриан, его жизнь и труды. Казань, 1913, с. 165, 166.

Филарет Ист.-стат. описание Черниговской епархии, с. 52-62.

Благовещенский И., прот. Архим. Евгений Казанцев (биограф. очерк). М., 1875, ч. 1, с. 80, 81; ч. III, с. 3.

Пекарский Наука и литература при Петре Великом, ч. II, с. 115, 118.

Гатцук Календарь на 1883 г., с. 131.

Филарет Обзор рус. дух. лит., с. 211-213.

Шляпкин Св. Димитрий Ростовский, с. 283 и др.

Денисов, с. 633, 904.

Строев П., с. 318, 510, 514, 907.

Булгаков, с. 1415, 1417.

Н. Д., с. 25, 54.

Летопись Е. А., с. 688.

Холмский народный календарь, 1917, с. 98-104.

Тобольск. губ. вед., 1857, № 20.

Тобольск. еп. вед. , 1888, № 18-20.

Чернигов. еп. вед., 1892, № 12 и 17.

Странник, 1864, январь, с. 5-37.

Прав. собес., 1909, январь, с. 82-83, 1911, март, с. 82, 1913, февраль, с. 122, 1915, март, с. 205; июль-август, с. 401.

Рус. палом., 1915, № 23, с. 363-364; № 26, с. 412-414; № 28, с. 446-447, 1916, № 25, с. 370-372; № 30, с. 422-425; 430-432; № 31, с. 436-437, 440-442; № 33, с. 466-468; № 37, с. 515.

Церков. вестн., 1891, № 33, с. 517.

Истор. вестн., 1894, сентябрь, с. 861, 1908, октябрь, с. 238.

Рус. старина, 1886, март, с. 589-592.

Душеп. чтение, 1916, № 2, с. 13-28; 56-60; № 4, с. 49-54.

Новый мир, 1938, № 10, с. 206.

Журнал минист. народного просвещ., 1850, № 10.

Рус. архив, 1903, кн. 1-я, № 3, с. 422-423.

Ж. П. Б., т. VI, с. 65, 67, 68; т. доп. II, с. 573; т. IX, с. 550, 552.

Ж. М. П., 1948, № 3, с. 30-33.

БЭЛ, т. VII, с. 137-138.

БЭС, т. I, с. 1102.

РБС, т. VIII, с. 279.

ЭС, т. XIII-а, с. 674.

Библиографический указатель русских духовных писателей из монашествующих за 18-й, 19-й века и половину 20-го столетия. / Составил В. Волков: Загорск, 1961. Ч. 1.

Использованные материалы

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_2850

http://days.pravoslavie.ru/Life/life6628.htm

http://days.pravoslavie.ru/Life/life1275.htm

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.