Значение БЕССАРАБСКАЯ МИТРОПОЛИЯ в Православной энциклопедии Древо

БЕССАРАБСКАЯ МИТРОПОЛИЯ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Бессарабская митрополия Румынской Православной Церкви .

История

Основана Румынской Православной Церковью как архиепископия на территории Бессарабии (ныне Республика Молдавия ) после того как 9 апреля 1918 года собравшийся в Кишиневе Совет страны («Сфатул цэрий») принял решение о присоединении Бессарабии к Румынии . До этого с 1812 года Бессарабия входила в Российскую империю и на её территории действовала Кишиневская епархия Русской Православной Церкви . В мае 1918 года архиепископ Кишиневский Анастасий (Грибановский) покинул Бессарабию, отказавшись подчиниться румынским властям, предлогавшим ему войти в подчинение Румынской Церкви. Его викарии, также не согласившиеся изменить Русской Церкви, были насильно высланы из епархии, а 14 июня 1918 года Священный Синод в Бухаресте назначил "заместителем местоблюстителя архиепископа" на Кишиневскую кафедру епископа Хушского Никодима (Мунтяну) [1] .

Епископ Никодим принял ряд мер по слиянию Церкви в Бессарабии с Румынской: реорганизовал епархиальный центр, ввел румынский язык в богослужебную практику многих приходских церквей. В Кишиневскую духовную семинарию были назначены румынские преподаватели во главе с архимандритом Виссарионом (Пую) , преподавание стали вести на румынском языке. В некоторых монастырях настоятели из русских и украинцев были заменены румынами. При следующем архиерее, Гурие (Гросу) , в 1928 году епархия была возведена в ранг митрополии с кафедрой в Кишиневе . Активное, порой насильственное обрумынивание населения и церковной жизни, а также решение Румынской Церкви перейти на новоюлианский календарь , зачастую встречалось с противодействием.

Распространение власти Румынского Патриархата на Бессарабию не было согласовано с Русской Церковью и вызвало протест святого патриарха Всероссийского Тихона . Во время краткосрочного вхождения Бессарабии в СССР в 1940 - 1941 годах Московский Патриархат возобновил управление ею: в декабре 1940 года епископ Тульский Алексий (Сергеев) был назначен временно урпавляющим Кишиневской епархией , а в мае 1941 года - ее правящим архиереем. Из-за занятия Бессарабии румынскими войсками в 1941 году он был эвакуирован в Россию. В период с 1941 по 1944 год румынские войска оккупировали Бессарабию, а также Приднестровье и Одесскую область, на которые распространили и Церковную власть Бессарабской митрополии Румынской Церкви. В 1944 году эти территории были вновь заняты советскими войсками и деятельность Кишиневской епархии Московского Патриархата возобновилась. В мае 1945 года в Бухаресте и в 1946 году в Москве патриархи Румынский Никодим и Московский и всея Руси Алексий I подтвердили каноническую обоснованность восстановления над Кишиневской епархией юрисдикции Русской Православной Церкви.

После обретения Молдавией независимости в 1991 году встал вопрос о возможном присоединении к Румынии . После того как 8 сентября 1992 года съезд духовенства Кишиневской митрополии Московского Патриархата почти единодушно решил остаться в подчинении Русской Церкви, 14 сентября группа недовольных иереев провела отдельную «епархиальную ассамблею», заявила о воссоздании отдельной «Бессарабской митрополии» и о переходе в Румынскую Церковь. Во главе их стали викарный епископ Бельцкий Петр (Пэдурару) и протоиерей Петр Бубуруз , которые были 20 октября запрещены в священнослужении Синодом Русской Православной Церкви , а 19 декабря 1992 года без отпускных грамот приняты в Румынскую Церковь, которая объявила деятельность Бессарабской митрополии возобновленной. С тех пор в стране параллельно действуют две православных юрисдикции, однако Русская Церковь, объявив действия Румынской неканоническими, не прервала с ней общения.

Противостояние Православной Церкви Молдавии Московского Патриархата, верность которой сохранили подавляющее большинство приходов и монастырей страны, на некоторое время отсрочило официальное признание Бессарабской митрополии. Но в результате вердикта Европейского суда по правам человека, специальной рекомендации Парламентской ассамблеи Совета Европы и заявлений Госдепартамента США 30 июля 2002 года правительство Республики Молдавия придало Бессарабской митрополии официальный статус и признало её правопреемницей митрополии действовавшей до 1944 года.

Трения между Русской и Румынской Церквями усугубились в связи с обнаружившейся тенденцией открывать приходы Бессарабской митрополии за пределами Молдовы, в частности, в России , где в конце января 2005 года было создано Московское благочиние по указу "митрополита" Петра (Пэдурару). Хотя Румынский патриарх Феоктист запретил такую деятельность, по некоторым сообщениям она не остановилась. В 2000-х годах Молдове действия Бессарабской митрополии в включали попытки переманивать духовенство их Церкви Молдовы посредством высоких зарплат. Объявление Румынской Церкви о возобновлении активности трех составных епархий Бессарабской митрополии 24 октября 2007 года привело к новому обострению отношений между Церквами, которые остались невыясненными после встречи делегаций в Троянском монастыре в Болгарии 22 ноября 2007 года.

Архиереи

Никодим (Мунтяну) 14.VI. 1918 -31.XII. 1919 назначен как "заместитель местоблюстителя архиепископа" Кишеневского

Гурий (Гросу) 1.I. 1920 -14.XI. 1943 выбран архиепископом Бессарабским 21.II. 1920 , интронизирован 16.V. 1920 , митрополит с 28.IV. 1928 , на покое с 11.XI. 1936

Никодим (Мунтяну) XI. 1936 —VI. 1937 местоблюститель

Косма (Петрович) VI. 1937 —II. 1938 местоблюститель

Ефрем (Енэкеску) III. 1938 — 1944 местоблюститель

Ефрем (Енэкеску) 12.I. 1944 -лето 1944 (+ 5.XII. 1968 )

Петр (Пэдурару) с 19.XII. 1992 местоблюститель до 1995 , затем - митрополит

Состав

Епархии

Белгородско-Измаильская (или Южно-Бессарабская)

Хотинская (или Бельцкая)

Дубоссарская и всего Приднестровья

Использованные материалы

Ципин, Владислав, прот., История Русской Православной Церкви. Синодальный и новейший периоды (1700-2005) , 2-е изд., Москва, Изд-во Сретенского монастыря, 2006, 719-721.

"Конфликт цивилизаций в Молдавской Церкви", 19.XI.2007:

http://www.pravoslavie.ru/analit/071119194104

http://sedmitza.ru/index.html?sid=134&did=1558&p_comment=history

http://sedmitza.ru/index.html?sid=158&did=48543&call_action=...pic)

[1] У Ципина ошибочно указан Никодим (Никулеску) . Ципин, 719.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.