Значение НИКОДИМ (КОНОНОВ) в Православной энциклопедии Древо

Что такое НИКОДИМ (КОНОНОВ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Никодим (Кононов) ( 1871 - 1919 ), епископ Белгородский , священномученик .

Память 28 декабря , в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых

В миру Александр Михайлович Кононов, родился 18 июня 1871 года в Архангельской губернии в семье священника Михаила Семеновича Кононова, настоятеля Тельвисочного прихода Мезенского уезда Архангельской губ. Род Кононовых прослеживается до XVII века, и в нем было много замечательных священников - северных миссионеров.

Окончил Архангельскую духовную семинарию . В 1892 году поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию .

10 февраля 1896 года он был пострижен в монашество с именем Никодим, 24 февраля - рукоположен в сан иеродиакона , 21 апреля - в сан иеромонаха .

В 1896 году окончил академию со степенью кандидата богословия и был назначен смотрителем Александро-Невского духовного училища в Санкт-Петербурге, а также смотрителем Санкт-Петербургских Педагогических курсов для учителей второклассных церковно-приходских школ. Кроме того, иеромонах Никодим состоял председателем Комиссии по постройке дома для учителей Александро-Невского духовного училища с 18.04.1898 г. по 18.03.1900 г.

30 августа 1904 был возведен в сан архимандрита "за примерное отправление обязанностей по должности Смотрителя духовного училища по представлению Его Преосвященства от 20 августа 1901г. определением Св.Синода от 28 августа 1901г".

В 1904 году был назначен ректором Калужской духовной семинарии .

С 21 сентября 1908 г. по 14 января 1909 г. состоял в особом совещании начальников средних мужских и женских учебных заведений г. Калуги под председательством Калужского губернатора, по выработке правил внешкольного надзора.

Получил благодарность от Калужского епископа за _«неусыпные труды, понесенные в последнее особенно время по воздействию на взволнованные умы воспитанников, благодаря чему они прекратили брожение и покинули мысль, - если не навсегда, то на продолжительное время, - не подчиняться законным распоряжениям начальства».

В 1909 году перемещен на должность ректора Олонецкой семинарии .

с 1 июня 1909 г. состоял председателем заседаний Олонецкого Миссионерского Совета и Совета Александро-Свирского Братства.

Указом Св.Синода от 13 октября 1909 г., вследствие представления Его Преосвященства, назначен редактором неофициального отдела " Олонецких Епархиальных Ведомостей "

Ему была выражена признательность Святейшего Синода за составление акафиста святому Иоанну Златоусту . Этот акафист был напечатан Синодом для церковного употребления. Акафист святителю Иоанну Златоусту был написан иеромонахом Никодимом, когда он был еще студентом Санкт-Петербургской духовной академии. Однако в то время цензор отклонил акафист примерно в таких выражениях: «Акафист гению должен писать гений, а не какой-то безвестный иеромонах».

9 января 1911 г. хиротонисан во епископа Рыльского , викария Курской епархии [1] . Хиротония состоялась в Санкт-Петербурге. Чин хиротонии совершали: митрополит Московский Владимир (Богоявленский) , митрополит Киевский Флавиан (Городецкий) и другие.

С 15 ноября 1913 г. - епископ Белгородский , викарий той же епархии.

Всё время своей архипастырской деятельности владыка был церковным песнотворцем, он составил акафисты преподобным Никодиму Кожеезерскому , Трифону Печенегскому и Иову Ущельскому , Соловецкому чудотворцу.

Духовный писатель, церковный историк, владыка Никодим был автором книг о подвижниках Архангельской и Олонецкой земли, а также являлся одним из главных составителей многотомного труда «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18-19 столетий». В 1910 была опубликована его книга «Старец отец Наум Соловецкий , подвижник-карел». Кроме этого, им были написаны несколько сборников жизнеописаний святых угодников Божиих Санкт-Петербургской и Вологодской епархий, а также подвижников Соловецкого монастыря . Занимался он и историей старчества .

Много потрудился владыка в связи с открытием святых мощей святителя Иоасафа Белгородского . В годы служения в Курской епархии им были составлены две молитвы святителю Иоасафу, а также большой труд «Житие, прославление и чудеса святителя Иоасафа». Под руководством епископа Никодима и при его непосредственном участии были изданы три тома консисторских дел, связанных с деятельностью святителя Иоасафа, в Свято-Троицком мужском монастыре воссозданы его покои, создан уникальный музей святителя Иоасафа, обладавший обширным фондом документов.

В 1917 удостоен степени магистра богословия.

8 января 1919 года был арестован комиссаром Саенко прямо в алтаре Троицкого собора за проповеди против грабежа и насилия.

По просьбе верующих, требовавших отпустить владыку, местные чекисты «освободили» его на один день, а просивших за него арестовали. Одну из групп верующих, протестовавших против ареста епископа, возглавила жена священника, начальница 2-й женской гимназии Мария Дмитриевна Кияновская , которая была сразу же арестована как «руководительница контрреволюционной демонстрации» и расстреляна. На следующие сутки епископ был повторно арестован.

10 января 1919 года был тайно расстрелян и похоронен в общей могиле за городом [2] .

После взятия Белгорода Добровольческой Белой армией (через полгода после расстрела епископа), могила священномученика Никодима была вскрыта. Медицинский осмотр останков установил, что кроме наличия не смертельной огнестрельной раны в груди святителя, имеется пролом черепа от удара тяжелым тупым предметом, огромный кровоподтек в верхней части головы и пролом гортанных хрящей от душения руками.

Святым останкам владыки Никодима были возданы должные почести, их погребли в Свято-Троицком мужском монастыре и близ раки святителя Иоасафа Белгородского.

Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 13-16 августа 2000 г. епископ Белгородский Никодим (Кононов) был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских.

Тропарь, глас 4:

Православия и благочестия ревнителю,/ священномучениче Никодиме,/ святителя Иоасафа велегласный прославителю,/ душу свою за овцы стада Христова положивый,/ моли о нас всемилостиваго Бога,/ да верою, надеждою и любовию утвердит отечество наше в Православии/ и душам нашим дарует велию милость.

Кондак, глас 8:

Избранный светильниче земли Белоградския,/ страдания и кончину Христа ради восприявый,/ темже обретый благодать несокрушимую,/ помогай нам твоим предстательством во утверждении Православия,/ да с верою зовем ти:/ Радуйся, священномучениче Никодиме,/ архипастырю и молитвенниче усердный!

Труды

"Преп. Иов, Ущельский чудотворец и судьба основанной им обители". СПБ, 1900.

"Преп. Никодим, пустынножитель Хозьюгский". СПБ, 1900.

"Верное и краткое исчисление преподобных отцев Соловецких; в посте и Добродетельных подвигах просиявших и исторические сведения о церковном их почитании". Агиологические очерки. СПБ, 1900.

"Соловецкие подвижники благочестия XVIII-XIX вв.". СПБ, 1900.

"Древнейшие Архангельские святые и исторические сведения о церковном их почитании". СПБ, 1901.

"Русские святые и подвижники благочестия подвизавшиеся и чтимые в пределах СПБ епархии XIV-XVII вв.". СПБ, 1901.

"Преп. Трифон Печенегский чудотворец и его ученики". СПБ, 1901.

"Указатель к циркулярам по Духовн. Учебн. Ведом.". СПБ, 1902.

"Преп. Александр Свидерский и его ученики подвижники". Исторические сведения о церковном их почитании. Петрозаводск, 1904.

"Отношение к семье и детям преподобного Серафима и старца Амвросия". "Русск. Паломн." 1905, № 51, с. 808-811, "Русск. Паломн." 1905, № 52, с. 832-834.

"Старец о. Наум Соловецкий - подвижник карел". Биографический очерк. Петрозаводск, 1910.

"Жизнеописание отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков". "Изв. Каз. Еп." 1911, № 4, с. 125.

Речь при наречении его во епископа Рыльского. "Приб. к "ЦВ" 1911, № 3, с. 97.

"Иоасаф Свят. и чудотворец епископ Белгородский". Его жизнь, прославление и чудеса (с рисунками). Курск, 1914.

"Преп. Антоний, Сийский чудотворец".

"Архангельский Патерик". СПБ, 1901.

Zitie, proslavienie i cudesa Svjatitelja Iosafa.

Награды

1898 - набедренник , "за предоставление слушателям и слушательницам курсов 1897 и 1898 года всевозможных удобств".

1899 - наперсный крест

1901 - Библия от Святейшего Синода «в поощрение любви его к детям, являемой делом и истиною».

1901 - орден св.Владимира 4 степени

1904 - наперсный крест, "за встречу Государя-наследника на осенних маневрах 1903г. в с.Феофилова-Пустынь".

1904 - орден св.Анны 2-й степени, "за отлично-усердную службу".

1906 - орден св.Владимира

1910 - орден св.Владимира 1 степени

1914 - орден св.Анны 1 степени

Литература

"Церк. Вед." 1910, № 51-52, с. 470, 1913, № 48, с. 527.

"Приб. к "ЦВ" 1911, № 3, с. 126.

"Прав. Собес." 1897, июнь, с. 244.

"Прав. Паломн." 1911, № 40, с. 636.

"Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год", с. 122-123.

Булгаков, с. 1404.

БЭС т. II, стб. 1649.

НЭС т. XXVIII, с. 533.

M. Pol'skij, Novye muceniki I, 72, 179; II, 299-305.

Regel'son 524, 526.

Использованные материалы

http://www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?page=descr&id=497

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_794

http://sr.isa.ru/~bin/calen.exe/?10+01+kuz1.pstbi.ccas.ru+80

[1] В БЭС т. II, стб. 1642 ошибочно указан год хиротонии 1910-й. См. "Приб. к "ЦВ" 1911, № 3, с. 126

[2] По ortho-rus.ru, "скончался трагически 3 сентября 1921 г. в Белгороде".

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.