Значение слова ПЛАТОНОВ в Литературной энциклопедии

Что такое ПЛАТОНОВ

1.[/b] [trn][m2]Алексей (псевдоним Петра Алексеевича Романова) [1900—] — современный беллетрист. Р. в семье пастуха. С тринадцати лет — кочегар, матрос, штурвальный на волжских пароходах нефтеналивного флота. Доброволец Красной армии, был комиссаром отряда. Член ВКП(б) с 1918. Печатать стихи и рассказы начал с 1922. Состоял в группе «Молодая гвардия», затем в «Перевале», РОПКП. В первом рассказе П. «Пороховые погреба» революционная необходимость противопоставляется личным — частным — устремлениям, но идея победоносности пролетарской революции не получает должного звучания. В повести «Макар, карающая рука» П. романтизирует своих персонажей, утрирует их странности, излишне углубляется в психологию. В книге «Сплав» П. показал ударную работу, преодолевающую неорганизованность, расхлябанность. Стиль его в целом неровен, есть надуманные сравнения, метафоры. Ряд образов П.. повторяет из рассказа в рассказ, подвергая их лишь незначительным изменениям. Библиография: I. Броневые отряды, Сб., «Перевал», № 2, М., 1924; Макар, карающая рука, Повести и рассказы, изд. «Федерация», М., 1930; Сплав, Очерки и рассказы, ГИХЛ, М., 1932. II. Гроссман Б., «Новый мир», 1931, I (отзыв о сб. «Макар, карающая рука»); Финн К., Книга, написанная двумя, «Литературная газета», 1932, № 58; Николаева Т., «Красная новь», 1933, I; Матвеев Н., «Новый мир», 1933, III (отзывы о «Сплаве»). 2.[/b] [trn][m2]Андрей Платонович [1896—] — современный писатель. Сын слесаря ж.-д. мастерских, рабочий-изобретатель. Писать начал с 1918, по преимуществу стихи. Выступил в 1927 со сборником рассказов и повестей «Епифанские шлюзы». Излюбленный образ творчества П. — человек, пришедший «на опушку города прямо из природы», талантливый самоучка и правдоискатель, лишенный опыта борьбы рабочего класса и сохраняющий национальные черты русского цехового мастерового. Путь к правде — гармония бытия, — по П., лежит через «сердце» трудового человека, т. е. рабочую интуицию. Двумя враждующими началами считает он незыблемую, «нешевелящуюся» природу и город. На пути отыскания гармонии бытия лежит препятствие — человеческая власть, воспринимаемая П. как «перерождение бытия» («Город Градов»). Черты стихийничества, анархизма окрашивают ранние произведения П. Если для ранних произведений П. характерна несколько абстрагированная форма выражения воззрений автора, то дальше он переходит к более конкретному показу советской действительности. Но здесь ярче выявляется существо ошибочных воззрений П. В рассказе «Усомнившийся Макар» автор, критикуя советский бюрократизм, обнаруживает непонимание сути советского государства как органа диктатуры пролетариата и проводит политически ошибочные тенденции. Советский госаппарат цоказан не как форма участия рабочих и крестьян в управлении страной, а как механический аппарат принуждения, нивеллировки человеческой личности. Объективно роман Платонова подкрепил тот наскок на партию и пролетарскую диктатуру, который велся троцкистами. [m2]689 «Впрок» дает неверное представление о сущности коллективизации, и поэтому хроника эта подверглась справедливой и резкой критике. П. обнаружил ряд идеологических срывов в своих произведениях, но сказывающаяся в его творчестве тенденция к конкретному показу советской действительности есть показатель того, что писатель ищет надлежащий творческий путь. Библиография: I. Голубая глубина, Книга стихов, изд. «Буревестник», Краснодар, 1922; Епифанские шлюзы, Рассказы, изд. «Молодая гвардия», М., 1927; Сокровенный человек, Повести, изд. «Молодая гвардия», М., 1928; Че-Че-О (Областные организационно-философские очерки), «Новый мир», 1928, № 12 (в соавторстве с Б. Пильняком); Усомнившийся Макар, «Октябрь», 1929, кн. IX; Происхождение мастера, Повесть, изд. «Федерация», М., 1930; Первый Иван, «Октябрь», 1930, кн. II; Впрок, «Красная новь», 1931, кн. III. II. Сокольников М., А. Платонов. «Сокровенный человек», «Молодая гвардия», 1928, кн. III; Замошкин Н., А. Платонов. «Сокровенный человек», «Новый мир», 1928, кн. III; Авербах Л., О целостных масштабах и частных Макарах, «На литературном посту», 1929, кн. XXI—XXII; эту же статью см. в журн. «Октябрь», 1929, кн. II; Стрельникова В., «Вечерняя Москва», 1929, № 224; Бойков М., «Молодой большевик», 1929, № 20; Майзель М., Ошибки мастера, «Звезда», 1930, кн. IV; Meccep Р., Попутчики второго призыва, там же; Фадеев А., Об одной кулацкой хронике, «Известия ЦИК СССР и ВЦИК», 1931, 3 июля; То же, «Красная новь», 1931, кн. V—VI; Макарьев И., Клевета, «На литературном посту», 1931 кн. XVIII; эту же статью см. в журн. «На подъеме» 19 1, кн. VII; Гроссман Б., «Новый мир», 1931, кн. I; Селивановский А., В чем «сомневается» Андрей Платонов, «Литературная газета», 1931, № 31, 10 июня; статьи Ханина Д. и Дятлова В., газ «За коммунистическое просвещение», 1931, 12 июня; Березов П., Под маской, «Пролетарский авангард», 1932, № 2 (отзывы о хронике «Впрок»). Н. Гнедина

Литературная энциклопедия.