Значение БЕЛЬСКИЕ (РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ

БЕЛЬСКИЕ (РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ)

русские живописцы 18 в. из семьи мастера Оружейной палаты Ивана Лазаревича Б. Его сыновья Иван Иванович [6(17).1.1719 - 13(24).1.1799, Петербург] и Алексей Иванович [1730-21.5(1.6).1796, Петербург] с середины 1740-х гг. были зачислены в 'Канцелярию от строений' , где учились у Дж. Бона, И. Я. Вишнякова и др., писали образа для собора Александро-Невской лавры (Иван Иванович Б.; он же руководил мозаичной мастерской, основанной М. В. Ломоносовым), Андреевского собора в Киеве (Алексей Иванович Б.) и дворцовых церквей, а также театральные декорации, плафоны и панно для императорских дворцов. Алексей Иванович Б. пользовался славой лучшего (наряду с Дж. Валериани ) мастера декоративной живописи. Произведения Ивана Ивановича ('Архиерей во время служения литургии', 1770, 'Голова апостола Петра', 1783, - оба в Третьяковской галерее) и Алексея Ивановича ('Десюдепорт с попугаем', 1754, Русский музей, Ленинград; 'Архитектурный вид', 1789, Третьяковская галерея) исполнены в широкой живописной манере, часто включают пейзажные и жанровые мотивы. Сын Ивана Ивановича Б. - Михаил Иванович [1753 - 29.5(9.6).1794, Петербург] - учился в петербургской АХ (1764-73) у А. П. Лосенко и Д. Г. Левицкого, затем в Англии и у Ж. Б. Грёза в Париже. Известны его портреты учителя с учениками (1773, Музей-усадьба 'Абрамцево') и композитора Д. С. Бортнянского (1788, Третьяковская галерея).

Лит.: История русского искусства, т. 5, М., 1960, с. 339-352.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.