Значение МОСКОВСКИЙ ПИМЕНОВСКИЙ ХРАМ В НОВЫХ ВОРОТНИКАХ в Православной энциклопедии Древо

МОСКОВСКИЙ ПИМЕНОВСКИЙ ХРАМ В НОВЫХ ВОРОТНИКАХ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Московский храм прп. Пимена Великого (Троицы Живоначальной) в Новых Воротниках .

Адрес: 103030, Россия , Москва , Нововоротниковский пер., 3 (м. "Новослободская").

Телефоны: (499) 978-71-38, 972-18-13

Престолы: главный - Троицы Живоначальной , приделы - Владимирской иконы Божией Матери , прп. Пимена Великого .

В стиле барокко . Длина здания храма — 45 м, ширина — ок. 27 м, вмещает до 4 тыс. прихожан. Четырёхугольник с восьмигранным ярусом, одноглавая. Колокольня — трёхъярусная.

История

Первое, самое раннее поселение московских ворот­ников, привратников при городских воротах, располагалось у стен Кремля. Одно вре­мя их слобода находилась рядом с Тверской улицей, где оставила о себе память в названии переулков: Воротниковского и Старопименовского, в честь храма покровителя ворот­ников Пимена Великого .

В середине XVIII века (приблизительно в 1658 году) московские воротники были переведены в окраинное село Сущево из Земляного города, уже силь­но застроенного и многолюдного: их прежняя терри­тория освобождалась под стрелецкие и прочие дворы государевых людей и мастеров насущных профессий. Здесь же, стражники образовали другую Воротниковскую слободу и около 1672 года выстроили новую слободскую церковь во имя своего традиционного покровителя — святого Пимена, с глав­ным Троицким престолом, в точности повторявшую их старый храм. Новое поселение стражников осталось в нехитром названии местного Нововоротниковского переулка, где с тех пор стоит «Новый Пимен».

Эта церковь тоже поначалу была деревянной (что наводит на мысль об относительной бедности мос­ковских воротников) и вскоре сгорела в 1691 году. По благосло­вению патриарха Адриана она была выстроена вновь в 1696 - 1702 гг., но уже каменной и стояла в старину на берегу большого, красивого пруда.

Ныне существующая ограда построена в 1825 г.

В 1870 г. был утверждён новый проект фасада и колокольни, появился новый придел во имя Владимир­ской иконы Божией Матери , устроенный по случаю чуда, явленного от этого образа. По преданию, один слепой мальчик как-то играл здесь и взял на ощупь в руку какой-то предмет. В это время пыль и песок попа­ли ему в лицо, он потёр глаза этой рукой — и мгновен­но прозрел. Первое, что он увидел, была маленькая иконка, вырезанная на камне, которую он и держал в руке, — это оказался образ Владимирской Богоматери. Во имя ее тогда устроили придел — учёные полагают, что это произошло в начале XIX века, а при перестрой­ке церкви в конце того же столетия придел был соору­жён заново архитектором К. М. Быковским . Эта камен­ная иконка долго хранилась в Пименовском храме.

Разумеется, что на рубеже XIX - XX веков ни о каких московских воротниках и их слободском посе­лении речи уже не было. Прихожанами «Нового Пимена» были многочисленные простые москвичи, жившие в той местности, которые стали просить вла­сти о расширении храма ввиду его тесноты. Работы велись несколько десятилетий — в начале XX века сам Федор Шехтель оригинально проектировал его внутреннее убранство с элементами и художествен­ными приёмами московского модерна. За образец был взят Владимирский собор в Киеве и его низкий, одноярусный иконостас наподобие византийского, и даже позднейшие росписи В. Васнецова , хотя само­го художника не пригласили к участию в работе над московским Пименовским храмом. Кроме того, в оформлении интерьера использовали древнехристи­анскую символику катакомб — изображение «Альфы и Омеги», виноградных лоз, пальмовых ветвей... Благоукрашенный и перестроенный Пименовский храм освятили 27 декабря 1907 года.

После революции для «Нового Пимена» насту­пили нелёгкие дни, несмотря на то что он не был закрыт. В апреле 1922 года из храма изъято 12 пудов 38 фунтов 48 золотников "церковных ценностей".

В 1927 - 1932 годах, регентом хора в Пименовском храме был инок Платон — будущий патриарх Пимен. Впоследствии он ежегодно совер­шал здесь службу в престольный праздник храма, празднуя и день своего тезоименитства.

С 1936 года Пименовский храм стал цитаде­лью обновленцев во главе с лжемитрополитом Алек­сандром Введенским — это был главный московский храм раскольников, в числе других городских церквей захваченный ими в смутное для России время. И толь­ко после кончины главаря раскола, последовавшей в 1946 году, Пименовский храм самым последним из них вернулся в Патриархию. 9 октября 1946 года на праздник Иоанна Богослова обновленцы провели здесь торжественную службу, и всего лишь через полчаса после её окончания храм перешёл в ведение Русской Православной Церкви.

В советские же годы сюда была перенесена хра­мовая икона из знаменитой церкви Василия Кесарийского на Тверской, бесследно уничтоженной безбож­ной властью в середине 1930-х годов.

Святыни

Храмовый образ Св. Троицы (справа от царских врат, послепетровское время), особо чтимые — Казанская икона Божией Матери (кон. XVII в.), Тихвинская икона Божией Матери (1695, царский изограф Ф.Феофанов), в иконостасе левого, сев. придела — Тихвинская икона Божией Матери (XVIII в.) и Спас Великий Архиерей (нач. XVIII в.). Храмовый образ левого придела — Владимирская икона Божией Матери (сер. XVIII в.), "Пименовский" образ Божией Матери (нач. XX в., повторяет по композиции икону « Нечаянная Радость »), свт. Николая Чудотворца (XVIII в.). В иконостасе правого, юж. придела — икона Спасителя (вторая пол. XVII — нач. XVIII в.), «Благовещение» (XVIII в.), особо чтимый образ Пимена Великого (сер. XVIII в.). Напротив (перед решёткой солеи), в выполненном под мрамор киоте — написанная на стекле Казанская икона Божией Матери .

Богослужение

Ежедневно - Литургия в 8 час., вечерня и утреня - в 17 час.; в пятницу - с акаф. перед иконами Божией Матери Владимирской и Казанской, в воскресенье - с акаф. попеременно Троице Живоначальной и прп. Пимену Великому; по воскресеньям и праздникам - Литургия в 7 и 10 час., накануне в 18 час. (зимой в 17 час.) - всенощное бдение. Действует воскресная школа для детей и взрослых. Имеется приходская библиотека.

Духовенство

Настоятели

Стеблев Михаил Николаевич ( 1911 - 1922 )

Бажанов Николай Павлович 1923 - 1936

Чепурин Николай Викторович 1946

Голунов Михаил Фокиевич 1947 - 1949

Николаев Валериан 1949 - 1950

Скворцов Василий Иванович 1950 - 1951 (служил с 1946)

Леонид (Лобачев) 1951 - 1953

Бажанов Николай Павлович 1953 - 1957

Писарев Борис Сергеевич (1958 - 1975)

Акинфиев Дмитрий Александрович 1975 - 1988

Петров Николай Васильевич (1988 - 17 августа 2009)

Священики

Смирнов Вениамин Федорович ( 1911 - 1922 )

Сщмч. Соколов Владимир Иванович (1924-1936)

Сщмч. Плеханов Иван Гаврилович 1925 - 1936

Никольский Феодосий Степанович 1935 - 1936

Можаев Павел Сидорович 1937 - обновленец?

Ларин Сергей Иванович 1937 - 1941 - обновленец, после покаяния в будущем архиепископ Сергий (Ларин)

Крылов Иван Александрович 1954 - 1957

Диваков Владимир Иванович , иерей 1979 - 1987

Ткач Стефан Ананьевич , иерей 1973 - 1979

Ясенчук Ерос Дамианович , прот., 1992

Гавриков Владимир Михайлович 1992

Рзянин Алексей Юрьевич 1993

Диаконы

Сперанский Александр Иванович ( 1914 )

Любимов Александр Ильич ( 1921 - 1922 )

сщмч. Алексий Протопопов 1930 - 1934

Бабаров Федор Федорович 1938 - обновленец?

Чистяков Сергей Николаевич , иподиакон - обновленец?

Холявко Василий Матвеевич , протодиакон 1949 - 1950

Громов Сергей,протодиакон 1961 - 1993

Голубцов Сергей Алексеевич , протодиакон 1977 -

Мурышкин Андрей 1994 -

Регенты

Платон (Извеков) , монах 1927 - 1932 , будущий патриарх Пимен (1971-1990).

Беликов Сергей Иванович

Использованные материалы

Чапнин C.В. Православная Москва. Справочник монастырей и храмов.. М.. Издательский Совет РПЦ, 2006

Лебедева Елена. Город храмов и полат. М.. Издательство сретенского монастыря, 2006. С. 383-392.

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?6_1687

http://r-oc.1gb.ru/viewpage.php?cat=moscow&page=295

http://sobory.ru/article/index.html?object=04848

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.