Значение ЕВГЕНИЙ (БОЛХОВИТИНОВ) в Православной энциклопедии Древо

ЕВГЕНИЙ (БОЛХОВИТИНОВ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Евгений (Болховитинов) ( 1767 - 1837 ), митрополит Киевский и Галицкий , ученый, церковный историк, археолог.

В миру Болховитинов Евфимий Алексеевич, родился 18 декабря 1767 г. в Воронеже в семье приходского священника. Окончил Воронежскую духовную семинарию и как лучший ученик был отправлен для продолжения образования в Московскую Славяно-греко-латинскую академию . Одновременно с занятием в академии слушал лекции в Московском университете . По окончании образования был назначен преподавателем в Воронежскую дух. семинарию .

В 1793 г. в Воронеже рукоположен во священника.

С 1796 г. - префект Воронежской семинарии.

В 1798 г. лишился троих детей, а в 1799 г. овдовел. Эта потеря совершенно прервала его видимую связь с миром. Он принял монашество.

В 1800 г. назначен префектом Александроневской академии.

С 11 марта 1800 г. - архимандрит Троицкого Зеленецкого монастыря СПб епархии.

С августа 1800 г. и весь 1801 г. исполнял чреду священнослужения в Петербурге.

27 января 1802 г. переведен в Сергиеву пустынь .

17 января 1804 г. хиротонисан во епископа Старорусского .

В 1805 г. избран почетным членом Московского университета; в 1806 г. - действительным членом Российской академии.

С 24 января 1808 г. - епископ Вологодский . В этом же году избран членом СПб медико-хирургической академии. В 1810 г. избран членом СПб общества любителей наук, словесности и художеств; в 1811 г. - почетным членом и соревнователем СПб беседы русского языка.

С 19 июля 1813 г. - епископ Калужский и с этого года - почетный член общества истории и древностей при Московском университете. С 1814 г. - член СПб дух. академии ; с 1815 г. - московского общества врачебных и физических наук.

7 февраля 1816 г. возведен в сан архиепископа и назначен в Псков . Избран членом Казанского общества любителей отечественной словесности при университете. С 1817 г. - член Харьковского и Казанского университетов; в 1818 г. - член комиссии составления законов.

С 24 января 1822 г. - архиепископ Киевский . 16 марта того же года возведен в сан митрополита Киевского и Галицкого, назначен членом Св. Синода и избран членом Виленского университета. С 1823 г. - член Киевской духовной академии ; с 1826 г. - почетный член Академии наук. С 1827 г. - доктор философии Дерптского университета. С 1829 г. - член СПб университета. В 1834 г. избран членом королевского копенгагенского общества северных антиквариев. С 1835 г. - корреспондент статистического отделения совета Министерства внутренних дел.

Скончался 23 февраля 1837 г.

Митр. Евгений прославился как ученый иерарх, оставивший после себя много научных трудов. Его научные исследования включали в себя область археологии, русской истории и церковно-исторических древностей.

По поручению митрополита Новгородского Амвросия епископом Евгением было составлено «предначертание» устройства Духовных училищ, легшее в основу реформы системы духовного образования в России. Важной особенностью этого проекта было предложение сделать из Духовных Академий не только высшие богословские учебные заведения, но и церковно-научные центры, наделенные издательскими функциями.

Митрополит Евгений был почетным и действительным членом многих ученых обществ: Московского, Казанского, Виленского, Киевского, Харьковского университетов, Российской Академии наук, Медико-хирургической Академии, Общества истории и древностей российских, Московского общества любителей российской словесности, Комиссии по составлению законов Российской Империи и ряда других. Митрополит Евгений оставил потомкам большое литературное наследие. Его труды по русской церковной истории имели большое значение для своего времени.

Митр. Евгений отличался исключительным трудолюбием. Он дорожил каждой минутой и в письмах изливал свое неудовольствие о потерянном времени.

"Нельзя не удивляться тому, - говорит преосвящ. Филарет Киевский , - какое множество перебрал он старинных рукописей, актов и книг и каким обладал трудолюбием и ученостью".

По отзыву М. Погодина, "это был человек, который не мог пробыть ни одного дня без того, чтобы не ознаменовать его трудами на пользу истории". Он много времени уделял научной деятельности, но это не мешало ему быть неутомимым проповедником слова Божия. Преосвященный обличал суемудрие раскольников, строго относился к лицам, неблагоговейно стоящим в храме Божием. Проповеди митрополита отличались живостью и глубиной мысли. По характеру своему митр. Евгений был скромен и прост. Вот как рассказывает о нем Н.Н. Мурзакевич. "Давно зная имя митрополита Евгения Болховитянова, как доказанного знатока русских древностей, я полагал, что он, как и многие его собраты, недоступен или невнимателен к мелким людям. Ключарю я откровенно сказал свое мнение. В доказательство противного, отвечал ключарь, вы теперь же можете видеть высокопреосвященного. Любопытство видеть ученую личность одолело нерешительность. На вопрос могу ли видеть митрополита, последовал ответ: "пожалуйста". Отворились двери в залу. Келейный доложил хозяину, и убеленный сединою старец, среднего роста, довольно сухощавый, по летам свежий, но бледный, в простенькой поношенной ряске и такой же камилавке, явился предо мною. Простой прием и завязавшийся разговор вообще о русской старине продолжался до прибытия новых лиц".

Добрую память оставил о себе митр. Евгений своей благотворительностью, страннолюбием и доступностью для всех.

Труды

Исторический словарь русских светских писателей, изданный после его смерти проф. Снегиревым.

Рассуждения о московских приказах, о старинных членах в России.

История княжества Псковского.

О вологодских и зырянских древностях.

О первом посольстве в Японии.

О присягах славяно-руссов.

Три исторических разговора (о древностях Новгорода).

О чинах Греко-Российской Церкви.

Рассуждение о книге Петра Могилы "Православное исповедание веры".

О соборном деянии 1157 г.

О Российских соборах.

Историческое изображение Грузии.

Описание Воронежской губернии.

Об алтарных украшениях.

Рассуждение о древне-христианском богослужебном пении и о пении в Российской Церкви.

Полное жизнеописание Тихона Воронежского.

Описание Киево-Софийского собора и Киевской иерархии. Киев, 1825.

Словарь историч. о писат. духовного чина в 2-х частях. СПб, 1827.

Вольтеровы заблуждения, обнаруженные аббатом Нонотом в 2-х томах. М., 1793.

Парнасская история (студенческая работа). М., 1788.

Литература

Захарченко М.М. Киев прежде и теперь. Киев, 1888, с. 42, 117, 124, 187, 210.

Полетаев Н. Труды митр. Евгений Болховитянова по истории Русской Церкви. Казань, 1889.

Карпов С.М. Евгений Болховитянов, как митрополит Киевский. Киев, 1914.

Токманов И. Истор.-археолог. очерк Хутынск. Варлаам. Спасо-Преображен. м-ря. Новгород, 1911, с. 45, 46.

Суворов Н. Описание Спасо-Каменск. м-ря на Кубенском озере. 2-е изд. Вологда, 1893, с. 30 пр.

Леонид, иером. История церкви в пределах нынешней Калуж. еп. Калуга, 1876, с. 191-194.

Толстой М. Святыни и древн. Пскова. М., 1861, прил., с. 18.

Жмакин, прот. Игумен Вяземского Аркад. м-ря. М., 1897, с. 67-68.

Григорович Переписка с гр. Румянцевым и с Киевским митр. Евгением.

Булгаков, с. 1397, 1401, 1403, 1410.

Гатцук Календарь на 1883 г., с. 131.

Толстой Ю., № 194.

Строев П., с. 9, 40, 272, 382, 560, 733.

Голубинский, с. 55.

Летопись Е. А., с. 791.

Юбилейный сборник, с. 282, 343, 348, 616.

Списки архиереев, с. 20, № 194.

Н. Д., с. 16, 20, 48, 51, 69.

Руков. для сельских пастырей, 1868, т. II, с. 267; т. VII, с. 373.

Изв. Казан. еп., 1867, № 18, с. 512.

-"- 1879, № 20, с. 590.

-"- 1884, № 4, с. 123.

Странник, 1869, ноябрь, с. 37-39.

-"- 1887, июнь-июль, с. 266.

Самар. еп. вед., 1867, № 21, с. 513.

Церковн. вестн., 1891, № 25, с. 392.

Труды К. Д. А., 1870, июнь, с. 16; август, с. 574.

-"- 1874, март, с. 4; август, с. 375-377, 406.

-"- 1879, май, с. 120.

-"- 1884, июль, с. 286, 292-294.

-"- 1888, апрель, с. 681.

-"- 1889, июль, с. 479-484.

Прав. собес., 1874, январь, с. 119.

-"- 1888, декабрь, с. 513-554.

-"- 1889, июнь, с. 319; сентябрь, с. 22; октябрь, с. 186-208.

-"- 1899, январь, с. 112, 114.

-"- 1907, июнь, с. 848, пр. 7; сентябрь, с. 36, пр.

-"- 1909, июль-август, с. 219.

-"- 1912, май, с. 260.

Русская старина, 1870, т. I, с. 541, 546, 585; т. 2, с. 223-224, 601-605, 607, 609, 612-616, 675-676.

Русская старина, 1871, т. 3, с. 207; т. 4, с. 681, 682.

-"- 1872, март, с. 481; октябрь, с. 406.

-"- 1874, март, с. 428; апрель, с. 799, 800.

-"- 1875, март, с. 657, п/с.

-"- 1877, июль, с. 387.

-"- 1878, февраль, с. 199.

-"- 1880, январь, с. 22; сентябрь, с. 197.

-"- 1881, июнь, с. 203; сентябрь, с. 58-74; октябрь, с. 238, 243, 245, 248, 249, 250, 345, 348.

Русская старина, 1882, апрель, с. 182; май, с. 431 и п/с; июнь, с. 24.

-"- 1883, июль, с. 130, 131 и п/с.

-"- 1885, июнь, с. 590; июль, с. 168.

-"- 1886, июнь, с. 710.

-"- 1887, апрель, с. 129; май, с. 661.

-"- 1888, май, с. 799; июнь, с. 604 п/с. 1, с. 605.

-"- 1907, июнь, с. 638, 642.

-"- 1910, май, с. 404-422.

Историч. вестн., 1881, июнь, с. 284.

-"- 1882, февраль, с. 341; май, с. 266.

-"- 1883, февраль, с. 283 п/с.

-"- 1884, ноябрь, с. 3 п/с. 1.

-"- 1886, апрель, с. 146, 157.

-"- 1888, январь, с. 185-186; август, с. 3; ноябрь, с. 3.

-"- 1889, январь, с. 222-223; июль, с. 141, п/с. 1, с. 213.

-"- 1892, июнь, с. 821.

-"- 1893, январь, с. 259.

-"- 1894, апрель, с. 221.

-"- 1896, апрель, с. 157, 177, 180.

-"- 1904, январь, с. 224; май, с. 605.

Прав. обозрен., 1863, апрель, с. 359.

-"- 1864, январь, с. 31.

Христ. чтен., 1871, декабрь, с. 979.

-"- 1900, март, с. 398-399.

Рус. архив, 1870, № 4 и 5, с. 769, 771 п/с, 772, 773, 781, 782, 785 п/с. 1, 787 п/с. 1, 788 п/с. 3, 791, 802, 808 п/с. 3, 817, 826 п/с. 1, 828, 834-835, 839 п/с. 8, 841 п/с. 1, 847.

Рус. архив, 1887, кн. 3-я, с. 361 (Филарет, архиеп. Черниговский).

-"- 1888, кн. 3-я, с. 253 (Из записок сенатора К.Н. Лебедева).

-"- 1889, кн. 2-я, с. 21-84, 161-236, 321-388 (Письма митр. Евгения к В.Г. Анастасевичу); кн. 3-я, с. 379 (Письмо митр. Евгения архим. Парфению).

Рус. архив, 1893, кн. 3-я, с. 92 (Четыре письма митр. Леонтия к архиеп. Костромскому Платону).

Рус. архив, 1895, кн. 3-я, № 11, с. 374.

-"- 1897, кн. 1-я, с. 235, 240 (Записки гр. Бутурлина); кн. 2-я, с. 592, 595, 596.

-"- 1898, кн. 1-я, с. 304 (Малышевский И.И. Деят. митр. Евгения в звании предс. конф. К. Д. А.).

-"- 1899, кн. 1-я, № 1, с. 26 п/с., № 4, с. 529; кн. 2-я, № 6, с. 188, 189 п/с. 7, с. 215 п/с. 3; кн. 3-я, № 11, с. 310.

Рус. архив, 1900, кн. 1-я, № 1, с. 25; кн. 2-я, № 5, с. 93-94.

-"- 1901, кн. 2-я, № 5, с. 21.

-"- 1903, кн. 1-я, № 3, с. 372, 433-434; № 4, с. 546; № 6, с. 223.

-"- 1904, кн. 1-я, № 1, с. 101; № 2, с. 194, 225, 226, 227, 289.

Ж. М. П., 1945, № 1, с. 45.

-"- 1954, № 4, с. 47.

-"- 1957, № 5, с. 57-61.

БЭС, т. I, с. 541, 816; т. II, с. 1164, 1330, 1936.

БЭЛ, т. III, с. 712; т. VIII, с. 111; т. X, с. 608.

ЭС, т. XI, с. 411-413.

Использованные материалы

На сайте "Русское православие"

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_1819

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.