Значение ЕВГЕНИЙ, РИМСКИЕ ПАПЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое ЕВГЕНИЙ, РИМСКИЕ ПАПЫ

Евгений I (654? 657), родом римлянин, "монах от колыбели", по словам библиотекаря Анастасия, самого раннего биографа пап. Избранный на место Мартина I, низвергнутого Константином II за борьбу против монофелитов, Е. сумел восстановить сношения с восточной церковью, не впадая в ересь. Первое исповедание веры, представленное новым константинопольским патриархом, монофелитом Петром, было отвергнуто в Риме; но послы Е. с его изложением веры (теперь утраченным) были встречены еретиком-императором с почтением, вероятно ? вследствие примирительного тона папы. Позже спор на время прекратился и сношения между церквами восстановились, когда патриарх признал в Христе три воли: voluntas substantialis, которой подчинены две voluntates naturales. Е. позже был канонизирован.

Евгений II (824 ? 827). Его избрание сопровождалось смутами, которыми воспользовался Людовик Благочестивый, чтобы восстановить в Риме императорское влияние. Сыном Людовика, Лотарем, дана была тогда же знаменитая конституция, определявшая отношение римлян к папе и императору. По предложению послов византийского императора-иконоборца Михаила, Людовик созвал с согласия папы собор в Париже (825), который отверг поклонение иконам; но это решение не имело практических результатов. Другой собор, собранный Е. в Риме (826), декретировал ряд мер для восстановления церковной дисциплины и для развития духовной и светской науки.

Евгений III (1145?1153) ? цистерцианский монах, ученик Бернарда Клервосского. Несколько раз должен был покидать Рим вследствие торжества враждебной ему партии (см. Арнольд Брешианский), но тем не менее обнаруживал неутомимую деятельность. Ему принадлежит инициатива 2-го крестового похода, который по его поручению проповедовал Бернард Клервосский, посвятивший ему одно из лучших своих сочинений: "De consideratione sui libri V". В Германии и во Франции Е. созывал несколько соборов, преимущественно для решения местных дел церковного управления, а также для борьбы с ересями. В конце жизни Е. заключил выгодное для церкви соглашение с Фридрихом Барбаруссой; но согласие продолжалось недолго, и папа умер накануне разрыва с императором.

Евгений IV (1431?1447) ? венецианец родом. Вопреки веяниям времени Е. симпатизировал средневековому монашеству, хотя, несмотря на свое благочестие, ради практических соображений держал на службе весьма многих гуманистов, которые пером защищали его интересы. Вообще для Е. на первом плане были практические интересы церкви, для защиты которых он не стеснялся средствами. Подписав перед выборами вместе с другими кардиналами клятвенное обязательство в случае избрания не назначать новых кардиналов без согласия старых, Е. не исполнял этого обязательства. Родственники его предшественника захватили наследство умершего папы, и Е. начал с ними войну, которая создала ему непримиримых врагов. К реформе церкви Е. относился враждебно, постоянно противодействуя собравшемуся в самый год вступления его на папский престол Базельскому собору. Борьба с собором, выбравшим антипапу Феликса V, окончилась победой Е., сумевшего привлечь на свою сторону самых крупных деятелей собора, как Пикколомини, Николай Кузанский и друг., и заключить соглашения с отдельными государствами. Против Е. IV направлено было сочинение Валлы "О даре Константина" (см. Валла).

M. K .

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.