Значение НЕСТОР ЛЕТОПИСЕЦ в Православной энциклопедии Древо

НЕСТОР ЛЕТОПИСЕЦ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Нестор Летописец ( XII в.), агиограф, богослов, историк, преподобный .

Память 27 октября , в Соборе преподобных отцев Киево-Печерских Ближних Пещер и в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских .

В начале XII в. почил прп. Нестор Летописец, который запечатлел для духовного блага потомков светлый образ святого игумена Феодосия , а также принял участие в работе над самой древней летописью Руси.

Первыми сочинениями Нестора явились «Чтение» о свв. Борисе и Глебе и «Житие» преп. Феодосия. Во введении к «Житию» говорится: «Написав сначала о жизни, и о гибели, и о чудесах святых и блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба, я понудил себя перейти и к другому рассказу. Он превышает силы мои, и я остаюсь недостойным его, будучи груб и невежда. К тому [же, я еще] и не обучен [никакому] искусству. Однако я вспомнил, Господи, Твои следующие слова: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет» ( Мф. 17, 20 ); «Если кто скажет горе сей: «поднимись и ввергнись в море», и не усомнится... будет ему, что ни скажет» ( Мк. 11, 23 ); «Если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: «исторгнись и пересадись в море», то она послушалась бы вас» ( Лк. 17, 6 ). И я, грешный Нестор, утешился названной мыслью, и укрепился верой и упованием, что при Твоем содействии нет невозможного, и положил начало слову писания. Оно посвящается жизни нашего преподобного отца Феодосия».

В конце «Жития» читаем: «Это записано мною, грешным Нестором, нижайшим из всех в монастыре нашего блаженного отца Феодосия. Я был принят в него преподобным игуменом Стефаном . Он же совершил надо мною и постриг , облачив в монашескую одежду, а еще позднее возвел меня также и в диаконский сан».

Старший среди известных сегодня списков «Чтения» о свв. Борисе и Глебе создан в XIV в. А «Житие» преп. Феодосия сохранилось в «Успенском сборнике» XII - XIII вв. и более поздних списках. Составление «Жития» исследователи относят к 80-м гг. XII в. (времени внесения имени прп. Феодосия в общецерковный синодик Руси).

«Послание» лаврского инока Поликарпа к игумену Акиндину упоминает, что «Нестор, явившийся составителем летописи», вместе с другими подвижниками принял участие в исцелении св. Никиты , который по самоволию удалился в затвор и стал жертвой бесовского обольщения. Сопоставление данных «Послания» с « Повестью временных лет » показывает, что исцеление св. Никиты произошло в 1078 г. В своем «Послании» Поликарп говорит и о том, что «блаженный Нестор поведал в летописи о блаженных отцах: о Дамиане и Ефреме , и Матфее , и Исаакии ». Жития четырех перечисленных преподобных описаны в «Слове о первых черноризцах Печерских» из летописной статьи 1074 г. в «Повести временных лет». « Патерик » 1462 г. именует св. Нестора автором летописных рассказов об основании Печерского монастыря и обретении мощей преп. Феодосия. В относящемся к XVI в. Хлебниковском списке Ипатьевской летописи в заголовок « Повести временных лет » внесено имя «черноризца Нестора Феодосьева манастыря Печерьскаго» как автора. Отцом первой из древнерусских летописей считали св. Нестора и писатели XVII в. в Украине и России.

В XVIII в. началось критическое изучение летописных текстов. По мере углубления исследований историки обратили внимание на внутренние противоречия в словах «Повести временных лет» и на ее разногласия с «Житием» преп. Феодосия в отношении истории Печерской обители. В частности, в конце «Сказания о начале Печерского монастыря», описав введение общежительного устава, автор отметил: «И жил Феодосий в монастыре, и вел добродетельное житие, держался чернеческих правил и принимал любого к нему приходящего. К нему же пришел и я, худой и негодный раб. Он принял меня. Мне было семнадцать лет от рождения моего. Я пишу это и называю, в каком году основан был монастырь, и почему он зовется Печерским». Если это высказывание принимать за Несторово, то оно расходится со словами подвижника о самом себе в «Житии» преп. Феодосия. А в «Слове о перенесении мощей преп. Феодосия» автор, рассказав как он открыл пещерную усыпальницу святого игумена, добавляет: «Я же, грешный твой ученик и раб, недоумеваю, как восхвалить тебя, достойную твою жизнь и подвиги».

Указанные несоответствия «Повести» и «Жития» заставили даже некоторых ученых в начале XIX в. предположить, что Нестор Летописец и Нестор - агиограф были разными лицами. Оппоненты этих исследователей пошли по иному пути. Так, митрополит Евгений (Болховитинов) , архиепископ Филарет (Гумилевский) и митрополит Макарий (Булгаков) считали, что прп. Нестор стал при св. Феодосии только послушником Печерского монастыря, а принял постриг и сан диакона при св. Стефане. В свою очередь, А. Шахматов выдвинул версию, согласно которой, во-первых, св. Нестор явился редактором летописного свода, уже созданного в Лавре ранее и нуждавшегося в дополнении, во-вторых, именно прп. Нестор дал своду название «Повести временных лет», и, в-третьих, противоречащие «Житию» преп. Феодосия указания летописца о себе самом принадлежат не св. Нестору, а его предшественнику в оформлении свода. При этом ученый предполагал, что преп. Нестор составил в 1113 г. лишь первую редакцию «Повести», а позднее над сводом работал игумен Киево-Выдубицкого монастыря Сильвестр, чья приписка со ссылкой на 1116 г. сохранились в Лаврентьевской летописи .

Невзирая на уточнения, внесенные исследователями в схему истории «Повести временных лет», это произведение вместе с «Житием» преп. Феодосия остаются подлинными шедеврами древнерусской книжности. Они свидетельствуют о прп. Несторе как о молитвеннике за Русь, агиографе , богослове, историке, обладающем редким писательским даром.

Мощи подвижника почивают в Ближних пещерах , где их с 1638 г. указывают карты (в 1703 г. они ошибочно подписаны словами «Нестор затворник»). В 1826 г. над святыней установлена медная вызолоченная доска с именем угодника Божия, присланная Обществом истории и древностей Российских. По результатам обследования мощей преп. Нестора в 80-х гг. XX в. судмедэксперт С. Никитин изготовил бюст с предполагаемым обликом святого Летописца.

8-я песнь «Канона» 1643 г. взывает: «Несторе богомудре, житий святых списателю первейший, и ревнителю оным добрый, славе онех молитвами ти яви мя грешника!» А в 7-й песне канона «Службы» святым Ближних пещер читаем: «Времена и лета многочудесныя церкве, жития и добродетели отец первоначальных писанием нам изъявивый, и делом их ревнитель усердный бывый, Несторе славне, с ними же тя ныне ублажающе, поем: Благословен Бог отец наших!». В том же сборнике под 27 октября помещена отдельная «Служба» подвижнику.

Использованные материалы

Патерик Киево-Печерский. Том 1. Подвижники Киево-Печерской Лавры XI –XV в. и древние святые, причисляемые к ее чудотворцам. К.: Типография Киево-Печерской Лавры, 2004.

http://www.lavra.kiev.ua/ru/index.php

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.