Значение ЕВГЕНИЙ (ЗЕРНОВ) в Православной энциклопедии Древо

Что такое ЕВГЕНИЙ (ЗЕРНОВ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Евгений (Зернов) ( 1877 - 1937 ), митрополит Горьковский , священномученик .

Память 7 сентября и в Соборе новомучеников и исповедников Российских .

В миру Семён Алексеевич Зернов, родился 18 января 1877 года в Московской губернии, в семье диакона.

В 1898 году Семён закончил Московскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию .

В 1900 году он принимает постриг в монашество с именем Евгений, а 1902 году рукоположение в иеромонаха . В том же году отец Евгений после окончания духовной академии назначается на место преподавателя сектоведения Черниговской духовной семинарии . С 1904 года он — инспектор этой семинарии.

С 1906 года — ректор Иркутской духовной семинарии в сане архимандрита . В то время в семинарии царило крайнее раздражение воспитанников против своего начальства. Отец Евгений сумел привести в порядок расстроенное смутой 1905 года учебное заведение, действуя без всякого применения репрессивных мер и заслужив общее доверие и любовь. В Иркутске, кроме обязанностей ректора семинарии выполнял сложные обязанности председателя епархиального училищного совета: был членом миссионерского комитета, членом Географического общества, братства во имя св. Иннокентия и редактором “Епархиальных Ведомостей”.

Он имел замечательный дар проповедника, поэтому проводимые им внебогослужебные собеседования по воскресным дням в семинарском храме охотно посещали и учащиеся, и интеллигенция, и народ.

В 1909 году отец Евгений являлся членом комиссии по освидетельствованию честных останков святого епископа Иркутского Софрония (Кристалевского) .

В 1910 году отец Евгений сделал доклад о постановке миссионерских предметов в семинариях на Иркутском миссионерском съезде; все положения, высказанные в этом докладе, были единогласно приняты.

В 1913 году состоялась хиротония архимандрита Евгения в епископа Киренского , викария Иркутской епархии. В 1914 году владыка назначается на Приамурскую и Благовещенскую кафедру . Святитель являлся членом Священного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 годов .

В 1923 году после всенощной, накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы, владыка ночью был арестован и заключён сначала в тюрьму города Благовещенска , затем вывезен в город Читу , а оттуда в Москву .

На защиту своего архипастыря встал весь город, чекисты вынуждены были вызвать пожарную команду, которая, обливая толпу водой, кое-как рассеяла её. Даже сектанты пришли защитить Владыку. Все они глубоко почитали Святителя за миролюбие и правду. Пока Святитель содержался в тюрьме Благовещенска, по городу ежедневно разъезжала телега с надписью: «В тюрьму для епископа хлеб». Пищи набиралось такое количество, что Владыка кормил всех содержавшихся с ним заключённых.

После освобождения в том же году святейший Патриарх Тихон возводит святителя в сан архиепископа , а в 1924 году он включается в состав членов Священного Синода при Святейшем Патриархе Тихоне.

В 1924 году святитель арестовывается вновь и приговаривается к трём годам концлагеря с последующей высылкой на три года. До 1927 года Владыка находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения.

Он был признан старшим среди епископов и остался им по общему согласию епископов даже после того, как туда прибыли и более старшие по рукоположению.

В июле 1926 года он принимал участие в составлении « Соловецкого послания » (обращения к правительству С.С.С.Р. православных епископов). Дух документа преисполнен непоколебимой твёрдости во всём, что касается собственно свободы церковной жизни, совершенно чужд и малой тени соглашательства, безбоязнен в свидетельстве правды и свободен в своём мнении среди уз. В документе изложены факты гонения на Церковь и заявлено, что «политический донос совершенно несовместим с достоинством пастыря».

С 1927 по 1929 годы владыка находится в ссылке в Зырянском крае (Коми (Зырян) А.О.). После выхода Декларации митрополита Сергия (Страгородского) владыка не отделился от него и не считал необходимым отделять ззаместителя от местоблюстителя Патриаршего Престола священномученика митрополита Петра (Полянского) .

Владыка был строгий постник и, невзирая на условия лагерной жизни, никогда не вкушал мяса, а также рыбы, если она предлагалась в неположенное время. Житейски был глубоко мудр, всегда тактичен и спокоен. Пастырям делал замечания всегда наедине в мягкой форме. Богослужения владыки отличались величием, покоем и благоговением.

После освобождения в 1929 году проживал в городе Котельнич Нижегородского края.

13 августа 1930 г. назначен архиепископом Белгородским - назначение отменено.

В августе 1930 года его назначают архиепископом Котельничским , викарием Вятской епархии, а с 1933 года временно управляющим Вятской епархией .

В мае 1934 года его переводят на Нижегородскую (Горьковскую) кафедру .

В 1935 году после пасхальной службы, совпавшей с празднованием 1 мая, владыка собрался ехать домой. Близкие стали ему предлагать задержаться, пока пройдут участники демонстрации. «Что нам бояться, — ответил Владыка, — надо Бога бояться». И поехал домой по улицам в клобуке. Вскоре его арестовали в Горьком и по обвинению «в антисоветской агитации» и приговорили к трём годам заключения в Карагандинском лагере. В сентябре 1937 года Святитель тройкой при У.Н.К.В.Д. по Карагандинской области приговаривается к расстрелу.

20 сентября 1937 года митрополит Евгений был расстрелян.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Высокообразованный богослов, он был глубоко мудр, всегда тактичен и спокоен. Богослужения его отличались величием, покоем и благоговением.

Труды

Речь при наречении его во епископа Киренского. “Приб. к Церк. Вед.” 1913, № 7-8, с. 347.

Литература

"Церк. Вед." 1913, № 3, с. 11, № 20, с. 294-295, 1914, № 29, с. 340, 1918, № 19-20, с. 111.

"ЖМП" 1931, № 2, с. 7, № 5, с. 3, 1932, № 11-12, с. 2, 1933, № 14-15, с. 4.

"Русск. Паломн." 1913, № 12, с. 189, 192.

"Изв. Каз. Еп." 1914, № 30, с. 913.

"Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год", с. 288-289.

Проток. зас. сов. Каз. Д.А. за 1912 г., с. 37.

ФПС I, № 48, с. 2, II, с. 1, IV, с. 3, V, № 73.

ФАМ I, № 97, с. 8.

"Приб. к "ЦВ" 1913, № 7-8, с. 357, 1914, № 29, с. 1308.

M. Pol'skij, Novye muceniki I, 165-167; 11, 281.

Regel'son 452, 533, 543, 553.

Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte II, 147.

Использованные материалы

http://www.days.ru/Life/life4802.htm

http://www.fond.ru/book/book1/1-24.htm

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_796

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.