Значение ФЕОФАН (ПРОКОПОВИЧ) в Православной энциклопедии Древо

ФЕОФАН (ПРОКОПОВИЧ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Феофан (Прокопович) ( 1681 - 1736 ), архиепископ Новгородский.

В миру Прокопович Елеазар.

Родился 8 июня 1681 года в Киеве в купеческой семье. Оставшись сиротой, мальчиком взят на воспитание дядей, ректором Киевской духовной академии и наместником Киево-Братского монастыря .

С помощью дяди поступил в Киевскую духовную академию , где начал обучаться русскому и латинскому языкам. В 1692 году после смерти дяди один киевский благодетель дал ему возможность продолжать образование в академии, где он и учился до 1698 года.

По обычаю того времени после окончания академии отправился за границу для завершения своего образования в польских училищах. В Польше принял униатство и пострижен в монашество от униатов с именем Елисея. Принятие униатства составляло тогда неизбежное условие заграничного образования для православных.

Обратив на себя внимание униатского духовенства, Прокопович был определен во Владимир Волынский учителем поэзии и красноречия.

Через некоторое время послан в Рим , где поступил в коллегию св. Афанасия , учрежденную папой Григорием XIII . Научные занятия здесь настолько захватили его, что он иногда даже забывал о пище. Внимательно присматриваясь к порядкам католической церкви , он хорошо познакомился с католической организацией, и в нем зародилось резко отрицательное отношение к папизму. Отцы иезуиты усиленно склоняли Прокоповича остаться в Италии и вступить в их ряды, но он отклонил их предложения.

В 1702 году Прокопович вернулся в Малороссию , отрекся от униатства, принял православие и пострижен в монашество с именем Самуил (в 1705 году переменил свое имя, назвавшись в честь своего дяди Феофаном).

С 1704 года началась его педагогическая деятельность в Киевской духовной академии в качестве преподавателя пиитики .

В 1706 году перешел на класс риторики. Один случай выдвинул его из среды своих сотоварищей. 4 июля 1706 года Петр I прибыл в Киев для основания Печерской крепости, посетил Софийский собор , где приветственное слово ему сказал Феофан. Блестящая проповедь была замечена государем, и для Феофана открылась заря его высокого будущего. В 1708 году он был назначен префектом академии и учителем философии.

В 1709 году фаворит Петра князь Меньшиков посетил Киево-Братский училищный монастырь , слышал себе похвальное слово, сказанное Феофаном, и это выступление не осталось безрезультатно. Меньшиков рекомендовал киевского проповедника митрополиту Новгородскому Иову в архимандриты Юрьевского монастыря , как "учительного человека".

В 1711 году Феофан был вызван в царский лагерь во время турецкого похода, а по возвращении оттуда сделан игуменом Братского монастыря, ректором академии и профессором богословия. С этого времени начался рассвет его академической деятельности. Он отверг господствующую в то время в киевских школах систему схоластического богословского преподавания и выдвинул учено-исторический и критический метод, выработанный протестантской богословской наукой. В силу нового духа или блестящих талантов проф. Феофана лекции его по богословию пользовались в академии большим успехом. Но новаторский дух Феофана начал вызывать против него неудовольствие, и его стали обвинять в неправославии, в частности такие видные сослуживцы как Феофилакт (Лопатинский) и Гедеон (Вишневский) .

В 1715 году Феофан получил приглашение Петра I приехать в Петербург . Здесь он сначала выступил в качестве проповедника-публициста, разъясняя действия правительства и доказывая необходимость преобразований, а также осмеивая и сатирически обличая их противников. Из этих проповедей особенно замечательны слово о царском путешествии за границу и «Слово о власти и чести царской» ( 1718 ), посвященное доказательству необходимости для России неограниченного самодержавия, причем проповедник особенно вооружался на «богословов», полагавших, что власть духовная выше светской.

Несмотря на опасения и попытки отклонить от себя эту честь, 7 февраля 1718 года Феофан был назначен епископом Псковским и Нарвским . Его критики приложили усилия для предотвращения хиротонии – так, вызванный в Петербург для посвящения Феофана во епископы митрополит Стефан (Яворский) не приехал, а отправил донос с обвинением Феофана в неправославии, но Феофан смог отвести от себя обвинения. Его хиротония состоялась 2 июня 1718 года.

Получив сан епископа, Феофан не поехал в Псков на епархию, а остался в Петербурге в качестве ближайшего сотрудника Петра в церковных делах. Через его руки проходят, им составляются или, по крайней мере, редактируются все важнейшие законодательные акты по делам церкви; он пишет, по поручению царя, предисловия и толкования к переводам иностранных книг, учебники, богословские и политические трактаты и т.д. Феофану было поручено Петром составление законодательного акта о ликвидации русского патриаршества и устроении высшего церковного коллегиального управления. Над этим « Духовным регламентом » Феофан трудился в 1719 - 1720 годах.

Когда была учреждена Духовная Коллегия , Феофан назначен в ней вторым вице-президентом, а 25 января 1721 года, после её преобразования в Святейший Синод , Феофан стал его первым вице-президентом и в полном смысле правой рукою Петра-преобразователя в его церковных реформах.

В 1720 году Феофан возведен в сан архиепископа.

Петр Великий нередко делал Феофану подарки. Лично сам подарил ему несколько деревень, дарил значительные денежные суммы. У Феофана в Петербурге образовалось свое хозяйство. Псковскую епархию он посетил только на другой год после назначения и вернулся в Петербург.

В 1721 году Феофан прилагал усилия к открытию в Петербурге семинарии с высшим курсом, своего рода академии, но дело это подвигалось медленно, и он завел школу на своем Петербургском подворье на Карповке.

После смерти императора Петра I 27 января 1725 года Феофан примкнул к партии императрицы Екатерины и немало посодействовал её воцарению.

Общая перемена настроения в правление Екатерины в сторону допетровского уклада неблагоприятно сказалась на Феофане. Прежде всего у него возник антагонизм с Синодальным вице-президентом архиепископом Феодосием (Яновским) , который написал в Синод донос на Феофана, где указал, что в Печерском Псковском монастыре лежат на полу 70 икон со снятыми ободранными окладами и драгоценными украшениями. Это набрасывало на Феофана тень и давало повод вести подкоп под его положение. Феофан понял это и постарался тем же орудием оградить себя от тайного удара. После одной очередной грубости Феодосия в отношении к государыне Феофан донес ей о допущенных им оскорблениях по отношению к ней. Феодосий был сослан в дальний монастырь, а Феофан достиг первенства в Синоде и наследовал его кафедру. 25 июня 1725 года он был назначен архиепископом Новгородским . Феофан настойчиво отказывался от этого лестного назначения и покорился только указу государыни.

С 15 июля 1726 года он первый член Святейшего Синода .

Феофан Прокопович был человек жестокий, он немало погубил невинных людей. Так, он доносил императрице на епископа Льва (Юрлова) , участвовал в обвинении архиепископа Гедеона (Дашкова) . Однако в свое времени Феофан почитался светилом, «оком и рукой царской».

В конце царствования Петра I Феофан чуть ли не открыто стал разделять убеждения кальвинистов и своим поведением возмущал большинство духовенства. « Камень веры » митрополита Стефана (Яворского) , обличающий протестантские заблуждения, не был пропущен цензурой Петра как противоречащий личным убеждениям Феофана. То же было и при Екатерине I. Из церковных деятелей Феофан дружественно сносился с расколоучителями, вел переписку со знаменитым Выговским настоятелем Андреем Денисовым , приглашал его к себе на собеседование, был сильным его покровителем. По словам самих раскольников, Феофан был для них «возлюбленный о Христе брат».

Однако, по вступлении на престол Петра II и по свержении князя Меньшикова религиозное направление изменилось, Феофан оказался в немилости, а «Камень веры» был напечатан.

Вступление на престол императрицы Анны позволило Феофану вновь возвысится став во главе партии поддержавшей восстановление самодержавния подачей известной челобитной 1730 года. Благодаря своему деятельному участию в этом событии он вновь приобрел прочное положение при дворе и в Синоде — и обрушился на своих старых врагов, полемику с которыми на этот раз повел уже не столько в литературе, сколько в застенках тайной канцелярии.

После Феофана Прокоповича, которого так любил и возвышал Петр, киевские ученые не выдвинули из своей среды ни одного такого же ревнителя государственных интересов и пособников светской власти.

Феофан был плодовитым писателем, причем не только церковным, но и светским. Он много трудился на пользу государства в области церковного законодательства, принимал деятельное участие в составлении актов государственно-законодательных или вообще правительственно-официальных.

Не было почти рода писательства, к которому не был бы причастен Феофан. Богослов, проповедник, канонист, юрист, историк, поэт совмещались в нем с разною степенью дарования, но, во всяком случае, в необыкновенном сочетании. Феофан также может быть назван первым русским сатириком, первым представителем того направления, к которому впоследствии примкнули многие русские писатели. Он оказал большое влияние на таких деятелей как А.Д. Кантемир , сатиры которого нередко являются только перифразом проповедей Феофана, и В. Н. Татищев , взгляды которого на русскую историю и современность вырабатывались можно сказать в школе Феофана.

Таких разносторонних и плодовитых талантов мало можно встретить среди наших деятелей XVIII века. Взятая в целом личность Феофана Прокоповича всегда останется одной из центральных фигур русской истории XVIII столетия.

Скончался 8 сентября 1736 года на Карповском подворье на Аптекарском острове .

Труды

"Приветственное слово", сказанное государю в Киеве 5 июля 1706 г.

"Похвальное слово", произнесенное по случаю Полтавской победы в присутствии Петра.

Проповедь, произнесенная 24/XI-1717 г. в день именин императрицы, на текст: "Крепка, яко смерть, любы".

"Слово в неделю цветную о власти и чести царской, яко от самого Бога в мире учинена есть и како почитати царей и оным повиноватися людие долженствует [-вуют]; кто же суть и коликий имеют грех противляющиеся им". 6 апреля 1718 г.

Слово в день памяти Александра Невского, произнесенное в 1718 году, на текст: "Учителю Благий, что сотворив, живот вечный наследую?"

Слово похвальное о флоте российском и о победе галерами российскими над кораблями шведскими. (Произнесено 8/IX-1720 г.)

Слово во время торжеств по случаю Ништадтского мира. (Произнесено в Москве 28 января 1722 г.)

Две проповеди на смерть Петра Великого (1 марта 1725 года - в день погребения и в том же году в день Петра и Павла).

Надгробное слово Екатерине I, произнесенное 16 мая 1727 г.

Речь в день коронации имп. Анны Иоанновны 28 апреля 1730 г.

Слово в день коронации, произнесенное в 1732 году, на текст: "Воздадите Кесарева Кесареви".

Слово в день коронации в 1734 году, сказанное в пользу монархии вообще.

Шесть монашеских (или аскетических) проповедей.

"Поучения и речи" в 3-х частях (собрание проповедей). СПб., 1760, 1761, 1765.

"Правила риторические" (учебник), составлен в 1706 г., полностью не издан.

Духовный регламент.

Вещи и дела, о которых духовный учитель народу христианскому проповедовать должен. М., 1784.

Владимир, славянороссийских стран князь и повелитель, от неверия тьмы в свет Евангельский приведенный Духом Святым (трагикомедия в рукописи сборника имп. публ. библ.).

Торжественная песнь на Полтавскую победу (латинские стихи).

Ода на путешествие Петра II в Москву на коронацию (напеч. в "???").

Описание Киева (латинские элегические стихи).

Увещательная элегия (латинская).

Монашеская элегия (латинская) - эти три элегии помещены в сборнике"???".

Родословная роспись великих князей и царей российских до гос. Петра I, с кратким описанием знатнейших дел их и гравированным каждого портретом. СПб., 1717.

История имп. Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии, изд. Щербатова. СПб., 1783; М., 1788 (есть мнение, что к этому труду Феофан делал лишь замечания и поправки).

Краткая повесть о смерти Петра. СПб., 1726.

Надгробное слово под названием: "???".

Сказание о кончине Петра II и о вступлении на престол Анны Иоанновны. СПб., 1737.

Правда воли монаршей во определении наследника державы своей. Напеч. в авг. 1722 г.

Манифест о коронации.

Церемониал встречи государя в Новгороде в 1728 году. (напеч. в IX ч. "Древней Российской Вивлиофики", 2-е изд.).

Рассуждение о нетлении мощей св. угодников Божиих в Киевских пещерах нетленно почивающих. Киев, 1890.

Семь богословских трактатов, составляющих неоконченную систему Богословия.

Христовы о блаженствах проповеди. // Русский архив. 1916. кн. 1.

Диалогизм или беседа о догматах Православной Церкви.

Истинные основания и должности христианской веры, или наставления язычникам, обращающимся в христианскую веру.

Литература

Соловьев С.М. История России. кн. III. с. 1547, 1557-1559; кн. IV. с. 274, 275, 277, 284, 285, 484, 626, 799, 800, 804, 805, 824, 917, 1050 и др.; кн. V. с. 531, 543.

Устрялов Н. История [царствования] Петра Великого.

Рункевич С.Г. История Русской Церкви под управлением Св. Синода. т. I. СПб., 1900.

Он же. Александро-Невская Лавра 1713-1913 гг. СПб., 1913. с. 15-694.

Кедров Н.И. Духовный регламент в связи с преобразовательной деятельностью Петра Великого. М., 1886.

Самарин Ю.Ф. Стефан Яворский и Феофан Прокопович. М., 1880.

Чистович И.А. Решиловское дело. СПб., 1861.

Он же. Феофан Прокопович и его время. СПб., 1868, 1878.

Извеков Д. Из истории богословской полемической литературы XVIII в. // Православное обозрение. 1871. авг.

Он же. Один из малоизвестных литературных противников Ф. Прокоповича. // Заря, 1870, VIII.

Тихонравов. Трагикомедия Ф. Прокоповича "Владимир". // Журнал мин. нар. просвещ. 1879. май.

Петров Н. О словесных и литературных занятиях в Киевской академии от начала ее до преобразования в 1819 г. // Труды КДА. 1866. № 7, 11, 12; 1867. № 1, 3.

Толстой М.В. Святыни и древности Пскова. М., 1861. прилож. с. 15.

Он же. Рассказы из Ист. Р. Ц. с. 617-620, 629.

Поселянин Е. Русская церковь и русские подвижники 18 века. с. 53, 57-60, 63, 66, 79.

Знаменский П.В. Духовные школы в России до реформы 1808 г. Казань, 1881.

Он же. История Русской Церкви. [так? м.б. Русская церковная история?]

Он же. Приходское духовенство в России со времени реформы Петра Великого. Казань, 1873.

Морев И.В., прот. "Камень веры" митр. Стефана Яворского, его место среди отечественных противопротестантских сочинений и характеристические особенности его догматических воззрений. СПб., 1904.

Пекарский П. Наука и литература в России при Петре Великом. СПб., 1862. т. I, II.

Он же. История Академии Наук. т. I.

Цыпин А. История русской литературы. т. III.

Стефанович, свящ. Феофан Прокопович, как канонист. М., 1906.

Червяковский П. Материалы для истории православного богословия в России. // Христианское чтение за 1876, 1877, 1878 гг.

Морозов П. "Феофан Прокопович, как писатель, очерк из истории русской литературы в эпоху преобразования". СПб., 1880.

Доброклонский. История Русской Церкви.

Барсов Н.И. Исторические критические и полемические опыты.

Обзор рус. дух. лит. с. 289.

Глинский Б.В. О титуле самодержавия. с. 567-603.

Едлинский М., свящ. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую. т. III. СПб., 1903. с. 160-167.

Архангельский А. Духовное образование и духовная школа в России при Петре Великом. Казань, 1883.

Здравомыслов. Иерархи Новгородской епархии.

Корсаков Д.А. Воцарение имп. Анны Иоанновны. Казань, 1880.

Арсеньев. Царствование Петра. СПб., 1839.

Громов. Преобразовательная деятельность Петра Великого. // Вера и разум. 1891. № 1 и 2.

Аскоченский. Киев. т. I.

Гатцук. Календарь на 1883 год. с. 136.

Вишневский Д.К. Киевская академия в первой половине XVIII в. Киев, 1903.

Попов Н. Татищев и его время. М., 1861.

Титлинов Б.В. Правительство имп. Анны Иоанновны в его отношениях к делам православной церкви. Вильна, 1905.

Тихомиров Ф. Трактаты Прокоповича о Боге Едином по существу и Троичном в лицах. СПб., 1884 и речь перед защитой этой диссертации на тему: "Идея абсолютного Бога и протестантский схоластицизм в богословии Феофана Прокоповича".

Жмакин В. Церемониал погребения Ф. Прокоповича. // Христианское чтение. 1882. ч. 1.

Евгений (Болховитинов). Словарь духовных писателей. СПб., 1827. с. 295-330.

Булгаков. с. 1407, 1410.

Толстой Ю. № 15.

Списки архиереев. № 15.

Житие Прокоповича, составленное Маркеллом Родышевским // Чтен. в О.И.Д.Р. 1862. кн. 1, под загл. "Дело Феофана Прокоповича".

Письма и бумаги имп. Петра Великого. СПб., 1887.

Полное собрание постановлений и распоряжений по вед. прав. ист. [по ведомству православных исповеданий Российской империи ?] 1721-1736 гг.

Амвросий. История Российской иерархии. ч. I. с. 81.

Исторические сведения о г. Арзамасе, 1911. с. 65.

Церковные вопросы в России или рус. дух. вед. Браила. 1896. с. 40, 47.

Летопись Е.А. с. 689, 699, 703-705.

Биография Прокоповича, сост. Д. С. Рудневым и приложенная к сочинению Феофана: "???"

Журнал мин. нар. просвещ. 1833. № 7.

Сборн. имп. рус. общ. т. 11, 55, 79, 84, 94, 101, 104, 106, 108, 111, 114.

Чтен. в О.И.Д.Р. 1864. ч. IV.

Изв. Казан. еп. 1869. № 20. с. 605.

-"- 1879. № 21. с. 600.

-"- 1881. № 23. с. 629.

-"- 1884. № 22.

Православный собеседник. 1874. июнь. с. 92.

-"- 1878. июнь. с. 203.

-"- 1897. июль. с. 291; нояб. с. 624; дек. с. 730-733.

-"- 1907. июнь. с. 834.

-"- 1908. апр. с. 501 прим., с. 506.

-"- 1912. дек. с. 847.

Труды КДА. 1861. № 3.

-"- 1865 (Книга записная исходящим за подпис. преосв. Феофана к разным персонам с 1 января 1728 г. по 16 декабря 1729 г.)

-"- 1870. авг. с. 574.

-"- 1878. апр. с. 147-156, 163; май. с. 300-301, 307-309.

-"- 1879. июнь. с. 188-193, 204.

Христианское чтение. 1869. апр. с. 620.

-"- 1877. № 8.

-"- 1878. март. с. 291.

Церковный вестник. 1891. № 7. с. 103; № 37. с. 588.

Исторический вестник. 1865. сент. с. 702 п/с. 2.

-"- 1881. февр. с. 456-458; июнь. с. 424.

-"- 1882. май. с. 483-484.

-"- 1883. янв. с. 201-202.

-"- 1884. февр. с. 417-420.

-"- 1886. апр. с. 159.

-"- 1888. февр. с. 480.

-"- 1892. февр. с. 497.

-"- 1891. июль. с. 195.

-"- 1896. апр. с. 154 п/с., 156, 159, 160; июль. с. 75.

-"- 1900. окт. с. 250.

-"- 1905. апр. с. 219.

-"- 1908. нояб. с. 607-608.

-"- 1913. февр. с. 595-596.

-"- 1915. окт. с. 335.

Русская старина. 1870. т. 2. с. 23-24.

-"- 1872. дек. с. 691.

-"- 1874. апр. с. 798.

-"- 1875. февр. с. 439.

-"- 1876. апр. с. 723, 877.

-"- 1879. май. с. 2, 3, 4.

-"- 1880. янв. с. 124, 125.

-"- 1882. янв. с. 86.

-"- 1886. янв. с. 3-4, 6-9; февр. с. 268, 278.

-"- 1887. июль. с. 1, 3.

-"- 1888. нояб. с. 414, 523.

-"- 1904. авг. с. 454.

Приб. к Ц.В. 1914. № 20. с. 935.

Православное обозрение. 1868. июль. с. 392, 401; сент. с. 29.

-"- 1863. янв. с. 48-106.

Русский архив. 1863. кн. 4 (Письмо Кантемира к Феофану).

-"- 1865. кн. 4 (Письмо Феофана к Киевскому еп. Рафаилу).

-"- 1869. кн. 9 (Записка Феофана о жалованьи синодальным членам).

-"- 1870. № 11. с. 1953-1956.

-"- 1872. № 5. с. 997-1004; № 9. с. 1672.

-"- 1889. кн. 1. с. 68 (Воспомин. гр. А.Д. Блудовой); кн. 2. с. 66, 69, 176, 181 (Письма Киевского митр. Евгения Болховитинова к В.Г. Анастасевичу).

-"- 1893. кн. 3. с. 34 (Скворцов Н., свящ. Московский Кремль).

-"- 1895. кн. 3. № 10. с. 220.

-"- 1898. кн. 3. с. 5 (Выдержки из указов гр. П.Б. Шереметьева его управителям).

-"- 1900. кн. 2. № 8. с. 409-441.

-"- 1901. кн. 1. № 3. с. 359.

-"- 1903. кн. 1. № 3. с. 539; № 4. с. 38; кн. 3. № 9. с. 251; № 10. с. 253.

-"- 1910. кн. 1. № 2. с. 301, п/с и с. 304.

-"- 1912. № 6. с. 297.

-"- 1916. кн. 1. с. 182 (Лебедев А. Архиеп. Иаков Вечерков).

ЖМП. 1946. № 3. с. 38-43; № 4. с. 61-72.

-"- 1944. № 12. с. 52, 57.

-"- 1959. № 11. с. 49, 38.

БЭС. т. II. с. 1675, 1936.

ЭС. т. 41-а. с. 929.

РБС. т. XXV. с. 399-448.

Н.Д. с.19, 51.

Внешние ссылки

Статья в портале «Русское Православие»:

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_3856

Статья энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона:

http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/007/106/106556.htm

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.