Значение ФЕОФИЛАКТ (РУСАНОВ) в Православной энциклопедии Древо

ФЕОФИЛАКТ (РУСАНОВ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Феофилакт (Русанов) ( 1765 - 1821 ), митрополит , экзарх Грузии .

В миру Русанов Феодор Гаврилович, родился в 1765 году в семье причетника Набережной волости Онежского округа Архангельской губернии.

Первоначальное образование получил в Олонецкой духовной семинарии .

В 1788 году поступил в С.-Петербургскую Александро-Невскую главную семинарию .

В 1792 году окончил курс обучения и оставлен при семинарии учителем поэзии и риторики.

В том же году пострижен в монашество .

В 1793 году рукоположен во иеродиакона и исполнял обязанности катехизатора.

В 1794 году рукоположен во иеромонаха , назначен законоучителем в греческий корпус (с 1796 года переименован в корпус чужестранных единоверцев).

В 1795 году возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Зеленецкого монастыря .

С 29 мая 1796 года - настоятель Сергиевой пустыни и законоучитель кадетского корпуса.

С 8 ноября 1798 года - настоятель Новгородского Антония Римлянина монастыря . Член Св. Синода в звании асессора.

С 1799 года - настоятель Новгород-Иверского монастыря .

30 октября 1799 года архимандрит Феофилакт был рукоположен на новообразованную Калужскую кафедру и почитается ее первым действительным архипастырем.

Ноябрь и декабрь 1799 года прошли у епископа Феофилакта за устроением и окончанием дел по должности члена Св. Синода. В виду этих обстоятельств в Синоде не было продолжительное время даже изготовлено указа об открытии Калужской епархии . Таковой был составлен только 19 декабря, а получен 5 января 1800 г. 8-го же января Преосвященный Феофилакт прибыл в Калугу, и тогда же состоялось торжественное открытие учрежденной еще 16 октября 1799 года Калужской епархии . Первоочередной заботой новопоставленного архипастыря было устройство консистории, и разбор епархиальных дел, оставшихся от консистории Дмитровской. При этом епископ Феофилакт вынужден был войти в неприятные отношения к Московскому митрополиту, от которого требовал, на основании Синодального постановления, выдачи ему ризницы и прочего церковного и домового имущества бывших Крутицких архиереев ("Не по сану отважный"- так его называл митрополит Платон (Левшин) ). Эти обоюдные неприятности еще более усилились после того, как епископ Феофилакт, преобразовав Калужское духовное училище в Семинарию , перевел в нее калужан из Перервинской и Троицкой Московских семинарий. Святитель Филарет Московский , обучавшийся в это время в Троицкой семинарии , говорит, что семинария эта славилась хорошим знанием латинского языка, и слава эта поддерживалась семинаристами-калужанами, и что с учреждением семинарии в Калуге, отошли к ней некоторые лучшие латинисты, и знание латыни в Троицкой семинарии стало падать. Кроме устроения семинарии, епископ Феофилакт создал в Калуге свечной завод и консисторию, поиск зданий для которых доставил ему немало труда. Кроме епархиальных дел, Преосвященный был часто привлекаем к устройству дел общецерковных. Так, в 1806 он был вызван для присутствия в Св. Синоде , где был утвержден членом комитета по улучшению Духовных Училищ (с 29 ноября 1807 года) - а потом учрежденной из него (26 июня 1808 ) Комиссии Духовных Училищ . В 1808 году епископ Феофилакт составил "Положение о содержании бедных учеников в уездных и приходских училищах и об образе призрения остающихся духовных сирот," а в 1809 году он же окончил начатое Сперанским составление Академического Устава, создал устав для Семинарий, уездных и приходских училищ.

11 февраля 1808 г. епископ Феофилакт был утвержден постоянным членом Св. Синода , а 25 декабря 1808 года возведен в сан архиепископа .

5 марта 1809 г. он был переведен с третьеклассной Калужской кафедры на второклассную Рязанскую .

27 ноября 1812 года именным указом составлена ему "экстраординарная комиссия" по приведению в надлежащее устройство епархий, ранее занятых неприятелем.

В середине декабря 1813 года вернулся в свою Рязанскую епархию .

4 мая 1817 г. архиепископ Феофилакт был назначен экзархом Грузии , с возведением 1 июля 1819 г. в сан митрополита .

Скончался он 19 июля 1821 года от тифа в Сигнахе , и погребен в Бодбийском Георгиевском монастыре .

Феофилакт (Русанов) был человеком, безусловно, талантливым, а по словам современников, "живым, светским, образованным, блестящим проповедником". Он очаровал все петербургское общество своими проповедями и знанием французского языка.

В то же время это был человек с честолюбивыми наклонностями. Он не чувствовал особого расположения к монашеству, к аскетическому образу жизни, но принял монашество потому, что оно в то время владело всеми высшими местами в церковной иерархии и в духовно-учебном мире.

И в монашеском одеянии Феофилакт держал себя довольно свободно. Он изящно одевался и даже применял у себя некоторые приемы светского общества. Он имел большие связи и особенно был любим в дамском обществе. Любил блеск и пышность как дома в одежде и обстановке, так и в храме в богослужении и облачении. Феофилакт постоянно занимался самообразованием. Своими обширными познаниями, даром слова и видною величественною внешностью он производил сильное впечатление, был известен при дворе и вскоре занял почетное положение. Как первому епископу вновь учрежденной Калужской епархии , ему пришлось устраивать епархиальное управление, духовную консисторию, устанавливать границы епархии, бороться с расколом и проч. И на этом поприще проявилась его твердая независимость в деятельности, обходительность и справедливость к подчиненному духовенству, которое он стремился поднять на подобающую высоту. Вызов преосв. Феофилакта в Санкт-Петербург в 1806 году был началом его славного периода жизни и церковной деятельности. Он был самым деятельным членом как в "Комитете", так и в "Комиссии", выделяясь среди других своей ученостью, энергией, инициативностью и пользуясь авторитетом в области церковного просвещения. Он быстро выдвинулся в Петербурге среди духовенства, стал известен в высших кругах, подружился с князем Голицыным, был приятелем Сперанского и, заручившись сильной поддержкой, стал мечтать о Петербургской митрополии и о первом кресле в Св. Синоде. В результате вскоре оказался соперником митрополита Амвросия (Подобедова) , положение которого становилось шатким. Государь охладел к последнему, а враги митрополита воспользовались этим. Во время этой борьбы в столицу прибыл Филарет Дроздов , тогда еще в сане иеродиакона, который скоро вошел в доверие к С.-Петербургскому митрополиту и сделался его правой рукой. Благодаря Филарету митр. Амвросий продержался на своем месте дольше, чем можно было думать, и не допустил до него Феофилакта.

Между Филаретом и Феофилактом установились недружелюбные отношения, и постепенно положение Феофилакта стало колебаться, так как его прежние покровители перешли на сторону Филарета . И то, что Амвросий твердо выдержал эту борьбу и не уступил добровольно своего места Феофилакту, имело, по словам Филарета , благодетельное для Церкви значение.

Постепенно значение Феофилакта значительно ослабело. Его старались благородным образом временно удалить из Петербурга. И как раз явилось важное дело по приведению в порядок разоренных Наполеоном епархий. Получив именной указ, он возглавил "Экстраординарную комиссию", назначенную для выполнения этого дела. В декабре 1813 года преосв. Феофилакт вернулся в свою Рязанскую епархию . Предметом особых забот его здесь была духовная семинария, для которой при нем были построены новые здания, кроме того, улучшено преподавание всех общеобразовательных предметов и материальное положение семинаристов. По отношению ко всей вообще рязанской пастве он был энергичным, гуманным и просвещенным пастырем.

Получив назначение экзархом Грузии , он выхлопотал материальное обеспечение грузинскому духовенству и через благочинных подчинил его дисциплине. Оживил миссионерскую деятельность Осетинской комиссии. Число новообращенных доходило до 40000 человек.

Но самочувствие экзарха было не особенно хорошее. Ни повышение, ни награда (он был возведен в сан митрополита и награжден орденом св. Владимира 1-й степени) не могли утешить его. Тоска по России и сознание опалы тяжелым бременем лежали на его сердце. В 1821 году он стал просить о переводе его в Россию, но в июле того же года при обозрении церквей Кахетии простудился, заболел тифом и 19 июля скончался.

Труды

Слова. М., 1809 в 2-х частях.

Слово на погребение генерала П.И. Мелиссино. СПб., 1797.

Переводы

Философское утешение Боэция. СПб., 1794.

Безбра, "О достоверности Евангелия". М., 1803.

Женнингса, "Созерцание христианства" в 2-х ч. М., 1803.

Де-ла-Люзерана, "О превосходстве религии". М., 1804;

Врачевство от уныния в 2-х частях. Калуга, 1805;

Против безверия. Калуга, 1806.

Боэций. Философское утешение. / Пер. [Феофилакт Русанов]. СПб., 1794.

Безбр. О достоверности Евангелия. / Пер. [Феофилакт Русанов]. М., 1803.

Женнингс. Созерцание христианства, в 2-х ч. / Пер. [Феофилакт Русанов]. М., 1803.

Де-ла-Люзеран. О превосходстве религии. / Пер. [Феофилакт Русанов]. М., 1804.

Де-ла-Люзеран. Врачевство от уныния, в 2-х ч. / Пер. [Феофилакт Русанов]. Калуга, 1805.

Де-ла-Люзеран. Против безверия. / Пер. [Феофилакт Русанов]. Калуга, 1806.

Литература

Чистович И. Руководящие деятели духовного просвещения.

Ельчуков А. Феофилакт Русанов, знаменитый русский иерарх эпохи императора Александра I. Киев, 1905.

Леонид, иером. История церкви Калужской губернии и Калужской иерархии.

Агнцев. История Рязанской семинарии.

Гаврилов А.В. История С.-Петербургской Синодальной типографии. СПб., 1911.

Котович А.Н. Духовная цензура в России. СПб., 1909.

Титов. Акты к истории Киевской академии.

Евгений (Болховитинов). Словарь духовных писателей.

Покровский. Библиотека Московской Синодальной типографии. вып. 6.

Гатцук. Календарь на 1883 год. с. 136.

Булгаков. с. 1399, 1401, 1411.

Толстой Ю. № 182.

Воспоминания архим. Пимена. с. 101.

Списки архиереев. № 182.

Обзор рус. дух. лит. с. 428.

Опись документов и дел Комиссии духовных училищ. СПб., 1910.

Опись рукописей, хранящихся в архиве Св. Синода. № 2027, 2029, 2031, 2036.

Проповеди 1-й половины XIX века. М., 1912.

Калужский церк. общ. вестник. 1908. № 29-31.

Труды КДА. 1888. февр. с. 230-233.

-"- 1904. окт.-нояб.

-"- 1905. сент.

Странник. 1895. авг.

Вера и разум. 1907. № 16-18.

Вестник Европы, 1873. № 11-12. т. 6. с. 230.

Православный собеседник. 1885. янв. с. 3, 21; июль. с. 366; сент. с. 70.

-"- 1889. авг. с. 580.

-"- 1897. июнь. с. 194.

-"- 1914. янв. с. 71.

Русский паломник. 1912. № 42. с. 654.

-"- 1914. № 18. с. 288.

Русская старина. 1871. т. 4. с. 226-228.

-"- 1880. янв. с. 25, 118, 120; апр. с. 697-700.

-"- 1885. июнь. с. 570-573; авг. с. 339.

-"- 1887. янв. с. 26.

-"- 1895. март, дек. с. 527.

-"- 1910. май. с. 404-428.

Исторический вестник. 1881. июль. с. 536.

-"- 1884. апр. с. 235.

-"- 1890. авг. с. 408.

-"- 1893. окт. с. 231.

-"- 1895. февр. с. 639, 641.

-"- 1896. апр. с. 182.

-"- 1900. авг. с. 632.

Православное обозрение. 1885. сент.-дек. с. 296.

Христианское чтение. 1871. дек. с. 978.

Русский архив. 1872. № 3. с. 457-458.

-"- 1870. № 3. с. 614 п/с, с. 618.

-"- 1903. кн. 1. № 1. с. 75; кн. 2. № 6. с. 290.

-"- 1904. кн. 1. № 2. с. 227.

ЖМП. 1959. № 4. с. 60.

ЖПБ. декабрь. с. 343.

БЭЛ. т. IV. с. 722-727; т. VIII. с. 110; т. IX. с. 44.

БЭС. т. I. с. 686; т. II. с. 1164, 1973.

РБС. т. XXV. с. 466-469.

Н.Д. с.46, 69, 84.

Использованные материалы

На сайте Русское Православие

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_7063

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.