Значение ФЕОФИЛАКТ (ГОРСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо

ФЕОФИЛАКТ (ГОРСКИЙ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Феофилакт (Горский) (+ 1788 ), епископ Коломенский , духовный писатель.

Год и место рождения неизвестны.

Обучался в Московской Славяно-Греко-Латинской академии .

В 1758 году пострижен в монашество и в том же году определен в академию учителем аналогии.

В 1759 году рукоположен во иеродиакона и назначен учителем синтаксимы.

В 1762 году рукоположен во иеромонаха и определен учителем риторики.

В 1767 году переведен на философию.

С 20 мая 1768 года - префект академии.

В 1769 году определен ректором Славяно-Греко-Латинской академии.

В 1773 Феофилакт издал на латинском и русском языках в виде дискуссионных тезисов христианские догматы православной веры.

С 1774 года - архимандрит Донского монастыря .

18 сентября 1776 года хиротонисан во епископа Переяславского .

Собирал материал для издания в 1784 «Догматико-нравоучительного богословия» (на латинском языке).

С 6 мая 1788 года - епископ Коломенский .

Скончался 12 сентября 1788 года.

Труды

Главный труд еп. Феофилакта — «Гармония и толкование на все Священное Писание» — до сих пор остается в рукописи. По мнению Тареева , Феофилакт — один из основателей собственно отечественной традиции религиозно-философской мысли. Наряду с Платоном (Левшиным) он стал выразителем метода анагогии, требующего синергического одухотворения «внешности красящегося слога», или буквы, что позднее дало повод некоторым авторам упрекнуть Феофилакта в компилятивности. Напротив, для Феофилакта характерно подчеркивание «сокровенности» своей мысли или духовного опыта. Его творчество явилось наглядной иллюстрацией вывода В. Зеньковского о «конкретном онтологизме» как одной из основных особенностей русского философствования.

Догматы христианской православной веры (на рус. и нем. яз.). М., 1773.

Надгробное слово м. [митр.?] Тимофею. М., 1767.

Слово в день ап. Андрея Первозванного. М., 1776.

Слово на день ап. Петра и Павла. М., 1776.

Толкование на Св. Писание (в рук.).

Литература

Списки архиереев. № 141.

Санковский А. Краткое описание церквей Смоленской епархии. с. 195.

Евгений (Болховитинов). Словарь духовных писателей. СПб., 1827. ч. II.

Смирнов С. История Московской Славяно-Греко-Латинской академии. М., 1855.

Филарет (Гумилевский). Обзор русской духовной литературы. Чернигов, 1863. Кн. 2;

Бронзов А. А. Нравственное богословие в России в течение XIX столетия. СПб., 1901.

Денисов. с. 403.

Толстой Ю. № 141.

Обзор рус. дух. лит. с. 357-358.

Цветник Пешношский. М., 1898. с. 26-27.

Православный собеседник. 1900. февр. с. 213.

Русская старина. 1904. сент. с. 662.

БЭЛ. т. XII. с. 361.

БЭС. т. II. с. 1411.

ЭС. т. 4, доп. с. 934.

РБС. т. XXV. с. 456.

Н.Д. с.47, 64.

Использованные материалы

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_7303

Словарь русской цивилизации

http://www.rusinst.ru/articletext.asp?rzd=1&id=1174

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.