Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Афанасий Александрийский (ок. 297 - 373 ), архиепископ , святитель , великий отец Церкви.
Память 18 января , 2 мая .
Родился около 297 года в городе Александрии в семье благочестивых христиан. Он получил хорошее светское образование, но еще более глубокие познания приобрел прилежным изучением Священного Писания. С отроческих лет будущий великий святитель Афанасий стал известен Александрийскому Патриарху, святому Александру при следующих обстоятельствах. Однажды группа детей, среди которых находился и отрок Афанасий, играла на берегу моря. Дети-христиане решили крестить своих сверстников-язычников. Отрок Афанасий, которого дети избрали "епископом", совершал крещение , в точности повторяя слова, слышанные им в церкви при этом таинстве. Все это наблюдал из окна Патриарх Александр. Потом он велел привести к себе детей и их родителей, долго беседовал с ними и, удостоверившись, что крещение, совершенное детьми в игре, было во всем согласно с церковным уставом, признал крещение действительным и дополнил его миропомазанием. С этого времени Патриарх наблюдал за духовным воспитанием юного Афанасия и со временем присоединил его к клиру, сначала чтецом, а затем посвятил в сан диакона . В этом сане святой Афанасий сопровождал Патриарха Александра в 325 году на I Вселенский Собор в Никее. На Соборе святой Афанасий выступал с опровержением ереси Ария . Эта речь была одобрена православными отцами Собора, а ариане - явные и скрытые - возненавидели Афанасия и на протяжении всей его жизни подвергали гонениям.
9 июня 328 г., после смерти святого Патриарха Александра, святой Афанасий был единодушно избран его преемником на Александрийскую кафедру. Он долго отказывался, считая себя недостойным, но по настоянию всего православного населения должен был согласиться, и в возрасте 28 лет был рукоположен в сан епископа и поставлен во главе Александрийской Церкви .
По бездоказательным наветам своих противников, ариан, свт. Афанасий был низложен в 335 г. Тирским собором , а в 336 г. осужден на изгнание в Трир императором, которому успели внушить, что Афанасий хочет приостановить ежегодный вывоз зернового хлеба из Александрии в Константинополь.
По смерти свт. Константина I (+ 337 ), Афанасий возвратился из ссылки осенью 338 года, но его энергичная борьба против ариан возбудила их вражду в такой степени, что весной 340 г. императорский наместник с помощью вооруженной силы поставил и архиепископом александрийским арианина Григория . Афанасий бежал в Рим к архиепископу Юлию I , по старанию которого он был признан на Римском соборе 341 г. и на соборе в Сардике в 343 г. невинным, а учение его объявлено согласным с догматами церкви. Император византийский Констант также благоволил к Афанасию, и выхлопотал ему у брата своего Констанция разрешение вернуться в Александрию по смерти Григория, в октябре 346 г. Когда же Констанций, сделавшись единодержавным монархом, доставил победу арианам в 355 г., то Афанасий должен был вновь отказаться от духовной власти. На его место был назначен Георгий из Каппадокии, а когда солдаты ворвались 9 февраля 356 г. ночью в церковь св. Фомы, где Афанасий совершал по случаю праздника всенощное бдение, то он вынужден был бежать в Египетскую пустыню; но и отсюда имел большое влияние на паству своим личным авторитетом и сочинениями. По вступлении на престол Юлиана Отступника , Георгий был убит во время народного восстания, и Афанасий мог вернуться в Александрию в феврале 362 г., но его ревностная деятельность, клонившаяся к умиротворению церкви, возбудила неудовольствие императора, так что 25 октября 362 г. ему пришлось в четвертый раз отправиться в изгнание, на этот раз в Фиваидскую пустыню. После падения Юлиана Афанасий возвратился в Александрию в феврале 364 г., но в царствование императора Валента был вынужден еще раз оставить город с октября 365 г. по февраль 366 г.; с тех пор его более не беспокоили до самой его кончины, последовавшей 2 мая 373 г., в возрасте 76 лет.
Из 45 лет своего епископства, Афанасий провел в изгнании около 20 лет. Об его характере еще при его жизни судили различно. Ненавидимый своими противниками до самой смерти, а приверженцами почитаемый за святого, Афанасий неустрашимо боролся при самых разнообразных обстоятельствах жизни и словом и делом за одну великую идею, от признания которой, по его убеждению, зависело существование Церкви. За страшную суровость, в которой упрекали его враги, они, в свою очередь, жестоко отплачивали ему всякий раз, когда им представлялась к тому возможность. Как архипастырь он соответствовал строгому идеалу своего времени, умел, несмотря на свою мало внушающую наружность, господствовать над умами и оставил свое учение в наследие всей церкви. В его многочисленных сочинениях догматического и полемического характера вместе с пламенной ревностью к православию высказывается выдающийся созерцательный ум, которым он далеко превосходил своих противников; горячность глубокого личного убеждения соединяется в них с ясностью, осмотрительностью и точностью изложения.
Тропарь Афанасию Великому, архиеп. Александрийскому
Столп был еси православия,/ Божественными догматы подтверждая Церковь, / священноначальниче Афанасие: / Отцу бо Сына Единосущна проповедав, / посрамил еси Ария. / Отче преподобне, / Христа Бога моли / даровати нам велию милость.
Творения
Сохранились многочисленные творения святителя Афанасия: четыре "Слова", направленные против ереси ариан, а также письмо к Епиктету , епископу Коринфской Церкви, о Божественной и человеческой природе в Иисусе Христе, 4 письма к епископу Серапиону Тмуитскому о Божественности Святого Духа и равенстве Его с Отцом и Сыном - против ереси Македония. Сохранились также и другие сочинения апологетического характера в защиту Православия, в том числе письмо к императору Констанцию .
Его "История ариан для монахов" написана в строго православном духе и служит неоценимым памятником для изучения борьбы религиозных партий того времени. Меньшее значение имеют его сочинения в области экзегетики и морали. Лучшее издание их принадлежит Монфокону (3 тома, Париж, 1698 г.). Дополнением к ним служит второй том "Bibliotheca patrum" Монфокона (Пар., 1706). Тило поместил в первом томе своей "Bibliotheca patrum graecorum dogmatica" (Лейпц., 1853) только главные догматические сочинения Афанасия. Важное значение для летосчисления имеют сохранившияся на сирийском языке: "Описания праздников", составленные Афанасием.
Известны комментарии святителя Афанасия к Священному Писанию, книги нравоучительного характера и подробное жизнеописание преподобного Антония Великого , с которым святитель Афанасий был очень близок. Святитель Иоанн Златоуст советовал читать каждому православному христианину это житие.
На русском языке издано:
Творения. Части 1-4. Под ред. проф. А. П. Шостьина. М., 1851-1854. ( "Творения святых отцев в рус. пер.", изд. при МДА, тт. 17, 19, 21, 22). То же. Изд. 2-е, испр. и доп. Части 1, 2, СТСЛ, 1902. Части 3, 4. СТСЛ, 1903 (Отд. пригож. к ж. "Богословский вестник", 1902, 1903).
О пользе чтения Священного Писания. В кн.: "Выписки из писаний святых церковноучителей и других писателей о необходимости и пользе чтения Священного Писания". Изд. А. фон Эссом. Пер. с нем. СПб., 1817.
Из ХХХIХ письма о праздниках. В кн.: "Сочинения и переводы Евсевия, архиепископа Карталинского. Ч. I. Переводы из творений святых отцев." СПб., 1858. То же. "Христианское чтение", 1838, III, с. 188 слл.
Из беседы на слова: "Вся мне предана суть Отцем Моим". - Из беседы о слепорожденном. - В кн.: Поторжинский М. А. Святоотеческая хрестоматия. Киев. 1877. То же: "Христианское чтение", 1835, II, с. 119 слл.; 1837, III, c. 150 слл. 5. Краткое обозрение Святого Писания Ветхого Завета. - "Христианское чтение", 1841, IV, с. 217 слл.; с. 324 слл.
Обозрение Посланий Святых Апостолов и Откровения Иоанна. - Там же, 1842, I, с. 157.
О девстве или о подвижничестве. - Там же, 1833, III, с. 117 слл.
О начале и распространении идолопоклонства. - Там же, 1837, IV, c. 3 слл. 9. О том, что человек может познавать Бога в душе своей умом, и что душа человеческая разумна и бессмертна. - Там же, 1837, IV, с. 113 слл.
О причинах воплощения Бога-Слова. - Там же, 1837, IV, с. 275 слл.
О воплотившемся Боге-Слове против ариан. - Там же, 1840, III, с. 165 слл.
О Воскресении Господа нашего Иисуса Христа. - Там же, 1841, II, с. 84 слл.
О терпении. - Там же, 1837, II, с. 120 слл.
О происхождении нравственного зла. - Там же, 1837, III, с. 25 слл.
О крестной смерти Иисуса Христа. - Там же, 1838, II, с. 132 слл.
На Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. - Там же, 1831, ХVII, с. 127 слл.
Жизнь преп. Синклитикии. - Там же, 1824, ХVI, с. 3 слл.
Письма. - Там же, 1838, IV, с. 118 слл.; 1839, IV, с. 133; 1842, II, с. 212 слл., 236 слл.
На богомерзких и проклятых злохульных ариан. - В кн.: Богодухновенные книги великих пастырей церковных и учителей всея Вселенныя. Пер. с эллиногреч. яз. на славянорос. иером. Епифания (Славинецкого). М., 1656.
Использованные материалы
http://www.jmp.ru/svyat/may02.htm#Afanasij-Alexandrijskij
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент