Значение АФАНАСИЙ (ПАТЕЛЛАРИЙ) в Православной энциклопедии Древо

АФАНАСИЙ (ПАТЕЛЛАРИЙ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Афанасий III (Пателларий) Сидящий (Άθανάσιος (Πατελλάριος) [1] ) ( 1597 - 1654 ), Патриарх Константинопольский, Лубенский и Харьковский чудотворец, святитель .

Память 2 мая

В миру Алексий Пателларий.

Родился в 1597 году в городе Рефимне на острове Крит , в благочестивой и знатной греческой семье, бывшей в родстве с византийской императорской династией Палеологов . Несмотря на образованность и известность в обществе, Алексия влекла жизнь христианских подвижников. После смерти отца он в 1623 году постригся в рясофор с именем Анания в одном из Солунских (Фессалоникийских) монастырей, откуда позже ушел в монастырь Есфигмен на Афоне , где нес послушание в трапезной. С Афона он предпринял путешествие в Палестинские обители и в одной из них принял иноческое пострижение с именем Афанасий. В эти годы он уже стал известен как выдающийся проповедник, толкователь Священного Писания и гимнограф , автор духовных песнопений в честь Пресвятой Богородицы и некоторых святых. Святой перевел с еврейского на новогреческий язык Псалтирь , которая впоследствии хранилась в обители святого апостола Иоанна Богослова на острове Патмос .

По возвращении в Солунь он был поставлен во пресвитера и с 1626 года распространял Христово учение среди валахов и молдаван , для которых перевел Псалтирь с греческого на их родной язык. Изредка святитель уходил на Афонскую Гору для молитвенного уединения и Божиего благословения на пастырские труды. Святость его жизни привлекала множество христиан, желавших видеть истинного проповедника православной Христовой веры.

Своими незаурядными способностями и духовными дарованиями он привлек внимание Патриарха Константинопольского Кирилла I (Лукаря) , который, призвав подвижника, назначил его проповедником при патриаршей кафедре. В 1631 году святой Афанасий был хиротонизан во епископа и поставлен митрополитом Солунским .

Вскоре Патриарх Кирилл (Лукарь) был оклеветан перед султаном и заточен на острове Тенедос , а святитель Афанасий возведен на патриарший престол 25 марта 1634 года, в день Благовещения Пресвятой Богородицы . Находясь на первосвятительской кафедре, Патриарх Афанасий вел неустанную борьбу за Православие против еретиков , иезуитов и мусульман . Пробыв на Патриаршем престоле около 40 дней, происками врагов Православия он был низведен, а на кафедру возвращен Кирилл (Лукарь). [2]

Святитель Афанасий отправился на Афон , где более года подвизался в уединении, совершенствуясь в делании поста и молитвы. Затем он жил один год в Италии , где папа предложил ему принять католичество , обещая возвести его в кардинальское достоинство. Но святитель Афанасий остался верен Святому Православию.

С 1638 года он вновь стал управлять Солунской кафедрой . В то время в храмах Солунской митрополии, терпевшей притеснения со стороны турок, не хватало богослужебных книг, церковной утвари и облачений. Святитель неоднократно обращался за помощью к русскому царю Михаилу Феодоровичу .

Когда пребывание в Солуни стало для святителя невозможным, он вынужден был уехать в Молдавию под защиту господаря Василия Лупу и поселиться там в обители святителя Николая близ Галаца . И здесь он постоянно обращал свой взор к Афонской Горе , часто посещал ее и надеялся там окончить свою жизнь. Однако Промысел Божий судил иначе.

26 мая 1652 года [3] святитель Афанасий, после мученической кончины Патриарха Кирилла (Лукаря) , вновь был возведен на Вселенскую кафедру, но пробыл на ней всего 15 дней, так как мусульманам и католикам не нравился этот проповедник Православной Христовой веры. Во время своего последнего Патриаршего служения он произнес проповедь, в которой обличил папские притязания на главенство во Вселенской Церкви и мнимое апостольское преемство . Преследуемый мусульманами и иезуитами, физически ослабевший, он передал управление Константинопольской Церковью митрополиту Лаврийскому Паисию и удалился в Молдавию , где получил от господаря в управление монастырь святителя Николая в городе Галаце .

Зная глубокую веру и отзывчивость русского народа, святитель Афанасий предпринял путешествие в Россию выехав в январе 1653 года. Путь его проходил через разоренную освободительной войной Украину . В конце января Афанасий посетил Чигирин , где был гостеприимно встречен Богданом Хмельницким , от кого получил личное поручение к царю Алексею Михайловичу . Архивные документы свидетельствуют что святитель прибыл в Москву 9 марта. [4] Жития также указывают на жедрую и торжественную встречу святителя Патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем в Москве в апреле того же года. Во время пребывания в Москве по просьбе русских царя и патриарха святитель записывает греческий порядок архиерейской литургии который определил тот, который существует в Русской Церкви до настоящего времени. [5] . Получив щедрую милостыню на нужды монастыря, в декабре 1653 года патриарх Афанасий отъехал в Галац.

По некоторым данным, Афанасий на обратном пути принимал участие в Переяславской Раде , а потом, до конца февраля, был гостем Богдана Хмельницкого. В пути он заболел и остановился в Преображенском Мгарском монастыре города Лубны . 25 февраля его гостеприимно встретила монастырская братия во главе с игуменом Петронием (Левковичем) . Пересказы свидетельствуют, что когда игумен подошел под патриаршее благословение, то измученный тяжелой болезнью Афанасий произнес: «Желает душа моя в этом монастыре грешное мое тело похоронить».

Предчувствуя скорую кончину, святитель составил завещание и 5 апреля 1654 года мирно отошел к Богу. Игумен монастыря и свита патриарха похоронили его в Преображенском храме под амвоном, возле церковных врат, в сидячем положении, как и положено восточным патриархам: тело святого в полном облачении и с посохом в руке было помещено в кресло и опущено в каменную гробницу. За это необычное для России погребение святой и получил впоследствии наименование «Сидящий».

Почитание

Когда через 8 лет после кончины святителя Афанасия вскрыли гробницу, то увидели тело патриарха нетленным, «лишь на правой руке, которая держала посох, не было двух или трех пальцев. Священная одежда с его тела упала и сотлела, кресло сгнило. Целыми остались только палица и посох».

1 февраля 1662 года был совершен соборный чин канонизации святителя Афанасия, Патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца. Установлено празднование его памяти 2 мая в день памяти одноименного ему святителя Афанасия Великого , Патриарха Александрийского.

Нетленные мощи стали предметом почитания верующими православной Руси. Слава об исцеляющих мощах Афанасия Сидящего распространилась далеко за пределы Лубенщины и тысячи людей приходили во Мгарский монастырь прикоснуться к мощам в позолоченной гробнице, обильно получая исцеления от недугов.

Так продолжалось до прихода к власти большевиков. В 1922 году в Лубнах началось изъятие церковных ценностей и вскоре из Харькова приехал нарком Середа с письмом от Петровского с требованием изъять гроб Афанасия Сидящего, сделанный из чистого серебра весом в 4 пуда 10 фунтов.

В ответ население не только Лубен и его уезда, но и других районов Полтавщины повалило в монастырь, не давая комиссарам приблизиться к мощам святого окружив собор живим кольцом в десятки тысяч людей. Церковная служба шла круглосуточно, священники сменяли друг друга через каждые 3-4 часа, а народ ежедневно прибывал. Тогда власти начали в районе монастыря военные учения с пулеметной и артиллерийской стрельбой и криками «ура», прислав до 3000 солдат и курсантов, но и маневры не смогли разогнать народ. Только с началом уборочной страды люди стали расходиться. Монахи сами переложили мощи Афанасия в деревянный гроб, а серебряную раку комиссары отвезли в Харьков . Туда же позже были перенесены и мощи святителя, где они вначале хранились в музее, а в 1948 году, по инициативе архиепископа Стефана (Проценко) , были перенесены в Благовещенский кафедральный собор . Святыня пребывает здесь и по сей день.

С именем святителя Афанасия также связана чудотворная икона Божией Матери " В скорбех и печалех утешение ", посланная после его кончины на Афон , но вновь принесенная в Россию в 1863 году и тотчас прославившаяся чудесами.

Молитвы

Молитва 1-я

Святителю Христов, угодниче Божий Афанасие! Велением Божиим жребий служения святительскаго восприим и крест Христов на рамена своя возложив, был еси пастырь добрый, светильник всесветлый, столп непоколебимый, Церкве служитель верный, иерархов начальник, Православия защитник, нечестия искоренитель, сего ради и водворился еси в дому Господа твоего. Тебе убо просим: молися о нас, с верою и любовию притекающих к честным и многоцелебным мощем твоим, не отрини просящих у тебе помощи в скорбех и болезнех. Молитвою твоею предстани ко Всевышнему Владыце, исходатайствуй яже на пользу душ и телес наших и отверзи нам двери милосердия Божия. Ходатайством твоим сохрани Церковь Святую тверду и непоколебиму от навет вражиих. Моли Господа и Владыку, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. Соблюди храм сей, в немже вселился еси, от всяких бед и напастей и от всех враг видимых и невидимых, и, якоже в жизни критския люди от неправеднаго агарянскаго убиения избавил еси, тако и ныне на Небесех непрестанно молися ко Господу избавитися нам от всякаго злаго обстояния. Подаждь руку помощи и всем православным христианам, притекающим к честным и нетленным мощем твоим и в молитвах своих тя призывающим. Ускори на молитву и потщися на помощь, имиже веси судьбами, да вси, бесприкладное Божие милосердие видяще и чаемую помощь получивше, славят подавшаго тебе силу и славу Отца и Сына и Святаго Духа, во Единем Существе славимаго Бога, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва 2-я

Великий и дивный святителю Христов Афанасие Богомудре, светильниче Церкве вселенския, Лубенский и всея России чудотворче и покровителю! Ты, от юности вся житейская оставль, к Богу любовию и духовным благоразумием наставляемь, увещевал еси вся человеки, глаголя: что нам богатство, что нам злато, слава и могутство? — дымове, расходящийся по воздуху: вся та исчезнут, вся та понесет ветр! Многорачительно же в будущем веце да будет нам богатство. Тако поучая, сам щедр, благосерд, кроток, смирен и всем благоприступен был еси. Темже и во успении твоем Всеблагий Господь тмочисленными чудесы озари и прослави нетленныя мощи твоя. Имея убо ко Господу дерзновение, заступи и спаси твоим ходатайством всю хранимую тобою землю нашу и град сей, в немже святыми мощами твоими почивати благоизволил еси. Моли Христа Бога, да отпустятся всем нам согрешения наша вольная и невольная, да избавимся от всех враг видимых и невидимых, от всяких бед и скорбей и всяких недугов. Моли, да милостив будет всем нам Господь, и зде, и в будущем веце, и преставлыпияся от нас отцы и братию, матери и сестры и чада наша, в лики святых вчинив, в месте светле упокоит, да, предстояще и поклоняющеся раце мощей твоих, имамы тя неусыпающаго молитвенника и предстателя о нас ко Господу и благодарно с любовию величаем прославлыпаго и послушающаго тя, в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Литература

Бантыш-Каменский Н. Н., Реестры Греческим Делам Московского Архива Коллегии Иностанных Дел , «Индрик», Москва, 2001, с. 115.

Ссылки

Жития святителя:

http://days.pravoslavie.ru/Life/life975.htm

http://days.pravoslavie.ru/Life/life6459.htm

http://pravoslavie.poltava.ua/news/views.php?id=1137933601 - житие с акафистом и молитвами святителю

Список Цереградских патриархов:

http://www.fordham.edu/halsall/byzantium/texts/byzpatcp.html

Желтов, М. С., «Архиерейское Богослужение»:

http://www.liturgica.ru/bibliot/arkh_bogosl.html

Статья с сайта Народный Каталог Православной Архитектуры :

http://sobory.ru/article/index.html?object=03884

[1] Написание фамилии разнится – так, кириллицей пишется также Пателяр, Пателар, Пателарий; латиницей – Patellaros, Pattelaras, Patelaros.

[2] По другой датировке свт. Афанасий пребывал на патриаршем престоле с 25 февраля по 5 апреля 1634 года. См. список Цереградских патриархов: http://www.fordham.edu/halsall/byzantium/texts/byzpatcp.html.

[3] По другой датировке - в последней трети июня 1652 года. См. список Цереградских патриархов: http://www.fordham.edu/halsall/byzantium/texts/byzpatcp.html.

[4] Бантыш-Каменский Н. Н., Реестры Греческим Делам Московского Архива Коллегии Иностанных Дел , «Индрик», Москва, 2001, с. 115.

[5] греч. оригинал, написанный рукой Афанасия — ГИМ. Син. греч. No 245. См. Желтов, М. С., «Архиерейское Богослужение», http://www.liturgica.ru/bibliot/arkh_bogosl.html.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.