Значение АФАНАСИЙ (ЛЮБИМОВ) в Православной энциклопедии Древо

Что такое АФАНАСИЙ (ЛЮБИМОВ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Афанасий (Любимов) ( 1641 - 1702 ), архиепископ Холмогорский и Важеский .

В миру Любимов Алексей Артемьевич, родился в 1641 году в сибирской раскольничьей семье, вырос среди старообрядцев и сам в юности был раскольником. Потом оставил заблуждение и в поисках духовного просвещения поступил в Патриаршую школу, находившуюся в Московском Чудовом монастыре .

По пострижении в монашество был рукоположен во иеромонаха .

В 1675 году возведен в сан игумена Успенского Далматовского монастыря Пермской губернии на р. Исети. Игуменство его было кратковременно. Наделенный отличными дарованиями и ученостью, соединенными с добродетельной жизнью, он обратил на себя внимание Московского патриарха Иоакима и был вызван им в Москву в число крестовых иеромонахов при патриаршем доме для приготовления к печати переводов Св. Писания.

В Москве наряду с выполнением послушания, возложенного на него Патриархом, Афанасий ревностно боролся с расколом, сильно враждовавшим в то время с церковной и гражданской властью. Как энергичный борец против раскола, Афанасий был призван к епископскому служению.

18 марта 1682 года хиротонисан во епископа Холмогорского и Важеского с возведением в сан архиепископа .

Исполненный ревности к возложенному на него делу, преосв. Афанасий и словом и примером побуждал свою паству "подвигом добрым подвизаться о Господе".

Помимо забот о нравственном состоянии пасомых, он вникал в хозяйственное состояние церквей и церковного имения. Он строил новые каменные храмы, восстанавливал из развалин древние, открывал новые церковные приходы. Им построены Холмогорский Преображенский собор и Успенский женский монастырь.

Преосв. Афанасий много содействовал юному царю Петру I в его государственных делах. В 1701 году он был вызван царским указом на строительство Ново-Двинской крепости.

Советами помогал воеводе князю Прозоровскому принимать меры к охране Архангельска от нападения шведов, грозивших разорить город.

В знак внимания к заслугам архиеп. Афанасия царь Петр I пожаловал ему победные трофеи: три пушки и шведский флаг.

Современники так характеризовали преосв. Афанасия: "Пастырь бе изящный, божественного писания довольный сказатель, громогласный, речевист по премногу, остро рассудителен, чина церковного опасно хранитель, в вере на расколы разрушитель, трудолюбив, многа здания созда".

Скончался 6 сентября 1702 года. Погребен 12 ноября в Холмогорском соборе .

По смерти архиеп. Афанасия осталось немало его печатных и рукописных сочинений.

Труды

Шестодневец.

Толкование на Псалтирь.

Домашний лечебник.

Разные грамоты.

Литература

Верюжский В. Афанасий, архиеп. Холмогорский. Его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии за первые 20 лет ее существования. СПб., 1908.

Скворцов Г.А. Патриарх Адриан, его жизнь и труды. Казань, 1913. с. 87-99, 112, 113, 217, 307.

Макарий, еп. Историческое описание Красногорского монастыря. 2-е изд. Архангельск, 1906. с. 13, 40, 96, 102-104, 107.

Сибирцев И.М. Опись архива Сийского монастыря, грамоты Афанасия № 3 и № 6.

Постников. Афанасий 1-й архиеп. Холмогорский и Важеский. СПб., 1866. с. 8-20.

Колчин. Ссыльные и заточенные в острог Соловецкого монастыря. М., 1908. с. 57.

Поликарпов Н.И. Очерк жизни и деятельности свят. Митрофана, первого еп. Воронежского к 200-летию со дня его кончины. Воронеж, 1904. с. 36.

Никанор, архиеп. Собрание сочинений. Казань, 1909. с. 961-963.

Амвросий. История Российской иерархии. ч. I. с. 193.

Соловьев С.М. История России. кн. III. с. 917, 1088, 1089, 1226, 1359, 1361.

Петров Л. Словарь. с. 31.

Зверинский. т. II. № 776.

Н.Д. Иерархия всероссийской Церкви. М., 1898. III. с. 545.

Булгаков. с. 1394.

Денисов. с. 8, 33, 35, 74.

Строев. стб. 113, 950.

Архангельские губернские ведомости. 1893. № 60.

Рук. сборн. Моск. Патр. библ. № 55. с. 120.

Холмогорский Успенский монастырь. // Краткое историческое описание монастырей Архангельской епархии. Архангельск, 1902. с. 519-524, 552.

Учреждение Архангелогородской епархии и ее архипастыри. Архангельск, 1889. с. 7.

Историческое описание Холмогорского Успенского женского монастыря. 2-е изд. доп. М., 1911. с. 5-7, 16, 29, прим. 31.

Приб. к ЦВ. 1902. № 32. с. 1191-1199, 1380, 1401-1407.

Христианское чтение. 1879. т. I. с. 132-134.

-"- -"- 1900. сент. с. 412; окт. с. 564.

-"- -"- 1902. окт. с. 467.

Русский паломник. 1907. № 42. с. 668.

Церковный вестник. 1908. № 21. с. 650; № 23. с. 702.

-"- -"- 1910. № 22. с. 669.

Православный собеседник. 1897. дек. с. 708.

-"- -"- 1907. янв. с. 106; апр. с. 535; июль-авг. с. 285-286.

Душеполезное чтение. 1904. авг. с. 450-451.

Рус. Старина. 1873. янв. с. 111.

-"- -"- 1878. май. с. 181.

Исторический вестник. 1883. янв. с. 156.

Православное обозрение. 1863. февр. с. 268-270.

Русский архив. 1899. кн. 3. № 10. с. 283-284.

-"- -"- 1910. кн. 1. № 3. с. 426.

Монастырь. 1906. № 2. с. 48-54.

ЖПБ. т. III. с. 129.

БЭЛ. т. I. с. 1087; т. II. с. 179, 181, 182, 342.

БЭС. т. I. с. 238, 272.

ЭС. т. I, доп. с. 189.

РБС. т. II. с. 371-372.

Н.Д. с. 59.

Использованные материалы

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_381

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.