Значение ИЕРУСАЛИМСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо

ИЕРУСАЛИМСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Иерусалимская Православная Церковь является колыбелью христианства , матерью христианских Церквей, хранительницей священных для христианства сокровищ Земли, где жил, учил и совершил дело искупления мира Иисус Христос . Первым епископом и устроителем Иерусалимской Церкви был, по преданию, апостол Иаков, брат Господень по плоти (+ ок. 63 ), возглавивший Апостольский Собор в Иерусалиме .

Каноническая территория: Израиль , Иордания и Палестина .

Епископат Иерусалимской Церкви насчитывает 19 архиереев . Автономной частью Иерусалимской Церкви является Синайская Православная Церковь с монастырем святой великомученицы Екатерины на Синайской горе .

Высшее духовенство по традииции образуют почти исключительно греки , греками в основном являются также монашествующее духовенство и монахи, белое духовенство и миряне в подаляющем большинстве арабы , хотя в последнее время в этой области и наметились изменения.

Титул Предстоятеля: Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины.

Патриаршая резиденция находится в Иерусалиме , патриаршим храмом является собор в честь Воскресения Христова (Иерусалим).

Число последователей - 130 тыс. человек, 99 процентов из них - арабы, 1 процент - греки. Живут в Иордании , Палестине , Израиле , свыше 4 тыс. палестинских православных арабов поселились в Гондурасе .

Краткий исторический очерк

Иерусалимская Православная Церковь, древнейшая из Поместных Церквей, была основана Самим Господом нашим Иисусом Христом и по праву может считаться Матерью всех христианских Церквей.

После вознесения Христа и сошествия Святого Духа апостолы отправились в мир проповедовать Евангелие, основывая новые христианские общины, новые Церкви. Иерусалимская община была возглавлена святым Иаковом, братом Господним , который и считается ее первым епископом.

С первых лет на Иерусалимскую Церковь обрушились гонения со стороны иудеев , даровавшие Иерусалимской Церкви первого пострадавшего за Христа мученика – архидиакона Стефана . История последующих двух веков для Иерусалимской Церкви была не столь приметной.

Усилиями Константина Великого и его святой матери императрицы Елены , посредством обретения Честного и Животворящего Креста Господня и воздвижения храмов на Святых Местах ( 326 ), Иерусалимская Церковь вступает в стадию длительного процветания вплоть до IV Вселенского Собора ( 451 ), на котором епископу Иерусалимскому был дарован титул Патриарха. В последующие двести лет характерной чертой жизни Иерусалимской Церкви являлся бурный расцвет монашества.

С покорением Палестины арабами ( 638 ) жизнь Иерусалимской Церкви меняется коренным образом: наступает долгий период великой скорби. Выпавшие на долю Иерусалимской Церкви несчастья на какое то время были прерваны приходом крестоносцев ( 1099 ), за которым, однако, последовал более печальный приход мамлюков ( XIII - XV в.в.) – наиболее трагическое время всей истории Иерусалимской Церкви. Ненавидящие христианство мамлюки предприняли всевозможные попытки, чтобы уничтожить все, что имеет хоть какое-то отношение к христианству. После завоевания Палестины турками ( 1517 ) в истории Иерусалимской Церкви начинается более спокойный период.

С 1517 года и до наших дней история Иерусалимской Церкви по своей сущности сосредотачивается на паломничестве и борьбе за Святые Места с возведенными на них храмами. Неусыпным хранителем святынь выступает монашество. Притязания начались еще в XIV веке, когда прибывшие на Святую Землю монахи- францисканцы создали вместе с монофизитами различных национальностей несколько общин и выдвинули свои права на Святые Места. Позже здесь столкнулись все силы запада и востока. Католическая Церковь не могла смириться с мыслью о переходе Святых Мест православным ( 1634 ) и не прекращала своих притязаний вплоть до XIX века, пока этот вопрос не был решен окончательно конфирмацией Status Quo в Париже ( 1856 ) и Берлине ( 1878 ).

С этого момента в истории Иерусалимского Патриархата начинается новая эра. Монахи и дарители начали скупать землю, возводя на ней храмы и монастыри, отстраивая развалины и закладывая необходимую основу для нормального функционирования Патриархата.

Историю Иерусалимской Православной Церкви можно разделить на четыре больших периода, из которых первый - древняя история ( 33 - 638 ), второй - история Средних веков ( 638 - 1517 ), третий - новая история ( 1517 - 1856 ) и четвертый - новейшая история ( 1856 - до наших дней).

Источников и исторических свидетельств, по которым можно исследовать историю Иерусалимской Церкви немного, однако не было периода, чтобы они отсутствовали совершенно.

Более подробно см. статью " История Иерусалимской Церкви ".

Святые и святыни

Иерусалимская Церковь дала миру таких святых, как архиепископ Кирилл Иерусалимский (+ 386 ); патриарх Ювеналий Иерусалимский (+ ок. 458 ), деятель III и IV Вселенских Соборов ; епископ Маиумский святитель Косма (+ ок. 787 ), песнопевец, составивший каноны на многие великие праздники и Страстную седмицу преподобные основатели палестинских обителей Харитон Исповедник (+ ок. 350 ) Евфимий Великий (+ 473 ), Савва Освященный (+ 532 ) и многие другие.

Величайшими святынями Иерусалимской Церкви являются Голгофа и Гроб Господень в храме Воскресения Христова. Наиболее известными монастырями считаются монастырь Святого Гроба Господня, Вифлеемский - над пещерой Рождества Христова, Иоанна Предтечи - близ Иордана, на месте Крещения Господня, Лавра Саввы Освященного , в которой хранятся мощи преподобного.

Предстоятели [1]

сщмч. ап. Иаков, брат Господень (+ ок. 63)

сщмч. ап. Симеон, сын Клеопы (+ 106/107)

Иуст (111 - ?)

Закхей -

Товия -

Вениамин I -

Иоаким I -

Иоанн I -

Св. Матфий -

Вениамин II, называемый Филиппом -

Сенека -

Иуст II -

Левий -

Ефрем I -

Иосиф I -

Иуда -

Сщмч. Марк I (134/135 - 156)

Кассиан -

Пувлий -

Максим I -

Иулий или Иулиан -

Гай или Гайан I -

Симмах -

Гай II -

Иулиан или Уалис -

Капион -

Максим II -

Антоний -

Уалис -

Долихиан (? - 185)

Сщмч. Наркисс (185/197 - ок. 212) [2]

Элиос или Зевс (211) [3]

Германион (211)

Гордий (211)

Сщмч. Александр (213 - 251)

Мазаван (251 - 260)

Именей (260 - 298)

Замвда (298 - 300)

Ермон (300 - 312/314)

Свт. Макарий I (312/314 - 333/334)

Свт. Максим III (333/334 - 348)

Свт. Кирилл I (350 - 386)

(Сщмч. Кириак (+ 363) [4]

Свт. Иоанн II (386 - 417)

Правлий I (417 - 422)

Иувеналий (422 - 458)

Анастасий I (458 - 478)

Св. Мартирий (478 - 486)

Саллюстий (486 - 494)

Илия I (494 - 516)

Иоанн III (516 - 524)

Св. Петр (524 - 552)

Макарий II (552)

Евстохий (552 - 564)

564 - 575.................

Иоанн IV (575 - 594)

Амос (594 - 601)

Исаакий (601 - 609)

Прп. Захария (609 - 632)

Свт. Модест (632 - 634)

Свт. Софроний I (634 - 638)

Свт. Анастасий II (? - 705)

Иоанн V (706 - 735)

Феодор I (735 - 770)

Илия II (770 - 797)

Св. Георгий II (797 - 807)

Фома I (807 - 820)

Василий (820 - 838)

Иоанн VI (838 - 842)

Сергий I (842 - 844)

Соломон (855 - 860)

Феодосий (862 - 878)

Илия III (878 - 907)

Сергий II (908 - 911)

Леонтий (912 - 929)

Афанасий I (929 - 937)

Христодул I (937 - ?)

Агафон (950 - 964)

Иоанн VII (964 - 966)

Христодул II (966 - 969)

Фома II (969 - 977)

Иосиф (980 - 983)

Орест (984 - 1005)

Феофил (1012 - 1020)

Никифор I -

Иоанникий (1020 - 1084)

Софроний II -

Евфимий I (? - 1084)

Симеон II (1084 - 1106)

Савва -

Иоанн VIII (1106 - 1156)

Николай -

Иоанн IX (1156 - 1166)

Никифор II (1166 - после 1173)

Свт. Леонтий II (ок. 1175 - 14 мая 1186/1187) [5]

Досифей I (? - 1191)

Марк II (1191 - ?)

Евфимий II (до 1223)

Афанасий II (1224 - 1236)

Софроний III (1236 - ?)

Григорий I (? - 1298)

Фаддей (1298)

Афанасий III (1313 - 1334)

Григорий II (1332 - ?)

Лазарь (1334 - 1368)

Арсений (1344)

Дорофей (1376 - 1417)

Феофил II (1417 - 1424)

Феофан I (1424 - 1431)

Иоаким (1431 - 1450)

Феофан II (1450 - 1452)

Афанасий IV (1452 - 1460)

Иаков II (ок. 1460)

Авраам (1468)

Григорий II (1468 - 1493)

Марк III (1503)

Дорофей II (Аталла) (1491 - 1534) [6]

Герман I Пелопоннесец (1534 - 1579) [7]

Софроний IV (1579 - 1608)

Феофан III (1608 - 15 декабря 1644)

Паисий (23 марта 1645 - 2 декабря 1660)

Нектарий Критянин (9 апреля 1661 - 19 января 1669)

Досифей II (Нотара) (23 января 1669 - 7 февраля 1707)

Хрисанф (Нотара) (8 февраля 1707 - 7 февраля 1731)

Мелетий из Эноса (23 марта 1731 - 1737)

Парфений Афинянин (1737 - 17 октября 1766)

Ефрем II (декабрь 1766 - апрель 1770) [8]

Софроний V (апрель 1770 - 24 декабря 1774) [9]

Авраамий (июнь 1775 - 1 сентября 1787)

Прокопий I (2 ноября 1787 - 23 октября 1788)

Анфим (кон. октября 1788 - 10 ноября 1808)

Поликарп (10 ноября 1808 - 3 января 1827)

Афанасий IV (1827 - 1845)

Кирилл II (1845 - 1872)

Прокопий II (1872 - 1875)

Иерофей (1875 - 1882)

Никодим (1883 - 1890)

Герасим (1891 - 1896)

Дамиан I (Касатос) (15 августа 1897 - 14 августа 1931)

1931 - 1935 - вдовство кафедры

Тимофей (1935 - 1957)

Венедикт I (Пападопулос) (29 января 1957 - 11 декабря 1980)

Диодор I (Каривалис) (16 февраля 1981 - 19 декабря 2000)

2000 - 2001 - вдовство кафедры

Ириней I (Скопелитис) (13 августа 2001 - 6 мая 2005)

Феофил III (Яннопулос) (c 22 августа 2005)

См. также

Епископат Иерусалимской Православной Церкви

Литература

Народы и религии мира. Энциклопедия. Научное издательство "Большая Российская Энциклопедия", Москва, 1999, с. 731

Использованные материалы

http://pagez.ru/olb/018.php

http://www.ortodox.donbass.com/lib_vzgljad_istory/cerkov_ierusalim.htm

http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?si...=101

http://www.podvorie.orthodoxy.ru

Список предстоятелей с официального сайта Иерусалимского Патриархата:

http://www.jerusalem-patriarchate.info/gr/patriarx_iero.htm

[1] О епископах и предстоятелях Иерусалимской Церкви первых двух веков христианства свидетельствует Евсевий Кесарийский в своей книге « Церковная История » (III, 19). Между тем, каталог, приведенный Евсевием, настолько многочислен, что у исследователей возник вопрос, содержатся ли в нем имена только предстоятелей Иерусалимской Церкви, или, быть может, также имена иных епископов, занимавших те или иные кафедры Иерусалимской Церкви, или даже простых пресвитеров. Между тем, наиболее вероятная причина того, что столь много епископов занимало кафедру на протяжении столь короткого промежутка времени, заключается в гонениях, обрушившихся на Иерусалимскую Церковь в первые два века христианства. Тогда епископа, который находился в ссылке, замещал другой, а порой и третий иерарх. Таким образом, кафедру занимало сразу несколько человек. Необходимо добавить, что сам Евсевий Кесарийский уверен, что приводимые им имена принадлежат именно епископам – предстоятелям Иерусалимской Церкви, как он и сам это подчеркивает. Полный каталог Иерусалимских иерархов был составлен в начале XX века профессором Афинского университета архимандритом Хризостомом Пападопулосом , впоследствии архиепископом Афинским (1923-1938).

[2] По разным данным - до 211 или 213.

[3] В списке предстоятелей на официальном сайте Иерусалимского Патриархата между Наркиссом I и Германионом помещается Дий (213). См. http://www.jerusalem-patriarchate.info/gr/patriarx_iero.htm

[4] Его нет в списке предстоятелей на официальном сайте Иерусалимского Патриархата. См. http://www.jerusalem-patriarchate.info/gr/patriarx_iero.htm. По одной версии - пребывал на престоле во время изгнания свт. Кирилла при Юлиане Отступнике .

[5] По исследованию Ричарда Роуза в 1987 году. См. Rose, Richard B., "Church Union Plans in the Crusader Kingdoms: An Account of a Visit by the Greek Patriarch Leontius to the Holy Land in A.D. 1177-1178", The Catholic Hitorical Review , Vol. LXXIII, July 1987, № 3, 371-390.

[6] По другим данным - 1506 - 1537

[7] По другим данным - с 1537

[8] По другим данным - до 1771

[9] По другим данным - с 1771

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.