Значение АНТОНИЙ (СМИРНИЦКИЙ) в Православной энциклопедии Древо

АНТОНИЙ (СМИРНИЦКИЙ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Антоний (Смирницкий) ( 1773 - 1846 ), архиепископ Воронежский и Задонский , святитель .

Память 10 мая (прославление), 20 декабря (преставление) и в Соборе Воронежских святых .

В миру Смирницкий Авраамий Гаврилович, родился 29 октября 1773 года в с. Повстине Пырятинского уезда Полтавской губернии в благочестивой семье священника.

С самого раннего детства Авраамий воспитывался в духе благочестия, он очень любил посещать церковные службы. Однажды ночью (под новый год), догоняя отца, ушедшего в церковь, Авраамий попал в прорубь и чуть не утонул. Но Господь спас Своего избранника. В это время мимо ехали крестьяне на лошади. Лошадь, испугавшись барахтавшегося в воде мальчика, шарахнулась в сторону, благодаря этому крестьяне заметили его, вытащили из проруби и привезли к матери.

Первоначальное обучение Авраамий получил дома, первым педагогом его был родной отец.

В 1783 году Авраамий поступил в Киевское духовное училище . Хорошо подготовленный дома, он учился примерно, отличался тихим и кротким нравом, за что и получил свою фамилию "Смирницкий".

После окончания училища Авраамий поступил в Киевскую духовную академию .

В 1796 году академия была окончена и перед Авраамием встал вопрос о выборе дальнейшего пути. Он долго колебался, не решаясь принять монашество , жаль было расставаться с миром. Решение о поступлении в монашество было принято Авраамием после прочтения им книги Ефрема Сирина о страшном суде.

Подав прошение митрополиту Иерофею о пострижении его в монашество, Авраамий отказался от предложенной ему должности учителя риторики и изъявил желание поступить в Лавру в число братии. Прошение Авраамия было принято и с этого времени началось служение его в Лавре.

21 февраля 1797 года он был пострижен в монашество с именем Антония в честь преп. Антония Печерского . Через неделю инок Антоний был рукоположен во иеродиакона , а 20 ноября 1799 года - во иеромонаха .

С первых же дней иночества Антоний отдавался подвигам воздержания, молитвы и смирения. "Много лет я прожил,- обыкновенно говаривал он,- а добрых дел нет". Если кто хвалил его, он всегда замечал: "Он еще не все знает мои слабости и недостатки".

Иеромонах Антоний выполнял все поручаемое при очередном богослужении в храме (пел, читал, делал проповеди), а вне храма с 1808 года заведывал лаврской типографией.

Личная жизнь иером. Антония отличалась большой строгостью в выполнении монашеских правил.

20 сентября 1814 года он был назначен начальником Ближних пещер . Посещая пещеры для наблюдения за порядком, он и сам мечтал о полном уединении, ему хотелось угодить Богу, отказавшись от всего мирского, тленного и всякой суетной славы и почести.

Антоний подал прошение о посвящении его в схиму , но в этом ему было отказано.

2 января 1815 года Антоний был назначен наместником Киево-Печерской Лавры . Он не возгордился своим новым назначением, но считал его побуждением к дальнейшему духовному совершенству. Еще больше внимания стал уделять иером. Антоний церковному богослужению, еще строже стала его монашеская жизнь. Не давал он послабления себе и в бытовых делах Лавры, являясь во всем примером для братии. Он был редким начальником для иноков, вел их просто, духовно, молясь за каждого, руководя ими по Божиему указанию, и тогда же было заметно, что Господь даровал ему дар прозорливости.

Он не оставлял без внимания и богомольцев, посещавших Лавру. До вечерни его келья была открыта для всех, и всем приходившим к нему он уделял внимание, поучая их в истинах православной веры и доброй христианской жизни.

10 июля 1817 года наместник Киево-Печерской Лавры иеромонах Антоний был возведен в сан архимандрита .

Особенное внимание он уделял богослужениям. Совершал их с благоговением, без излишней поспешности. Однажды Лавру посетил государь со своим хором. По желанию государя литургию служил наместник Лавры Антоний, а пели придворные певчие. После литургии государь спросил Антония, хорошо ли пели его певчие. "Скоропоспешно, - ответил Антоний, - так что я затруднялся в чтении молитв". "Люди дорожные", - оправдывался государь. "Дело Божие, - сказал набожный и прямодушный наместник, - должно делать в надлежащем порядке".

Незадолго до получения архиерейского сана Антоний получил откровение свыше. Отслужив утреню, он сидел в своей келье и читал книгу. Часов в 8 или 9 утра отворилась дверь, вошла великолепно одетая, в бриллиантах, царица и сказала ему: "Отец Антоний, идите за мной". Она привезла его в церковь, они вошли, стали против аналоя, и царица приказала священнику венчать о. Антония, сама же взяла его за руку и водила вокруг аналоя. Затем они вернулись в дом наместника, где его поздравляли. Потом царица повела его в другую комнату. Там фрейлины держали большую, во всю залу, вощанку, которая была ветха и совсем худая. Царица сказала: "Видишь, что она худая, так следует тебе оную исправить заново". После того она уехала. Очнувшись, Антоний рассказал видение своему духовнику, подвижнику схимонаху Вассиану. "И он мне на оное сказал, - рассказывал Антоний, - это к тебе приходила Царица Небесная, а что повенчан ты с Нею браком, то значит - благословение на тебе Божие и будешь ты архиереем, и дана будет тебе худая епархия, которую ты должен исправить непременно, что означала большая ветхая вощанка". Это было за полгода до назначения его во епископа.

31 января 1826 года архимандрит Антоний был хиротонисан в Лавре во епископа Воронежского . И в епископском сане он остался таким же смиренным, как и прежде. Уезжая из Киева в свою епархию, он говорил: "Не надеюсь на свои силы. Там есть два великих святителя Христовых: Митрофан и Тихон . На них я уповаю. Они меня подкрепят и помогут мне".

Новый епископ торжественно был встречен в Воронеже . Воронежская епархия была тогда очень обширна, включала в себя всю Донскую область, но оказалась очень неблагоустроенной. Преосвященному Антонию пришлось там много поработать.

Первой заботой епископа Антония на новом поприще было благоустройство храмов. Так его стараниями прежде всего был капитально отремонтирован кафедральный Благовещенский собор - место покоя святителя Митрофана. Затем были отремонтированы, восстановлены и перестроены и другие храмы, а также различные церковные здания.

Много уделял внимания преосв. Антоний составу служителей храма и их благочестию.

Сохранился ряд восторженных отзывов о торжественности и благоговейности служения преосв. Антония. Вот что рассказал об одной пасхальной литургии преосвященного Антония симбирский советник Н.А. Мотовилов :

"Я с умилением и ужасом видел архипастыря окруженным светом немерцающего сияния, а когда владыка выходил из алтаря благословлять народ и произносил молитву о вышнем благословении насажденного Господнею Десницею винограда, видел пламень, выходящий из уст владыки Антония в виде огненного языка, устремляющегося на служащих и на молящихся и окутывающего каждого из них своим неизреченным светом. Прикосновения этого дивного пламени удостаивались не все. Некоторые, до которых пламень касался, светлели и начинали сиять тем же светом, что и владыка, других же этот божественный пламень обходил, и они чернели, как уголь. В числе сослужащих был один протоиерей, который весь был опоясан, как свивальниками, черными полосами. Вид его был, как зебра. Впоследствии этот протоиерей был изобличен в каких-то дурных деяниях и извергнут из сана".

Торжественности служения способствовал и замечательный хор кафедрального собора. Епископ Антоний был любитель хорошего церковного пения.

Ни одной службы в храме не проходило без проповеди. Часто архипастырь говорил сам или священники по его назначению. После литургии начинался прием посетителей, двери покоев епископа Антония были открыты для всех, и всех он принимал с одинаковым вниманием.

Он заботился о благоговейном воспитании своей паствы и призывал к этому всех священников.

В 1829 году преосв. Антоний предпринял первое обозрение своей епархии. Он пробыл в поездке 24 дня и при этом сам отслужил 22 Литургии.

В 1831 году Воронежскую губернию постигла страшная болезнь - холера. Люди умирали сотнями, народ был в панике. В борьбу с этой болезнью мужественно вступил кроткий и слабый с виду епископ Антоний. Он сам обходил все дома и улицы, совершая крестные ходы, окропляя дома святой водой, наложил 3-дневный пост, призвал всех к покаянию. Все это укрепило в людях веру в свое спасение, и паника прекратилась.

В 1832 году совершилось открытие мощей Воронежского святителя Митрофана .

Еще до открытия мощей свт. Митрофана многие хотели иметь изображение его, желал этого и преосв. Антоний. Он просил художника Шевцова снять копию с имевшегося старинного портрета святителя. Но ввиду большой ветхости портрета Шевцов не смог воспроизвести образ. Тогда епископ Антоний сказал ему: "Ты будешь видеть святителя наяву или во сне". На следующую же ночь Шевцову во сне явился старец, в котором он признал святителя Митрофана. Лик его так запомнился ему, что Шевцов без труда написал образ святителя.

Прежде чем получить разрешение Св. Синода на открытие мощей свт. Митрофана, епископ Антоний много ночей молился пред его могилой. В надежде укреплял его и современный ему подвижник, ныне прославленный преп. Серафим Саровский . Он поздравлял епископа Антония с открытием св. мощей угодника Божия Митрофана еще задолго до их открытия.

7 августа 1832 года совершилось торжественное открытие мощей свт. Митрофана.

6 декабря 1832 года владыка Антоний был возведен в сан архиепископа .

С первых дней службы в Воронеже у преосв. Антония зародилась мысль об основании при своей кафедре нового монастыря. Эта мысль осуществилась после открытия мощей свт. Митрофана.

В честь этого угодника Божия в Воронеже 1 сентября 1836 года был открыт первоклассный монастырь .

Архиеп. Антоний тепло чтил свт. Митрофана и называл себя служкой его. При преосв. Антонии написано и житие свт. Митрофана, и акафист ему благочестивым князем С.А. Шихматовым-Ширинским (в иночестве иеромонах Аникита) .

Когда архиеп. Антония стала настойчиво преследовать мысль оставить епархию, удалиться от славы и конец жизни провести в Киево-Печерской Лавре, свт. Митрофан в видении сказал ему: "Напрасно ты так думаешь, ошибаешься ты. Епископство есть сораспятие Христу на кресте. А с креста не сходят, а возносятся и снимаются. Видит Господь труд твой и помогает тебе Своей благодатию в деле Своего Промысла о пастве и о тебе. И трудное, и непривычное дело с Его помощью ты сделаешь. Ты хочешь удалиться, уйти на покой в Киев. А когда ты там будешь оставлен только своим силам, что ты будешь делать? Немощи с тобой будут те же, а помоществующего не будет; надеешься ли ты на свои силы?"

"Да, я думал Бога ради это сделать, - тихо сказал Антоний, - лучше пещись о душе своей, нежели по неспособности своей не удовлетворять нуждам паствы моей".

"Если Бога ради думаешь делать, то передай дело свое Богу. Когда найдет Бог тебя неспособным, то Сам и повелит снять тебя со креста. И ты будешь в мире, что не своя, а Божия исполнилась с тобою воля".

С этих пор архиеп. Антоний отложил мысль о покое и предал себя воле Божией.

За период своего архипастырского служения в Воронеже преосв. Антоний снискал к себе всеобщую любовь и уважение.

Он никогда не злоупотреблял своей властью, был снисходителен к людям. Многие дела он решал, по возможности, сразу при просителях, не заводя никакой переписки. Если кто-нибудь обращался к нему с жалобой на другого, то Антоний старался поговорить с жалобщиком, а затем и с тем, на кого жаловались, так что каждый из них понимал свои ошибки и старался исправиться по отношению к другому. Так и во всех других вопросах он старался примирить людей и исправить их. Он не любил наказывать за проступки, зная, что наказание иногда не исправляет, а ожесточает человека. Главным средством архиеп. Антония было наставление, вразумление и увещевание.

Со словами вразумления преосв. Антоний при всяком удобном случае обращался к своим сотрудникам - пастырям церкви. Особенно поучал архиепископ тех, которых сам посвящал, призывая их быть примером для своих пасомых. Строго внушал он молодым, окончившим семинарию священникам, не искать преимуществ перед старшими. Его наставления приносили добрые плоды.

Не меньшую заботу проявил архиеп. Антоний и о своей пастве. Принимая всех со вниманием, он каждому мог сказать нужное слово и подать добрый совет, и все уходили от него утешенными и ободренными.

Большую любовь и милосердие проявил Воронежский архиепископ ко всем нуждающимся в помощи. Он был одним из самых деятельных членов Воронежского Попечительного комитета о бедных, часто сам от неизвестных благотворителей вносил по 300-500 рублей и призывал к пожертвованиям других.

Его покои всегда были полны бедными. К нему собирались ежедневно к обеденному времени странники, вдовы, сироты, калеки. И все получали от него какое-нибудь подаяние. Помощь архиепископа Антония нуждающимся была очень многообразна и неистощима.

Щедрые пожертвования посылал преосв. Антоний и на св. места: в Иерусалим , на Афон , на Синайскую гору .

На Афоне по его благословению и с его помощью иеромонахом Аникитой (Ширинским-Шихматовым) был основан храм во имя свт. Митрофана.

Не оставлял без внимания архиеп. Антоний и учебных заведений епархии как духовных, так и светских. Он помогал им материально. Иногда присутствовал на экзаменах, на которых, в первую очередь, обращал внимание на подготовленность воспитанников по богословским предметам.

Служение архиепископа Антония на Воронежской кафедре продолжалось в течение 20 лет. Это был "муж в добродетели дивный", как говорил о нем наместник Троице-Сергиевской Лавры архимандрит Антоний. Архиепископ Антоний сиял на кафедре красотой безупречной жизни и дарами Св. Духа. Постоянно творил Иисусову молитву. Никто не видел, чтобы он когда-нибудь смеялся. Имел дар умиления и дар слез. На нем видимо почивал Дух Святый, прославивший его необыкновенными дарами благодати Божией - даром чудес, исцеления и прозрения будущего, даром проникать в глубину человеческого сердца и в сокровенные изгибы его.

Среди множества печатных сообщений об архиепископе Антонии были и такие, которые пытались опорочить его, выставить его очень хитрым, даже "замечательным по своей хитрости". Так характеризует его "Русский архив". В качестве примера там приводится эпизод, когда архиеп. Антоний просил назначить ему викария. Был назначен еп. Иринарх, которого преосв. Антоний оценил очень высоко. Благодаря за скорое исполнение его просьбы, он писал, что "присланный епископ так отличен по достоинствам своим, что приличнее мне быть у него викарием, чем ему у меня". После этого еп. Иринарх был переведен на самостоятельную кафедру, а викарием назначили бывшего ректора Воронежской семинарии.

Для беспристрастного взгляда этот случай только лишний раз подчеркивает смирение архиепископа, а "Русский архив" безапелляционно комментирует его, как факт, порочащий преосв. Антония: "Хитрый старик скоро заметил, что викарий сей скоро усилится, почему и ходатайствовал о перемене его".

Далее он рассуждает: "Преосв. Антония разумеют везде за весьма хорошего человека; надобно полагать, что он таков и есть. Впрочем, в разговорах и сношениях с ним заметна еще только ловкость, свойственная малороссиянам. Он со всеми обходителен, принимает и выслушивает людей всякого звания и состояния, помогает бедным и по наружним действиям его нельзя ни в чем опорочить".

В этих словах явно просвечивает тонкий яд, прозрачный намек на то, что все его добродетели чисто наружние, и, таким образом, "Русский архив" искусно бросает тень даже на такого святителя, против которого не нашел никаких порочащих сведений. Ясно видно, что характеристика "Русского архива" тенденциозна и неосновательна.

Свидетели, говорящие в пользу Антония, вполне безусловно авторитетны. В числе их преп. Серафим Саровский , который особенно почитал его, и лица, близкие к Дивеевской обители, после смерти преп. Серафима обращавшиеся за духовной помощью к архиеп. Антонию.

Еще при жизни о. Серафима и по его благословению ездил к архиеп. Антонию и получил исцеление от своей вторичной болезни близкий ученик о. Серафима, упомянутый выше Н.А. Мотовилов . Мотовилов в своих записках рассказал и другой чудесный случай, указывающий на духовное единение двух великих подвижников:

"Я пробыл в Воронеже более 3-х месяцев в совершенном и полном здравии, - пишет он. - 2 января 1833 года вечером услыхал я от высокопреосвященнейшего Антония, что батюшка о. Серафим в ночь на этот день, во втором часу за полночь скончался, о чем он сам ему явясь, очевидно, возвестил. Он о нем сам в тот же день соборно отслужил панихиду. А я 4-го января выехал из Воронежа и 11-го прибыл в Саровскую пустынь через два дня после погребения о. Серафима".

Следует иметь в виду, что в то время не было не только привычных нам телеграфа и телефона, но даже и железной дороги. Мотовилов, который, несомненно, торопился, чтобы попасть к погребению о. Серафима, добрался от Воронежа до Сарова только на 8-й день, значит, и извещение о смерти старца не могло дойти в Воронеж быстрее этого. А между тем, архиеп. Антоний отслужил панихиду в самый день его смерти, соборно, в присутствии, можно думать, большого количества людей. Значит, у него не было ни малейшего сомнения в истинности полученного им особым путем известия.

Также еще при жизни о. Серафима к архиеп. Антонию приводили и известную впоследствии Дивеевскую юродивую Пелагею Ивановну . Она тогда еще только начинала свой подвиг. Родные считали ее "порченой" и в надежде на исцеление повели к мощам святителя Митрофана и к преосв. Антонию. Владыка благословил их и три часа беседовал с Пелагеей Ивановной наедине. Спутницы ее, гордившиеся тем, что могут сделать пожертвование, разобиделись, что преосвященный оказал предпочтение "дурочке", а он сказал им: "Не земного богатства ищу я, а душевного". И отпустил их с миром.

Незадолго до смерти, уже больной, архиепископ Антоний посетил Задонск , где были обретены мощи свт. Тихона . Это событие наполнило радостью сердце Антония. Перед гробом святителя он воскликнул: "Ныне отпущаеши раба Твоего, по глаголу Твоему, с миром!"

По возвращении из Задонска преосв. Антоний стал все более и более слабеть.

12 сентября 1846 года он в последний раз отслужил Божественную Литургию. Чувствуя общую слабость, он продолжал заниматься делами, в декабре диктовал поздравительные письма на праздник Рождества Христова. 17 декабря просил своего духовника совершить в его кабинете водоосвящение; пил св. воду и окропил ею свое лицо. Вечером того же дня он пожелал исповедываться, а 18 декабря после ранней обедни в своих покоях приобщился Св. Таин. 19 декабря архиепископ попросил отслужить в Благовещенской церкви молебен перед иконой Скорбящей Божией Матери, а сам в это время долго молился в своем кабинете. Затем сдал все дела викарию, а всю ночь провел на молитве. Утром 20 декабря назначил соборование на 6 часов вечера, велел раздать милостыню нищим, послать к празднику денежные письма бедным. По окончании соборования преосв. Антоний благословил всех находившихся у него, попросил у всех прощение, затем пожелал остаться один. В самые последние минуты он опять позвал всех к себе, попросил зажечь побольше свеч, сам лежал на одре, а окружающие стояли перед ним на коленях, и он возлагал на всех крестообразно руки свои, дыхание его уже прерывалось.

20 декабря 1846 года в десятом часу вечера архиепископ Антоний отошел ко Господу на 74 году жизни.

Погребение его было совершено 27 декабря в Благовещенском соборе, рядом с могилой свт. Митрофана.

И при жизни, и по кончине своей преосв. Антоний не раз являлся разным людям в сонном видении, то утешая, то предостерегая, а иногда и наказывая. Иногда являлся не один, а со святителями Митрофаном и Тихоном.

Архимандрит Серафим (Чичагов) в своей "Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря" приводит некоторые данные об архиеп. Антонии, именно как о человеке, которого особенно уважал преп. Серафим, и при этом делает следующий вывод: "В счастливые первые 30 лет XIX столетия в России еще были светильники и великие рабы Божии, которые, может быть, своими молитвами и спасали отечество в тяжелые годины нашествия двунадесяти язык и западных влияний. К ним должен быть причислен и преосв. Антоний".

Народ еще при жизни архиеп. Антония считал его святым. Могила его до нашего времени привлекала богомольцев, которые служили на ней панихиды и по милости Божией и по вере своей получали исцеление.

По словам митрополита Мануила, на Поместном соборе Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. было принято решение о канонизации архиепископа Антония.

26 мая 2003 г., по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II митрополит Астанайский и Алма-Атинский Мефодий (Немцов) совершил причисление к лику святых Воронежской епархии святителя Антония (Смирницкого), архиепископа Воронежского и Задонского. Святые мощи святителя Антония, архиепископа Воронежского и Задонского, предположительно находятся под спудом в архиерейском некрополе Воронежского Алексиево-Акатова монастыря .

26 июня 2008 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил святителя Антония Воронежского в лике общецерковных святых.

Труды

Проповеди. // Христианское чтение. 1837. апр.; 1848. янв.

Слова на память святителя Митрофана. СПб., 1848.

Письмо о посещении Александра I Киевской Лавры. // Чтения в обществе истории и древностей. 1862. с. 189-190.

8 слов Антония. // Жизнь преосв. Антония архиеп. Воронежского и Задонского. СПб., 1852.

Духовное завещание.

Литература

Севостьянов Н.М. Жизнь преосв. Антония архиеп. Воронежского и Задонского. СПб., 1852; Воронеж, 1914.

Кременецкий А., свящ. Антоний (Смирницкий) архиеп. Воронежский. Воронеж, 1906.

Аскоченский В. Киев. т. II. с. 362-384.

Порфирий (Григорьев), монах. Письма затворника Георгия. СПб., 1894. с. 90-96.

Александр, архим. Высокопреосв. Антоний (Смирницкий) архиеп. Воронежский. Воронеж, 1915.

Поселянин Е. Русские подвижники 19 века. 1-е изд. СПб., 1900. с. 46-48; 3-е изд. доп. 1910.

Поселянин Е. На молитве. СПб., 1916. с. 471.

Некрасов М.И., прот. Жизнеописание архиеп. Антония Воронежского. Воронеж, 1890.

Нилус Сергей. Служка Божией Матери и Серафимов. М., 1904. с. 79-82, 102, 103.

Серафим (Чичагов), архим. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. 2-е изд. СПб., 1903. с. 302-305, 470-472, 480-481, 513, 704, 801.

Венгеров. т. I. с. 647.

Геннади Г. Словарь. с. 36.

Леонид, архиеп. Записки. М., 1907. с. 68, 69.

Строев. стб. 839.

Булгаков. с. 1398.

Толстой Ю. № 251.

Обзор русской духовной литературы. с. 463.

Записки игум. Евгении Озеровой. с. 64-65.

Письма митр. Филарета к С.Д. Нечаеву. с. 77, прим. 2.

Рескрипты высочайших особ Антонию. // Русский архив. 1897.

Юбилейный сборник. с. 19-54, 59, 60.

Русский инок. 1910. № 14. с. 55-63.

Православный собеседник. 1899. июнь. с. 753.

-"- -"- 1905. май. с. 98.

Душеполезное чтение. 1895. ч. III. с. 120, 369.

-"- -"- 1897. ч. II. с. 532-536.

Русская старина. 1882. янв. с. 97, 100, 106.

-"- -"- 1885. окт. с. 160 п/с. 1.

Русский архив. 1895. кн. 1. № 2. с. 194-196; кн. 1. № 4. с. 483; кн. 3. № 11. с. 396.

-"- -"- 1899. кн. 2. № 6. с. 207.

ЖМП. 1945. № 12. с. 45.

ЖМП. (ЖПБ ?) т. II, доп. с. 574-575.

-"- 1907. т. III. с. 215, 216, 219, 222, 359; т. V. с. 105, 192, 194, 296, 297; т. Х. с. 324; т. ХII. с. 490-526, 566, 710-715, 762-763.

Московские церковные ведомости. 1907. № 4. с. 104-105.

БЭЛ. т. I. с. 885-887; т. III. с. 844.

БЭС. т. I. с. 193, 552.

РБС. т. II. с. 225.

Н.Д. с. 61.

Использованные материалы

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_2469

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.