Значение ДИМИТРИЙ (АБАШИДЗЕ) в Православной энциклопедии Древо

ДИМИТРИЙ (АБАШИДЗЕ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Димитрий (князь Абашидзе) , в схиме Антоний ( 1867 - 1942 ), схиархиепископ б. Таврический и Симферопольский .

В миру князь Абашидзе Давид Ильич, родился в родовом имении Веджины Сигнахского уезда Тифлисской губернии на Покров Пресвятой Богородицы 1 октября [1] 1867 года в одном из древнейших княжеских родов Грузии .

С младых ногтей он был обучен танцам, искусству фехтования, верховой езде, с отличием окончил юридический факультет Новороссийского Императорского университета в Одессе в 1891 году. В том же году, неожиданно для близких, поступил в Киевскую духовную академию . На первом курсе академии, 16 ноября 1891 года, был пострижен в монашество с именем в честь святителя Димитрия Ростовского . В 1896 году окончил академию со степенью кандидата богословия и был рукоположен во иеромонаха .

16 августа 1896 года был назначен преподавателем Священного Писания в Тифлисскую духовную семинарию .

В 1897 году - инспектор Кутаисской духовной семинарии . В следующем году был переведен инспектором в Тифлисскую духовную семинарию, где в то время учился Иосиф Джугашвили, будущий глава СССР . Впоследствии в Тбилисском музее им. Ленина много лет хранился семинарский журнал за 1898 - 1899 с записью об Иосифе Джугашвили за подписью иеромонаха Димитрия: « Сделан был выговор. Посажен в карцер по распоряжению о. Ректора на пять часов » [2] .

В 1900 году был возведен в сан архимандрита и назначен ректором Александровской Ардонской миссионерской духовной семинарии .

Архиерей в Грузии и Туркестане

23 апреля 1902 года был хиротонисан во епископа Алавердского и назначен сверхштатным членом Грузино-Имеретинской Синодальной Конторы . Хиротония совершалась в военном Александро-Невском соборе города Тифлиса экзархом Грузии Алексием и епископами Владикавказским Владимиром , Гурийско-Мингрельским Александром , Сухумским Арсением , Имеретинским Леонидом и Горийским Вениамином . При возведении в сан новопоставленный епископ говорил: «Страшное и ответственное служение возлагает на меня Господь... Готов смутиться и устрашиться дух мой и тем, что наступают времена лютые, умножаются нечестие, лжеверие и неверие... И я о Господе не страшусь умножающегося бесчестия... Невозможное человеку – возможно Богу... Восхождение на кафедру епископскую есть приближение к Голгофе. Но Голгофа не может устрашить христианина, для нее мы рождены, ибо без Голгофы нет Воскресения... » [3] .

С 4 ноября 1903 года - епископ Гурийско-Мингрельский .

С 16 апреля 1905 года - епископ Балтский , викарий Подольской епархии .

С 20 января 1906 года - епископ Туркестанский и Ташкентский .

Чувствуя приближение революционных шатаний, епископ Димитрий не оправдывал террористических актов в Грузии тех лет. Через год после хиротонии владыка Димитрий говорил в проповеди на панихиде в память убиенного террористами священника отца Георгия Василова : « Каждая капля проливаемой крови создаёт Церкви новых мучеников, готовит её новых членов. Не страшны мучения ни для Церкви, ни для России... ». Впоследствии, узнав об убийстве экзарха Грузии Никона , епископ Димитрий отправил в Тифлис телеграмму: « ...Глубоко потрясённый, спешу с братскими рыданиями припасть к славному, поистине священному гробу высокопреосвященного Никона... О, да будьте прокляты, и да исчезнут все тайные и явные враги нашего великого православного русского Отечества! » [4] .

На Юге России

С 25 июня 1912 года - епископ Таврический и Симферопольский .

С 1914 года - будучи в святительском сане участник Первой Мировой войны в качестве рядового священнослужителя Черноморской эскадры. 6 мая 1915 года был возведен в сан архиепископа и в тот же день, по его просьбе и с согласия Государя, назначен исполняющим обязанности штатного судового священника на линкоре «Св. Пантелеймон». В течении войны не редко бывал в бою.

На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917 - 1918 года владыка Димитрий сыграл видную роль в защите патриаршества против против домыслов его противников, его имя числится в первом, «большом» списке кандидатов на патриарший престол . После падения Кремля, защищаемого юнкерами, архиепископ на Соборе говорил: « Я бы почитал счастьем и честью пасть вместе с юнкерами... » [5] . В эту пору владыка Димитрий не последовал прочим архиереям-грузинам и не присоединился к Грузинской Церкви , самочинно объявившей свою автокефалию восстановленной.

Участвовал 19-24 мая 1919 года по Юго-Восточном церковном Соборе в Ставрополе , на котором было основано Временное Высшее Церковное Управление Юга России для пределов занятых Добровольческой армией генерала Деникина . По некоторым данным в 1919 году кратковременно пребывал за границей, но вскоре вернулся. В то время как с января 1920 года большинство архиереев юга России стали отбывать за море, архиепископ Димитрий остался. Генерал Врангель обратился с письмом к архиепископу Димитрию с предложением « озаботиться в ближайшие дни изысканием способов устройства высшей церковной власти ». Архиепископ Димитрий 6 апреля прибыл в Севастополь и возглавил ВВЦУ в Крыму . По его инициативе в Крыму были объявлены «дни покаяния», к которым он пытался привлечь и красноармейцев. Архиепископ Димитрий обращался с пронзительным Посланием к православному русскому народу, где писал что: « Не по слабости только, но и по гибельному обольщению согрешил пред Богом народ наш, ибо открыл уши свои ложным и тлетворным учениям сынов тьмы, отвернулся от Бога и поклонился идолам... Люди русские, православные! Явите силу покаяния, возвеличьте Святую Русь делом, словом и мыслью, отвергните соблазны антихристовы... » [6] . Но всенародного покаяния не последовало, многим оно казалось смешным, а вскоре в ноябре 1920 года последнее белое сопротивление было сломлено.

Владыка Димитрий оказался единственным из работавших в ВВЦУ при Врангеле который по исходе Белой армии не эмигрировал. В Крыму начались массовые репрессии, тысячи людей были убиты, но архиепископ Димитрий остался жив [7] .

В мае 1921 года архиепископ Димитрий поселился в Топловском женском монастыре под Феодосией , который уже тогда именовался трудовой артелью. Официально владыка отошёл от церковных дел, был уволен патриархом на покой, но в действительности продолжал деятельность. Владыка Димитрий несколько раз арестовывался, его судил трибунал, где ему ставились в вину телеграмма, отправленная им Колчаку; тысяча рублей, пожертвованная епархией Добровольческой армии; Послания ВВЦУ, под которыми стоит его подпись. Однако, владыка Димитрий был очень популярен в Крыму и власти отпустили его, но приказали покинуть пределы своей бывшей епархии.

Подвижничество в Киеве

Архиепископ направился в Киев где обосновался в Киево-Печерской Лавре . По воспоминаниям профессора Ивана Никодимова : « он ежедневно в священнической фелони и омофоре совершал богослужения. Глубокий старец, небольшого роста, он еще носил следы прежней красоты. Черные выразительные глаза выдавали в нем, несмотря на большую седую бороду и белые, как лунь, волосы, в прошлом темного брюнета .» [8]

В 1923 владыке было 55, но окружающим он представлялся глубоким старцем. Уже тогда он почитался в Киеве как великий подвижник, молитвенник и духоносный старец, к которому за духовными советами стекались православные из России , Украины , Белоруссии , Грузии . По воспоминаниям архиепископа Чилийского Леонтия « Жил он не для себя, а для Бога, для Церкви и для людей. Ни один православный епископ, и даже некоторые из обновленцев, впоследствии принесших покаяние, не проезжали мимо его скромного жилища, чтобы не зайти для духовной беседы » [9] .

О жизни владыки в Киеве существуют обрывочные, яркие сведения. Так, в житии преподобного Алексия Голосеевского , старца-духовника Киево-Печерской Лавры, есть рассказ прихожанки Евдокии Сергеевны: « В 1925 -м, через 8 лет после захоронения о. Алексия, наместнику Лавры Архиепископу Димитрию (Абашидзе) во сне явился о. Алексий и просил перезахоронить его в другое место, ибо он плавает в воде... » Сон повторялся ещё два раза. « Архиепископ, видя, что это промысел Божий, и зная о. Алексия ещё в живых, решился идти к властям гражданским... Власти удивила решительность архиепископа. Конечно, для них сновидения не были причиной перезахоронения, и было отказано. Но тут сразу власти передумали и решили так: хорошо, разрешаем, только с условием, если окажется неправда, тут же все зачинщики будут арестованы и преданы суду... Владыка взял на себя ответственность, надеясь на милость Божию и молитвы о. Алексия... Отслужили всенощную, а утром Божественную Литургию, после литургии — панихиду по о. Алексию. И вот приближается момент Божия чуда. К месту прибыло много гражданских властей, вооружённых солдат. Начало сделал сам Владыка. Он взял лопату и очистил холмик над могилой, потом дал лопату солдатам, они начали копать в глубину. Не успели прокопать на глубину лопаты, как все провалились в воду! » Гроб буквально всплыл на поверхность. « Страх поразил гражданских властей. Все они разбежались. Владыка с христианами радовались... » [10] .

Раздав своё имущество, включая драгоценную панагию и дав на какое-то время обет молчания, архиепископ, с наречением именем Антоний, принял великую схиму .

Ранней весной 1933 года схиархиепископ Антоний, два его келейника, отец Леонтий (Филиппович) и несколько человек из братии Киево-Печерской Лавры были арестованы. 13 марта того года в спецкорпусе Лукьяновской тюрьмы было заведено Дело № 3651 «По обвинению гр. Абашидзе А.И. в преступлении, предусмотренном ст.ст. 54-10 и 54-11 УК УССР [11] ». Его условно приговорили к 5 годам концлагеря, а потом освободили по постановлению ОСО при Коллегии ГПУ УССР. Больше чекисты его не трогали [12] .

После освобождения схиархиепископ продолжал совершать тайные службы и рукоположения. Монах Амвросий (князь Сиверс) писал, что схиархиепископ Антоний был организатором Грузинской Катакомбной Церкви и являлся её первоиерархом с 1926 года до самой смерти. Об этом говорит и о. Леонтий (Филиппович), который в октябре 1930 года был по послушанию послан владыкой Антонием, своим духовным отцом, в Тбилиси . В то время в Грузии не было, по его словам, ни одной действующей церкви, ни одного священника, исполнявшего христианские требы. Отец Леонитий, не раз выполнявший поручения своего аввы, вспоминал: « Всюду у меня было много друзей и почитателей, как в городах, так и в селах, благодаря моему старцу, схиархиепископу Антонию » [13] .

В октябре 1937 были арестованы монахи давно уже закрытой Киево-Печерской Лавры, был арестован и убит в Лукьяновской тюрьме экзарх Украины митрополит Киевский Константин (Дьяков) . Одна из его родственниц видела владыку во сне, стоящим у свеженасыпанного могильного холма, митрополит сказал: « Здесь лежит моё тело ». Кладбищенский сторож, к которому она решилась обратиться, оказался как раз тем могильщиком, кто зарывал останки митрополита. Схиархиепископ Антоний совершил тайное отпевание священномученика над могилой.

К предвоенному времени относится и воспоминание о старце монахини Сергии (Клименко) , когда владыка жил на Кловском спуске, вблизи закрытой Лавры. « Был он такой чудесный, маленький, весь серебряный, с большими «восточными» глазами, глядевшими так приветливо и как-то молодо » [14] .

Вскоре после втрожения в пределы СССР , 19 сентября 1941 немецкие части вошли в Киев и вскоре в нижней чати Киево-Печерской Лавры – в Ближних и Дальних пещерах – разрешили вновь открыть монастырь. Владыка Антоний поселился в домике бывшего смотрителя Ближних пещер. Иван Никодимов пишет что « В этом домике для владыки была восстановлена уничтоженная во время советской власти церковка. Здесь схиархиепископ по праздникам и воскресеньям сам служил наедине, без посторонних богомольцев. Помогали ему в этих службах его домочадцы: пело несколько монахинь, которые обслуживали домик, и его секретарь иеромонах Димитрий... Немцы очень интересовались личностью схиархиепископа, и в маршруте их экскурсий по Лавре неизменно стояло посещение владыки Антония » [15] .

Схиархиепископ Антоний в 1942 рукоположил Феодосия (Бахметьева) во епископа Пинского. Возможно, это было последние его рукоположение.

Умирая, чувствуя приближение земного конца, владыка Антоний громко взывал к святителю Николаю и всем святым о помощи в предстоящем пути. Скончался владыка 1 ноября 1942 года и был погребен у входа в Ближние пещеры Киево-Печерской Лавры .

Владыка любил повторять: « Епископская власть дана мне не для того, чтобы наказывать, а чтобы прощать » [16] . Он всю жизнь с любовью относился к царской семье , охотно и с чувством глубокой симпатии рассказывал о встречах с ней.

Верующие Киева почитают схиархиепископа Антония преподобным исповедником , великим подвижником, молитвенником и прозорливцем.

В 1991 году надгробие схиархиепископа Антония было восстановлено и гласит: « На сем месте покоится прах в Бозе почившего Схиархиепископа АНТОНИЯ (Абашидзе) 1857-I.XI.1942. В память вечную будет праведник ». Ошибка в дате рождения появилась еще в 1933 году, когда более ранняя дата была записана в «анкете обвиняемого» владыки Антония.

Награды

панагия с драгоценными камнями (13 мая 1913).

Труды

"Письмо Преосв. Председателю Всерос. Национального клуба", Приб. к "ЦВ" , 1910, № 49, 2188.

Литература

Церк. Вед. , 1903, № 46, 377; 1905, № 26, 325; 1906, № 4, 65; 1912, № 28, 271; 1913, № 21, 307; 1914, № 34, 409.

Приб. к "ЦВ" , 1902, № 23, 743-746, 1903, № 46, 1806.

Русск. Паломн. , 1912, № 32, 492, 496; 1915, № 22, 352.

ЖМП , 1933, № 13, 6.

Мисс. Календ. , 1907, 132.

Изв. Каз. Еп. , 1912, № 45, 1359 п/с.; 1913, № 2, 32-34.

Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1916 год , 148, 149.

ФПС I , № 7, 1; III, 3.

ФАМ I , № 36, 4.

ФКМ .

БЭЛ , т. IX, стб. 52.

Булгаков, 1399, 1400, 1408.

Дополн. к Кат-ЕС.

Использованные материалы

Олег Слепынин, "Схиархиепископ Антоний (Абашидзе): «Возвеличьте Святую Русь делом»":

http://www.pravoslavie.ru/smi/1136.htm

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_175

[1] Дата по статье Олега Слепынина, "Схиархиепископ Антоний (Абашидзе): «Возвеличьте Святую Русь делом»", http://www.pravoslavie.ru/smi/1136.htm. Согласно http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_175 - либо 2 либо 12 октября.

[2] Цит. по Олег Слепынин, "Схиархиепископ Антоний (Абашидзе): «Возвеличьте Святую Русь делом»", http://www.pravoslavie.ru/smi/1136.htm.

[3] Цит. по Олег Слепынин, "Схиархиепископ Антоний (Абашидзе): «Возвеличьте Святую Русь делом»", http://www.pravoslavie.ru/smi/1136.htm.

[4] Цит. по Олег Слепынин, "Схиархиепископ Антоний (Абашидзе): «Возвеличьте Святую Русь делом»", http://www.pravoslavie.ru/smi/1136.htm.

[5] Цит. по Олег Слепынин, "Схиархиепископ Антоний (Абашидзе): «Возвеличьте Святую Русь делом»", http://www.pravoslavie.ru/smi/1136.htm.

[6] Цит. по Олег Слепынин, "Схиархиепископ Антоний (Абашидзе): «Возвеличьте Святую Русь делом»", http://www.pravoslavie.ru/smi/1136.htm.

[7] Это иногда объясняют личным заступничеством Сталина. Для этой версии нет документальных подтверждений. О связи Сталина с семьей Абашидзе есть семейное предание мусульманской ветви князей Абашидзе, о том что Сталин в начале своей революционной деятельности бывал частым гостем в доме у старшего в роду – Мемеда. В 1933 году Мемеду Абашидзе советское правительство назначило персональную пенсию и предоставило в Батуми десятикомнатную квартиру; он не раз бывал в гостях у Сталина в Кремле, а в 1937 году - был расстрелян без следствия и суда. Олег Слепынин, "Схиархиепископ Антоний (Абашидзе): «Возвеличьте Святую Русь делом»", http://www.pravoslavie.ru/smi/1136.htm.

[8] Никодимов, Иван, «Воспоминание о Киево-Печерской Лавре (1918-1943)», цит. по Олег Слепынин, "Схиархиепископ Антоний (Абашидзе): «Возвеличьте Святую Русь делом»", http://www.pravoslavie.ru/smi/1136.htm.

[9] Цит. по Олег Слепынин, "Схиархиепископ Антоний (Абашидзе): «Возвеличьте Святую Русь делом»", http://www.pravoslavie.ru/smi/1136.htm.

[10] Цит. по Олег Слепынин, "Схиархиепископ Антоний (Абашидзе): «Возвеличьте Святую Русь делом»", http://www.pravoslavie.ru/smi/1136.htm.

[11] Т.е. антисоветская агитация и контрреволюционная деятельность.

[12] Вероятно, тогда и возник слух, что у старца есть некая охранная «кремлёвская грамота», удерживающая его на свободе, но подтверждений этой версии нет.

[13] Цит. по Олег Слепынин, "Схиархиепископ Антоний (Абашидзе): «Возвеличьте Святую Русь делом»", http://www.pravoslavie.ru/smi/1136.htm.

[14] Цит. по Олег Слепынин, "Схиархиепископ Антоний (Абашидзе): «Возвеличьте Святую Русь делом»", http://www.pravoslavie.ru/smi/1136.htm.

[15] Цит. по Олег Слепынин, "Схиархиепископ Антоний (Абашидзе): «Возвеличьте Святую Русь делом»", http://www.pravoslavie.ru/smi/1136.htm.

[16] Цит. по Олег Слепынин, "Схиархиепископ Антоний (Абашидзе): «Возвеличьте Святую Русь делом»", http://www.pravoslavie.ru/smi/1136.htm.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.